Базисные условия поставки товаров во внешнеторговых договорах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования является комплексное изучение правового регулирования условий поставки товаров во внешнеторговых договорах.
При раскрытии данной темы поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику внешнеторговых сделок: понятие, особенности, виды и существенные условия;
- раскрыть базисные условия поставки товаров по внешнеторговым договорам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Внешнеторговые сделки……………………………………………………….6
1.1. Понятие, особенности и виды внешнеторговых сделок…………………...6
1.2. Правовое регулирование внешнеторговых сделок………………………...9

2. Правила толкования международных торговых терминов………………...15
2.1. Базисные условия международной поставки товаров……………………15
2.2. Применение правил ИНКОТЕРМС в практике Международного коммерческого арбитражного суда……………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….36Список использованных источников и литературы…...………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

ВЭД.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

Вторая группа - термины группы "F".

F - основная перевозка  не оплачена, т.е. продавец обязан  передать товар определенному  перевозчику свободным от риска  за счет покупателя.

FCA (ФСА) - франко-перевозчик (...название места назначения). Термин означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по доставке, если товар, прошедший экспортную очистку, был им передан в распоряжение указанного покупателем перевозчика в названном месте или пункте. Если покупатель не указал конкретный пункт, продавец может сам определить его в пределах названного места или ряда мест, где перевозчик примет товар в свое распоряжение.

Основные обязанности  продавца:

передать товар в  согласованном пункте в распоряжение перевозчика, указанного покупателем;

выполнить таможенные формальности, необходимые для вывоза (экспортная лицензия, уплата вывозных налогов и сборов, если требуется);

передать доказательства передачи товара перевозчику.

Основные обязанности  покупателя:

указать перевозчика;

заключить договор перевозки  и оплатить фрахт.

Особенности применения данного условия в коммерческой практике можно проиллюстрировать следующим примером из практики МКАС.

Арбитражная практика МКАС.

По делу от 7 апреля 2006 г. N 20/2005 иск был предъявлен российской организацией (продавец) к французской фирме (покупатель) в связи с неоплатой оборудования, поставленного в августе 2004 г. по контракту международной купли-продажи товаров, заключенному сторонами 21 апреля 2003 г. Требования истца включали в себя: погашение ответчиком суммы задолженности; уплату процентов в размере, предусмотренном контрактом, в связи с просрочкой платежа; возмещение расходов по уплате арбитражного сбора и издержек, связанных с ведением дела через юридических представителей.

Обратившись к существу заявленных истцом требований, состав арбитража установил следующее. В соответствии со ст. ст. 1.1 и 2.1 заключенного сторонами контракта товар поставлялся на условиях и по цене FCA, в указанный пункт в России (ИНКОТЕРМС-2000) (Free Carrier - франко-перевозчик с передачей товаров в указанном пункте в России). Согласно контракту погрузка осуществлялась на территории продавца на автотранспорт, предоставляемый покупателем. Поставка была произведена 26 августа 2004 г., что подтверждается международными товарно-транспортными накладными CMR, копии которых представлены в материалах дела.

Сторонами в приложении N 2 от 30 сентября 2003 г. к контракту был установлен срок поставки - май 2004 г. В этом же приложении к контракту стороны условились, что оборудование должно быть оснащено комплектующими конкретной фирмы, которые ответчик обязался поставить в адрес истца в январе 2004 г. Однако поставка комплектующих, согласно ГТД N 39374242, была произведена ответчиком лишь 1 апреля 2004 г. Стороны в п. 3 дополнения от 9 октября 2003 г. N 1 к контракту и приложению N 2 предусмотрели изменение срока поставки оборудования в случае просрочки поставки комплектующих. Срок поставки оборудования в этом случае увеличивается соразмерно сроку просрочки поставки комплектующих.

Учитывая вышеуказанные  обстоятельства, состав арбитража пришел к выводу, что поставка оборудования в августе 2004 г. была осуществлена в пределах срока, согласованного сторонами. В соответствии с п. "b" ст. 33 Венской конвенции, "если договор устанавливает или позволяет определить период времени для поставки", продавец вправе поставить товар в пределах этого периода.

Поставленный товар  не был оплачен ответчиком, несмотря на неоднократные обращения истца, что подтверждается копиями писем, представленных в материалах дела. Вместе с тем состав арбитража установил, что ответчик в своих письмах, в том числе от 29 октября 2004 г. и от 14 марта 2005 г., признал свою задолженность перед истцом за поставленное оборудование.

При таких условиях состав арбитража посчитал, что требование истца об оплате поставленного оборудования является исходя из условий контракта, положений ИНКОТЕРМС (п. Б1) и предписаний ст. ст. 53, 61 и 62 Венской конвенции 1980 г. обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме22.

FAS (ФАС) - франко вдоль борта судна (...название порта отгрузки). Данный термин означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по доставке, если товар был помещен вдоль борта судна на пристани или на лихтере в указанном порту погрузки. С этого момента покупатель несет все расходы и риски, связанные с возможной утратой или повреждением товара. Экспортную очистку в стране экспортера осуществляет продавец.

Основные обязанности  продавца:

поставить товар вдоль  борта судна;

получить подтверждение  расположения товара вдоль борта  судна;

выполнить таможенные формальности, необходимые для вывоза товара (экспортная лицензия, оплата экспортных пошлин и сборов).

Основные обязанности  покупателя:

указать перевозчика;

заключить договор перевозки  и оплатить фрахт;

взять на себя обязанность  по таможенной очистке, если это отдельно оговорено в контракте.

FOB (ФОБ) - франко-борт (...название порта отгрузки). Данный термин означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по доставке, если товар перешел через бортовое ограждение судна в указанном порту погрузки. Продавец должен обеспечить таможенную очистку товара для экспортера, т.е. уплатить все необходимые таможенные пошлины и сборы. С этого момента покупатель несет все расходы и риски, связанные с утратой или повреждением товара. Если стороны не намерены поставлять товар через поручни судна, следует применять термин FCA.

Основные обязанности  продавца:

передать товар на борт судна;

выполнить таможенные формальности, необходимые для вывоза (экспортная лицензия, уплата взимаемых при вывозе налогов и сборов, если требуется);

передать чистое бортовое свидетельство о приеме товара;

оплатить согласно существующему в порту обычаю расходы по погрузке, если они не включены во фрахт.

Основные обязанности  покупателя:

указать перевозчика;

заключить договор перевозки  и оплатить фрахт;

оплатить расходы по погрузке, если они включены во фрахт;

оплатить расходы по разгрузке.

Особенности применения данного условия в коммерческой практике можно проиллюстрировать  следующим примером из практики МКАС.

Арбитражная практика МКАС.

По делу от 20 августа 2001 г. N 222/2000 по иску российской организации к германской фирме в связи с неполной оплатой товара, поставленного по контракту международной купли-продажи на условиях FOB Санкт-Петербург, заключенному сторонами 3 мая 2000 г., истец требовал уплаты суммы долга и возмещения расходов по арбитражному сбору. Ответчик отказался от полной оплаты стоимости товара, ссылаясь на его получение в поврежденном состоянии. В качестве подтверждения надлежащего выполнения контракта и в обоснование своего требования продавец представил коносамент от 27 июля 2000 г. N SPHA 004 и соответствующую грузовую таможенную декларацию.

Разрешая спор, МКАС установил, что факт поставки продавцом товара на условиях FOB Санкт-Петербург подтверждается указанными документами и не оспаривается покупателем. Обязанность ответчика по оплате товара вытекает из условий контракта. Ответчик оплатил поставленный товар лишь частично. При этом в обоснование отказа в оплате оставшейся части поставленного товара, как следует из его переписки с истцом, ответчик ссылался на повреждение товара, однако не представил соответствующих доказательств. Из материалов дела следует, что товар пересек поручни судна в порту в надлежащем состоянии. Кроме того, даже в случае эвентуального повреждения товара после этого момента риск такого повреждения перешел на ответчика, как это следует из базиса поставки FOB, предусмотренного контрактом. Поэтому МКАС нашел доказанным факт надлежащего исполнения продавцом своих обязательств по контракту и удовлетворил его требование23.

Третья группа - термины группы "C".

C - основная перевозка  оплачена, т.е. продавец обязан  нести определенные расходы и после наступления ключевого момента распределения риска и утраты или повреждения товара.

CFR (СФР) - стоимость и фрахт (...название порта назначения). Данный термин означает, что продавец должен оплатить расходы по фрахтованию для доставки товара в указанный порт назначения. Риски утраты или повреждения товара, которые могут возникнуть после доставки товара на борт судна, переходят с продавца на покупателя с момента перехода товара через бортовое ограждение судна в порту погрузки. Экспортную таможенную очистку товара осуществляет продавец. Кроме того, продавец несет расходы и оплачивает фрахт по поставке товара в названный порт назначения. Если стороны не намерены поставлять товар через поручни судна, следует применять термин CPT.

Основные обязанности продавца:

заключить договор перевозки  и оплатить фрахт до согласованного порта назначения;

поставить товар на борт судна;

выполнить таможенные формальности, необходимые для вывоза товара (экспортная лицензия, уплата взимаемых при вывозе налогов и сборов, если требуется);

передать покупателю счет-инвойс и чистый транспортный документ (коносамент, морскую накладную);

оплатить расходы по погрузке, если они включены во фрахт.

Основные обязанности  покупателя:

принять поставку товара после его отгрузки и передачи счета-инвойса и транспортного документа, получить товар от перевозчика в согласованном порту назначения;

оплатить расходы по разгрузке, если они не включены во фрахт.

Особенности применения данного условия в коммерческой практике можно проиллюстрировать следующим примером из практики МКАС.

Арбитражная практика МКАС.

По делу от 17 февраля 2003 г. N 108/2002 по иску израильской фирмы к российской организации в связи с неоплатой оборудования, поставленного по контракту международной купли-продажи, заключенному 10 июня 1999 г., требования истца включали в себя погашение суммы задолженности, уплату процентов годовых в связи с просрочкой платежа, а также возмещение расходов по арбитражному сбору и издержек, связанных с защитой интересов через юридических представителей. Ответчик заявил о недействительности контракта в связи с его подписанием со стороны истца неуполномоченным лицом, а неоплату оборудования он мотивировал тем, что оно было поставлено разукомплектованным и без необходимой технической документации, что исключало возможность его монтажа и использования по назначению.

Рассмотрев исковые  требования по существу, МКАС установил, что согласно условиям контракта истец отгрузил ответчику оборудование на условиях CFR в указанный российский порт (ИНКОТЕРМС-1990) со сроком поставки "до 20 июля 1999 г.". Оборудование было отгружено из израильского порта 22 июня 1999 г. и прибыло в российский порт (коносамент N 003), откуда отправлено в место назначения автотранспортом, что подтверждается автонакладной CMR от 24.06.99.

Состав арбитража не принял во внимание заявление ответчика о некомплектности поставленного оборудования, его ненадлежащем качестве и об отсутствии технической документации к нему, поскольку им не представлены подтверждающие его заявление доказательства. МКАС посчитал факт поставки оборудования доказанным, а ответчика обязанным оплатить его стоимость. Кроме того, удовлетворено заявленное истцом требование о взыскании с ответчика на основании ст. 395 ГК РФ процентов за пользование чужими денежными средствами в предъявленной истцом сумме, поскольку материалами дела подтверждается просрочка ответчиком платежа за поставленное истцом оборудование. На основании § 9 Положения об арбитражных расходах и сборах удовлетворено требование истца о возложении на ответчика издержек истца, связанных с защитой его интересов через юридических представителей, с учетом критерия разумности24.

В заключении отметим, что ИНКОТЕРМС представляет собой свод правил толкования терминов поставки, называемых базисными условиями поставки товаров. С известной долей условности можно выделить две группы вопросов, по которым ИНКОТЕРМС предлагается единообразное толкование: коммерческие и юридические. Наиболее важными коммерческими вопросами, урегулированными в ИНКОТЕРМС, являются следующие семь: определение цены, которая непосредственно зависит от согласованного сторонами базисного условия поставки; распределение обязанностей сторон по перевозке и выполнению погрузо-разгрузочных работ; распределение обязанностей сторон по представлению отгрузочных, платежных и иных документов, а также необходимых извещений; распределение обязанностей сторон по страхованию товара, т.е. по обеспечению рисков, которым может быть подвергнут товар в период транспортировки; распределение обязанностей сторон по обеспечению надлежащей упаковки товара; распределение обязанностей сторон по осуществлению инспектирования товара; распределение обязанностей сторон по выполнению таможенных формальностей, необходимых для вывоза и ввоза.

Следовательно, выбор  базисного условия поставки определяет цену, распределение между продавцом  и покупателем расходов по доставке товара, а, в конечном счете, коммерческую эффективность сделки международной купли-продажи, так как и продавцу, и покупателю сразу становится ясен объем принимаемых каждым из них обязанностей. При этом большинство заинтересованных лиц интересует вопрос, как следует поступать с контрактами, заключенными до 1 января 2011 года, но подлежащими исполнению позже указанного срока. Стороны договоров могут использовать редакцию Инкотермс любого года выпуска. Однако вопрос в большей степень адресуется к таможенным органам для определения структуры цены контракта по конкретным базисным условиям поставки и процедур корректировки таможенной стоимости товара.

Информация о работе Базисные условия поставки товаров во внешнеторговых договорах