Анализ и тенденции развития мирового рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 14:50, реферат

Краткое описание

Услуги - это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат (2).doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

По имеющимся оценкам, объемы внешнеторговых операций, связанные с перемещением потребителей, рабочей силы и с прямыми инвестициями, значительно превышают соответствующие показатели для трансграничной торговли. В США, например, поступления от импорта компьютерных услуг в форме временного найма иностранных специалистов составили в 2000г. 3,8 млрд. долл., превысив в 2 раза соответствующую выручку в трансграничной торговле.

Структура международного обмена услугами эволюционирует в русле  основных мирохозяйственных закономерностей. В трансграничной торговле новые услуги высокого класса, преимущественно наукоемкие, заметно теснят традиционные виды. С 1990 по 2003 г. доля транспорта в стоимости экспорта коммерческих услуг уменьшилась с 29 до 23%, туризма - с 34 до 29%, тогда как удельный вес прочих услуг увеличился с 37 до 48%. Среди последних по динамике лидируют информационные и компьютерные услуги, различные виды консалтинга, финансовые услуги, инжиниринг, маркетинг, реклама и услуги культурно-развлекательного профиля. Туризм, несмотря на включение в мировой оборот новых услуг, негативное воздействие в последние годы терроризма и природных катаклизмов, остается крупной статьей международной торговли, удельный вес которой в экспорте ряда стран (Франции, Испании, США, Китая, Турции, Нидерландов) растет.

Мощных прорыв услуг  на внешние рынки раздвигает рамки  глобализации. Это происходит не только в результате стремительного увеличения числа участников рынка, возрастания  объемов и разнообразия услуг  и т.д., но и радикального изменения их функций. Если прежде услуги выполняли в основном вспомогательную роль, опосредуя движение товарной массы, то сегодня подавляющая часть выступает во внешнеэкономическом обороте в качестве самостоятельных объектов.

Для сферы услуг характерны существенные межстрановые различия в принципах и практике организации хозяйственной деятельности. На рынке услуг сохраняются многочисленные перегородки и барьеры, и в отличие от рынка товаров он далек от полной либерализации. Хотя в последнее время в услугах активно вводятся общеевропейские нормы и стандарты, реализация соответствующих директив и других документов идет, по свидетельству экспертов, достаточно трудно и медленно.

Высокие входные барьеры  для производителей, слабая конкуренция  и более сильные монопольные тенденции сдерживают развитие отраслей услуг и их интеграцию в мировое хозяйственное пространство. В этой связи либерализация рынков услуг выдвинулась во многих странах и их объединения в число первоочередных целей экономической политики. Совокупный эффект от устранения этих барьеров в торговле товарами и услугами оценивается в 260 млрд долларов в год, в том числе за счет либерализации аграрного рынка- 50 млрд, рынка промышленных товаров -- 80 млрд. рынка услуг -130 .млрд долл.

С позиций мирохозяйственного развития особенно важна интенсификация обмена нематериальными ценностями, рост масштабов и ускорение международной диффузии научного знания, передовых технологий, производственного опыта, организационно-управленческих моделей. Немалые выгоды от глобализации получают потребители услуг, поскольку расширяются возможности выбора, под давлением конкуренции снижаются цены, улучшается качество сервиса, появляется множество его новых видов. Глобализации услуг оказывает существенное воздействие на гуманитарный прогресс: с расширением доступа потребителей к высококачественным услугам образования, здравоохранения, культуры, рекреации повышается качество жизни населения, идет взаимообогащение культур разных народов и т.д. В ходе международной экспансии услуг создаются условия для сокращения глубокого разрыва между развитыми и развивающимися странами по ключевым показателям экономического и социального развития.

В ряду негативных последствий  глобализации услуг отмечаются угроза американизации образа жизни, утверждение чуждых тем или иным народам жизненных стандартов и стереотипов поведения, загрязнение Интернета асоциальным содержанием, высокая концентрация обмена наиболее ценными нематериальными услугами в небольшом группе стран и ряд других.

В целом же в общественном мнении все более утверждается оценка глобализации услуг как одного из проявлений поступательного движения производительных сил, остановить которое невозможно. На первый план в мировой политике и экономике выдвигается непростая задача максимизации в масштабах планеты выгод глобализации и сведения к минимуму ее негативных последствий.

2.3 Компьютерные  и информационные технологии  и услуги

Рынок информационных технологий (ИТ) является самым динамично развивающимся. Развитие информационных технологий позволит России выйти на лидирующие позиции в мире как по отрасли ИТ, так и по экономике в целом.

В рыночном хозяйстве  принято выделять четыре макросектора: потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. Современное  производство немыслимо без функционирования пятого сектора - рынка информации. Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образование, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д.

Многие годы и десятилетия  в нашей стране считалось, что самое главное - это производство продуктов, материальных благ и куда ниже по общественной значимости - производство услуг.

В свою очередь рынок  информационных товаров и услуг  является сегодня самым динамично  развивающимся. Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможности информационного обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.

Что же касается российской экономики, то рынок информации еще  только формируется. Перспективы развития информационного рынка в нашей  стране во многом зависят от продуманной  и взвешенной государственной политики в этой области. Кроме того, именно государство должно обеспечивать производство тех информационных продуктов, которые остаются вне сферы рынка.

Опыт многих развивающихся  стран показывает, что приоритетное развитие информационного производства в силу стратегического характера информационных ресурсов в развитии современного общества позволило многим государствам преодолеть огромный разрыв в уровне экономического и социального развития по сравнению с развитыми странами.

Современный информационный рынок - рынок электронной информации и коммуникации, частью которого является рынок информационных ресурсов и услуг можно разделить на три взаимодействующих области:

- информация собственно  рынка информационных услуг (с  одной стороны, базы данных, доступные в электронном виде через сети связи и на носителях, и с другой стороны, услуги по организации доступа к базам данных в электронном виде);

- электронные сделки (электронная торговля, биржевые  и финансовые операции);

- глобальная электронная коммуникация (организация работы сети).

Все эти три области  по-прежнему сохраняют самостоятельность, и каждая из них продолжает развиваться  по-своему и занимает собственное  место в структуре общественного  производства и социальной инфраструктуре общества. Тем не менее, последнее десятилетие XX в. привело к тому, что началась интеграция трех упомянутых областей в одно целое в рамках Интернета, который, в свою очередь, превращается в самостоятельную область информационного рынка, роль и значение которого, а также влияние на другие области, постоянно возрастают. Сегодня Интернет открывает новые возможности развития для всех секторов информационного рынка.

Характеризуя современный  информационный рынок, необходимо отметить, что в части электронных сделок он непосредственно выступает элементом рыночной инфраструктуры современного информационного общества. Область глобальной электронной коммуникации находится, как бы, на стыке с отраслью электросвязи, которую принято рассматривать в качестве отрасли материального производства, и она может быть также отнесена к рынку услуг связи в части ее усовершенствованных услуг.

На мировом рынке  информации и информационных услуг  можно выделить следующие основные секторы, которые характерны для  всех развитых стран, в том числе и для России, и не зависят от каналов передачи информации:

а) Сектор деловой информации (биржевой, финансовой, коммерческой, экономической, статистической), охватывающий:

1) биржевую и финансовую  информацию - информацию о котировках  ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах, предоставляемую биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками;

2) экономическую и  социальную статистическую информацию - числовую экономическую, демографическую, социальную информацию в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемую государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями и разработками и консалтингом в области рынков спроса;

3) коммерческую информацию - информацию по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам, финансовому состоянию, связям, сделкам, руководителям и т. п.;

4) деловые новости  в области экономики и бизнеса,  предоставляемые специальными информационными службами.

б) Сектор информации для  специалистов (научно-технической и  специальной, а также первоисточники), охватывающий:

1) профессиональную информацию - специальные данные и информацию  для юристов, врачей, фармацевтов,  преподавателей, инженеров, бухгалтеров;

2) научно-техническую  информацию - документальную библиографическую  и реферативную, справочную информацию  и данные в области фундаментальных  и прикладных наук, естественных, технических и общественных наук, отраслей всех видов производства и сфер человеческой деятельности;

3) услуги организации  доступа к первоисточникам (в  том числе в виде копий документов) - через библиотеки и специализированные  службы, возможности приобретения  первоисточников.

в) Сектор массовой и потребительской информации (новости, услуги на основе современных средств глобальной телекоммуникации), охватывающий:

1) новости и литературу - информацию служб новостей и  агентств прессы, электронные журналы,  справочники, энциклопедии;

2) потребительскую и  развлекательную информацию, ориентированную на домашнее, а не служебное использование - местные новости, погоду, расписания движения транспорта, игры, предложения по обмену, покупкам и продажам, справочники отелей и ресторанов, информацию по обмену валюты, аренде машин, турам, дачам для аренды.







Информация о работе Анализ и тенденции развития мирового рынка услуг