Фашизм и национал-социализм - виды тоталитарного режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 11:19, реферат

Краткое описание

Тоталитаризм - это феномен XX в. Этот термин (от лат. «totus» - весь, целый, полный) впервые ввёл в обиход итальянский философ Д. Джентиле. Таким ему виделся общественно-политический строй, способный объединить народ в противостоянии внешней угрозе, сплотить общество в мощный монолит. С 20-х годов прошлого века понятие тоталитаризма стало широко употребляться в научной и политической жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...........3
Тоталитарный режим………………………………………………………………..4
Фашизм в Италии……………………………………………………........................7
Германский национал-социализм…………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………..........23

Вложенные файлы: 1 файл

Политология2.docx

— 44.26 Кб (Скачать файл)

"Изменяются предпосылки фашизма - эволюционирует и фашизм, эволюционирует  и Муссолини. Чутьем политика  он безошибочно учитывает, что  только величайшая гибкость может  сохранить и спасти движение. Не прояви гибкости и приспособляемости  фашистская верхушка - фашизм увял  бы и погиб от худосочия, отцвел  бы, не успев расцвести. "

Муссолини всегда был республиканцем. И социалистом, и интервенционистом, и фашистом он исповедовал и проповедовал республиканский образ правления в Италии. Со временем перед ним вплотную стал вопрос о монархии. Он понимал, что борьба с королем осложнит позиции фашизма, пожалуй, даже внесет раскол в его ряды. Понимая это, он меняет свой республиканский образ мышления. Теперь он говорит, что кроме монархии у Италии в настоящее время есть другие более насущные и сильные враги, что монархия в Италии не очень монархична, и т.п. В результате фашизм отрекся от своего республиканского прошлого.

Интересно также проследить эволюцию отношений фашизма и Муссолини к религии католической церкви: она очень характерна, эта эволюция, очень показательна для фашизма. Фашизм 1919 года не скрывает своих антирелигиозных настроений. Но по мере роста своих дружин и притока новых рекрутов, по мере своего политического усиления, фашизм принужден был и в этом вопросе отречься от своего прошлого. И вот, во имя основной своей политической цели, во имя своей национальной идеологии, фашизм в корне пересматривает свою позицию в области религиозно-церковных вопросов. Новая точка зрения слагалась сама собой. Католицизм - одно из величайших проявлений миродержавной римской идеи, одна из жизненных функций итальянского патриотизма. Следует помнить, что сам Христос исторически принадлежал к римской системе государственности, а Павел был римским гражданином. Равным образом нельзя, будучи итальянским патриотом, отметать Ватикан. "Фашизм концепция религиозная. В фашистском государстве религия рассматривается, как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством".

Поучительным проявлением идейно-политической трансформации фашизма за первые годы его существования должна быть также признана эволюция его отношений с итальянским национализмом. Интересно наблюдать, как происходит постепенное сближение обоих партий и как, в конце концов, националисты растворяются в фашизме. Но было бы ошибочно отсюда сделать вывод, что национализм пришел к фашизму. Вернее, напротив, фашизм идеологически подошел к националистическому символу веры. Фашистская программа 1919 года не имела, разумеется, ничего общего с политической доктриной националистов. Но даже еще и в 1921 году Горголини настойчиво возражал против отождествления фашизма с национализмом: национализм исключительно связан с нацией, а ценности фашизма общечеловечны; национализм за монархию, в то время как фашизм, относясь к монархии с уважением, все же тяготеет к республике; национализм империалистичен, а фашизм отстаивает торговый экспансивизм. Однако, мало-помалу, различия стирались. Общий враг - социалисты - объединяли фашизм и национализм в общей борьбе. Националисты ценили действенность черных когорт и радостно созерцали свои любимые идеи - крепкое государство, сильная власть, культурно национальный традиционализм - воплощающимися в широкие народные массы. В конце-концов, фашизм фатально вступил на националистические рельсы, стал национал-фашизмом.

Так совершалась идейно-политическая эволюция фашистского движения: из республиканского оно становилось монархическим, из атеистического и свободомыслящего - преданным религии и верным церкви, из революционного и радикально-демократического - консервативным и принципиально иерархичным.

Фашизм пришел к власти без определенной, конкретно выработанной программы, но с твердой решимостью излечить страну и с очень благоприятными политическими возможностями. Фашизм принялся проводить в жизнь многое из того, то было намечено предыдущими правительствами, бессильными осуществить свои собственные планы.

Осенью 1919 фашисты были не прочь настаивать на переходе фабрик в руки рабочих, и открыто требовали передачи железных дорог пролетарским организациям. К началу 1921 Муссолини поет новую песнь, что всякое государственное предприятие есть экономическая беда. Хозяйствующее, монополистическое государство подобно банкроту и развалине. Мы - за возвращение государства к присущим ему функциям, именно политико-юридическим. Укрепление политического государства, всесторонняя демобилизация экономического. Политике национализаций и монополий приходит конец. В аграрных отношениях тоже культивируется начало свободы, прекращаются сразу субсидии кооперативам и прочим общественным организациям, жившим за счет государства. Общая налоговая политика правительства диаметрально противоположна фашистским требованиям 1919 года: она переносит центр тяжести с прямых налогов на косвенные, а прямые налоги из прогрессивных превращает в пропорциональные. Власть откровенно призывает граждан копить и обогащаться.

Фашизм, как партия массы, привлекал сторонников в различных кругах населения. Средние классы, вступая в союз с буржуазией и даже аграриями, стремились в то же время установить положительную связь и с рабочими. Лидеры фашизма неустанно подчеркивали свои симпатии к пролетариату и развивали большую энергию в деле создания фашистских профессиональных союзов (синдикатов). К 1924 году уже до двух миллионов рабочих вольно или невольно входило в эти объединения. Вскоре международная рабочая конференция в Женеве признала фашистские профсоюзы в Италии. Нужно приобщить рабочих к национальной государственности - вот основная идея фашистской рабочей политики.

Основное положение фашистской доктрины это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только "относительное". Индивиды и группы "мыслимы" только в государстве. Формально-юридически фашистское государство опирается на самозаконную волю монарха, а реально-политически оно есть неограниченная власть фашистской партии, персональная диктатура ее вождя.

Фашизм полностью перенял у Ленина идею партийной диктатуры и централистский организационный принцип внутрипартийного строения. Государство - это партия. Партия - это вождь, "дуче". Правящая партия - органический отбор, а не механические выборы, "элита", а не "народное представительство". Правление государством должно осуществляться через элиту для народа, а не через народ против элиты: долой количество, - дорогу качеству! "Не нация создает государство,… Наоборот, государство создает нацию, давая волю, а, следовательно, эффективное существование народу, сознающему собственное моральное единство."

9 ноября 1926 года был издан "закон  о защите государства", по которому  были распущены все партии, кроме  фашистской, запрещены все оппозиционные  газеты и учреждены специальные  суды для политических противников  режима.

В начале 1928 года был установлен новый избирательный закон, по которому "большой фашистский совет" составлял перед выборами единый список кандидатов, а избиратели могли только принять или отвергнуть его в целом. Таким образом, парламентская система в Италии была окончательно заменена диктатурой. Постепенно правительство фашизируется, становится однородно партийным.

Характеристика фашизма была бы неполна без обрисовки его внешне-политического облика, его международной политики. Первоначально Муссолини выступает с откровенной апологией экспансии. "Как у индивидуумов, так и среди народов один империализм отличается от другого, прежде всего средствами своего действия. Империализм отнюдь не должен быть, вопреки распространенному мнению, непременно аристократическим и милитаристским, - он может быть также демократичным, мирным экономическим, духовным". Выступления фашистского вождя вплоть до самого захвата власти сплошь заполнялись притязательными националистскими лозунгами. Однако, став премьер министром, Муссолини круто меняет стиль. Власть обязывает. Что подходило главарю лихих революционных шаек, то не к лицу полновластному премьеру. Стиснутый, затрудненный в действиях жестокими условиями наличной международной обстановки, Муссолини принужден соблюдать строжайшую осмотрительность. Но меньше всего согласен он реально порвать с программой национального расширения. Она - высшая заповедь для него, центр и острие фашистского энтузиазма: "либо Италия взлетит на воздух, либо она будет великой". "Нам нужен воздух, чтобы дышать, земля для расширения, уголь и нефть для наших машин, горизонты и флот для героизма и поэзии. Наша раса обнаруживает ныне столько физической мощи, что ее право на распространение по всему миру так же неоспоримо, как право бурных потоков вливаться в море". В этих словах одного из руководящих фашистских органов "Имперо" - краткое, но ясное изложение основ нынешней итальянской внешней политики. 
Германский национал-социализм

На облик германской национал-социалистической рабочей партии (НСДАП) в значительной мере наложила отпечаток первая группа, из которой она выросла: те два десятка сереньких "людей из народа", которые собирались в мюнхенской пивной и основали там еще до Гитлера кружок для спасения нации.

Родоначальником "Германской рабочей партии" явился слесарь Антон Дрекслер, создавший в Мюнхене "Свободный рабочий комитет борьбы за достижение доброго мира". В начале 1918 г. в Бремене организовался "Свободный комитет борьбы за немецкий рабочий мир". Дрекслер привлек к нему в качестве мюнхенской секции свой "кружок" спасителей. Эта группка, возникшая 7 марта 1918 г., и была началом НСДАП. После революции существование "Свободного рабочего комитета борьбы за достижение доброго мира" утратило свой смысл.5 января 1919 г. Дрекслер перестроил его и основал "Германскую рабочую партию". В июле 1919 г, по приглашению Дрекслера, в партию вступает Адольф Гитлер.

История, структуры, программы и политическая практика НСДАП, наряду с идеологией, также в известной мере напоминают ее итальянский прообраз. Не случайно, а с достаточным основанием уже в 1922 году национал-социализм получил название "фашизм", и с ним боролись, обозначая его этим словом.

НСДАП в первой фазе своего развития, до 1923 года, рекрутировала своих членов главным образом из бывших участников войны и средних слоев городского и сельского населения. Но эта мнимая рабочая партия всячески старалась привлечь к себе также и пролетарские слои. Этой цели служила известная программа из 25 пунктов, принятая 24 февраля 1920 года. "Программа 25" пестра и широка. В ней прослеживается стремление сочетать воедино различные группы с противоречивыми интересами. Для всех немцев - Великая Германия. Для шовинистов - антисемитизм. Для баронов - чистота германской расы. Для среднего класса - "здоровое среднее сословие" и немедленное обобществление больших универсальных магазинов. Для крестьян - принудительное безвозмездное отчуждение земель общего пользования, отмена арендной платы и т. д. Для рабочих - национализация трестов и разделение прибылей. Для всех трудящихся - уничтожение нетрудового дохода и задолженности, конфискация военной прибыли.

Сходство между фашизмом и национал-социализмом видно не только в социальной и идеологической области, но также во внешнем облике и в политической практике. НСДАП была так же организована и построена по военному образцу, так же опиралась на одетые в мундиры и частично вооруженные подразделения.

Ответственность за террор, не прекращающийся с тех пор в Германии, падает в первую очередь на национал-социализм, на Гитлера. Помимо этого личное участие Гитлера в терроре установлено судом. За насильственный срыв собрания Баллерштедта он был приговорен в январе 1922 г. к 3 месяцам тюремного заключения.

В конце 1923 года центр НСДАП находился в Баварии. Там партия превратилась в политическую силу. Сознавая относительную и региональную ограниченность своего влияния, Гитлер все же почувствовал себя достаточно сильным, чтобы предпринять 8 ноября 1923 года, по образцу Муссолини, "поход на Берлин". Как известно, попытка оказалась неудачной и отошла в историю под мало почтенным названием "пивного путча".

Наступившие затем годы относительной стабилизации парализовали успехи движения. Таяли приверженцы Гитлера. Майские выборы 1924 года принесли национал-социалистам два миллиона голосов. Выборы 1928 года принесли Гитлеру ничего 800.000 голосов, и его сторонники составили в парламенте ничтожную группочку в 12 человек. Их прозвали: "двенадцать апостолов".

В эти же годы происходит объединение национал-социалистов с "расистами" Ревентлова: факт не случайный и не лишенный значения. В Гитлере расизм нашел своего преданнейшего последователя. Правда, организационный перевес в происшедшем объединении вскоре оказывается вполне на стороне наци, расисты растворяются в гитлеровской массе. Но, растворяясь, своими идеями они пропитывают национал-социалистическое движение. К наци прочно прививается кличка "расисты".

Стабилизации приходит конец. Наступает мировой кризис, миллионы безработных колеблют общественные основы. Снова заостряются всевозможные противоречия - социальные и политические, внутригосударственные и международные. Вновь расцветает национал-социализм. Выборы 1930 года дают Гитлеру шесть с половиной миллионов голосов и 107 депутатских мест. Выборы 1932 года принесли НСДАП уже 230 мест.6 ноября 1932 по инициативе руководящих деятелей германской крупной промышленности и сельского хозяйства и при поддержке некоторых политиков был свергнут рейхсканцлер и было образовано коалиционное правительство во главе с Адольфом Гитлером. В дальнейшем принятием ряда законов, и, как итог, закон 14 июля 1933 года, который объявил НСДАП единственной партией Германии. Этим более или менее завершился процесс захвата власти.

Партийное знамя национал-социалистов содержит в себе три символа: красное поле, белый круг в середине и в круге - черная свастика. Раса (арийство, германцы), нация (Германия), социальная идея, общество труда (социализм). Таковы три основные элемента программы.

В руководящей книжке Гитлера расовой идее уделяется первое место. Автор положительно заворожен тезами вульгарного расизма. "Расовая проблема, - по его мнению, - ключ не только к мировой истории, но и ко всей человеческой культуре". Смешение крови - причина гибели культур. Гибель не в проигранных войнах, а в утрате силы сопротивления, к которому способна лишь чистая кровь. Государство есть не более чем средство и форма: его задача - сохранение расового бытия, воспитание расового сознания. Существуют высшие и низшие расы. Прирожденными, от века избранными водителями и властителями человечества являются, конечно, арийцы. Погибни сейчас арийцы, - земной шар погрузился бы снова в темную ночь бескультурья. "Ариец является Прометеем человечества". Если арийцы - избранная ветвь человечества, то избранный народ арийства, конечно, германцы. Необходимо тут же отметить, что в итальянском фашизме расистский дух отсутствует начисто. Еврей противополагается арийцу, как низшая раса высшей. Борьба евреев с арийцами заполняет собой мировую историю. Еврей вторгается повсюду и, сохраняя себя, разлагает других. Еврейская религия - не что иное, как учение о сохранении еврейской расы. Еврейская политика - борьба за мировую гегемонию еврейства. Ариец обязан защищаться, - иначе рухнет мировая культура. "Прямую противоположность арийцу представляет иудей". Все беды Германии - плод "еврейской политики". Всякий противник Гитлера - либо еврей, либо подкуплен евреями. Нет, кажется, такого преступления против Германии, на которое не был бы способен еврей. Чувствуется прямо что-то болезненное, маниакальное в суждениях фанатиков антисемитизма. "Евреи для немецкого народа - то же, что туберкулезная бацилла для легких", - заявляет Геббельс.

Информация о работе Фашизм и национал-социализм - виды тоталитарного режима