Иные субъекты предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:59, контрольная работа

Краткое описание

Финансово-промышленные группы (далее — ФПГ) зачастую называют «особыми экономическими зонами», так как они позволяют минимизировать многие риски, получить выгодный налоговый режим. ФПГ довольно привлекательны и для иностранных инвесторов. В России сейчас имеется около 100 официально зарегистрированных финансово-промышленных групп («Интеррос», «Нижегородские автомобили», «Мостатнафта», «Магнитогорская сталь», «Сибагромаш» и др.), а неофициальных групп — в несколько раз больше (например, «Альфа-груп»).

Содержание

Теоретический вопрос: Иные субъекты предпринимательской деятельности. 3
Задача №1 31
Задача №2 36

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная предпринимательское право.docx

— 138.57 Кб (Скачать файл)

Однако Конституционный Суд  РФ признал данное положение не противоречащим Конституции РФ, указав, что публично-правовой статус арбитражных управляющих  обусловливает право законодателя предъявлять к ним специальные  требования, касающиеся в том числе  членства в профессиональном объединении, на которое государство также  возлагает ответственность за обеспечение  проведения процедур банкротства надлежащим образом. Создание саморегулируемых организаций арбитражных управляющих практически одновременно с отказом от лицензирования деятельности арбитражных управляющих означает, что государство переложило на эти организации часть своих публично-правовых функций.

В названном Постановлении Конституционный  Суд РФ по сути подтвердил ранее  сделанные выводы. В Постановлении от 19.05.1998 N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате" Конституционный Суд РФ указал, что нормы, которые устанавливают обязательное членство в нотариальной палате занимающихся частной практикой нотариусов в качестве условия работы по этой профессии, не затрагивает ни конституционный принцип равенства, ни конституционные права на свободу объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии (ст. ст. 19, 30 и 37 Конституции РФ), поскольку государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности .

Контроль, осуществляемый СРО  за деятельностью ее членов

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 315-ФЗ контроль за осуществлением членами СРО предпринимательской или профессиональной деятельности проводится путем плановых и внеплановых проверок. Предметом плановой проверки является соблюдение членами СРО требований стандартов и правил этой организации, а также условий членства в СРО. Основанием для проведения внеплановой проверки может являться направленная в СРО жалоба на нарушение ее членом указанных требований.

Если в ходе проверки выявлены нарушения  требований стандартов и правил, условий  членства в СРО, материалы такой  проверки передаются в специализированный орган СРО по рассмотрению дел  о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия. Если этот орган установит факт нарушения членом СРО указанных требований и стандартов, а также условий членства в СРО, то он вправе принять решение о применении в отношении такого члена одной из следующих мер дисциплинарного воздействия:

- вынесения предписания, обязывающего  устранить выявленные нарушения  в установленные сроки;

- вынесения предупреждения;

- наложения штрафа;

- рекомендации об исключении  лица из членов СРО, подлежащей  рассмотрению постоянно действующим  коллегиальным органом управления  организации;

- иной меры, установленной  внутренними документами СРО.

 

Торгово-промышленая палата

 

Правовой статус торгово-промышленных палат регламентируется Законом "О  торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".
Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей (п. 1 ст. 1 Закона "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации").
Торгово-промышленная палата может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Полученная прибыль между членами торгово-промышленной палаты не распределяется.
Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам своих членов, так же как и члены торгово-промышленной палаты не отвечают по ее обязательствам.
Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам созданных ею предприятий, так же как и эти предприятия не отвечают по обязательствам торгово-промышленной палаты.
Торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.
Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:
оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;
содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов Российской Федерации, отраслей народного хозяйства и предприятий;
организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами;
содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;
оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;
содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;
принимают меры, в рамках предоставленных им прав, к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;
содействуют урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;
обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций;
выполняют другие задачи с учетом положений международных договоров Российской Федерации.
Торгово-промышленные палаты образуются на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также на территории других административно-территориальных образований Российской Федерации. На одной и той же территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата (ст. 5 Закона "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации").
Торгово-промышленная палата образуется по инициативе не менее пятнадцати учредителей. Учредители торгово-промышленной палаты созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав и образуются руководящие органы торгово-промышленной палаты.
Членами торгово-промышленной палаты могут быть российские коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также их объединения (ассоциации и союзы).
Единственным учредительным документом торгово-промышленной палаты является ее устав, который должен предусматривать:
а) наименование, цели, задачи и функции торгово-промышленной палаты;
б) наименование территории, в пределах которой торгово-промышленная палата осуществляет свою деятельность;
в) условия и порядок приема в члены торгово-промышленной палаты и выхода из нее;
г) права и обязанности членов торгово-промышленной палаты;
д) порядок образования руководящих органов торгово-промышленной палаты и их компетенцию, сроки их полномочий и порядок принятия ими решений;
е) источники формирования имущества торгово-промышленной палаты;
ж) порядок внесения изменений и дополнений в устав торгово-промышленной палаты;
з) порядок прекращения деятельности торгово-промышленной палаты.
В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности торгово-промышленной палаты.
Решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты принимается Федеральной регистрационной службой или ее территориальным органом.
Для государственной регистрации торгово-промышленной палаты в месячный срок со дня принятия устава в Федеральную регистрационную службу или в ее территориальный орган в соответствующем субъекте Российской Федерации подаются следующие документы:
заявление учредителей торгово-промышленной палаты, в котором также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа торгово-промышленной палаты;
устав торгово-промышленной палаты в трех экземплярах;
протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших устав торгово-промышленной палаты;
решение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание данной торгово-промышленной палаты;
документ об уплате государственной пошлины.

 

Задача  №1

Определите, является ли предпринимательством деятельность, осуществляемая:

а) Ивановым, который периодически размещает часть денежных средств  во вклады в банках и получает доход  в виде процентов с них;

б) Сергеевой, которая оказывает  нотариальные услуги на основании лицензии на право осуществления нотариальной деятельности;

в) Никитиным, который занимается перепродажей продуктов питания на рынке, но не имеет свидетельства о регистрации  в качестве индивидуального предпринимателя;

г) пенсионеркой Семеновой, которая  продает излишки овощей, выращенных на собственном приусадебном участке;

д) Дмитриевым, который, приобретя  акции промышленного предприятия  и трижды получив по ним ежеквартальные дивиденды, перепродал их по более высокой  цене и купил новые, эмитированные  другим акционерным обществом.

 

Решение:

Понятие предпринимательской  деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ.

Под предпринимательской  деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в установленном законом порядке.

Выделяют некоторые признаки предпринимательской деятельности.

1. Систематичность, то  есть осуществление предпринимательской  деятельности в течение определенного  периода. Однако законодатель  не определяет четких критериев  систематичности. Поэтому для  квалификации деятельности как  предпринимательской применяют  такие критерии, как:

- доля прибыли от осуществления  предпринимательской деятельности  в общих доходах лица;

- размеры прибыли;

- получение ее определенное  количество раз за какой-либо  отчетный период и др.

2. Самостоятельность, которая  включает в себя две составляющие:

а) организационная самостоятельность - возможность самостоятельно принимать  решения в процессе предпринимательской  деятельности (волевой характер);

б) имущественная самостоятельность - наличие у предпринимателя обособленного  имущества для осуществления  предпринимательской деятельности. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Риск (от лат. risco - «отвесная скала») - вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата.

3. Самостоятельная имущественная  ответственность предпринимателя.  Пределы такой ответственности  зависят от организационно-правовой  формы осуществления предпринимательской  деятельности.

4. Легализованный характер. Предпринимательская деятельность  может осуществляться только  лицами, зарегистрированными в установленном  законом порядке. Осуществление  предпринимательской деятельности  без государственной регистрации  является правонарушением (ст. 14.1 Кодекса об административных  правонарушениях (далее - КоАП  РФ); ст. 171 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ)).

5. Направленность на систематическое  получение прибыли. Под прибылью  понимают доходы, уменьшенные на  величину расходов. При этом важна  именно цель деятельности лица, а не факт получения прибыли.  Деятельность, направленная на получение  прибыли, но приносящая убытки, также является предпринимательской.

6. Профессионализм - признак, предполагающий  наличие у предпринимателя определенных  знаний и навыков. В настоящее  время такое требование закреплено  в отношении далеко не всех  видов предпринимательской деятельности (в основном наличие определенного  образования требуется при осуществлении  лицензируемых видов деятельности).

 А) Иванов не осуществляет предпринимательскую деятельность. В силу ст. 835 ГК право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в порядке, установленном в соответствии с законом. Таким законом является Закон РФ "О банках и банковской деятельности. Статья 36 этого Закона под вкладом понимает денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладам выплачивается в денежной форме в виде процентов. Закон проводит четкое различие между доходом и прибылью, так как в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ систематическое получение прибыли является предпринимательской деятельностью, осуществляемой на свой риск лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. В данном случае вкладчик ничем не должен рисковать, поскольку в силу п. 1 ст. 840 Кодекса банки обязаны обеспечивать возврат вкладов путем обязательного страхования, а в предусмотренных законодательством случаях и иными способами. К тому же по некоторым вкладам процентная ставка настолько мала (например, вклад "до востребования" в Сбербанке - 2 процента годовых), что фактически не покрывает рост цен на товары, работы и услуги.

Б) Сергеева не осуществляет предпринимательскую деятельность. Нотариальная деятельность  не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли (абз. 6 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1).

В) Никитин осуществляет предпринимательскую  деятельность, поскольку деятельность его носит направленный характер на систематическое получение прибыли. При этом осуществляя предпринимательскую  деятельность без государственной  регистрации Никитин нарушает закон.

Ст. 14.1, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001):

Статья 14.1. Осуществление  предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

1. Осуществление предпринимательской  деятельности без государственной  регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя или без государственной  регистрации в качестве юридического лица -влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской  деятельности без специального  разрешения (лицензии), если такое  разрешение (такая лицензия) обязательно  (обязательна), -влечет наложение  административного штрафа на  граждан в размере от двух  тысяч до двух тысяч пятисот  рублей с конфискацией изготовленной  продукции, орудий производства  и сырья или без таковой;  на должностных лиц - от четырех  тысяч до пяти тысяч рублей  с конфискацией изготовленной  продукции, орудий производства  и сырья или без таковой;  на юридических лиц - от сорока  тысяч до пятидесяти тысяч  рублей с конфискацией изготовленной  продукции, орудий производства  и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской  деятельности с нарушением условий,  предусмотренных специальным разрешением  (лицензией), -

влечет предупреждение или наложение административного  штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч  рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч  до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской  деятельности с грубым нарушением  условий, предусмотренных специальным  разрешением (лицензией), -

влечет наложение административного  штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч  до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных  лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч  рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление  деятельности на срок до девяноста  суток.

Информация о работе Иные субъекты предпринимательской деятельности