Шпаргалка по политической психилогии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политической психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

Известны два  основных истока формирования стереотипов.

С одной  стороны, это достаточно ограниченный индивидуальный или групповой прошлый опыт и ограниченная информация, которыми располагают люди в повседневной обыденной жизни, а также некоторые специфические явления, возникающие в сфере межличностного общения и взаимодействия — субъективная избирательность, влияние установок, слухов, эффектов “ореола”, первичности, новизны и т. п.

 

С другой стороны, важным источником формирования стереотипа является целенаправленная деятельность средств массовой информации и политической пропаганды. 

 

билет № 12 политико-психологические идеи в трудах древнегреческих, римских и восточных авторов.

 

Древняя Греция дает много примеров уже почти  теоретической политической психологии. Уже в античное время политико-психологические  проблемы активно волновали людей.

 

практика была важнее науки. Политиков, в сегодняшнем  смысле, заменяли ораторы (ораторское искусство было обязательным и решающим компонентом деятельности политика),

 

Демосфен различал два типа масс. С одной стороны, это были массы, “податливые эмоциям”. С ними, считал он, необходимо использовать механизмы психологического заражения для того, чтобы вызвать у этих людей эффект подражания выступающему перед ними политику, так как такие массы, как правило, некритически воспринимает то, что говорит оратор.

С другой стороны, — массы, “податливые разуму”. С ними, считал Демосфен, политику необходимо принципиально по другому строить общение. В частности, политик обязан использовать в общении с ними механизмы логической аргументации для того, чтобы пробудить присущую им способность к самостоятельному размышлению и направить его в нужном оратору (то есть, политику) направлении. 

Из политической практики Древней Греции в рассмотрении политико-психологической природы  человека, в целом, в обобщенном виде можно выделить две традиции. С  одной стороны, выделяется традиция “демократическая”, предполагавшая равенство возможностей главных “политических участников”, то есть, реальных субъектов политического процесса. С другой стороны, отчетливо существовала традиция “аристократическая” (элитарная), открыто подчеркивавшая превосходство тех или иных, вполне определенных типов людей, и их роли в политическом процессе.

Так, например, “аристократическая”  политическая традиция была выражена во взглядах школы Платона. Этот греческий  мыслитель считал, в частности, что  идеальный тип властителя — это “философ на троне”. Согласно его взглядам, получалось, что далеко не все, а лишь некоторые люди могут быть “подлинными правителями”. Другие же люди (но тоже далеко не все), могут быть, скажем, “воинами”. Большинство же населения вообще не способно к политической жизни.

Аристотель был  одним из первых мыслителей, который  попытался подойти к анализу  проблемы власти и подчинения — на примере понимания природы массовых беспорядков и мятежей, направленных на свержение властей. Он связывал “настроения лиц, поднимающих восстание” (т. е. их психологическое состояние) с “политическими смутами и междоусобными войнами”. Аристотель описал основные формы правления: тирания, аристократия, олигархия, охлократией и демократией.  
в Древнем Риме появились уже значительно более развернутые исследования Плутарха и Светония в области политической психологии лидеров и самого феномена лидерства. По сути, это было началом того, что при дальнейшем развитии политический психологии, уже в XX веке стало называться методом психобиографий. Плутарх дает нам совершенно конкретную политико-психологическую модель поведения Цезаря. Он показывает его мотивацию и демонстрирует политическую стратегию.

Цицерон в своих  трактатах по ораторскому искусству  специально советовал “политическим  ораторам” особенно тщательно учитывать психологические моменты. Большая часть речи оратора, согласно Цицерону, должна быть направлена на то, чтобы изменить настроение слушающих и всеми способами их увлечь за собой. Речь оратора-политика, считал он, должна быть особенно напряженной и страстной. Причем политическая речь, которой такой оратор стремится возбудить других, по природе своей может и должна возбуждать его самого даже больше, чем любого из слушателей — предупреждал Цицерон.

Политики Древнего Рима достаточно далеко продвинулись по части прикладной политической психологии — особенно, в сфере ораторского искусства. Еще более важно, что авторы того времени начали разрабатывать теоретические и методические (метод психобиографий) основы политической психологии.

Билет №13  «государь» Н. Макиавелли.

Великий труд первого  в истории полноправного политолога и политического психолога Н. Макиавелли “Государь” является одним  из самых замечательных образцов политико-психологического анализа  проблем политического лидерства и, одновременно, эффективным до сих пор руководством по политическому искусству управления людьми. Среди всего прочего, в этой работе прекрасно описаны и раскрыты закулисные психологические механизмы политического поведения монарха (“тирана”), использование которых, по мнению автора, не просто оправдано, но даже часто необходимо в кризисные времена.

 “Из всех  зверей пусть государь уподобится  двум: льву и лисе. Лев боится  капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков”.Они широко используются и в практической политике, и в имиджелогии — выстраивании выгодного образа политика.

 “Государь  должен следить за тем, чтобы  не совершить ничего, что могло  бы вызвать ненависть или презрение подданных. Если в этом он преуспеет, то свое дело он сделал, и прочие его пороки не представят для него никакой опасности”.

Н. Макиавелли касался  и более сложных вопросов массовой психологии в политике, рассматривая “острые социальные схватки” в  кризисном обществе.

Иными словами, Н. Макиавелли противопоставлял кризисное  общество (в котором одни стремятся  властвовать, а другие не желают подчиняться  обществу стабильному (в котором  одни властвуют, а другие подчиняются), и искал корни их различий в  разных психологических состояниях значительных масс людей, образующих общество.

Однако, разумеется, вследствие недостаточного развития общего уровня общественных наук того времени, даже такой гений как Н. Макиавелли смог только описать отдельные внешние  стороны некоторого ряда политико-психологических явлений, до конца не объяснив действие их внутренних механизмов. Однако уже то, что он сделал, было для своего времени гениальным прорывом в политической науке.

“Государь”  Н. Макиавелли не просто актуален поныне — он является настольной книгой для целого ряда политиков (особенно, из числа начинающих). Хотя надо иметь в виду и другое. По своей сути, макиавеллевский “Государь” был и остается руководством по совершенно реальному, конкретному и практическому политико-психологическому порабощению людей. И совершенно не случайно термин “макиавеллизм” до сих пор используется для обозначения всего самого хитрого, двуличного и неискреннего, что есть или хотя бы может быть в реальной политике. Он обозначает способ политической деятельности, не пренебрегающий никакими средствами ради достижения поставленной политиком перед собой цели — обычно, цели властвования над людьми.

 

 

Билет № 14 психоанализ Фрейда и политическая психология начала 20 века.

На развитие политической психологии значительное влияние оказала психоаналитическая теория 3. Фрейда

Фрейд рассматривал феномен массы в социальной и, в частности, политической жизни  как “состояние регресса к примитивной  душевной деятельности”, когда в  человеке внезапно просыпаются определенные психологические характеристики, свойственные когда-то древним людям первобытной орды. Человек в толпе оказывается как бы в состояниии гипноза, а именно в гипнозе из глубин его психики вылезает тот самый первобытный Ид (“Оно”), уже не сдерживаемый сознательным контролем Супер-Эго и не удерживаемый хрупким, балансирующим между ними Эго.

 Во всех  типах масс, согласно 3. Фрейду, в  качестве главного связующего  звена выступает “коллективное  либидо”, имеющее в качестве  своей опоры либидо индивидуальное, в основе которого лежит не что иное, как сексуальная энергия человека. В качестве примера Фрейд рассматривал две искусственные высокоорганизованные массы: церковь и армию. В каждой из этих структур отчетливо проявляется “фактор либидо”: любовь к Христу в первом случае, и любовь к военачальНику — во втором. 

Рассматривая  психологическую природу человека, 3. Фрейд указывал на то, что цели индивида и общества в принципе никогда  не совпадают. Целью Эроса (одного из базовых начал в человеке, благодаря  которому, по 3. Фрейду, и развивается цивилизация) является “соединение единичных человеческих индивидов, а потом семьи, расы, народы, нации соединяются в одно великое единство, единство человечества, в котором либидинальные отношения объединяют людей”. Однако в человеке, по Фрейду, есть и другое начало — Танатос (по имени греческого “бога смерти”). Это значит, что природная агрессивность, деструктивность и враждебность индивидов противостоят возникновению цивилизации, влекут за собой ее дезинтеграцию, так как “инстинктивные страсти сильнее рациональных интересов”. “Человеческие агрессивные инстинкты — производные основного смертельного инстинкта”. С Танатосом, в меру своих сил, во внутренней структуре психики борется Эрос. Для прогресса цивилизации требуется, чтобы общество контролировало, а если это необходимо, то и репрессировало агрессивные инстинкты человека, интер-нализируя их в форме “Супер-эго” и направляя их на “Эго”. Это, разумеется, вызывает некоторую “ломку”, деструкцию в психике человека.

Деструктивность человека как по отношению к другим, так и по отношению к себе проявляется через садизм и мазохизм, так как и то, и другое, в конечном счете, — лишь альтернативные проявления одной и той же, деструктивной мотивационной структуры. Интернализация внешних запретов ведет к появлению неврозов (подавленные либидозные инстинкты) и чувства вины (подавленные агрессивные инстинкты). Это— плата человечества за цивилизацию. И эта плата проявляется, прежде всего, в политике. Поэтому отец психоанализа в свое время и отказал А.Эйнштейну в просьбе подписать обращение ученых, протестующее против начинавшейся Второй мировой войны — потому, что был уверен: Танатос — в природе человека. Он ведет людей к войнам, и бороться против этого, к сожалению, бессмысленно.

Фрейд сделал еще  один крупный вклад в политическую психологию: он основал новый жанр — психобиографию, взяв в качестве примера жизнь президента США Вудро Вильсона, которую подверг Детальному психоаналитическому исследованию.

Психоанализ заложил  основы и для жанра психоистории, — направления, стремящегося с той поры использовать психоаналитические модели для описания динамики исторических процессов. Психоисторические исследования, в основном, фокусируются на отдельных индивидах и принимают форму психобиографий, однако иногда это нечто более широкое — типа “биографии эпохи”

Следует, однако, иметь в виду, что, несмотря на безусловно позитивные попытки учесть роль “человеческого фактора”, ортодоксальное психоаналитическое толкование истории может приводить  и часто приводит к определенному искажению прошедшей реальности, к ее схематизации и откровенному стереотипизированию. Во всех таких случаях, результат оказывается одинаковым, хотя и выступает в двух разновидностях. Либо это будет сведение всех мотивов политического поведения субъекта к одной единственной причине и модели (типа Эдипова комплекса) — тогда это будет явный редукционизм внутри психоисторической модели. Либо это будет превращение всей истории в психоисторию. Такой редукционизм свойственен некоторым исследованиям с уже упоминавшимися выводами типа: “Наполеон проиграл битву при Ватерлоо из-за насморка”, “Резня гугенотов в Варфоломеевскую ночь произошла вследствие приступа желудочных колик у короля Карла” и т. п.

 

15. Психоанализ  власти.

Если представители  гуманистической психологии и когнитивисты исследовали потребности, эмоции, мотивы, механизмы политического мышления, которые дают индивиду программу рациональных действий, то политический психоанализ основной акцент делает на бессознательных структурах психики. В настоящее время это направление является одним из наиболее распространенных, особенно среди американских исследователей.

Основой представлений  о политическом поведении в этом направлении является учение З. Фрейд  а о бессознательном. Личность в  целом, и особенно ее стремление к власти, трактуются психоанализом как иррациональные, инстинктивные феномены. В политическую психологию эта школа внесла важную идею о том, что человек является не полностью сознательным существом, и в своем поведении в не малой степени руководствуется инстинктивными импульсами. Последователи З. Фрейд а и Г. Лассвелла утверждают, что подлинные мотивы поступков обычно скрыты благопристойной «упаковкой» - скажем, борьба за справедливость или стремление помочь бедным на поверку могут оказаться продиктованными иными, чисто личными мотивами политика.

Г. Лассвелл один из первых политических психоаналитиков, исследовав различные стили политического  поведения, высказал гипотезу, что стиль  речи, стиль межличностных отношений  и другие особенности лидеров  связаны с общими личностными характеристиками. Так, он выделил три типа политиков: «агитатор», «администратор» и «теоретик»

Информация о работе Шпаргалка по политической психилогии