Шпаргалка по политической психилогии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политической психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

Маргинальность обозначает особый комплекс черт сознания и поведения представителей социальных субгрупп, которые в силу тех или иных обстоятельств неспособны интегрироваться в большое референтное сообщество, по отношению к которому и выступают как маргиналы. Маргинальные слои тяготеют к созданию антиобщественных объединений, часто с инвертированной (вывернутой) системой ценностей. В последние десятилетия особое внимание привлекают попытки некоторых маргинальных слоев навязать свою волю большим референтным группам, подчинить их и превратить свою антиобщественную организацию в доминирующую. Многие исследователи рассматривают маргинальность как один из серьезных истоков политического радикализма.

Своеобразной  разновидностью современных маргинальных групп можно считать люмпенизированные (от немецкого lumpen— лохмотья) слои населения. Как известно, впервые понятие люмпен-пролетариат было введено для обозначения низших слоев общества, обычно деклассированных и деморализованных слоев пролетариата, неспособных к самостоятельному, организованному социальному самовыражению в рамках принятых социальных норм.

Современные люмпенизированные  слои отличаются завышенными социальными  притязаниями при одновременном  нежелании приложить силы для  их осуществления. Некоторые формы  люмпенизации носят возрастной и, потому, преходящий характер (к примеру, практически сошли на нет хиппи и подобные им движения). Другие более стабильны — безработные, включая «скрытых» безработных, нищие и т. п. В определенные периоды эти страты могут представлять собой резерв или даже базу для реакционных сил, рвущихся к власти (крайние формы бонапартизма, фашизма, анархизма). Люмпенизация усиливается с ростом безработицы, правового нигилизма, социальной незащищенности, политической аномии.

 

33  Роль и место национально-этнических групп в политике.

Национально-этнические группы — это большие группы, включающие тысячи и миллионы людей, связанных общими внешними и внутренними, психологическими чертами. Если идти от простого к сложному, это род и  племя, народ и нация, раса и этнос.

Национальные и этнические группы в истории человечества возникли раньше социальных. Национально-этническая общность, за исключением лишь некоторых  отдельных примеров, психологически продолжает оставаться более глубинной, чем общность социальная. Соответственно, мы продолжаем оставаться свидетелями массы политических явлений, возникающих и развивающихся на национально-этнической основе. Это не только межнациональные конфликты и войны, расовые столкновения и родоплеменные проблемы в отдельных странах. Это само по себе этническое разделение, на котором продолжает базироваться не только большинство личностей или групп, но и стран, и государств в политике. Несмотря на нарастающую тенденцию к глобализации жизни человечества (как бы ее не называли идеологи разных направлений — интернационализацией или транснационализацией, речь все равно об одном и том же), национально-этнические общности всегда имели и продолжают иметь огромное значение в политической жизни. Соответственно, понимание национальной психологии и ее роли имеет большое значение в политической психологии в целом.

34 Основные элементы национально-этнических групп

Если рассматривать  исторически, то первичен всегда род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии, по большей части осознающих себя потомками общего предка (реального или мифического), носящих общее родовое имя и, имеющих общие потребности и интересы, проявляющиеся в единых социально-политических действиях. К понятию «род» примыкает понятие «клан», несущее в современной политической психологии более символическое и обобщающее значение.

Объединение двух или более родов образуют племя. Это более высокая форма уже  непосредственно политической организации, объединяющая некоторое число родов  и семейно-родовых кланов на общей  этнической основе.

На основе рода и племен, включающих несколько родов, исторически надстраивалось особое образование, получившее название « народ ». Собственно этимологически, «народ» — это нечто, стоящее «над родом»

Объективно же, рода и племена в ходе исторического  развития объединились в нации — большие исторические общности людей, скдадывающиеся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка ряда особенностей культуры, характера и психики в целом. Нация есть более социальное и, потому, более широкое образование, включающее в себя разные национальности.

Еще одной общностью, которую необходимо рассмотреть, является раса. Это исторически сложившиеся супер-большие ареальные группы людей, связанных единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих лишь в очень определенных пределах.

Последним понятием, используемым в данной главе, является «этнос». Данное понятие относится к числу наиболее обобщенных. Под этносом или этнической общностью обычно имеют в виду исторически возникай вид устойчивой общности людей, представленной племенем, народностью, нацией или даже группой наций и национальностей.

 

Билет № 35 понятие национального характера.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ХАРАКТЕР — одна из центральных категорий теории национальных отношений. Н. х. тесно связан с национальным патриотизмом, национальным сознанием и самосознанием. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР - совокупность наиболее устойчивых, основных для данной национальной общности особенностей восприятия окружающего мира и форм реакций на него.

  Н.х. представляет  собой прежде всего определенную  совокупность эмоционально-чувственных  проявлений, выражаясь в первую  очередь в эмоциях, чувствах  и настроениях - в способах  эмоционально-чувственного освоения мира, а также в скорости и интенсивности реакции на происходящие события. Наиболее отчетливо Н. х. проявляется в национальном темпераменте, например, отличающем скандинавские народы от латиноамериканских, казахских, в русском языке существует 1800 слов, обозначающих различные психологические черты людей.

Структура Н. х. обычно включает: 1) национальный темперамент, 2) национальные чувства, 3) национальные предрассудки, 4) национальные стереотипы реагирования на происходящие события.

 

Билет №36 национальное сознание.

НАЦИОНАЛЬНОЕ  СОЗНАНИЕ - (в целом) совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и др. взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций и народностей. Включает в себя отношение нации к различным ценностям общества, отражает процесс ее исторического развития, былые достижения и ставящиеся перед будущим задачи. Основой Н.С является национальное самосознание . В число структурных элементов Н.С. обычно включаются осознанное отношение нации к ее материальным и духовным ценностям, способности к творчеству ради их умножения, понимание необходимости своего сплочения ради осуществления национальных интересов и успешных взаимоотношений с др. национально-этническими группами. Как и любая форма общественного сознания, Н.с. представляет собой сложное, диалектически взаимосвязанное и взаимообусловливающее единство двух составляющих: обыденного сознания (национально-этническая психология или национально-психологический уровень Н.с.) как результата стихийного, эмпирического отражения действительности в повседневном сознании широких национальных масс и более высокого уровня - теоретического сознания (идеология национализма или рационально-идеологический уровень Н.с.), являющегося результатом систематизации и обобщения обыденных представлений, настроений, потребностей и волевых устремлений масс.

Наиболее подвижными, динамичными элементами обыденного Н.с. являются потребности. Практически  любые изменения в системе  потребностей порождают новые потребности, соответствующие изменившимся условиям, модифицируют старые, а также видоизменяют способы реализации старых потребностей.

Менее подвижными компонентами, обеспечивающими стабильность и инерционность обыденного Н.с., являются первичные, наиболее глубинные, эмоционально окрашенные установки и национально-этнические стереотипы. 

Наиболее стабильными  и консервативными компонентами обыденного Н.с., гарантирующими его  устойчивость, являются обычаи и традиции - нормативные требования к поведению, передающиеся из поколения в поколение и базирующиеся на наиболее глубинных установках и системе ценностей прошлых поколений, на социальной памяти национально-этнической группы. 

Обыденное Н.с. отличается большой заразительностью. Оно является главной психологической основой национальных и этнических конфликтов. В нем культивируются национальная вражда и ненависть, национально-этнические предрассудки и негативно окрашенные стереотипы, национальная и расовая нетерпимость и т.п. Начинаясь на бытовом, обыденном уровне, эти явления могут порождать не только локальные, прежде всего психологические проблемы, но и переходить на более серьезный, социально-политический уровень, превращаться в достояние теоретического Н.с.

В отличие  от национального сознания, отражающего обобщенные представления национально-этнической группы, национальное самосознание является более индивидуализированным понятием, выражающим прежде всего степень усвоения тех или иных компонентов общенационального сознания индивидами-членами национальной общности.

 Билет № 37 национальное самосознание.

Национальное самосознание – это осознание обществом интересов своей нации. Защита нации, территории ее проживания, экономических ресурсов, духовных ценностей.

Национальное самосознание — это совокупность взглядов и оценок, мнении и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов национально-этнической общности о своей истории, современном состоянии и будущих перспективах своего развития, а также о своем месте среди других аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними. Включает рациональные (собственно осознание своей принадлежности к нации) и, отчасти, в меньшей степени эмоциональные (подчас неосознаваемое сопереживание своего единства с другими представителями национально-этнической группы) компоненты.

 Национальное  самосознание — ядро национального  сознания. 

В отличие  от национального сознания, отражающего  обобщенные представления национально-этнической группы, национальное самосознание является более индивидуализированным понятием, выражающим прежде всего степень усвоения тех или иных компонентов общенационального сознания индивидами-членами национальной общности.

 

Билет № 38 обострение национально- этнических проблем в современном мире: политико- психологические причины и следствия.

 

С политико-психологической  точки зрения, в большинстве случаев  обострение национально-этнических проблем  в современном мире связано с  ослаблением связей более высокого порядка, объединяющих людей в наднациональные  группы. Простой пример: стоило ослабнуть интернациональным государственным связям в экс-СССР к концу 80-х гг., как начался подъем национального самосознания и, соответственно, всплеск национальных движений. Вначале они требовали обособления в культурной сфере (возрождение национальных языков, восстановление обучения на национальных языках, национальных средств массовой информации и т. п.), затем перешли к открытым требованиям политической независимости и государственного суверенитета, а закончилось это образованием самостоятельных государств и крушением интернационального государства, которое пыталось выстроиться на наднациональной, социально-классовой основе.

По мере ослабления психологических связей, удерживающих людей в одних больших  группах (например, социальных) усиливаются связи, объединяющие их в другие группы — возможно, даже низшего, как бы «пройденного» в истории порядка. Например, национальные. Или даже родовые — в случае распада наций, например, при больших политических катаклизмах, войнах и т. п

Родовая психология в нашем поведении никуда не исчезла, она сохраняется в обычном семейном поведении. Племенная психология живет в земляческих связях. Национальная сохраняется в эмигрантских диаспорах. Вся наша жизнь состоит из подобных примеров.

Главная политико-психологическая проблема данной темы проста: если эти связи все равно существуют в нашей психике, как сохранить их в бесконфликтном состоянии?

Причины конфликтов понятны: противоречия потребностей и  интересов разных общностей могут  доводиться идеологами до раскола сознания. Тогда конфликт неизбежен. Простейший политико-психологический выход из него — в психологически грамотно организованных переговорах, позволяющих либо совместить конфликтующие потребности и интересы, либо найти более широкие потребности и интересы, реализация которых удовлетворила бы конфликтующие стороны на более высоком уровне. Более сложный выход — организация психологически грамотной системы социально-политических акций, позволяющих либо совсем выйти из конфликта одной из сторон, либо найти тот уровень компромисса, который позволяет «сохранить лицо» (в виде основных потребностей и интересов), но не допускает взаимного истребления. В практике XX века эти вопросы объединены уже в политологическую проблематику «национального примирения» и «межнационального согласия».

 

Билет №39 понятие «массы» как субъекта массового сознания.

Субъект массового политического сознания («политическая масса»), как уже совершенно очевидно, никогда не представляет собой сколько-нибудь единого и целостного образования. Его невозможно выразить количественно, «сосчитать». В этом сходятся практически все исследователи данной проблематики, Тем более, его нельзя отождествлять непосредственно с субъектом политического действия. В принципе, никогда невозможно количественно измерить субъект массового политического действия, возникающий на базе того или иного политического сознания. По сути, «политическая масса» есть особая политико-психологическая общность людей, отличающаяся наличием единообразных политико-психологических факторов, побуждающих к общим политическим действиям, к единообразному способу поведения. Но вот какое из этой массы количество людей будет принимать непосредственное участие в собственно политическом событии — всегда загадка. Сколько людей штурмовало Зимний дворец в 1917 г .? Историки КПСС в свое время не могли даже точно назвать число членов своей партии в Петрограде к моменту октябрьского восстания (у разных авторов, фигурировали от 18 до 24 тыс. человек). Специальные подсчеты показывают, что в таком историческом событии, например, как крестьянская война в Германии, принимало участие не более 5-6 % населения. Однако разрушительные последствия их действий пришлось ликвидировать нескольким последующим поколениям.

Информация о работе Шпаргалка по политической психилогии