Базисные условия поставки товаров во внешнеторговых договорах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования является комплексное изучение правового регулирования условий поставки товаров во внешнеторговых договорах.
При раскрытии данной темы поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику внешнеторговых сделок: понятие, особенности, виды и существенные условия;
- раскрыть базисные условия поставки товаров по внешнеторговым договорам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Внешнеторговые сделки……………………………………………………….6
1.1. Понятие, особенности и виды внешнеторговых сделок…………………...6
1.2. Правовое регулирование внешнеторговых сделок………………………...9

2. Правила толкования международных торговых терминов………………...15
2.1. Базисные условия международной поставки товаров……………………15
2.2. Применение правил ИНКОТЕРМС в практике Международного коммерческого арбитражного суда……………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….36Список использованных источников и литературы…...………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

ВЭД.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  применяется редакция Инкотермс 2010.

Инкотермс 2010 стал для ICC восьмым изданием правил международных  торговых терминов начиная с 1936 года. Последние четыре редакции выходят с четкой периодичностью с интервалом 10 лет. Примечательно, что Инкотермс 2010 введен в действие только с 1 января 2011 года. Считается, что десятилетний срок является достаточным для трансформации практики международных торговых обычаев, которые и изложены в каждом издании Инкотермс. Имеются в виду не только изменение и уточнение самих торговых обычаев, но и объективные документарные, информационные и иные технологии, отвечающие последним требованиям международной и национальной торговли нового времени.

Введение к Инкотермс 2010 определяет основополагающие принципы построения документа и правила  его использования. Применение Инкотермс 2010 возможно путем прямой ссылки на конкретный торговый обычай (базисное условие поставки, базис поставки, термин Инкотермс 2010) в договоре купли-продажи товара в соответствии именно с документом 2010 года. Как и документы предыдущих выпусков, Инкотермс 2010 носит факультативный характер. МТП утверждает, что каждый термин должен соответствовать товару, способу его транспортировки и иным обязательствам сторон. Каждое базисное условие поставки должно быть максимально привязано к конкретному географическому пункту или порту. Здесь следует отметить, что возможность применения того или иного базиса поставки для условий морского или внутреннего водного транспорта в значительной степени зависит от сложившихся на протяжении веков обычаев портов. МТП напоминает, что Инкотермс 2010 не представляет собой полный договор купли-продажи товара. Многие аспекты договора (цена товара, способы и сроки расчетов, переход права собственности, ответственность сторон и др.) определяются условиями самого договора16.

Международная торговая палата насчитала девять основных черт Инкотермс 2010. Главное отличие Инкотермс 2010 от Инкотермс 2000 заключается в количестве содержащихся в новом документе базисных условий поставки. Теперь их 11 вместо 13. Вместо базисов поставки DAF17 (поставка на границе), DES (поставка с судна), DEQ (поставка с пристани, причала) и DDU (поставка без оплаты пошлины) введены новые условия DAT (поставка на терминале) и DAP (поставка в месте назначения).

Изменена классификация терминов. В Инкотермс 2000 все базисы поставки были разделены на четыре группы: группа E - "Отгрузка" (EXW), группа F - "Основная перевозка продавцом не оплачена" (FCA, FAS, FOB), группа C "Основная перевозка оплачена продавцом" (CFR, CIF, CPT, CIP) и группа D "Прибытие" (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP). В документе Инкотермс 2010 групп всего две: "Правила для любого вида или видов транспорта" и "Правила для морского и внутреннего водного транспорта".

Правила для любого вида транспорта могут применяться для  автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта, а также для прямых смешанных перевозок (мультимодального транспорта). Причем в составе маршрутов мультимодальных перевозок могут присутствовать отдельными участками передвижения товаров - морские пути или внутренние водные пути. Морские и внутренние водные правила предусматривают, что поставка товара осуществляется по схеме "порт - порт", независимо от того, какие порты - морские или внутренние водные - имеются в виду.

Международная торговая палата разъясняет, что применительно  к Инкотермс 2010 многогранный в праве термин "поставка" означает здесь момент, когда риск утраты или повреждения товара переходит с продавца на покупателя.

Еще одним важнейшим нововведением  в Инкотермс 2010 является возможность  применения содержащихся в документе  терминов не только для международной, но и для национальной торговли. По мнению МТП, такой шаг стал следствием создания межгосударственных торговых союзов и экономических объединений, например Европейского союза, когда само пересечение товарами национальных границ стало менее важным и менее значимым. Ранее торгово-промышленные объединения стран (у нас, например, Торгово-промышленная палата Российской Федерации) принимали решения о возможности применения Инкотермс к национальной торговле товарами. Теперь в Инкотермс 2010 в явном виде указано на возможность использования базисных условий поставки товаров для внутренней торговли. Еще одной причиной этого стало стремление отказаться от применения Единообразного торгового кодекса США в пользу правил Инкотермс 2010.

Применение электронных  коммуникаций, как и в Инкотермс 2000, также закреплено в новой редакции документа. Необходимые документы  по соглашению сторон могут быть заменены электронными сообщениями (EDI messages).

Отдельные термины Инкотермс 2010 - CIF и CIP - предусматривают обязанность продавца страховать товар от транспортных рисков. В отношении процедур страхования необходимо теперь использовать новые пересмотренные правила Института лондонских страховщиков (The Institute Cargo Clauses). Новая редакция документа уточняет обязанности сторон в отношении процедур страхования.

Инкотермс 2010 конкретизировал распределение  расходов между продавцом и покупателем  товара, связанных с выгрузкой  и обработкой товаров на терминалах в портах, на станциях и в иных местах. Для каждого базисного условия поставки в статьях A6/B6 теперь указано, какая из сторон договора должна понести такие расходы.

Международная торговая палата предупреждает  участников внешнеторговых сделок, что, реализуя свои права на изменение  и дополнение в контрактах условий Инкотермс 2010, они рискуют в итоге де-факто отойти от ранее достигнутых договоренностей и заключить договор купли-продажи товара на совсем другом базисном условии.

Введение к Инкотермс 2010 завершается разъяснением основных терминов и понятий, упомянутых в документе. Здесь перечислены термины: "перевозчик", "таможенные формальности", "поставка", "отгрузочные документы", "электронная запись или процедура" и "упаковка"18.

Рассмотрим теперь термины (базисные условия поставки) Инкотермс 2010 и концептуально сравним их с терминами Инкотермс 2000. Термины изложены в той же последовательности, как это приведено в документе. При этом автор предполагает, что читатель знаком с содержанием предыдущего издания - Инкотермс 2000.

Условие поставки EXW (франко-завод). Вид транспорта любой. Принципиальных отличий от этого же термина Инкотермс 2000 нет. Однако Международная торговая палата рекомендует применять условие для внутренней торговли, в отличие от базиса FCA.

Условие поставки FCA (франко-перевозчик). Вид транспорта любой. Целесообразно применять в международных договорах купли-продажи товаров. Принципиальных условий от аналогичного термина Инкотермс 2000 нет.

Условие поставки CPT (перевозка  оплачена до...). Вид транспорта может  быть любым, включая мультимодальную  перевозку товара. Принципиальных отличий  от CPT по Инкотермс 2000 нет.

Условие поставки CIP (перевозка  и страхование оплачены до...). Вид  транспорта может быть любым, включая  мультимодальную перевозку товара. Принципиальных отличий от CIP по Инкотермс 2000 нет.

Условие поставки DAT (поставка на терминале). Новое базисное условие  поставки. Условие не связано с  выбором какого-либо конкретного  вида транспорта. Переход расходов и рисков с продавца на покупателя осуществляется в момент выгрузки товара на определенном сторонами договора терминале. Терминалом может являться причал в морском или речном порту, контейнерный терминал для любого вида транспорта, грузовой двор на железнодорожной или автомобильной станции, грузовой авиатерминал в аэропорту и др. В отношении документа, подтверждающего поставку, Инкотермс 2010 конкретных указаний не дает. Правоприменительная практика даст ответ на это вопрос позже. Пока можно лишь с уверенностью утверждать, что таким документом может быть один из применяемых в практике складских документов. Совершенно точно, что термин DAT заменит ранее существовавшее в практике условие DEQ (Поставка на пристани). Хотя возможны и иные условия его применения.

Условие поставки DAP (поставка в месте назначения). Новое базисное условие поставки. Условие не связано  с выбором какого-либо конкретного вида транспорта. Переход расходов и рисков с продавца на покупателя осуществляется в тот момент, когда прибывшее в согласованный сторонами пункт транспортное средство готово к разгрузке. В отношении подтверждающего поставку документа Инкотермс 2010 ограничивается общем утверждением, что продавец должен предоставить покупателю документ, позволяющий последнему принять поставку. Предоставляемый документ определяется теми заменами, которые вынудили внедрение в практику нового термина. Замена базиса поставки DAF (поставка на границе) по Инкотермс 2000 на DAP обычно предусматривает железнодорожную поставку товара в европейские страны дальнего зарубежья. Замена базиса поставки DES (поставка с судна) по Инкотермс 2000 на DAP предусматривает морскую или внутреннюю водную перевозку товара. Замена базиса поставки DDU (поставка без оплаты пошлин) по Инкотермс 2000 на DAP предусматривает доставку товара в согласованный сторонами пункт любым видом транспорта. Но в любом случае все расходы и риски до указанного в контракте пункта лежат на продавце. Документы, подтверждающие поставку по любому базису, указаны в таблице 4.

Условие поставки DDP (поставка с оплатой пошлин). Вид транспорта может быть любым, включая мультимодальную  перевозку товара. Принципиальных отличий  от DDP по Инкотермс 2000 нет - все расходы и риски по доставке очищенного от импортных пошлин товара в согласованный сторонами пункт лежат на продавце.

Условие поставки FAS (свободно вдоль борта судна). Продавец должен разместить товар на причале или на барже (на лихтере), но обязательно вдоль борта судна на указанном сторонами месте в определенном порту отгрузки. Принципиальных отличий от FAS по Инкотермс 2000 нет.

Условие поставки FOB (свободно на борту). Соответствует правилам применения FOB по Инкотермс 2000, с одним изменением. Из текста термина FOB по Инкотермс 2000 исключено понятие поручней (рейлингов) судна. Теперь поставка фиксируется в момент размещения товара на борту судна в указанном порту отгрузки.

Условие поставки CFR (стоимость и фрахт). Как и на условии FOB, поставка считается выполненной в момент размещения товара продавцом на борту судна в порту отгрузки. Иных принципиальных отличий от термина CFR по Инкотермс 2000 нет.

Условие поставки CIF (стоимость, страхование и фрахт). Как и  на условии FOB или CFR, поставка считается  выполненной в момент размещения товара продавцом на борту судна в порту отгрузки. Иных принципиальных отличий от термина CIF по Инкотермс 2000 нет.

Предполагается, что кроме предписанной МТП замены базиса поставки DDU (по Инкотермс 2000) на DAP (по Инкотермс 2010) возможно также применение нового термина DAT. Это объясняется тем, что ранее базисное условие поставки DDU применялось, когда товар поставлялся и доставлялся в тот пункт назначения, где покупатель выполнял таможенные формальности по импорту. А выполнять такие формальности, не выгружая товар из транспортного средства, крайне затруднительно и не всегда возможно. Вообще говоря, замена в применении одних базисов на другие будет определяться практикой. Поэтому, кроме общих положений, Международная торговая палата воздерживается пока от конкретных рекомендаций19.

Следует отметить, что новые термины Инкотермс 2010 нельзя считать новыми торговыми обычаями. МТП идет по пути унификации торговых обычаев, правил и процедур, которые создадут единообразное понимание и регламентацию прав и обязанностей сторон договора купли-продажи товара.

Отнесение терминов Инкотермс 2010 к двум группам по видам транспорта, используемым для доставки товара, является, если не основным, то крайне важным. Применение каждого базисного  условия поставки может быть конкретизировано для доставки товаров тем или иным видом транспорта.

 

 

 

 

 

 

2.2. Применение  правил ИНКОТЕРМС в практике Международного коммерческого арбитражного суда

 

 

В практике коммерческой деятельности российских предпринимателей встречались случаи неправильного  обозначения и применения избранного базиса поставки. Например, имели место случаи, когда в контракте, заключенном между российской и иностранной фирмами, предусматривалась поставка товара из Канады (г. Монреаль) в Россию (г. Екатеринбург) на условиях СИФ - Екатеринбург. Такое условие неправомерно, поскольку базис СИФ применяется только при перевозках водным путем - от порта отправления до порта назначения20.

Первая группа - термины группы "E".

E - отгрузка.

EXW (ЕХВ) - франко-завод (...название места). Данный термин означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по доставке, если товар был передан им в распоряжение покупателя в помещении продавца. Продавец при этом не несет ответственности за погрузку товара на предоставленное покупателем транспортное средство и за экспортную таможенную очистку товара, если иное не оговорено специально. Покупатель несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара из помещения продавца до места назначения.

Основные обязанности  продавца:

передать товар в  месте своего нахождения.

Основные обязанности  покупателя:

принять товар в месте  нахождения продавца;

оплатить товар;

осуществить за свой счет и на свой риск все необходимые  действия для доставки товара в пункт назначения.

Особенности применения данного условия в коммерческой практике можно проиллюстрировать  следующим примером из практики МКАС.

Арбитражная практика МКАС.

По делу от 24 мая 2001 г. N 191/2000 иск был предъявлен российской организацией к французской фирме в связи с неполной оплатой поставленного на условиях Ex Works товара по контракту международной купли-продажи, заключенному сторонами 26 августа 1997 г. Требования истца включали в себя взыскание суммы недоплаты, а также расходов по транспортировке товара.

Разрешая спор, МКАС установил  следующее. Продавец доказал факт выполнения им в полном объеме принятых обязательств, представив подтверждающие факт отгрузки товара документы: международную товарно-транспортную накладную, грузовые таможенные декларации и счета. Покупатель нарушил согласованный сторонами в контракте порядок предъявления претензий: не предъявил в установленный срок претензию и не представил сертификат, подтверждающий наличие ущерба. Поэтому на основании ст. ст. 53, 61 и 62 Венской конвенции 1980 г. требование продавца об уплате поставленного им покупателю товара было признано обоснованным. Требование истца об оплате транспортных расходов было также признано обоснованным, поскольку согласно международным правилам толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС при выборе сторонами такого базиса поставки покупатель обязан оплатить транспортные расходы21.

Информация о работе Базисные условия поставки товаров во внешнеторговых договорах