Тоталитаризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:17, реферат

Краткое описание

При рассмотрении политической системы какого-либо государства или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и действующими в нём институтами и правовыми нормами, конституционными актами, т.е. тем, что "заявляет" о себе само государство. Для характеристики реальных процессов, происходящих в государстве, применяется понятие "политический режим" - система реальных методов властвования в данном государстве. Под политическим режимом понимается особое состояние политической системы, совокупность используемых методов политической власти, политической деятельности. Между ним и декларируемым государственным строем часто наблюдается несоответствие или даже прямая противоположность, что характерно для диктаторских и тоталитарных государств.

Содержание

Введение 3
Понятие тоталитаризма 4
Происхождение термина 4
Возникновение тоталитаризма 6
Предпосылки возникновения тоталитаризма 7
Признаки тоталитаризма 9
Основные формы тоталитаризма 11
Доводы в пользу различия обоих разновидностей тоталитаризма 13
Доводы в пользу сходства обоих разновидностей тоталитаризма 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

тоталитаризм1.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление:

 

 

Введение

 

При рассмотрении политической системы какого-либо государства  или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и  действующими в нём институтами и правовыми нормами, конституционными актами, т.е. тем, что "заявляет" о себе само государство. Для характеристики реальных процессов, происходящих в государстве, применяется понятие "политический режим" - система реальных методов властвования в данном государстве. Под политическим режимом понимается особое состояние политической системы, совокупность используемых методов политической власти, политической деятельности. Между ним и декларируемым государственным строем часто наблюдается несоответствие или даже прямая противоположность, что характерно для диктаторских и тоталитарных государств.

В 20-30-е годы XX века в  группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной  Европы (а позднее и Азии) - сложились  политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн. Эти политические режимы получили название тоталитарных. Именно тоталитарный режим, воцарившийся в СССР, стал одной из причин сегодняшнего экономического, политического, социального положения в России. Детальное изучение тоталитаризма в России позволило многим политикам, вкупе с политологами, в сегодняшние дни, создать партии и движения, которые, в свою очередь, помогают управлять нравственной обстановкой в стране.

Понятие тоталитаризма

 

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.

Тоталитаризм с точки  зрения политологии — форма отношения  общества и власти, при которой  политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.

Исторически понятие  «тоталитарное государство» (итал. stato totalitario) появилось в начале 1920-х  для характеристики режима Бенито Муссолини. Тоталитарному государству были свойственны неограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни.

Происхождение термина

 

Термин «тоталитаризм», впервые появившийся у Джованни Амендолы в 1923 для критической характеристики режима Муссолини, был впоследствии популяризован самими итальянскими фашистами. В частности, в 1926 его начал использовать философ Джованни Джентиле. В статье Муссолини «Доктрина фашизма» (1931 г.) тоталитаризм понимается как общество, в котором главная государственная идеология обладает решающим влиянием на граждан. Как писал Муссолини, тоталитарный режим означает, что все аспекты жизни человека подчинены государственной власти. Джентиле и Муссолини полагали, что развитие коммуникационных технологий приводит к непрерывному совершенствованию пропаганды, следствием чего явится неизбежная эволюция общества в сторону тоталитаризма (в их определении). После прихода к власти Гитлера, термин «тоталитаризм» стал использоваться в адрес режимов Италии и Германии, причём сторонники фашизма и нацизма использовали его в положительном ключе, а противники — в отрицательном.

С 1929 года, начиная с  публикации в газете "Таймс", его  стали применять и к политическому  режиму Советского Союза.

Из политической публицистики этот термин входит в научный оборот для характеристики фашистских режимов и Советского Союза. В научный оборот слово было введено западными политологами в 30-40-х годах. Они использовали его для обобщающей характеристики любого недемократического типа устройства: от национал-социализма до коммунизма.

На симпозиуме, организованном Американским философским обществом  в 1939 году, впервые была сделана попытка  дать научную трактовку тоталитаризму. В одном из докладов он был определен как "восстание против всей исторической цивилизации Запада". Вторая мировая война, а затем разгром фашистских режимов и начало "холодной войны" дали новый импульс теоретическому осмыслению тоталитаризма. В 1952 году в США была проведена конференция, посвященная этому социальному феномену, где был сделан вывод, что тоталитаризм - это "закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и рспределения товаров - направляется и контролируется из единого центра"1.

 

Возникновение тоталитаризма

 

Необходимо отметить, что часть политологов считает, что тоталитаризм всего лишь политическая метафора, в частности в американской "Энциклопедии социальных наук" 1968 года он назван "ненаучной концепцией".

Также нет единого  мнения среди политологов о том, когда вообще возник тоталитаризм. Одни считают его вечным атрибутом  человеческой истории, другие - достоянием индустриальной эпохи, третьи - феноменом  исключительно двадцатого века.

Историческим прототипом тоталитарных режимов считают восточные деспотии. Однако между тоталитаризмом и ортодоксальными системами прошлого (и восточными и европейскими) есть ряд коренных различий. Одно из них состоит в том, что эти системы, в отличие от тоталитарных, не менялись, а если и менялись, то достаточно медленно. В средневековой Европе церковь указывала, во что веровать, но позволяла держаться одних и тех же верований от рождения до смерти. Особенность же тоталитарного государства та, что, контролируя мысль, оно не фиксирует её на чём-то одном. Но произошедшее в 30-40-е годы наступление государства на общество в Германии и особенно в СССР, не знало себе равных ни по масштабам, ни по последствиям. Поэтому не случайно именно явлению ХХ в. найдено особое определение - тоталитаризм.

Тоталитаризм возникает  вначале как евразийское (СССР), потом  как европейское (Германия, Италия, частично Испания), наконец, азиатское  явление (Китай, Северная Корея, Вьетнам, Кампучия).

Все типы тоталитаризма  существенно различаются между  собой, но имеют и немало общего. Последнее дает повод считать, что кроме национальных есть и общие причины его бурного развития в первой половине ХХ в.

В настоящее время  в мире нет страны, политический режим которой можно было бы назвать  последовательно тоталитарным. Поэтому точное и полное понимание сути тоталитаризма дает практика не сегодняшнего дня. Обращаясь к наиболее ярким образцам тоталитаризма теперь уже ушедшей эпохи, мы имеем возможность выявить характерные черты тоталитаризма в целом. Знание их имеет принципиальное значение для политически образованного гражданина. Во-первых, потому что тоталитаризм - противоположность конституционализму. В его основе принципиально иная парадигма не только политического строя, но и всего образа жизни. Поэтому знание основ конституционализма и тоталитаризма - это условие сознательного выбора гражданской позиции. Во-вторых, тоталитаризм во многом поучителен для всех. Для России особенно, так как Россия 30-50-х годов наиболее последовательный пример тоталитаризма. Знание тоталитаризма полезно и для будущего. Если бегство в тоталитаризм произошло на фоне выдающихся прорывов научной социальной мысли, завоеваний гуманизма и демократии, то не исключается вероятность нового возврата в условиях нового кризиса и на фоне новых выдающихся достижений культуры.

Предпосылки возникновения тоталитаризма

 

Одни исследователи (Ф.Хайек, а за ним К.Ясперс) видели истоки тоталитаризма, прежде всего, в системе планирования, государственного регулирования экономических  процессов, пришедшей на смену старой свободной конкуренции.

Технический прогресс, автоматизация  процесса управления, создание невиданной прежде системы массовых коммуникаций порождали на индустриальной стадии развития иллюзию, что все процессы экономики, а вслед за ней и  общественно-политической жизни, можно подчинить единому централизованному руководству, одной коллективной цели, не оставляя места для индивидуальной свободы и автономии.

Основатель фашизма Муссолини  провозглашал: "Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности"2. В.И.Ленин рассматривал будущее социалистическое государство как "одну контору и одну фабрику", "один всенародный государственный синдикат".

Тоталитаризм не возникает случайно, даже будучи своеобразной аномалией, он имеет свои социальные предпосылки и причины. К важнейшим из них относятся:

1. Само индустриальное общество, усложнение общественных связей  и взаимозависимости;

2. Нарастание рационализма и  организованности в жизни общества, новые возможности для манипулирования общественным сознанием; (радио, телевидение, средства связи, СМИ и т.д.);

3. Появление монополий и их  срастания с государством (тоталитаризм - высшая их ступень, всеобъемлющая  монополия);

4. Этатизация общества, усиление  в общественном сознании культа Государства (здесь сказалось влияние двух мировых войн, когда резко усилилось государственное вмешательство в экономику и общественную жизнь), распространение коллективистских взглядов;

5 Массовая эмоциональная уверенность  в возможности быстрого улучшения жизни с помощью планирования и рациональных преобразований;

6. Массовая психологическая неудовлетворённость  отчуждением личности при капитализме,  её незащищенностью и одиночеством. Тоталитарные движения дают иллюзию приобщения к "вечным ценностям": классу, нации, государству, величественной сакральной власти;

У носителей тоталитарного сознания выделяются следующие отличительные  черты: нетерпимость к любому инакомыслию, стремление политически или даже физически уничтожить несогласных, или их насильственно перевоспитать в духе правильного учения, все остальные идеи, их плюрализм они рассматривают как заблуждение или сознательную ложь. Им присуще стремление к "математически безошибочному всеобщему счастью" В этом проявился их разрыв с рационализмом и переход на догматические позиции, часто сами вожди становятся заложниками собственных догм.

Признаки тоталитаризма

 

В своей работе «Тоталитарная  диктатура и автократия» (1956 г.) Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, на основе эмпирического сравнения  сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества. Исходный перечень состоял из шести признаков, но во втором издании книги авторы добавили ещё два, а впоследствии другие исследователи также вносили уточнения:

1. Наличие одной всеобъемлющей  идеологии, на которой построена  политическая система общества.

2. Наличие единственной  партии, как правило, руководимой  диктатором, которая сливается с  государственным аппаратом и  тайной полицией.

3. Крайне высокая роль  государственного аппарата, проникновение  государства практически во все  сферы жизни общества.

4. Отсутствие плюрализма  в средствах массовой информации.

5. Жёсткая идеологическая  цензура всех легальных каналов  поступления информации, а также  программ среднего и высшего  образования. Уголовное наказание  за распространение независимой  информации.

6. Большая роль государственной  пропаганды, манипуляция массовым  сознанием населения.

7. Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора  средств поставленным целям (построить  «новое общество»).

8. Массовые репрессии  и террор со стороны силовых структур.

9. Уничтожение индивидуальных  гражданских прав и свобод.

10. Централизованное планирование  экономики.

11. Почти всеобъемлющий  контроль правящей партии над  вооружёнными силами и распространением  оружия среди населения.

12. Приверженность экспансионизму.

13. Административный контроль  над отправлением правосудия.

14. Стремление стереть  все границы между государством, гражданским обществом и личностью.

Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща хотя бы одна из указанных черт, следует относить к тоталитарному. В частности, некоторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как не тоталитарного. Однако первые два признака, по мнению исследователей тоталитарной модели, являются её наиболее яркими характеристиками.

Концепция Фридриха и  Бжезинского, получившая в историографии  название "тоталитарный синдром", оказала большое влияние на последующие исследования в этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство их формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы.

Сложность создания приемлемой концепции привела к критике  самой идеи моделирования тоталитаризма, основные положения которой сводились к следующему:

·      с помощью  концепции тоталитаризма нельзя исследовать динамику процессов в социалистических странах (Г. Гласснер);

·      не бывает целиком контролируемой или неконтролируемой системы (А. Кун);

·      модели тоталитаризма нет, так как взаимоотношения  между отдельными ее элементами никогда не были разъяснены (Т.Джонс);

·      тоталитарная модель игнорирует "источники общественной поддержки " тоталитаризма в СССР(А. Инкельс).

Информация о работе Тоталитаризм