Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:56, дипломная работа

Краткое описание

История предпринимательской деятельности в России настолько же фундаментальна и интересна, как и история российского государства. Предпринимательство берет свое начало в VIII веке. В этот период шел процесс развития и становления русского государства, что способствовало появлению первых предпринимателей на Руси. Впервые обособляются и развиваются различные формы деятельности, например земледельческое и скотоводческое хозяйство, ремесло, а затем и торговля как специальная форма деятельности. Такому процессу способствовало социальное и имущественное расслоение общества, разделение общественного труда, выделение разных форм собственности, в число которых входила и частная.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!!.docx

— 118.90 Кб (Скачать файл)

Способами формирования уставного капитала не исчерпываются различия открытых и  закрытых акционерных обществ. Число  участников закрытого акционерного общества не может превышать пятидесяти, а в случае его превышения общество преобразуется в открытое акционерное  общество либо ликвидируется. Акционеры  закрытого акционерного общества имеют  право преимущественной покупки  отчуждаемых другими акционерами  акций (аналогично передаче долей в  обществе с ограниченной ответственностью). Отмеченные различия открытых и закрытых акционерных обществ, все же не приводит к расщеплению акционерных обществ  на две самостоятельные организационно-правовые формы, ибо укладываются в рамки  единого понятия акционерного общества и не противоречит общим принципам  акционерной формы предприятия.

К органам  управления акционерным обществом  закон относит общее собрание акционеров, а также совет директоров (наблюдательный совет), который обязательно  создается, если в обществе более 50 участников. Органами акционерного общества как юридического лица, то есть исполнительными органами, являются либо единоличный и (или) коллегиальный орган (правление, дирекция и т.п.). Их компетенция, процедура формирования и порядок работы определяются статьей 103 ГК РФ, статьями 47 – 71 Федерального закона «Об акционерных обществах» и уставом акционерного общества. Кроме того, управление обществом может быть по договору возложено и на сторонних управляющих – юридических и физических лиц.

Поскольку акционерная форма предприятия  рассчитана на объединение капиталов  множества вкладчиков, Федеральным  законом «Об акционерных обществах» предусмотрена повышенная защита интересов  мелких держателей акций от действия более состоятельных акционеров. Так, приобретение 30 и более процентов  голосующих акций крупных открытых акционерных обществ способно изменить судьбу контрольного пакета акций и, тем самым, ущемить права большинства  акционеров. С другой стороны, Закон  не может просто запретить свободную  куплю-продажу акций в открытых акционерных обществах, поскольку  это является их обязательным признаком. Решение этой проблемы законодатель видит в том, чтобы в случае скупки контрольного пакета голосующих акций (30 и более процентов) одним  лицом, предоставить остальным акционерам право потребовать выкупа их обыкновенных акций этим лицом по справедливой цене (статья 80 Федерального закона «Об  акционерных обществах»). Таким образом, акционер, которого не устраивает перемены в контрольном пакете акций, может  продать свои акции и, тем самым, выйти из общества.

Также закон  защищает акционеров и от возможных  недобросовестных действий управляющих  и других лиц, которые могут влиять на принятие обществом решений. С  этой целью статьей 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» определен круг лиц, которые считаются  заинтересованными  в совершении обществом сделок, и определяет специальный  порядок заключения таких сделок.

Кроме того, совершение крупных сделок, связанных  с приобретением или отчуждением  имущества акционерного общества или  его его акций, обусловлено получением согласия совета директоров (наблюдательного  совета) или общего собрания акционеров.

Производственные кооперативы. Производственный кооператив (артель) – это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паев членов объединения.

В производственном кооперативе, как и в хозяйственных  товариществах, решающее значение имеет  личное участие его членов в деятельности организации. Но нормы о хозяйственных  товариществах сконструированы  в основном в расчете  на то, чтобы  обеспечить полным товарищам возможность  непосредственного личного участия  в предпринимательской деятельности. В отношении же производственных кооперативов акцент делается на непосредственном трудовом участии, предполагающем включение  участника в состав трудового  коллектива кооператива. Именно поэтому  статья 7 Федерального закона от 8 мая 1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»  ограничивают количество членов кооператива, не принимающих личное трудовое участие  в его деятельности, всего двадцатью  пятью процентами от числа членов, участвующих в работе кооператива  личным трудом. Решение имущественных  вопросов и управление в производственном кооперативе также обладают значительной спецификой.

В фирменном  наименовании вместо слов «производственный  кооператив» можно использовать слово «артель», поскольку законодатель считает их синонимами.

Участниками производственного кооператива  являются, по общему правилу, граждане. Причем, в отличие от полных товарищей, им абсолютно не требуется статуса  индивидуального предпринимателя. Наряду с ними участвовать в кооперативе могут и юридические лица, если это допускается уставом кооператива. Число членов кооператива не может быть менее пяти.

Говоря  об участии в кооперативе, необходимо отметить, что термин «членство» может  употребляться в различных значениях: как синоним вообще участия в  организации (и в этом смысле можно  говорить, например, о членстве в  акционерном обществе) и как специфическая  форма личного участия, совершенно не связанного с участием имущественным. ГК РФ понимает членство в кооперативе  именно в последнем его значении. Членство в узком смысле слова  означает также, что взаимные правовые связи между членами устанавливаются  не напрямую (как это происходит, например, на основе учредительного договора), а опосредуются кооперативом, который  выступает своеобразным центром  системы этих связей. Поэтому единственно  возможным учредительным документом кооператива может быть только его  устав.

Имущество кооператива первоначально складывается из паевых взносов его членов, которые  не идентичны долям в уставном капитале хозяйственных обществ  и товариществ. Права члена в  отношении кооператива отнюдь не обусловлены величиной его пая. Так, независимо от величины пая, каждый член кооператива имеет один голос  на общем собрании участников (пункт 4 статьи 110 ГК РФ, части 3 пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О производственных кооперативах»). В случае образования  неделимого фонда пай и вовсе  перестает соответствовать доле в имуществе кооператива. При  выходе из кооператива его член имеет  право лишь на выплату ему пая, но никак не выплаты доли во всем имуществе.

Члены кооператива  несут субсидиарную ответственность  по всем его обязательствам в порядке  и размерах, установленных уставом  и законом о производственных кооперативах (пункт 2 статьи 107 ГК РФ).

Система кооперативных органов состоит  из общего собрания его членов (высший орган), наблюдательного совета (образование  которого, в отличие от акционерного общества,  не обязательно) и исполнительных органов: правления и (или) председателя (статья 110 ГК РФ). Обязательным для кооперативов является принцип комплектования его органов только из числа членов.

Члену кооператива  принадлежит безусловное право  выхода из его состава. По общему правилу, передача пая другому члену кооператива  не требует согласия остальных участников. Переход пая к третьим лицам  означает их прием в члены кооператива  и поэтому возможен лишь по решению  общего собрания.

Исключение  из членов кооператива возможно в  качестве санкции за ненадлежащее исполнение членских обязанностей (пункт 2 статьи 111 ГК РФ). Причем, в отличие от хозяйственных  обществ, такое исключение производится по решению общего собрания членов кооператива.

Государственные и муниципальные  предприятия. Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 1 статьи 113 ГК РФ). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам. В соответствии с нормой пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», таковым признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Учредительными  документами государственных и  муниципальных предприятий является решение собственника (как правило, его представителя в лице конкретного  органа государственной власти или  органа местного самоуправления) и  устав, утвержденный указанными лицами. В соответствии с пунктом 2 статьи 52 ГК РФ, в учредительных документах унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юридического лица. Это  обусловлено тем, что правоспособность государственных и муниципальных  предприятий, в отличие от других коммерческих организаций является специальной. Так, в соответствии с  пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях», унитарное  предприятие может иметь гражданские  права, соответствующие предмету и  целям его деятельности, предусмотренным  в уставе этого унитарного предприятия, и связанные с этой деятельностью  обязанности. Причем, в соответствии с нормой пункта 3 статьи 3 указанного закона, отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным  законом, унитарное предприятие  может осуществлять, только на основании  лицензии. Поэтому государственные  и муниципальные унитарные предприятия  не могут осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только такими видами хозяйствования, которые определены их собственником  в уставе. Однако это не означает, что унитарные предприятия ограничены в совершении различных сделок. Если иное специально не  установлено  собственником в уставе, они вправе совершать всякие сделки, необходимые  им для достижения целей, предусмотренных  в уставе. Так, государственное предприятие  вправе передать с согласия собственника часть своего имущества в аренду, если это не помешает основному производству и позволит изыскать дополнительные источники финансирования. Тем не менее, систематическая сдача своего имущества в аренду явно выходит  за рамки специальной правоспособности унитарного предприятия, ибо его  цель – производство продукции, а  не услуги по представлению вещей  внаем. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» подчеркивается, что сделки унитарных предприятий, противоречащие целям и предмету их деятельности, являются ничтожными на основании статьи 168 ГК РФ.

Природа государственных и муниципальных  предприятий находит свое выражение  и в фирменном наименовании, которое  должно содержать указание на собственника их имущества (абзац 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях»). Другие средства индивидуализации  государственных и муниципальных  унитарных предприятий  не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

В отличие  от других коммерческих юридических  лиц, органы управления государственных  и муниципальных предприятий, как  правило, носят единоличный характер (статья 21 Федерального закона «О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях»). Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который  назначается на должность и освобождается  от должности собственником, либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (пункт 4 статьи 113 ГК РФ).

Унитарные государственные и муниципальные  предприятия подразделяются на унитарные  предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия).

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

Характер  имущественной обособленности рассматриваемого предприятия определяется содержанием  права хозяйственного ведения в  соответствии со статьей 295 ГК РФ. Собственник  имущества унитарного предприятия  имеет широкие полномочия по вопросам его деятельности. Он вправе:

- принимать  решение о его создании, реорганизации  и ликвидации;

- определять  содержание его специальной правоспособности (предмет и цели деятельности);

- назначать  на должность и освобождать  от должности руководителя (директора)  предприятия;

- осуществлять  контроль за использованием по  назначению и сохранностью принадлежащего  предприятию имущества. Кроме  того, собственник имеет право  на часть прибыли унитарного  предприятия. Сделки, которые унитарное  предприятие совершает со своим  недвижимым имуществом, требует  согласия собственника.

До государственной  регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд. Следовательно, поэтапное формирование уставного фонда для унитарных  предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, не допускается. Минимальный размер уставного фонда  определен не менее чем в пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным  законом на дату государственной  регистрации государственного предприятия  и не менее чем в одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом  на дату государственной регистрации  муниципального предприятия (пункт 3 статьи 12 Федерального закона «Об акционерных  обществах»).

Информация о работе Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права