Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:23, реферат

Краткое описание

Ценовая конкуренция - это когда производитель хочет добиться успеха, понижая цены. Понижение цены - обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя мероприятие, так как, в конечном счете, оно приводит к снижению прибыли, т.е. конкуренция, которая предполагает продажу товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли. Неценовая конкуренция - это конкуренция когда производитель старается привлечь потребителя качеством товара и надёжностью, всеми законными методами такими как обновление товара, маркетинг, реклама, но не снижением цены, цена остаётся высокой, но товар того стоит.

Содержание

Конкуренция
Условия конкуренции
Конкурентность рынка
Конкуренция количественная
Функции конкуренции
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

предпр-во.docx1.docx

— 33.85 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

    Конкуренция

    Условия конкуренции

    Конкурентность рынка

    Конкуренция количественная

    Функции конкуренции

    Список литературы 

Конкуренция

 

Существует большое количество определений для слова конкуренция:

· экономическое соперничество, состязательность между юридическими или физическими  лицами (конкурентами), заинтересованными  в достижении одной и той же цели; между участниками рынка  за лучшие условия производства и  реализации продукции.

· это центр тяжести всей системы  рыночного хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу установления цен и объемов предложения  товаров на рынке. Стимулом, побуждающим  человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.

· это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению  рынка товарами.

· это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте  продукции, а также в сфере  приложения капитала.

· двигатель экономического прогресса.

Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель  заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать  технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты  на производство единицы продукции  и тем самым имеет возможность  снизить цены, расширяет ассортимент  товаров, улучшает торговое и послеторговое  обслуживание покупателей.

Конкуренцию можно разделить по трем признакам:

1. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция - это когда производитель хочет добиться успеха, понижая цены. Понижение цены - обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя мероприятие, так как, в конечном счете, оно приводит к снижению прибыли, т.е. конкуренция, которая предполагает продажу товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли. Неценовая конкуренция - это конкуренция когда производитель старается привлечь потребителя качеством товара и надёжностью, всеми законными методами такими как обновление товара, маркетинг, реклама, но не снижением цены, цена остаётся высокой, но товар того стоит. Здесь эпицентром борьбы между товаропроизводителями становятся такие неценовые параметры продукции, как ее новизна, качество, надежность, перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, удобство обслуживания и др., т.е. конкуренция, которая осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи (сбыта). Неценовая конкуренция осуществляется по разным направлениям: совершенствование технической стороны товара и улучшение приспосабливаемости товара к нуждам потребителей.

Вот, например, если взять 2 кофейни. В одной чашка кофе стоит 70 рублей, а в другой 50, название и миллилитры одинаковые, только в одной кофейне кофе варят на 7 граммах и оно жидкое и не вкусное, в другой кофейне варят на 12 граммах и кофе там лучше и вкусней, одни берут ценой, другие качеством, посещаемость почти одинаковая, но со временем кофейня в которой чашка кофе стоит 70 рублей становится более посещаемой за счёт качества своего кофе.

2. По отраслевой принадлежности  различают внутри - и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

3. По степени свободы конкуренцию подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Совершенная конкуренция - это свобода, от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. Свободный вход на рынок и выход с него. Максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах.

В условиях монополистической конкуренции количество фирм 25-70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товаров той же группы, выпускаемых другими фирмами. Это, как правило, товары или услуги одного назначения - прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и т.п. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. и почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом.

 

 

 

Условия формирования конкуренции

 

Первое условие - переход на равновесные цены. Они формируют ориентиры хозяйственной деятельности предприятий. Предприниматели производят не для государства, а для потребителя, учитывая спрос на рынке.

Второе условие это формирование рынка ресурсов и обеспечение их мобильности. Конкурентный рынок в принципе предполагает наличие свободных, незадействованных ресурсов, способных к перемещению.

Третье условие это достижение определённой плотности рынка. Когда идёт экономический рост производитель должен ощущать на себе давление конкуренции, если не ощущает, значит, рынок не достиг ещё той плотности, которая делает его конкурентным.

Четвёртое условие это преобразование отношений собственности.

В период формирования конкурентного  рынка выявляются проблемы, а именно то, за счёт чего сужены масштабы конкурентной среды, это наличие большого количества убыточных предприятий, которые  не подключены к механизму самоорганизации, и деформаций рыночной среды, которые  уводят хозяйственные процессы с  пути экономического роста.

Проблема формирования режима конкуренции  ещё и в том, что существует теневая экономика и большое  количество бюрократический барьеров для организации и расширения бизнеса.

 

 

 

Конкурентность рынка

 

Конкурентность рынка определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т.е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы оказывают влияние на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным считается рынок. Наивысшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма не оказывает никакого подобного влияния. В этом случае на рынке товара действует так много фирм, что каждая из них в отдельности никак не воздействует на цену товара, а воспринимает ее как величину, определяемую рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется совершенно конкурентным. Фирмы, действующие в условиях совершенно конкурентного рынка, не ведут между собой конкурентной борьбы.

Если отдельные фирмы в состоянии  воздействовать на условия продажи  своей продукции (в первую очередь, на цены), то они ведут между собой  конкурентную борьбу, но рынок уже  не считается совершенно конкурентным.

Когда группа фирм выпускает и продает  одноименные, однородные товары, то считается, что эти фирмы образуют отрасль.

Для того чтобы определить, каковы будут объемы продажи производимого  товара при изменении ею цены товара, фирма должна знать, как поведут  себя другие фирмы отрасли (поскольку  их реакция на действия фирмы, безусловно, скажется на уровне ее продаж), т.е. знать  структуру рынка. В целом рассматриваются четыре теоретически возможные рыночные структуры, при этом считается, что они охватывают большинство реально существующих рыночных структур:

1. совершенная конкуренция;

2. монополистическая конкуренция;

3. олигополия;

4. монополия.

 

1. Совершенная конкуренция

К совершенной (чистой) конкуренции  относятся внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) и межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров). Первая ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен  на товары. Межотраслевая конкуренция  позволяет найти сферу более  прибыльного вложения капитала.

По количеству производителей и  покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых  фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.

Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:

- на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;

- тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;

- свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;

- наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.

2. Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция - это  рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Монополистическая конкуренция - самый  распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы  контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.

Основные характеристики монополистической  конкуренции:

- относительно большое число некрупных (мелких) фирм;

- эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

- сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

Неценовая конкуренция - главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама. Проникновение на рынок монополистической  конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые  заинтересуют покупателя. Монополистическая  конкуренция свойственна реально  существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить  потребности, активизирует торговлю и  производство.

3. Олигополия

Олигополия - это рынок, на котором  доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.

Характерная особенность олигополистического  рынка - взаимосвязь фирм: любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

В условиях олигополии возможна как  ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества  обычно менее эффективны. Между предприятиями  существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая  потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера.

Поскольку продукцию производят крупные  предприятия, затраты на производство за счет эффекта масштаба снижаются. В условиях олигополии неценовые  методы конкуренции - от рекламы до экономического шпионажа - оказываются  эффективнее, поэтому используются чаще. Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать  предприятие, способное противостоять  фирмам, уже контролирующим данный рынок. При олигополистической конкуренции  фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей  деятельности - цену и объем выпуска  продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и  в большей степени завысить цену.

4. Чистая монополия

Чистая монополия - это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.

Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы - монополиста.

Понятие «монополия» имеет двоякий  смысл: под монополией понимают, во-первых, крупное предприятие, занимающее ведущее  положение в определенной отрасли; во-вторых, положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.

Цель монополии - получение сверхприбыли посредством контроля над ценой  и объемом производства на монополизированном рынке.

Основные черты чистой монополии:

1. единственный продавец - производитель;

2. товарная дифференциация отсутствует,  отсутствие товаров-заменителей;

3. продавец осуществляет практически  полный контроль над ценами;

4. очень трудные условия вхождения  в отрасль новых предприятий.  По сути дела, вход оказывается  заблокированным условиями.

Информация о работе Конкуренция