Индивидуальное предпринимательство. Правовой статус индивидуального предприниматея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы «Индивидуальное предпринимательство» бесспорна, так как в сложившихся экономических условиях центральной фигурой становится предприниматель, от добросовестной и грамотной работы которого в немалой степени зависят успех рыночных преобразований и благополучие страны. Говоря об актуальности данной темы, необходимо отметить, что развитие именно малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) 9
1.2 Лицензирование деятельности ИП 14
1.3 Системы налогообложения индивидуальных предпринимателей 18
2. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
2.1 Ответственность ИП 25
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. ИП.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

1. Кредитор по  обязательствам, вытекающим из предпринимательской  деятельности.

2. Налоговые  и иные государственные органы (прежде всего это — ПФР,  ФОМС, ФСС и ГФЗН) по требованиям  уплаты обязательных платежей.

3. Прокурор. [19]

В ст. 25 ГК РФ определяется порядок осуществления банкротства  индивидуального предпринимателя. В ней указывается, что при  наступлении банкротства утрачивает силу регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, определяются другие вопросы, связанные с банкротством. Подробное регулирование в ГК РФ этих вопросов связано с тем, что к моменту принятия первой части ГК РФ, в которой содержится ст. 25, действовал Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который определял лишь банкротство предприятий, в связи с чем и понадобилось решить соответствующие вопросы применительно к индивидуальным предпринимателям в ГК РФ.

Поэтому Федеральным  законом от 3 января 2006 г. № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации»2 в ст. 25 ГК РФ было внесено изменение, согласно которому в случае признания индивидуального предпринимателя банкротом требования кредиторов удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества в порядке и очередности, которые предусмотрены законодательством о банкротстве.

Однако и  в современных условиях сохраняет  силу проводимое в ст. 25 ГК РФ деление  обязательств индивидуального предпринимателя  на обязательства, возникшие из предпринимательской деятельности, и обязательства личного характера. Соответственно, для этих видов обязательств устанавливается разный режим при осуществлении процедур банкротства, обязательства личного характера могут не заявляться в процессе банкротства и сохраняют свою силу после его завершения. В случае же если они заявлены наряду с обязательствами, связанными с предпринимательской деятельностью, на них не распространяется общее правило законодательства о банкротстве, согласно которому обязательства, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества должника, признаются погашенными. [11; с.207-208]

Последствием  признания индивидуального предпринимателя  банкротом является то, что с момента  вынесения такого решения судом  утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Такой субъект не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года с момента признания его банкротом.

К другим последствиям признания гражданина банкротом  относятся следующие:

- сроки исполнения  обязательств гражданина считаются  наступившими;

- прекращаются  начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и осуществление иных финансовых санкций по всем обязательствам;

- прекращается  взыскание с гражданина по  всем исполнительным документам, за исключением исполнительных  документов по требованиям о  взыскании алиментов, а также  по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.

2.1 Ответственность ИП

 

Говоря об ответственности  индивидуальных предпринимателей, в  первую очередь надо отметить, что  физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации, несут ответственность, в том числе и уголовную, в соответствии с законодательством РФ. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства.

На самом  деле предприниматель несет повышенную ответственность в отличие от иных граждан, поскольку по действующему законодательству (ст. 401 ГК РФ) лицо, не исполнившее и ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность независимо от наличия вины. Требования к индивидуальному предпринимателю могут предъявить и кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан или юридических лиц, о взыскании алиментов и т.п.).

При этом если гражданин занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с нарушением требования о регистрации, то он не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. [13; с.109]

Кроме того, при  прекращении деятельности индивидуальному  предпринимателю следует закрыть  использовавшиеся для предпринимательской деятельности счета в банках и сообщить об этом в налоговую инспекцию. Если бизнесмен нарушит установленный десятидневный срок представления в налоговый орган сведений об открытии или закрытии счетов в банке (п. 2 ст. 23 НК РФ), то ему придется заплатить штраф в размере 5000 руб. (ст. 118 НК РФ).

В свою очередь, административное и уголовное законодательство устанавливают меры юридической  ответственности за незаконное предпринимательство. Так, ст. 171 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное предпринимательство (не стоит путать с лжепредпринимательством). Согласно ст. 173 УК РФ лжепредпринимательство есть создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Обращаем внимание, что незаконное предпринимательство – это осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования. [19]

Кроме того в  законодательстве предусмотрена ответственность за фиктивное банкротство предусмотрена в ст. 197 УК РФ. Состав преступления формулируется так: «Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб».

Обязательными условиями для признания банкротства фиктивным являются:

- объявление должника банкротом обеспечено действиями субъекта и осуществлено в порядке, установленном законом, но на основе заведомо ложной информации;

- наличие реальной возможности у должника удовлетворить требования кредиторов. [11; с.208]

Предприниматель, виновный в преднамеренном банкротстве, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового (ст. 196 УК РФ).

В случае несообщения индивидуальным предпринимателем налоговому органу о решении о несостоятельности (банкротстве) предприниматель может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 129.1 НК РФ «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу». Это правонарушение влечет за собой наложение штрафа в размере 1000 рублей (ч. 1 ст. 129.1 НК РФ). [19]

 

  1. Рекомендации  для  развития  индивидуального предпринимательства

 

Переход к рынку  оказался для России тяжким испытанием, поскольку она устремилась в новую цивилизацию, имея за плечами слишком долгий опыт командно-административных методов руководства экономикой. Страну захлестывала рыночная стихия, несущая людям моральные и материальные потери. Для того чтобы сдерживать эту стихию, необходимы новые формы и методы государственного регулирования рынка, имущественных отношений предпринимателей. За годы реформ юридическое понимание предпринимательства претерпело существенные изменения. [16]

На Х-ой Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России», которая состоялась 26 мая 2010г. было отмечено то, что сделано для малого и среднего бизнеса за последние годы в России:

- Это и уменьшение прессинга со стороны контрольно-надзорных органов.

- И введение уведомительного порядка начала бизнеса.

- Снижение большинством регионов ставки налогообложения с 15 до 5%.

- Освобождение плательщиков ЕНВД от обязанности по применению ККТ.

- Наделение федеральных министерств и ведомств полномочиями по развитию малого бизнеса в отраслях.

- Решение проблем в целом ряде отраслей – хлебопечении, туриндустрии, зообизнесе, стоматологии, аптечном деле, на топливном рынке и т.д. [15]

Но при всей радужности оценок, которые предприниматели  дают тем или иным решениям Правительства, поручениям главы государства, нельзя говорить о том, что сделано всё возможное.

Многие авторы статей на данную тему говорят в  первую очередь о проблемах во взаимоотношениях малого бизнеса с местными чиновниками.

Исходя из социальной значимости малого и среднего предпринимательства, муниципальная политика  в отношении данного сектора экономики должна быть направлена на решение следующих задач:

- формирование  благоприятных условий для обеспечения  занятости и самозанятости населения на основе личной творческой и финансовой инициативы, как средства повышения материального благосостояния и возможности самореализации граждан;

- насыщение отдельных, неперспективных для крупного бизнеса, сегментов рынка товарами и услугами. Поиск новых сегментов рынка;

- стимулирование инициативы и творчества граждан в научно-технической сфере через систему развития малых и средних инновационных предприятий, обеспечения сопровождения промышленного внедрения инновационных разработок малых и средних предприятий;

-увеличение  налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от малых и средних предприятий за счет обеспечения прозрачности бизнеса.

Для реализации перечисленных задач и разработки эффективных программ развития индивидуального предпринимательства, прежде всего, необходимо более точно определить критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства. [17]

Сегодня малый  и средний бизнес характеризуется  высокой степенью риска, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, небольшой численностью работников и другими показателями, определяющими его «экономическую неустойчивость».

Все это позволяет  охарактеризовать малый и средний бизнес как особую категорию предприятий. К данной категории предприятий можно отнести начинающих предпринимателей, предпринимателей испытывающих по объективным причинам временные финансовые трудности и развивающийся инновационный, творческий и нетрадиционный бизнес (предприятия, использующие труд инвалидов, женское предпринимательство, молодежный бизнес, ремесленники и т.д.).

Подобный подход позволит переориентировать политику органов местного самоуправления на создание и реализацию адресных программ развития отдельных категорий малых и средних предприятий, что позволит целенаправленно и эффективно использовать бюджетные средства и оказать реальную поддержку предпринимателям. [16]

Можно пойти  и по более радикальному пути, приняв отдельный закон о статусе индивидуальных предпринимателей, в котором, исходя из конституционных положений (ст. 34, 35), а также общих положений ГК РФ о право- и дееспособности граждан, всесторонне урегулировать их деятельность. Принятие такого нормативного акта представляется тем более актуальным, что до настоящего времени нет четкого определения, какую деятельность граждан включать в сферу предпринимательства, а какую признавать обычными действиями граждан по распоряжению объектами своей собственности. [9; с.54]

Индивидуальное  предпринимательство в России следует воспринимать как многообразное явление, воздействующее на государственную и общественную жизнь. И хотя повышается степень зрелости самих российских предпринимателей, в общественном сознании и на практике эта сфера деятельности, к сожалению, связывается не столько с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг, сколько с посредничеством на рынке, со скупкой и перепродажей товаров с целью наживы, что нередко расценивается как антиобщественное деяние – спекуляция. Потому как предпринимательство еще крайне слабо инициирует и стимулирует отечественного товаропроизводителя.

Необходимо обеспечить поддержку предпринимательской деятельности со стороны государства, органов местного самоуправления, иных влиятельных политических сил общества. Без этого не утвердится авторитет предпринимателя в обществе, не будут созданы благоприятные условия развития.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Правовое положение  индивидуального предпринимателя  определяется тем, что наряду с коммерческими  организациями он признается полноправным участником гражданского оборота.

Изучив данную тему, мы приходим к выводам:

  1. Использование статуса индивидуального предпринимателя является наиболее простой формой осуществления предпринимательской деятельности. При этом только формально юридический признак государственной регистрации до конца четко позволяет определить предпринимательскую деятельность гражданина.
  2. Индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица имеет ряд преимуществ перед использованием статуса юридического лица для осуществления предпринимательской деятельности.

Информация о работе Индивидуальное предпринимательство. Правовой статус индивидуального предприниматея