Анализ и тенденции развития мирового рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 14:50, реферат

Краткое описание

Услуги - это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат (2).doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

2 СОВРЕМЕННЫЕ  ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ  РЫНКА УСЛУГ

2.1 Конкуренция на рынке услуг

В сфере производства и услуг на товарном рынке различают  видовую, функциональную и маркетинговую  конкуренцию.

Маркетинговая конкуренция  отличается лишь различием предприятий  сферы услуг. Она широко используется в различных рыночных структурах и областях промышленности. Отличается особенностью конкуренции в сфере услуг, в отличие от товарного рынка, является то, что она не требует значительных затрат.

Поэтому уровень конкуренции  в сфере услуг достаточно высок  по сравнению с конкуренцией товарного рынка.

В основе ценовой конкуренции  приняты цены на условиях и с помощью  цены можно повысить или понизить уровень конкуренции на рынке  услуг.

При неценовой конкуренции  за основу берется показатель качества, предоставления услуги. И с помощью него можно завоевать конкурентное преимущество в конкурентной борьбе.

Однако при неценовой  конкуренции не обходится без  привлечения дополнительных затрат, которые в основном связаны с  высокой оплатой квалифицированного специалиста.

Конкуренция в сфере услуг направлена на повышение имиджа предприятия услуг, которые выступают среди других с целью завоевания потребительского спроса.

Имидж такого предприятия  услуг может включать: качество оказания услуг, ассортимент, цена, гарантия, рекламная  деятельность и методы стимулирования.

Вместе с тем поддержание  имиджа на предприятии услуг требует  постоянного контроля за качеством  услуг, внедрения культуры и т.д. Это большая и сложная работа, она требует взаимодействия всех подразделений предприятия. Как и на рынке товаров, рынок услуг также характерен широким проникновением новых конкурентов в сфере услуг. Успех у тех предприятий услуг, которые расширяют круг оказываемых услуг и разрабатывают собственную конкурентную стратегию.

И в конкурентной борьбе предприятий и услуг преуспевает тот, кто оказывает аналогичные услуги при снижении затрат. При этом используется стратегия дифференциации услуг и стратегической концентрации услуг на один или несколько сегментов рынка. Это возможно в случае, когда предприятие дополнительно проводит широкие маркетинговые исследования пользователей хорошей или известно на рынке услуг использованием высококачественных сырья и материалов при оказании услуг (стратегия дифференциации).

Предприятие услуг концентрирует  свою деятельность на отдельном сегменте или на нескольких. Она достигает высоких результатов за счет санкционированных затрат по оказанию услуг.

На рынке услуг, как и на любом  товарном рынке, существует конкуренция, носящая открытый характер.

Существуют методы оценки конкурентности услуг. Важным фактором конкурентности является оценка потребления товара. Для оценки конкурентности услуг применяются качественные и количественные методы оценки.

Наиболее приемлемым для количественной оценки условием рекомендуется использовать обобщенный показатель, который количественно характеризует какую-либо услугу. Содержание этого оценочного покупателя могут входить различные способы их выражения: характеристику услуг, индекс оказания услуг, коэффициент бальной оценки, доля оценки.

Наряду с количественными показателями используются и качественные показатели.

Для качественной характеристики услуг  применяется бальная система  сравнения различного кода услуг. При  этом используется экспертный метод, который  получил развитие в практике маркетинга.

Для оценки конкурентоспособности  той или иной услуги надо отобрать наиболее характерные показатели по определенному виду услуг. Затем  по каждому из показателей дается соответствующая маркетинговая  оценка.

Более точным методом конкурентности услуг можно отметить метод инжинирингования. Он осуществляется в несколько этапов:

- формирование требования потребителей  к конкретной услуге;

- производится ранжирование показателей  по степени их значимости;

- проводится оценка выбранных  показателей по каждой из конкурирующих услуг или по группе, оказывающей каждым из основных конкурентов;

- оценка показателей в натуральной  величине, в долях (индексах);

- производится последовательное  сравнение каждого показателя  с аналогичным показателем. Выявляется  несколько из предложенных показателей у конкурентов;

- индексы показателей менее  или более 1 или =1;

- на последнем этапе определяется  обобщенный или интегрированный  показатель конкурентности;

- определяется наибольший индекс, который соответствует наиболее  конкурентоспособному предприятию услуг, из всех сравниваемых;

- использование индексного метода  оценки конкурентоспособности позволяет  более точно определить значимость  отдельных показателей, производятся  расчеты многих;

- необходимо использовать достоверную  информацию, которую представляют представители этих услуг.

2.2 Глобализация рынка услуг: динамика  и основные тенденции

Динамичный прорыв услуг на мировые  рынки в течение последних 25 лет  является одним из наиболее значимых новых явлений в современной  экономике. Это многоплановый процесс, обусловленный структурной сложностью рынков услуг, который имеет ярко выраженную отраслевую специфику. По классификации ВТО, на мировом рынке насчитывается более 155 видов услуг и среди них такие разнородные, как транспортные, коммуникационные, торговые, бытовые, информационные, услуги здравоохранения, образования и т.д. Рассмотрим общие для многих услуг направления, формы и проблемы глобализации в контексте основных мирохозяйственных тенденций.

Характерная особенность  производства услуг - их слабая до последнего времени вовлеченность в мирохозяйственный оборот, хотя со времен кругосветных путешествий Магеллана транспорт, а позднее связь и финансовые операции образуют каркас, инфраструктуру мирового рынка товаров, и каждый технический переворот в этих отраслях порождает, как правило, очередной прорыв в развитии системы международных хозяйственных связей. В ходе опережающего роста производства услуг на протяжении большей части прошлого века их участие в системе мирохозяйственных связей увеличивалось, но в сравнении с товарными потоками оставалось довольно скромным. В 1980 г. доля сферы услуг в мировом ВВП составляла 56%, тогда как в суммарном экспорте товаров и услуг -- около 10 %.

В течение последних 25 лет ситуация кардинально меняется. Под воздействием ряда новых явлений сформировались условия для активной интеграции многих услуг в мировое хозяйственное пространство. Первостепенная роль в устранении или смягчении традиционно высоких барьеров на этом пути принадлежит научно-техническому прогрессу, прежде всего мощному прорыву в развитии информационно-коммуникационных технологий, приведшему к многосторонней трансформации производства услуг.

С позиций глобализации особенно важны делокализация (отрыв  от национальной почвы) многих их видов, а также разрыв во времени производства услуги и ее потребления. Стало возможным накапливать, хранить и передавать услуги на расстояние, потреблять в разных формах и в любое время, в том числе в режиме реального времени. Многие виды сервиса приобрели способность быть объектами внешней торговли, а мировое хозяйственное пространство открылось для растущих потоков услуг телекоммуникаций, сфер финансов и образования, большого спектра деловых и профессиональных услуг и т.д.

Широкие перспективы для глобализации услуг открываются с развитием Интернета. Мировая сеть изначально имеет трансграничный характер, снимает пространственные и временные барьеры в международных контактах производителей и потребителей услуг. На ее основе формируется радикально новая модель их массового потребления. Объем операций неуклонно растет по мере увеличения доступа пользователей к услугам Интернета, повышения компьютерной грамотности населения, разработки принципов и норм правового регулирования сделок в специфической рыночной среде, принятия мер по защите интеллектуальной собственности и прав личности и т.п.

В новых условиях стремительно прогрессировали мобильные виды связи, ряд отраслей транспорта (прежде всего авиационный), финансовый сектор (увеличивалось число компаний, в том числе за счет вхождения на рынок мелких и средних фирм, расширялся набор услуг, существенно снижались цены на них). Технологические и институциональные сдвиги в рассматриваемых отраслях не только стимулировали трансграничную и другие формы торговли услугами, но и служили катализатором общего процесса глобализации, подводя под него более технологически продвинутую и экономически эффективную инфраструктуру.

Эффект рассмотренных  и некоторых других факторов не ограничивается отрывом целого ряда услуг от национальной почвы, появлением большого количества новых сервисов высокого класса, значительным снижением издержек и цен, повышением качества услуг. На многих рынках по существу складывается новая торговая среда, формируются новые модели и механизмы реализации. Как и на рынках товаров, эффективные цепочки и сети связывают производителей, работающих в разных точках мира. Например, штаб-квартира инженерно-строительной фирмы «Бектел» располагается в Калифорнии, проект строительства или реконструкции для Латинской Америки может разрабатываться в Индии, менеджмент -- находиться в Финляндии, страховая компания -- в Лондоне и т.п.

Новые тенденции на мировых  рынках услуг обусловлены, в конечном счете, крупными масштабами и глубокой многосторонней трансформацией этого сектора в последние 25-30 лет. Производство услуг составляет доминирующую или крупную часть современного хозяйства -- в развитых странах его доля в ВВП и численности занятых достигла в начале века 70-80%, а в мировом ВВП -65%. Еще большее влияние на параметры глобализации оказывают структурные и качественные сдвиги в рассматриваемой сфере. На основе информационно-коммуникационных технологий, изменений в системе потребностей населения, усиления социально-гуманитарной направленности развития, повышения роли научного знания и человеческого капитала в составе источников экономического роста в последние 20-25 лет в отраслях сферы услуг произошла «тихая» революция, радикально преобразившая ее традиционный облик.

Если в прошлом ведущие  позиции в структуре данного сектора в развитых странах занимали торговые, бытовые, рекреационные и ряд других услуг, то сегодня на центральное место выдвинулась группа наукоемких видов деловых и профессиональных услуг, телекоммуникации, а также образование, здравоохранение, культура. В сочетании с наукоемкими отраслями индустрии они образуют наряду с модернизированными традиционными отраслями (торговля и транспорт) активно развивающееся ядро современной экономики и во многом определяют динамику, качественные параметры, конкурентоспособности как сферы услуг, так и всего хозяйства.

Примечательно, что рывок  услуг на внешние рынки в последние  годы в значительной степени связан с экспансией «продвинутых» услуг -- телекоммуникаций, финансового сектора, информационных, компьютерных, консалтинга, менеджмента, маркетинга, инженерно-строительных, аудиторских, образовательных и ряда других. Эта группа отраслей оказывает растущее, а часто решающее воздействие на динамику, структурные и качественные характеристики интернационализации услуг и придают мощное ускорение общему процессу глобализации.

Хотя только за 1990-2003 гг. экспорт услуг увеличился более  чем в 2 раза, их доля в общей стоимости  экспорта товаров и услуг стабилизировалась  на уровне 20%'. Однако эти данные не дают полного представления о динамике и масштабах рассматриваемого процесса.

Во-первых, в них не учитывается движение цен, а при  сравнительно быстром удорожании в  последние годы товарной части внешнеторгового  оборота из-за скачка цен на топливо  и сырье темпы прироста торговли услугами занижаются.

Во-вторых (и это гораздо  более важное обстоятельство), сфера  внешнеторговых операций на рынках услуг  не сводится к трансграничной торговле. В отличие от товаров, поставки услуг  на мировой рынок осуществляются также путем передвижения потребителей в страну, где предоставляется услуги (потребление за рубежом), учреждения поставщиком услуги коммерческого присутствия (фирм, филиалов, отделений) на территории других стран, а также оказания услуг стране зарубежными производителями- физическими лицами.

Специфика внешнеэкономических  операций на рынках услуг в последние  два десятилетия заключается  в быстром расширении торгового  пространства вне трансграничных операций. Наибольшим динамизмом отличается экспорт  капитала в виде прямых иностранных инвестиций (поставки услуг через коммерческое присутствие). Стремясь преодолеть высокие защитные барьеры в трансграничной торговле и более полно использовать преимущества территориальной близости к потребителю, производители все чаще отдают предпочтение этой модели реализации услуг, учреждая в зарубежных странах собственные структуры. Международный обмен услугами интенсивно растет и за счет притока иностранных производителей услуг - физических лиц. Во многих государствах иностранная рабочая сила составляет значительную часть трудовых ресурсов. Доля иностранных работников в общей численности занятых достигла в Австралии - 25%, Канаде и Новой Зеландии-20%,Швейцарии-18%,США-14%, Германии - 10%, в странах Персидского залива - 67-90%, в том числе в отраслях сферы услуг -65-80%.

Прогресс в области  высоких технологий в ряде развитых стран не в последнюю очередь  связан с массовым привлечением на временную работу иностранных программистов, менеджеров, консультантов, научных  работников, преподавателей.

Информация о работе Анализ и тенденции развития мирового рынка услуг