Инвестиционная политика и инвестиционный климат в субъекте Федерациив условиях мирового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель представлена рядом задач:
1. Дать понятие и выявить сущность инвестиций и инвестиционной деятельности.
2. Рассмотреть формы и методы правового регулирования инвестиционной деятельности в РСО-А.
3. Дать характеристику основным формам поддержки инвесторов в РСО-А.
4. Выявить основные направления инвестиционной политики РСО-Алания.
5. Дать общую оценку инвестиционному климату в РСО-Алания в современных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовое содержание инвестиций и инвестиционной деятельности ………………………………………………………………….….5

1.1. Проблемы легальной формулировки инвестиций…………………….…5

1.2. Правовое содержание инвестиционной деятельности………………....12

1.3. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности………………..…17
Глава 2. Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в субъекте Федерации………………………………………………………....30

2.1. Правовое обеспечение инвестиционного процесса в субъекте Федерации. ……..30

2.2. Формы и методы правового регулирования и государственной поддержки инвестиционной деятельности в субъекте Федерации……………………..…43

2.3. Роль налогового стимулирования в инвестиционной политике субъекта Федерации…..58
Глава 3. Инвестиционная политика и инвестиционный климат в субъекте Федерациив условиях мирового кризиса…………………………………………..….…67
Заключение……………………………………………….………...…………...76
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по РПП.docx

— 138.59 Кб (Скачать файл)

 

         Таким образом, следует отметить, что именно налоговому механизму  принадлежит ведущая роль в  регулировании инвестиционной деятельности. Для обеспечения регулирующего влияния государства на экономику через налоговую политику по налогу на прибыль должны быть восстановлены льготы на постоянной основе. Льготы должны быть направлены на стимулирование начальных этапов воспроизводственного процесса – от капитальных вложений в фундаментальные исследования до инвестиций в действующее производство. Государственная поддержка малого бизнеса через прямое инвестирование невозможна или, во всяком случае, крайне ограничена из-за нынешнего финансового положения страны и дефицита бюджета. А попытки создания в регионах различных фондов поддержки малых предприятий – просто капля в море. Льготные ссуды и кредиты получить практически невозможно, коммерческие банки, соблюдая свои финансовые интересы, предпочитают не рисковать без достаточных гарантий. В такой ситуации естественно возможно представляется путь стимулирования через налоговую систему. Это основной и к тому же наиболее часто применяемый в развитых государствах метод.1

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 . Инвестиционный климат в РСО-А и основные направления  инвестиционной политики РСО-А в условиях  мирового кризиса.

 

                 В современных условиях активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежит инвестиционной политике, которая включает в себя такие элементы, как выбор источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков их реализации, создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций; создание благоприятного инвестиционного климата и др.  
Следует отметить, что существует достаточно широкий спектр, как определений инвестиционного климата, так и методик его исчисления. Обычно под инвестиционным климатом понимается среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и влияющих на степень риска инвестиций. Оценки инвестиционного климата колеблются в широком диапазоне: от благоприятного до неблагоприятного.  
Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. При этом степень благоприятности может оцениваться по-разному в зависимости от целей ее определения. 
         Инвестиционный климат представляет собой объект воздействия инвестиционной политики. Воздействуя на субъективные факторы, влияющие на инвестиционный климат, инвестиционная политика должна активизировать инвестиционный потенциал территории, способствуя тем самым социально-экономическому развитию.

 

           Улучшению инвестиционного климата в России мешает целый ряд нерешенных проблем, главными среди которых являются следующие.  
1. Несовершенство законодательного и административного регулирования экономики. Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные акты, часто вступают в силу без должной огласки. Поэтому нередко даже специалисты не имеют возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства.

2. Перегруженность  нормативной базы. Наряду с конституцией  и федеральными законами в  РФ существует огромное количество  подзаконных нормативных актов – указов, распоряжений, инструкций, писем, издаваемых также и на региональном и местном уровне. Они часто противоречат друг другу. При этом отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. Поэтому ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего решения. Планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с        этим  расходы     становятся непредсказуемыми.  
3. Отсутствие учета интересов инвесторов. Многими законами РФ в недостаточной степени учитываются экономические интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных экономических групп. Рекомендации экспертов часто игнорируются. В связи с этим было бы целесообразно в рамках законотворческого процесса выслушивать мнение всех экономических групп, интересы которых затрагивают законопроекты, и на основе этой дискуссии принимать    решение.  
                    Не менее важным, чем принятие надежных правовых положений, является применение на практике разработанных правовых норм. К сожалению, сложившаяся в РФ административная практика не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии.1

 

                       Что же касается   факторов,  негативно  влияющих  на активизацию  инвестиционной  деятельности  и   сдерживающих   развитие отраслей экономики РСО-А, то проведенное в 2007 году социологическое исследование позволило выявить, что основными проблемами, требующими больших временных  и  финансовых затрат инвестора, в Республике Северная Осетия-Алания являются:

 

    - получение земельного участка  под строительство (175 дней);     - перевод помещения (здания) из жилого фонда в нежилой (111 дней);     - согласование   предпроектной   и   проектной   документации    на строительство, получение разрешения на строительство объекта (82 дня);     - получение  земельных  участков  в  собственность   собственниками расположенных на них зданий (97 дней);      -ставка процента за пользование и доступ к кредитным ресурсам.1      Помимо этого необходимо   учитывать,   что   частные   инвестиции преимущественно направляются в те отрасли экономики, где можно извлечь большую прибыль за короткий промежуток времени. Тогда как республика остро нуждается  так же  и в долгосрочных инвестиционных проектах и соответственно создании новых рабочих мест.      Исходя из вышесказанного,  для  региональных  и  местных  властей первоочередной   задачей   становится   создание   новых    механизмов сотрудничества,  максимально  благоприятных  для  частного  инвестора, позволяющих  в  то  же  время   нивелировать   выявленные   негативные тенденции.                На разрешение этих проблем направлена  ранее упомянутая  нами Республиканская  Программа  развития  инвестиционной  деятельности   в Республике Северная Осетия-Алания на 2009-2013 годы. Особую значимость  эта  программа приобретает в условиях современного экономического кризиса. Реализация программы намечена четырьмя основными этапами.             На первом из них предлагается проведение силами республиканских органов исполнительной власти и муниципалитетов оценки факторов, влияющих на инвестиционную активность в регионе и ограничивающих ее.              На втором этапе предполагается определение инвестиционного потенциала региона. Намечено в каждом из 114 муниципальных образований проведение мероприятий по определению возможных точек экономического роста, поиска подходящих инвестиционных площадок (объектов или земельных участков).

 

            Третий этап предусматривает  разработку проектно-сметной документации, подготовку предложений по кадровому  обеспечению проектов.

Завершающим этапом является - привлечение инвестиций в экономику региона. Уже на сегодняшний день 177 субъектам малого и среднего предпринимательства выделено 11.612 квадратных метров офисных площадей.                                                                                                                                                             Как отметил вице-премьер североосетинского правительства Сергей Такоев, с помощью программы будут созданы новые производства в сельских поселениях. Малые предприятия обеспечат работой жителей сел, а также станут главными плательщиками налогов. Главам муниципальных районов и городского округа города Владикавказа рекомендовано подготовить предложения по точкам экономического роста, создать реестр предоставляемого в аренду муниципального имущества, предназначенного для передачи в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.1                                                                                                                    Ресурсное обеспечение программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Общий объем финансирования программы в 2009 году составит 10 млн. рублей из республиканского бюджета. А на 2010 – 2013 годы суммы на реализацию мероприятий программы будут учитываться при формировании адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год . Конечным результатом данной программы станет повышение инвестиционной активности, создание новых рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы       в        республике.2  
          Не последнюю роль в создании благоприятного инвестиционное го климата играет   и создание имиджа региона (территории).  
                В последнее время имиджу региона отводят все большую роль, и поэтому важным направлением деятельности региональных властей, особенно при формировании благоприятного инвестиционного климата, является презентация региона. Эта деятельность предполагает:  
– разработку и издание различных материалов о регионе (рекламные проспекты на русском и иностранных языках; информационные брошюры о предприятиях, организациях и институтах рыночной инфраструктуры; специальные издания, содержащие информацию о крупных проектах, требующих инвестиций,     и       т.п.);  
– проведение различных мероприятий, способствующих повышению имиджа региона (ярмарки, фестивали, выставки, конференции и т. д.);  
– формирование банка данных производственных мощностей, предлагаемых для включения в инвестиционный процесс, имущества, предназначенного для    передачи    в        лизинг;  
– создание видеофильма, подчеркивающего наиболее выгодные черты региона;  
– создание бизнес-карты, включающей информацию о деловом потенциале региона     и         т.п.  
           Для формирования имиджа региона важно, с одной стороны, определить преимущества, отличающие его от других регионов, и подчеркнуть их, а с другой стороны – выявить нереализованные преимущества и приложить усилия к их развитию. Важным преимуществом при создании имиджа может стать безопасность для ведения бизнеса и всесторонняя поддержка малого предпринимательство (проектное финансирование на конкурсной или долевой основе, создание бизнес-инкубаторов,     лизинг,       информационная    поддержка).1                                                      Особое значение  для формирования имиджа региона имеет информационное сопровождение инвестиционной деятельности. РСО-А стала постоянной участницей практически всех отечественных и международных выставок и  форумов. Так, Министерством экономики была проведена работа по участию Республики Северная Осетия-Алания в VII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2008», который проходил с 18 по 21 сентября 2008 года.  На Форуме «Сочи-2008» была представлена экспозиция на площади 127 кв.м, демонстрирующая кластерный подход к развитию экономики в сферах туризма, энергетики, производства строительных материалов, пищевой и перерабатывающей промышленности, по транспортно-логистическому комплексу. Стенд республики содержал тематически оформленные лайт-боксы, мультимедийные презентации, макеты эффективных инвестиционных проектов, буклеты по направлениям деятельности для потенциальных инвесторов, рекламную продукцию. Были распространены каталоги приоритетных инвестиционных проектов и инвестиционных площадок на территории республики. Также был продемонстрирован ход реализации принятых на Форуме «Сочи-2007» инвестиционных соглашений. Для подписания в рамках Форума «Сочи-2008» подготовлено 17 инвестиционных соглашений на общую сумму 48 млрд. рублей.1                                                                                                                   Другим направлением инвестиционной политики при создании благоприятного инвестиционного климата является организация правовой среды, что подразумевает создание и совершенствование законодательной и нормативной базы инвестиционной деятельности, развитие налогового, валютного, тарифного регулирования в сторону его более эффективного влияния на инвестиционную активность. В этом направлении республика проводит активную работу( об этом мы писали в предыдущих главах) 
          Особую роль в создании и поддержании благоприятного инвестиционного климата региона играет механизм взаимодействия органов власти с инвесторами и негосударственными предприятиями. Кризис и перестановки в правительстве привели к тому, что стал меняться подход власти к возникшим сложностям. Бизнес стал рассматриваться скорее как партнер. При этом особое внимание было уделено малому и среднему бизнесу (после замораживание инвестиционных проектов и увольнения на действующих предприятиях, крупный бизнес мотивируют не производить крупных сокращений). Разрабатываются новые нормативные акты и программы. Так, в январе была обсуждена «Программа действий правительства     РСО-А       на      2009».                                                                                                В январе 2009 года  на регулярной основе заработал республиканский антикризисный штаб. В республике, по словам первого заместителя председателя Правительства РСО-А Сергея Такоева, нет острых проявлений кризиса, но есть кризисные явления, для минимизации последствий которых руководством республики и Антикризисной комиссией предпринимаются соответствующие меры, которые должны помочь пережить его с наименьшими потерями. Он также отметил, что кризис помог нам увидеть проблемы, которые есть и в обществе, и в менеджменте многих предприятий, которые работали по инерции еще с советских времен, а их продукция не пользовалась спросом,товар был неконкурентоспособным. Кризис обнажает существующие проблемы и очень много резервов по оптимизации ресурсов и менеджмента.                                                                                                                       Власти Северной Осетии предпринимают шаги, чтобы войти в как можно большее число федеральных программ, для этого изыскиваются средства Республика, к сожалению, мало участвовала в федеральных программах, по большому счету, только в программе «Юг России». Планирующиеся инвестиционные проекты, которые были подписаны, в частности, в прошлом году в Сочи, должны быть со временем реализованы, сейчас работа по многим из них отложена, потому что иностранные инвесторы выжидают. Так,  в числе наиболее крупных инвестиционных проектов республики значатся: техническое перевооружение и реконструкция ОАО «Электроцинк» (инвестор - «УГМК-Холдинг»), строительство Зарамагских ГЭС (инвестор - ОАО «РусГидро»), строительство малых ГЭС в бассейне реки Урух (инвестор - группа компаний «Меркурий»), строительство магистрального газопровода Дзуарикау-Цхинвал (инвестор - ОАО «Газпром»), строительство цементного завода в г. Алагире      (инвестор-ООО   «УГМК-Цемент»).                                                                  Как мы указывали ранее, проект  по строительству цементного завода в г.Алагир временно приостановлен. Что касается других проектов, то наиболее важным событием стало заполнение ложа водохранилища Зарамагских ГЭС. Эта стройка, начатая еще в 70-е годы прошлого века, подходит к своему завершению. Для экономики региона она является важнейшей, так как даст возможность сократить дефицит электроэнергии в энергодефицитном регионе (сейчас только 16% потребляемой энергии производится в регионе), строительство генерирует и большую часть инвестиций по республике. С ее вводом появятся новые рабочие места в депрессивном горном районе, увеличатся налоговые поступления. Однако строительство столкнулось с неоднозначным отношением как со стороны экспертов, так и общественности. Первые говорили об опасности строительства ГЭС в сейсмоопасном районе, общественники утверждали о потере культурного наследия (в зоне затопления обнаружены неразграбленные памятники археологических культур с 15 века до н. э.). действия властей были нацелены на снятие этих опасений. Власти проводили пресс-конференции, на которых проектировщики и независимые эксперты аргументировали позицию безопасности станции, пиар-компания по необходимости станции прошла по всем СМИ. Кроме того, общественности представлялись документы, где археологи    соглашались с окончанием работ.  1

Существенно также, что власти  республики принимают активные меры по поддержке бизнеса и инвесторов,  в частности, по  ограничению проверок со стороны органов государственной власти, т.е взят  курс на устранение так называемых «административных барьеров» (именно проверки, в том числе и общественных организаций, местные бизнесмены называют одним из главных препятствий        на      пути  развития).                                                         Предполагается, что в республиканском бюджете будут запланированы 328 млн рублей на инвестиции. Однако сумеет ли бюджет выделить подобную сумму, пока вызывает сомнения. Однако в январе закладываются эти деньги, что позволяет республиканскому бюджету быть вторым инвестором - после федерального. Предполагается, что эти финансы позволят смягчить резкое сокращение инвестиций со стороны крупного бизнеса. 1      Несмотря на кризис, власти стремятся привлечь инвестиции в реальный сектор экономики. Был заключен договор о взаимодействии ОАО «Владикавказ-Газоаппарат» с профильным предприятием в Бресте, Беларусь. С УГМК проводились переговоры, где власти региона настаивали на сохранении объема производства, то есть, рабочих мест. Однако цены на рынке таковы, что металлургические предприятия вынуждены сокращать производство.2                                                                                                                    Таким образом, можно утверждать, что создание благоприятного инвестиционного климата тем более в условиях мирового финансового кризиса, представляет собой довольно сложную задачу, требующую от органов власти активных действий во многих направлениях хозяйственной жизни.  Для привлечения отечественных и зарубежных инвесторов проводится работа по участию делегации Северной Осетии в работе экономических форумов и выставок, как в Российской Федерации, так и за рубежом , оказывается финансовая , организационная поддержка инвесторам Тем не менее, решение этой задачи является необходимым шагом на пути формирования устойчивой тенденции экономического роста в республике. 3

Заключение.

 

 

 На  основе проделанной работы  укажем, что  инвестиции и инвестиционная деятельность  в экономическом развитии как страны  в целом,  так и региона  – это те составляющие, без которых невозможно нормальное  и  адекватное функционирование рыночной  экономики. Как указывают некоторые теоретики, это своего рода мотор, движущая сила прогресса техники и технологии.   И при этом, особо  отметим, что  основное назначение инвестиций не только в получении максимальной прибыли конкретным инвестором, но и, как справедливо указывает Жилинский, достижения   максимально положительного социального эффекта. В частности, здесь можно говорить о создании новых источников пополнения бюджета, новых рабочих мест и  т.д.

 

               Естественно, эффективность инвестиционных процессов невозможна без должной правовой регламентации.    Именно поэтому в последнее время  руководством республики проводится активная работа по формированию необходимой  правовой  базы  для инвестиционной деятельности в РСО-А, о чем свидетельствует принятие соответствующего республиканского закона об инвестиционной деятельности, а также разработка и принятие различных социально – экономических  программ, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата в республике и создание  соответствующих условий для инвесторов, в частности это «Стратегия социально-экономического развития РСО-Алания до 2030 года» ,«Программа экономического и социального развития РСО-Алания на 2008-2012годы»,  «Программа развития инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания на 2008-2010 годы». Проводится работа и по развитию в республике института государственно-частного партнерства и созданию механизмов  эффективного и  взаимовыгодного сотрудничества  государства и бизнеса( имеется ввиду разработка и рассмотрение законопроекта « О государственно-частном партнерстве в РСО-А»). Механизм частно-государственного партнерства позволяет региональным властям привлечь частный капитал к финансированию и управлению республиканской собственностью в целях восстановления ее функционирования. По сути это будет что-то вроде приватизации, но  с сохранением права собственности за РСО-А. Здесь же необходимо указать на создание в республике зон  приоритетного экономического развития. Соответствующим законопроектом, как мы уже ранее отмечали, определено создание локальных зон экономического развития, т.е. участков территорий, в пределах которых применяется специальный режим стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности, что позволит привлекать инвесторов в перспективные регионы республики.

 

                 Что касается конкретных механизмов  реализации инвестиционной политики, то законодательство РСО-А в  общих чертах  устанавливает формы и методы  регулирование инвестиционной деятельности, а также формы поддержки  инвесторов. В частности,  достаточно подробно регламентируется порядок предоставления  прямой финансовой помощи за счет республиканского бюджета на основе конкурса. Практикуется также предоставление  поручительств (гарантий) Правительства РСО-А и сопровождение инвестиционных проектов. Особое значение имеет налоговое стимулирование инвесторов, что осуществляется  путем предоставления налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита.

Роль инвестиций в условиях мирового финансового кризиса отнюдь не уменьшается, а совсем даже наоборот. Однако в РСО-А эта деятельность протекает на весьма сложном общественно-политическом фоне, в условиях политической нестабильности в  кавказском регионе в целом. Поэтому основной задачей РСО-А является создание благоприятного инвестиционного климата, условий для максимального  снижения не только финансовых, но и политических рисков, повышение инвестиционной привлекательности.  Республика обладает большими потенциальными возможностями, которые заключаются прежде  в благоприятных природно-географических условиях, и  руководством республики, несмотря на сложную ситуацию,  принимаются меры и для создания  привлекательных для инвесторов условий  и имиджа республики. Для привлечения отечественных и зарубежных инвесторов проводится работа по участию делегации Северной Осетии в работе экономических форумов и выставок, как в Российской Федерации, так и за рубежом , оказывается финансовая , организационная поддержка инвесторам .

Информация о работе Инвестиционная политика и инвестиционный климат в субъекте Федерациив условиях мирового кризиса