Женщина-предприниматель: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:53, контрольная работа

Краткое описание

Роль и статус женщины в современном российском обществе наглядно демонстрируют наличие кризисных явлений в его социально-экономической, политической и культурной жизни. Поэтому женщины-предприниматели, представляя собой особую социальную группу, оказывают решающее влияние на динамику семейно-брачных отношений, на условия развития института брака и семьи, трансляции межпоколенческих ценностей и т.д. Это говорит о том, что в современной России четко прослеживается взаимосвязь духовно-нравственного кризиса с кризисом экономическим, последствиями которого являются негативные изменения духовно-нравственных ценностей современной российской женщины, имеющих, в свою очередь серьезные и глубокие последствия для общества в целом и для женщины в частности.

Содержание

Введение....…………………………………………………………………......3
1. Женщина-предприниматель: история и современность…………………4
1.1. Роль женщины как предпринимателя………...…………………………4
1.2. Основные проблемы и резервы женского предпринимательства….….9
2. Практическое задание……………………………………………..………11
Список используемой литературы…………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 36.56 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Новосибирский государственный технический университет

Факультет дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по  дисциплине: «Организация предпринимательской деятельности»

на  тему: «Женщина-предприниматель: история и современность»

Вариант 1

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Леванчук Е.В.                         Проверил: Семакина Г. А.

Факультет: ИДО        Отметка о зачете:

Группа: ДЭ-840             Дата:

Номер зачетной книжки: 601940001         Подпись:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск – 2012

Содержание

 

Введение....…………………………………………………………………......3

1. Женщина-предприниматель: история и современность…………………4

1.1. Роль женщины как предпринимателя………...…………………………4

1.2. Основные проблемы и резервы женского предпринимательства….….9

2. Практическое задание……………………………………………..………11

Список используемой литературы…………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Роль  и статус женщины в современном  российском обществе наглядно демонстрируют  наличие кризисных явлений в  его социально-экономической, политической и культурной жизни. Поэтому женщины-предприниматели, представляя собой особую социальную группу, оказывают решающее влияние  на динамику семейно-брачных отношений, на условия развития института брака  и семьи, трансляции межпоколенческих ценностей и т.д. Это говорит о том, что в современной России четко прослеживается взаимосвязь духовно-нравственного кризиса с кризисом экономическим, последствиями которого являются негативные изменения духовно-нравственных ценностей современной российской женщины, имеющих, в свою очередь серьезные и глубокие последствия для общества в целом и для женщины в частности. Таким образом, важнейшими составляющими духовно-нравственными ценностями женщин являются: стремление реализовать себя как мать, жену, работницу и профессионала. Комплексное изучение этих элементов духовно-нравственной системы и определяют трудности и актуальность данной работы.

В период реформ женщина была поставлена в  неравные условия с мужниной. Дискриминационные явления усиливались с ростом инфляции, безработицы, отсутствием нормативно-правового регулирования в решении женского вопроса и т.д. Это предопределило изменение и переосмысление системы ценностей российского общества и женщины в частности, наблюдалась смена приоритетов в ценностной парадигме в сторону материальной и трансформация морально-нравственных и этических принципов построения жизненной стратегии. Становление предпринимательской деятельности женщин в современной России происходит медленно, наталкиваясь на множество социальных, экономических проблем. Женщина, как субъект предпринимательской деятельности, сталкивается с особым классом социальных проблем: конфликты ролей, выполняемые в общественной и частной жизни, массовое сознание, деформирование в сторону патриархата и другое. В связи с этим изучение духовно-нравственных ценностей женщин-предпринимателей как отражения социального и морально-нравственного здоровья российского общества, является приоритетным и имеет важное -научно-практическое значение.

Было  бы несправедливым называть феномен  женского предпринимательства новым  в социально-экономической истории  общества. В истории известны случаи, когда женщины вынуждены были продолжать управление делами мужа после  его смерти. В Германии эти отношения  регламентировались «правом вдовы», действующем на территории Любека. В Кельне производство шелка изначально считалось женским. Каждая женщина, занимавшаяся прядением шелка, должна была выучить еще четырех учениц, продолжая таким образом «женскую традицию». Подобные примеры были характерны и для России. Эти случаи носили частный характер, однако свидетельствовали о потенциале, который в силу традиционной организации хозяйственной жизни общества и укоренившихся ролевых стереотипов нередко ограничивался сферой домохозяйства. Такого рода предпринимательство носило вынужденный характер и воспринималось обществом скорее как исключение, нежели как правило.

В советский  период традиционное разделение сфер деятельности между мужчинами и  женщинами несколько изменилось: женский труд был представлен  не только в сфере домашнего хозяйства, но и в сфере индустриального  производства. Женская занятость  обрела как институциональную, так и культурную поддержку. Необходимость исследования женского предпринимательства на современном этапе вызвана изменениями характера экономических отношений. Переход к рыночной экономике явился причиной появления большого числа инициативных и предприимчивых людей, которые в ходе структурной перестройки экономики получили возможность основать собственный бизнес. Изначально это были мужчины, которые имели возможность успешно использовать свои статусные преимущества (власть, деньги, неформальные связи) в ходе организации собственного дела. Постепенно, однако, наметилась тенденция к увеличению числа занятых в бизнесе женщин.

 

1. Женщина-предприниматель: история и современность

1.1 Роль женщины как предпринимателя

 

За последнее  десятилетие в результате возрастающего  участия женщин в экономической  и политической жизни они владеют  более чем одной третью российского  бизнеса. А 25% женщин зарабатывают больше своих мужей.

В постиндустриальном обществе для российских женщин складываются особые предпосылки. Производство товаров  переходит в производство услуг, формируются новые модели отношений  в сфере труда. Женщина становится востребованной обществом в силу своих природных качеств: из-за способности  вызывать доверие, развитой интуиции.

Одним из успешных видов экономической активности женщин стало малое и среднее  предпринимательство. Согласно выборочной региональной статистике и оценке экспертов, участие женщин в организации  бизнеса, в отличие от участия  мужчин, позволяет увеличить рост производства в полтора раза

Успех женского бизнеса в немалой степени  зависит от того, с какой установкой представительницы прекрасного  пола приходят в сферу предпринимательства. Является ли бизнес для них делом  жизни, случайным или вынужденным  занятием. Что даёт людям работа в обмен на то время и энергию, которые они на неё затрачивают? Для некоторых это не более  чем способ материально обеспечить свою жизнь. Для других - шанс проявить свои творческие способности и навыки, повысить самооценку и завоевать уважение окружающих. Для третьих работа является почти наркотиком - деятельностью, заниматься которой их непреодолимо влечет какая-то внутренняя сила [5, с.37].

Но что  движет людьми, решившими открыть  и развивать собственное дело, особенно если такую ответственность  берёт на себя женщина? Ведь социальный успех женского бизнеса в немалой  степени зависит от того, с какой  установкой представительницы прекрасного  пола приходят в сферу предпринимательства: бизнес для них - дело жизни, случайное или вынужденное занятие.

Согласно  социологическим исследованиям, женщины-предприниматели делятся на три типа. Первый тип - это убежденные бизнес-леди. Мотивацией их выбора является внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к этому виду деятельности, самые серьёзные намерения. Ко второму, наиболее многочисленному типу относятся дамы-предприниматели «по случаю», иначе говоря, оказавшиеся в нужное время в нужном месте. Своё решение они приняли спонтанно, под влиянием случайных обстоятельств: ввиду неожиданно возникших благоприятных перспектив, по совету или примеру друзей, на основе газетной информации. И наконец, третий тип - предприниматели поневоле: женщины, которые оказались вынужденными открыть свое дело в силу различных негативных обстоятельств. Это самая малочисленная группа. Мотивация их выбора - реальная безработица или её угроза, отсутствие средств к жизни в результате, например, развода [1, с.112].

Интересно отметить тот факт, что согласно полученным данным, среди предпринимателей у женщин уровень образования  обычно несколько выше, чем у мужчин. В среднем уровень образования  женщин с неудачным опытом предпринимательства  выше, чем уровень образования  у мужчин. А именно, доля женщин с высшим образованием выше доли мужчин с высшим образовании среди предпринимателей с неудачным опытом. Напротив, среди мужчин существенно больше тех, кто имеет достаточно низкий уровень образования, в сравнении с женщинами – предпринимателями: 9,4% мужчин – предпринимателей с неудачным опытом предпринимательства имеют только неполное среднее образование, среди женщин – предпринимателей с неудачным опытом таковых нет; также среди мужчин значительно выше доля тех, кто имеет только среднее общее образование. Мужчины, имеющие неполное среднее образование, чаще терпят неудачу в бизнесе, чем мужчины-предприниматели, имеющие более высокий уровень образования.

Мужчины, занимающиеся предпринимательской  деятельностью (собственная фирма), в большинстве случаев улучшили свое благосостояние. Среди женщин-предпринимателей преобладает ответ «приходится  хвататься за любую возможность», что свидетельствует о вынужденным характере предпринимательской деятельности. Если подавляющим большинством (78%) мужчин движут такие факторы мотивации, как стремление к свободе и независимости, к лучшим профессиональным и карьерным возможностям, при гораздо более низкой значимости экономических факторов (22%), то для женщин экономический интерес (67%) - повышение и поддержание дохода - играет гораздо большую роль, чем стремление к самореализации.

Интересно отметить то, что женщины, как правило, инвестируют в родственников, мужчины  же – в друзей и знакомых. Также  интересен тот факт, что мужчина-предприниматель  в нашей стране, в отличие от женщины, очень редко будет финансировать  хорошую бизнес-идею, представленную незнакомым человеком. Самый низкий процент мужчин обращается к друзьям и коллегам с целью получения займа. Меньше всего женщин используют банки в качестве источника заёмных средств, наибольший процент женщин наблюдается среди тех предпринимателей, которые осуществляет займы у коллег и друзей.

Даже  такие традиционно женские ремесла, как торговля одеждой и открытие кафе, спонсируются мужчинами, в то время, как фермерство и венчурные компании – женщинами (венчурная фирма требует гораздо более высокого уровня образования).

Для мужчин, работающих на регулярных условиях, основной причиной занятия бизнесом является получение дополнительных преимуществ. Военнослужащих предпринимателей среди  мужчин в выборке нет. Тот факт, что мужчины, попавшие в категорию  не работающих, отвечают на поставленный вопрос: «Работаю, но хотелось бы получить дополнительные преимущества», свидетельствует о том, что в нашей стране по-прежнему сектор неформальной экономики довольно крупный [2, с.157].

Основными причинами, побудившими уйти из бизнеса, для мужчин является высокий уровень  конкуренции, а для женщин – личные обстоятельствам. Гипотеза о равенстве  структуры можно опровергнуть при  любом разумном уровне значимости. Вероятность потерять бизнес для предпринимателей, как мужчин, так и женщин, различается в зависимости от принадлежности к более младшей или более старшей возрастной категории (коэффициент неравномерности для мужчин – 0,09, для женщин – 0,14). При этом для мужчин и женщин – предпринимателей наиболее распространенный возраст, в котором предприниматели приостанавливали бизнес, от 30 до 39 лет. Согласно проведенным исследованиям, мужчинам-предпринимателям больше удалось приспособиться к изменяющимся условиям [2, с.158].

Интересным  является тот факт, что женщина  предприниматель обычно является старше предпринимателя-мужчины (это согласуется  с полученным ранее результатом: у женщины предпринимателя обычно более высокий уровень образования, чем у мужчины). У женщин можно выделить 2 возрастных периода с высоким уровнем предпринимательской активности: 2 пика – в 25 лет и на рубеже 40. (можно объяснить с психологической точки зрения: в 25 люди пробуют свои силы: получив высшее образование и набравшись необходимого опыта (как правило, преобладающим в подобной предпринимательской деятельности является человеческий капитал, так как финансового капитала за столь короткий срок накопить невозможно); после 40 – когда накоплен внушительный стартовый капитал).

Высокую разницу в типичном возрасте мужчин и женщин можно объяснить более  высоким значением показателя вынужденного предпринимательства среди слабой половины человечества; то есть женщины  решаются на создание собственного дела уже тогда, когда четко понимают, что лучших альтернатив для получения  дохода и содержания своей семьи  им не найти.

В России в связи с перестройкой в экономике  количество женщин, чья деятельность связана с управлением и принятием  решений, сократилось. В начале 90-х гг. удельный вес женщин - руководителей предприятий и организаций не превышал в целом по отраслям 6-9%. Сейчас почти половина женщин занята в сфере розничной торговли и общественного питания, но даже в них женщины занимают лишь 25 % руководящих должностей.

Крах  прежних перспектив в плане трудоустройства, заработной платы и профессиональной карьеры на государственных предприятиях особенно остро отразился на женщинах. В России активизация женщин в области предпринимательства в последние годы в значительной мере обусловлена растущей безработицей, которая, по мнению специалистов, имеет «женское лицо».

Именно  она подтолкнула в первую очередь  процесс самозанятости (челночный бизнес). Поездки в соседние страны за товарами, которые в дефиците на месте, позволяют заработать около 500-3000 дол. США, в то время как среднегодовой доход одного человека в стране проживания составляет менее 1000 дол. США. Чаще всего эти деньги остаются в семейном бюджете и сберегаются на «черный день», часть из них может быть использована на расширение бизнеса или же на создание собственного дела.

Изучая  уровень участия женщин в малом  предпринимательстве, важно знать, как сами женщины относятся к  тому, чем они занимаются. По данным исследований, это отношение носит нейтральный характер (49% женщин). Этот факт заслуживает внимания, поскольку ставит под сомнение общепринятое мнение об «осадном положении» женского бизнеса, об отрицательном отношении к нему со стороны общества и государственных структур, поскольку якобы сама идея экономической самостоятельности женщины противоречит ценностям российского общества. Однако в вопросе о качественном уровне взаимодействия с органами власти только каждая десятая женщина оценила его как деловое сотрудничество. Это объясняется тем, что женские предприятия работают в тех сферах бизнеса, к которым государство проявляет небольшой интерес [4, с.179].

Информация о работе Женщина-предприниматель: история и современность