Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:56, дипломная работа

Краткое описание

История предпринимательской деятельности в России настолько же фундаментальна и интересна, как и история российского государства. Предпринимательство берет свое начало в VIII веке. В этот период шел процесс развития и становления русского государства, что способствовало появлению первых предпринимателей на Руси. Впервые обособляются и развиваются различные формы деятельности, например земледельческое и скотоводческое хозяйство, ремесло, а затем и торговля как специальная форма деятельности. Такому процессу способствовало социальное и имущественное расслоение общества, разделение общественного труда, выделение разных форм собственности, в число которых входила и частная.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!!.docx

— 118.90 Кб (Скачать файл)

Введение  императивной нормы о порядке  определения места нахождения общества представляется вполне обоснованным, поскольку это позволяет устранить  неопределенность в установлении места  нахождения конкретного общества, избавляет  от необходимости обращаться для  этого к его учредительным  документам. Кроме того, в процессе деятельности общества может измениться как место нахождения его органов  управления, так и основное место  его деятельности, что влечет обязанность  общества зарегистрировать изменения  в учредительные документы в  части указания места нахождения. Внесение же таких изменений, особенно в крупных обществах с большим числом участников, сопряжено со значительными трудностями. Для этого требуется созывать общее собрание участников, оплачивать регистрационный сбор, нести иные, связанные с регистрацией расходы. Внесенные в закон изменения избавляют общество от необходимости всякий раз при перемене места нахождения органов управления или основного места его деятельности производить регистрацию изменений в учредительные документы. Кредиторам и должникам общества, иным заинтересованным лицам при определении места исполнения обязательств, подсудности и других подобных вопросов, достаточно установить лишь место государственной регистрации общества.

Определяя правовое положение обществ с  ограниченной ответственностью, необходимо отметить особенности правового  положения некоторых обществ с ограниченной ответственностью. К ним относятся общества с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции. Такие общества в значительной мере «выведены» из сферы правового регулирования Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Особенности их правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации определяются иными федеральными законами.

Банковская  деятельность регулируется Федеральным  законом «О банках и банковской деятельности»  в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года и Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банковским законодательством устанавливаются специальные требования к лицам, выступающим в качестве учредителей кредитных организаций (в том числе в форме обществ с ограниченной ответственностью), в частности в отношении их экономической состоятельности. Минимальный размер уставного капитала банка в форме общества с ограниченной ответственностью определяется Центральным банком России. Общества с ограниченной ответственностью, занимающиеся банковской деятельностью, обладают ограниченной правоспособностью: они не вправе осуществлять производственную, торговую и страховую деятельность. Порядок государственной регистрации и лицензирования банков также отличается от общего порядка. Эти вопросы регулируются, в частности. Инструкцией Центрального банка РФ от 14 января 2004 года № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций». Кроме того. Центральный банк РФ обладает значительными полномочиями по регулированию деятельности банков и осуществлению контроля за такой деятельностью. В пределах, установленных законами. Центральный банк РФ вправе издавать нормативные акты, регулирующие деятельность банков. Специальный закон посвящен и регулированию порядка объявления банков несостоятельными (банкротами) – Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Страховая деятельность регулируется Законом  РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации  страхового дела в Российской Федерации». Правоспособность страховых организаций также ограничена указанным законом. Страховые организации не вправе заниматься производственной, торгово-посреднической и банковской деятельностью. Устанавливаются специальные требования к минимальному размеру уставного капитала страховой организации, определяются меры по обеспечению финансовой устойчивости страховщиков (например, обязанность соблюдать нормативные соотношения между активами и принятыми на себя обязательствами). Предусмотрен особый порядок лицензирования страховой деятельности. Важное место уделяется государственному контролю за страховой деятельностью. Данные функции возложены на федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, который имеет право издавать нормативные акты, регламентирующие деятельность страховых организаций, в том числе и создаваемых в форме обществ с ограниченной ответственностью.

Что касается обществ с ограниченной ответственностью, занимающихся инвестиционной деятельностью, то особенности их правового положения  определяются подзаконными нормативными актами, регулирующими порядок их лицензирования, устанавливающими требования к минимальному размеру уставного  капитала и т.д., поскольку Закон  РСФСР от 26 июня 1991 года «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» каких-либо специальных  норм на этот счет не содержит. Правоспособность обществ с ограниченной ответственностью в сфере инвестиционной деятельности носит ограниченный характер.

На сегодняшний  день отсутствует специальный федеральный  закон, регулирующий особенности правового  положения обществ с ограниченной ответственностью в области производства сельскохозяйственной продукции. Вопросы создания обществ, образованных в результате реорганизации колхозов и совхозов регулировались рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Что же касается других обществ, занятых производством сельскохозяйственной продукции, и, в частности, обществ с ограниченной ответственностью, созданных на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, то в настоящее время отсутствуют вообще нормативные акты (не говоря уже о федеральных законах), устанавливающие какие-либо особенности их создания и деятельности. Следовательно, если частичное выведение обществ с ограниченной ответственностью в области банковской, страховой и инвестиционной деятельности из сферы действия закона об обществах объяснимо с точки зрения юридической техники, то данное действие законодателя в отношении сельскохозяйственных обществ с ограниченной ответственностью с этой позиции объяснить нельзя. Выведение сельскохозяйственных обществ из сферы действия закона может быть связано лишь с политическими (или даже популистскими) интересами отдельных групп законодателей, поскольку особенности правового положения аграрных обществ с ограниченной ответственностью крайне немногочисленны и, в большинстве своем, носят временный характер. «Данное законодательное решение стало традиционным для современного отечественного законодателя (ср. п.п. 3 и 4 ст. 1 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Особый статус юридических лиц, действующих в сфере сельскохозяйственного производства, объясняется не столько особенностями последнего, сколько позицией законодателя (в свою очередь, обусловленной позицией депутатов аграриев и поддерживающих их депутатских групп), постоянно стремящегося вывести эту сферу из-под действия общего законодательства».

Необходимо  отметить также то, что, в отличие  от Закона «Об акционерных обществах», Федеральный закон «Об обществах  с ограниченной ответственностью»  устанавливает возможность специального правового режима лишь для обществ, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции. Деятельность же обществ, хотя и связанных с сельскохозяйственным производством, но непосредственно  им не занимающихся (переработка и  хранение сельскохозяйственной продукции, материально-техническое снабжение, обслуживание производителей сельскохозяйственной продукции и т.д.), полностью регулируется Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Следует обратить внимание и на то, что общества с ограниченной ответственностью в  сфере банковской, страховой, инвестиционной деятельности, а также в области  производства сельскохозяйственной продукции  не полностью выведены из-под действия Закона об обществах, а лишь в небольшой  части. В Законе (п.2 ст.1) содержится исчерпывающий перечень вопросов, которые  могут регулироваться специальными законами: особенности правового  положения, порядка создания, реорганизации  и ликвидации таких обществ. Все  остальные вопросы регулируются общим законом. В частности это  касается состава учредительных  документов общества, порядка управления обществом, состава и количества участников общества, а также правового положения участников общества с ограниченной ответственностью.

 

2.2 Создание обществ с ограниченной ответственностью

 

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об  обществах с ограниченной ответственностью»  участниками общества могут быть граждане и юридические лица. При этом закон не предъявляет каких-либо специальных требований к этим субъектам. Поэтому для определения круга граждан, способных быть участниками общества с ограниченной ответственностью, необходимо руководствоваться положениями Главы 2 ГК РФ о дееспособности. Из анализа статей 21, 26, 28-30 можно сделать вывод, что участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть любые граждане, обладающие полной дееспособностью. Регистрации гражданина в качестве предпринимателя без образования юридического лица для его участия в обществе не требуется (ст. 7 Закона).

Что касается участия юридических лиц, то здесь  необходимо учитывать положения  ст. 49 ГК РФ о правоспособности юридического лица. Однако, ни в коем случае нельзя говорить о том, что участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть только юридические лица, обладающие общей (универсальной) правоспособностью, т.е. коммерческие юридические лица. Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью (в том числе и некоммерческие организации), зачастую тоже вправе заниматься предпринимательской деятельностью для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям (ст. 117 ГК РФ), в том числе и путем участия в обществах с ограниченной ответственностью. Более того, в п.2 ст. 118 ГК РФ прямо указано, что такие некоммерческие организации, как фонды для осуществления предпринимательской деятельности вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Но существуют и ограничения круга субъектов, способных быть участниками общества с ограниченной ответственностью. Так, п. 2 ст. 7 Закона и п. 4 ст. 66 ГК РФ запрещают выступать в качестве участников общества с ограниченной ответственностью (как и хозяйственных товариществ и обществ вообще) государственным органам и органам местного самоуправления, к которым относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, создаваемые в соответствии с Конституцией РФ.

Исключением из указанного правила является предусмотренная  законом возможность участвовать  в хозяйственных обществах для  государственных органов, осуществляющих приватизацию государственных и  муниципальных предприятий: Министерство по управлению государственным имуществом РФ, комитеты по управлению имуществом в субъектах Федерации и муниципальных  образованиях, фонды имущества.

Государственные органы и органы местного самоуправления могут участвовать в обществах  с ограниченной ответственностью не напрямую, а опосредованно. Для этого  перечисленные органы могут создать  государственные или муниципальные  унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, которые входят в состав учредителей общества с ограниченной ответственностью. Данное действие является допустимым, поскольку закон не устанавливает прямого запрета на участие государственных и муниципальных унитарных предприятий в обществах с ограниченной ответственностью. Имущество, принадлежащее таким предприятиям на праве хозяйственного ведения, может быть внесено в качестве вклада в уставный капитал с согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ).

Другое  ограничение касается финансируемых  собственниками учреждений. Они могут  быть участниками общества с ограниченной ответственностью лишь с разрешения собственника, если иное не предусмотрено  законом (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Некоторым видам учреждений право на участие в хозяйственных обществах прямо предоставлено специальными законами.

Еще одно ограничение состоит в том, что  общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее  из одного лица (п. 2 ст. 88 ГК РФ, абз. 3 п. 2 ст. 7 Закона). Очевидно, данное правило направлено на ограничение взаимного участия одних обществ в других. Однако его необходимость вызывает некоторые сомнения, поскольку каждое такое общество является юридическим лицом, обладающим обособленным имуществом, и самостоятельно отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Следовательно, каждое из этих обществ, несмотря на взаимное участие, является самостоятельным субъектом права. Кроме того, подобная ситуация может возникнуть не только при создании общества, но и в процессе его деятельности в результате объединения всех долей одним участником – хозяйственным обществом, состоящим из одного лица. Получается, что данное общество подлежит принудительной ликвидации? Действующее законодательство ответа на данный вопрос не содержит, более того, ни Закон, ни ГК РФ вообще ничего не говорят о последствиях нарушения этого правила (ликвидация общества, принудительное отчуждение части долей и т.д.). Не указан в законе и государственный орган, на который бы возлагалась обязанность по контролю за соблюдением этого правила.

Поскольку законодателем установлен подобный запрет, следует дополнить его соответствующей санкцией за нарушение. С этой целью пункт 2 статьи 88 ГК РФ и абзац 3 пункта 2 статьи 7 Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» предлагаем изложить в следующей редакции.

«Общество не может иметь в качестве единственного  участника другое хозяйственное  общество, состоящее из одного лица. Если в обществе, состоящем из нескольких участников, все доли в уставном капитале приобретены одним участником – хозяйственным обществом, состоящим из одного лица, такой участник обязан в течение года со дня объединения долей уступить часть из них другим лицам. При нарушении этого правила, по истечении одного года со дня объединения долей, кредиторы общества вправе в судебном порядке требовать принудительной продажи части долей либо ликвидации общества».

Что касается количества участников общества с ограниченной ответственностью, то здесь закон  четко определяет, что число участников общества не должно превышать пятидесяти. В противном случае оно в течение  года подлежит преобразованию в открытое акционерное общество или производственный кооператив. Исключение сделано лишь для обществ с ограниченной ответственностью (товариществ с ограниченной ответственностью), число участников которых на момент введения в действие Закона (1 марта 1998 года) превышало пятьдесят. Они  могут быть преобразованы и в  закрытые акционерные общества без ограничения предельной численности акционеров закрытого акционерного общества, установленной законом (п. 3 ст. 59 Закона).

Общество  с ограниченной ответственностью может  быть учреждено одним лицом, которое  становится его единственным участником. Также общество, созданное несколькими  лицами, может впоследствии стать  обществом с одним участником (абз. 2 п.2 ст. 7 Закона). «Применительно к обществу с ограниченной ответственностью надо сказать, что это нормальная и единственная форма организации  компании одного лица».

Учредительными  документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный  договор, заключенный между учредителями, и утвержденный ими устав общества. Таким образом, общества с ограниченной ответственностью относятся к договорно-уставным юридическим лицам, которые действуют  на основании двух учредительных  документов. Исключение установлено  лишь для обществ, учрежденных одним  лицом. Учредительным документом такого общества является устав, учредительный  же договор здесь заменяет решение  учредителя о создании общества, которое, однако, учредительным документом не является. Если в процессе деятельности такого общества число его участников увеличится, то между ними должен быть заключен учредительный договор.

Информация о работе Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права