Шпаргалка по «Истории политических и правовых учений»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 10:43, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет истории политических учений. Закономерности возникновения и развития политических и правовых учений.
2. Предмет и методология истории политических учений. Периодизация истории политических учений.
3. Политические и правовые учения в Древней Индии.
4. Политические и правовые учения в Древнем Китае.
5. Политические и правовые учения в древней Греции 9-6 вв. до н.э.
6. Политические и правовые учения в Древней Греции 5-4 вв. до н.э.
7. Политические и правовые учения в Древней Греции 4-2 вв. до н.э.
8. Политические и правовые учения в Древнем Риме 8-1 вв. до н.э.
9. Политические и правовые учения в Древнем Риме 1 вв. до н.э.-3 вв. н.э.
10. Теократические теории 4-5 вв. (Св. Августин, Иоанн Златоуст).

Вложенные файлы: 1 файл

иппу.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

щество и  беззащитность,наконец  -  господство  и порабощение.Общество

нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор,по ко-

торому власть  над  обществом  переходит государству.Но в основе госу-

дарственной власти,по мнению Руссо,лежит воля и  свободы  каждого  от-

дельного человека.Эта свобода и воля остаются абсолютными,неограничен-

ными и после заключения общественного договора.Поэтому ,Руссо выдвига-

ет свой  знаменитый тезис о том ,что носителем и источником власти яв-

ляется народ,который может и должен свергать власти,нарушающие условия

общественного договора.Суверенно  не  государство,суеверен народ.народ

творит законы,меняет их,принимает новые.

  Эти взгляды  отличаются  радикализмом  и революционностью.Именно  они

лежали в основе идеологии самой крайне  группы  революционеров  времен

Французской революции  -  якобинцев и служили обоснованием якобинского

террора.

 

  1. Консервативные политико-правовые доктрины 18-19 вв. (Ж. де Местр, Э. Берк).

 

Жозеф де Местр (1753–1821 гг.). Он жил в Савойе, Швейцарии; на Сардинии, долго был посланником сардинского короля в Петербурге.

Всю силу своего недюжинного таланта Жозеф де Местр обрушил на Просвещение и революцию.

Особенное внимание де Местр уделял критике свойственного Просвещению убеждения во всесилии разумного законодательства. Задача конституции – найти законы, подходящие для конкретного народа с учетом населения, нравов, религии, географического положения, политических отношений, добрых и дурных качеств народа.

Де Местр высмеивал заявление Томаса Пейна, что он признает только те конституции, которые можно носить в кармане. Письменные конституции, рассуждал де Местр, лишь утверждают те права, которые уже существуют. В английской конституции большинство положений нигде не записано – она заключается в общественном духе и потому действует. Наконец, суть основного закона в том, что никто не имеет права его отменить; поэтому он и не может быть установлен кем бы то ни было, ибо тот, кто вправе установить, тот вправе и отменить.

Подлинные конституции, писал де Местр, складываются исторически, из незаметных зачатков, из элементов, содержащихся в обычаях и характере народа. В младенческом состоянии обществ конституции по воле бога создавались людьми, возвещавшими божью волю и соединявшими религию с политикой. В последующие времена законы лишь собирали и развивали то, что лежит в естественном устройстве народной жизни. Всегда при создании конституций действовали не воля человека, а обстоятельства; во всяком случае, никакая конституция не была предметом предварительного обсуждения, причем исторические конституции создавались практиками (цари, аристократы), но никогда – теоретиками.

Все конституции закрепляют ту или иную степень свободы, причем народы получают свобод больше или меньше в зависимости от их потребностей. Изменение потребностей народов ведет к изменению конституций сообразно той доле свободы, которую они имеют. Де Местр призывал французов вернуться к своей старинной конституции, которую им дала история, и через монарха получить свободу. Тогда Франция снова станет честью и украшением Европы, заявлял он.

При всей реакционности своих взглядов де Местр – талантливый публицист и эрудированный полемист. Прекрасно зная историю революций, он использовал нестабильность и неустойчивость французских конституционных законов революционного периода как аргумент против действенности писаного законодательства вообще. Бывший почитатель Руссо, де Местр стремился доказать бесперспективность революционной практики с точки зрения некоторых идей Просвещения (таковы его возражения против “большой республики”).

 Но в дискуссии с идеологией  Просвещения де Местр нащупал  ее слабое, уязвимое звено: рационалистическое убеждение во всесилии разумного закона. Законы творит не разум, а история – этот его вывод подтверждался почти всей политической практикой, известной тому веку. У де Местра этот вывод был подчинен задаче обоснования его политических идеалов.

Политическая программа де Местра крайне реакционна. Она основана на представлении о греховной природе человека, способного делать только зло. Человек слишком зол, чтобы быть свободным, в его же интересах он нуждается в порабощении. Равным образом равенство противоречит и законам природы, и законам общежития.

Де Местр призывал вернуться к средневековым порядкам и идеалам. Только монархическая форма государства соответствует воле бога. Поскольку религия является основанием всех человеческих учреждений (политический быт, просвещение, воспитание, наука), католическая церковь должна восстановить былую роль вершительницы судеб народов. Просвещение и образование вредны, знания разрушают интуитивный стиль жизни и лишают традицию ее “магической власти”. Светская и духовная власти должны соединиться в борьбе против инакомыслия.

С осуждением Французской революции выступал английский парламентарий и публицист Эдмунд Бёрк (1729 – 1797 гг.), увидевший в этой революции угрозу для Англии. Его книга “Размышления о французской революции” (1790 г.) приобрела широкую известность. Идеями Бёрка восхищались де Местр и де Бональд.

Бёрк стремился опровергнуть метод и учение идеологов и деятелей Французской революции. Их метод, писал он, априорен, основан на индивидуальном разуме и оперирует упрощенными построениями. Этим обусловлена ошибочность основных положений теории французских революционеров.

Бёрк оспаривал теорию общественного договора тем доводом, что человек никогда не находился вне общества, а всегда, от рождения, был связан с другими людьми и обществом рядом взаимных обязанностей. Столь же неверна, по мнению Бёрка, и теория народного верховенства. Народ – это сумма лиц, которая не может составить единую личность, действующую как одно лицо. Искусственной фикцией является воля большинства, лежащая в основе ряда теоретических построений о власти и законе. Абстрактные представления о свободе ведут к анархии, а через нее – к тирании. На самом деле человек не свободен от наличного общества и общественных связей. Бёрк утверждал, что народный суверенитет – это “самая фальшивая, безнравственная, злонамеренная доктрина, которая когда-либо проповедовалась народу”. На фикциях, по Бёрку, основана и теория прав человека. Человек не может от рождения приобрести посредством какого-то договора право на долю народного верховенства. Кроме того, предполагаемое равенство людей – тоже фикция. Бёрк резко критиковал Декларацию прав человека и гражданина, провозгласившую равенство всех людей перед законом. Люди не равны, и это признается обществом, в котором неизбежно социальное и политическое неравенство. Права человека, рассуждал Бёрк, надо выводить не из представлений об абстрактном человеке, а из реально существующего общества и государства.

Априорным теориям Локка и Руссо Бёрк противопоставляет исторический опыт веков и народов, разуму – традицию. Общественный порядок, рассуждал Бёрк, складывается в результате медленного исторического развития, воплощающего общий разум народов. Бёрк часто ссылается на бога, создателя мироздания, общества, государства. Всякий общественный порядок возникает в результате долгой исторической работы, утверждающей стабильность, традиции, обычаи, предрассудки. Все это – ценнейшее наследие предков, которое необходимо бережно хранить. Даже и предрассудки не надо разрушать, а стремиться найти содержащуюся в них истину. Сила действительной конституции – в давности, в традициях. Право есть произведение народной жизни.

Бёрк, как и реакционные идеологи, противопоставлял рационалистическим идеям Просвещения традиционализм и историзм, убеждение в неодолимости хода истории, не зависящего от человека. В применении к истории права это противопоставление получило развитие в учении исторической школы права.

 

  1. Политико-правовые учения в США в период борьбы за независимость

 

Политико-правовая мысль США в рассматриваемый период представлена в двух направлениях:

радикально-демократическом (Т. Джефферсон, Бенджамин Франклин) и в течение федералистов (Александр Гамильтон, Джеймс Медисон).

 Радикально-демократическое направление.

 Яркими представителями данного течения являются Томас Джефферсон (1743-1826) и Бенджамин Франклин (1706-1790).

 Политико-правовые взгляды Джефферсона  выразились в Декларации независимости  США (1776), "Заметках о штате Виржиния" (1785), Законе штата о религиозной свободе (1777) и в произведении "Общий обзор прав Британской Америки".

 Т. Джефферсон провозглашает  свободу, равенство, право на счастье, право народа на самоуправление. Говорит об обязанности народа  на восстание: народ должен подняться  против "плохого правителя". В своих работах он также отрицает идею вечности и неизменности конституции.

 Джефферсон подразделяет права  на личные и политические. Право  частной собственности не относится  к естественным правам. Америка  должна быть страной средних  собственников, где государство имеет право контролировать и регулировать распределение собственности.

 Вопрос о рабстве - оно должно  быть отменено, радикал-демократы  считали его позорным с точки  зрения естественного права. Джефферсон  ратовал за постепенную отмену  рабства, выступал против его  резкой отмены: сначала следует  освобождать новорожденных рабов, потом остальных - с наделением их землей. Предполагалось заселение рабами западных территорий США. При этом подчеркивается необходимость предварительного образования рабов. Однако сам Джефферсон, будучи президентом США, рабство не отменил, так как стремился к сохранению единства США, а отмена рабства чаще всего влечет за собой гражданскую войну.

 Джефферсон является сторонником  эгалитаризма (приоритет государственной  собственности), США - страна среднего  класса. При этом он выступает  против промышленного капитализма, за аграрное развитие США. Противник идей коммунизма, социализма.

 Среди форм правления Джефферсон  признавал только республиканскую. Главный признак республиканской  формы правления - всеобщее равное  избирательное право, условием которого  является образование и просвещение.

 Формы демократии. Джефферсон  подразделял демократию на представительную  и прямую. При прямой демократии  большое значение имеет развитие  органов местного самоуправления. Демократия должна строиться  на основе принципов народного  суверенитета и разделения властей. Первоначально выступал за верховенство законодательной власти. В дальнейшем - за сильную эффективную исполнительную власть.

 Джефферсон по праву считается  основателем конституционализма. Конституция  должны быть принята народом, а не парламентом. При этом ни одно поколение не должно связывать своими обязанностями следующее.

 Александр Гамильтон (1757-1804 гг.) был одним из тех наиболее  видных политических деятелей  периода образования США, чьи  теоретические воззрения и практическая деятельность оказали решающее воздействие на содержание Конституции США 1787 г.

 Гамильтон принадлежал к  числу наиболее влиятельных лидеров  федералистов, считавших, что федеративное  устройство преодолевает слабость  конфедеративной организации США, закрепленной "Статьями конфедерации" 1781 г. Только сильная центральная власть, по их мнению, способна создать прочное государство и не допустить дальнейшего развития демократического движения масс, возросшего после победы в Войне за независимость. Федерация, утверждал Гамильтон, будет барьером, препятствующим внутренним раздорам и народным восстаниям.

 Федералисты фактически представляли  интересы крупной торговой и  промышленной буржуазии и плантаторов. Антифедералисты выражали устремления  малоимущих и неимущих слоев населения - фермеров, мелких предпринимателей и торговцев, наемных рабочих.

 Политические позиции Гамильтона  определились еще в период, предшествовавший  Войне за независимость, когда  он выступал за мирное урегулирование  конфликта, компромисс с Англией. Его теоретические воззрения вполне совпадали с этой позицией. Они сложились под решающим воздействием теории разделения властей Монтескье, на которого, как известно, большое впечатление произвело конституционное устройство английской монархии. Это устройство Гамильтон и считал необходимым положить в основу Конституции США.

 Однако логика освободительной  борьбы колоний вынудила Гамильтона  признать возможность республиканского  строя. Но обязательным условием  этого он считал создание сильной  президентской власти, мало чем отличающейся от власти конституционного монарха. Президент, по его мнению, должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями.

 Сам парламент мыслился им  как двухпалатный, создаваемый на  основе избирательного права  с высоким имущественным цензом. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества имеет, по утверждению Гамильтона, естественное происхождение и неустранимо.

Не все идеи Гамильтона были восприняты Конституцией США. Но как общая направленность, так и большая часть конкретных предложений Гамильтона были приняты Конституционным конвентом.

 

  1. Учение И. Канта о государстве и праве.

 

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) - родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права - был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.).

Информация о работе Шпаргалка по «Истории политических и правовых учений»