Истоки тоталитаризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:34, контрольная работа

Краткое описание

Исследовать тему тоталитаризма трудно, так как эта сфера является сплошь идеологизированной, находящейся в центре современной мировой политической борьбы. А на этом фронте не брезгуют использовать всякие утонченные виды лжи, такие, как односторонняя правда, демагогия, голословные, не доказываемые утверждения, преувеличения, подмены и смешения смыслов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….стр. 3
1. Возникновения понятия «тоталитаризм»………………………………стр. 4
2. Истоки тоталитаризма…………………………………………………...стр. 4
3. Основные черты тоталитаризма………………………………………...стр. 7
4. Основные черты тоталитарного общества……………………………..стр. 9
5. Идейные стоки тоталитаризма…………………………………………..стр. 11
6. Тоталитарный режим в России………………………………………….стр. 14
Заключение………………………………………………………………….стр. 18
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

По дисциплине: «Политология»

 

Тема: «Истоки тоталитаризма»

 

 

 

 

Преподаватель: Горяйнов Сергей Николаевич.

 

Студент: Кузнецова Вера Ивановна.

 

 

 

 

 

 

Факультет заочного обучения

Группа М 1-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОЛЬЯТТИ   2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….стр. 3

1. Возникновения понятия «тоталитаризм»………………………………стр. 4

2. Истоки тоталитаризма…………………………………………………...стр. 4

3. Основные черты тоталитаризма………………………………………...стр. 7

4. Основные черты тоталитарного общества……………………………..стр. 9

5. Идейные стоки тоталитаризма…………………………………………..стр. 11

6. Тоталитарный режим в России………………………………………….стр. 14

Заключение………………………………………………………………….стр. 18

Список литературы…………………………………………………………стр. 19

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, когда человечество в процессе глобализации становиться  единым, но его так и не оставляют  катастрофические потрясения, когда  оно, по всей видимости, вновь стоит  на пороге масштабных перемен, мы обращаемся к теме тоталитарных обществ, остающейся по-прежнему актуальной.

Сегодня мы живем в  эпоху провозглашенного плюрализма, многообразия мнений, мировоззрений.

Исследовать тему тоталитаризма  трудно, так как эта сфера является сплошь идеологизированной, находящейся  в центре современной мировой политической борьбы. А на этом фронте не брезгуют использовать всякие утонченные виды лжи, такие, как односторонняя правда, демагогия, голословные, не доказываемые утверждения, преувеличения, подмены и смешения смыслов.

И все же хотелось бы углубиться, по возможности, в философскую сторону вопросов тоталитаризма, докопаться до ядра, до сути. Что есть тоталитарность, чем она вызвана, насколько закономерна и неизбежна, как глубоко лежат ее истоки, возможно ли повторение ее в будущем? Тем более что, социальная организация общества есть не что иное, как проявление глубинных свойств человеческого, народного характера, духа.

 

 

1. ВОЗНИНОВЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТОТАЛИТАРИЗМ»

Понятие «тоталитаризм» впервые возникает в окружении  Муссолини в середине двадцатых  годов. В научной литературе Запада оно вошло в обиход в конце тридцатых годов. Статус же научной концепции за этим термином утвердил собравшийся в 1952 году в США политологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как «закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и распределения товаров - направляется и контролируется из единого центра».

Вообще значение термина  «тоталитаризм» вызывает много споров. Некоторыми он отнесен к определенному типу государства, диктатуры, политической власти, другими - к общественно-политическому строю, третьими - к социальной системе, охватывающей все сферы общественной жизни, либо к определенной идеологии. Но все признают то, что при тоталитаризме нет места для личности, нет ни её свобод, ни прав, и все стороны общественной жизни подчинены государству.

Тоталитаризм - это, прежде всего идеология, которая может на определённой почве взрасти и превратиться в общественно-политический строй определённого государства с авторитарно-диктаторской системой.

 

2. ИСТОКИ ТОТАЛИТАРИЗМА

Стремление к полному  контролю над обществом было свойственно  многим деспотичным правителям. Поэтому  в некоторых источниках к тоталитарным режимам причисляются династия Маурья в Индии (321-185 гг. до н.э.), династия Цинь в Китае (221-206 гг. до н.э.), правление Чака над зулу (1816-1828) и др. Следует особо выделить легизм в Цинь, который являлся полноценной идеологией и имел философско-теоретическое обоснование необходимости тотального контроля. При этом легизм был официальной идеологией Цинь более 150 лет, вплоть до её падения в ходе народного восстания.

Однако приведённые  выше тирании в целом оставались в русле традиции и не пользовались массовой народной поддержкой. Практическое осуществление абсолютного контроля государства над всей общественной жизнью и производством стало возможным только в XX веке благодаря экономическому развитию, распространению телекоммуникационных технологий и появлению эффективных методов манипуляции обществом (в первую очередь, пропаганды). Эти технологии способны обеспечить гарантированную массовую поддержку руководства страны, в особенности если во главе стоит харизматичный лидер. Несмотря на эти объективные тенденции, тоталитаризм возник лишь в отдельных странах.

Макс Вебер полагал, что возникновению тоталитаризма  предшествует глубокий кризис, выражающийся в обострении конфликта между  стремлением к самореализации и  преобладанием внешнего мира. Начиная  с XIX века, этот конфликт проявляет себя на ряде уровней: социальном (личность против народа), экономическом (капитализм против социализма), идеологическом (либерализм против демократии) и т.д. Либеральная демократия представляет собой компромисс, который достигается за счёт дифференциации сфер влияния - благодаря правовым ограничениям на власть общества и защите автономного пространства. Тоталитаризм предлагает другое решение, состоящее в ликвидации как либеральных (рыночных), так и демократических институтов. Согласно идеологам режима, тем самым исчезают предпосылки для системных конфликтов, а всё общество объединяется в единое целое.

Ряд исследователей тоталитаризма (Ф. фон Хайек, А. Рэнд, Л. фон Мизес  и др.) рассматривают его как  крайнюю форму коллективизма  и обращают внимание на то, что все  три тоталитарные системы объединяет государственная поддержка коллективных интересов (нации - нацизм, государства - фашизм или трудящихся - коммунизм) в ущерб частным интересам и целям отдельного гражданина. Отсюда, по их мнению, вытекают свойства тоталитарных режимов: наличие системы подавления недовольных, всепроникающий контроль государства над частной жизнью граждан, отсутствие свободы слова и т.д.

Социал-демократы объясняют  рост тоталитаризма тем, что в  период упадка люди ищут решение в  диктатуре. Поэтому долгом государства должна быть защита экономического благополучия граждан, балансирование экономики. Как сказал Исайя Берлин: "Свобода для волков означает смерть для овец". Схожих взглядов придерживаются сторонники социал-либерализма, которые полагают, что лучшей защитой от тоталитаризма является экономически благополучное и образованное население, обладающее широкими гражданскими правами.

Неолибералы придерживаются отчасти противоположной точки  зрения. В своём труде "Дорога к рабству" (1944 г.) Ф. фон Хайек  утверждал, что тоталитаризм возник в результате чрезмерного регулирования рынка, которое привело к потере политических и гражданских свобод. Он предупреждал об опасности плановой экономики и полагал, что залогом сохранения либеральной демократии является экономическая свобода.

Американский политолог  Джеймс Скотт выделяет четыре необходимых  условия для "апокалипсиса в отдельно взятом государстве":

· модернистские идеи переделки мира;

· наличие достаточно сильного аппарата для проведения этих идей в жизнь;

· жестокий кризис общества;

· неспособность общества сопротивляться.

Массовый террор ХХ века был результатом сложного и нередко  случайного сочетания геополитических  и экономических провалов, унаследованного  от значительно более мирного XIX века восторженно-наивной веры в технический прогресс и пророческие схемы, и, главное, многократно возросших возможностей координировать общественные силы.

Бюрократия есть социальная машина, создающая устойчивую и дальнодействующую  координацию. Отлаженная бюрократия передает и исполняет команды. Это не зло и не добро, а сложное и мощное орудие двойного применения - как мирно пашущий трактор есть, в сущности, разоруженный танк. Вводится программа - и миллионы детей получают прививки или строится город. Вводится другая программа - и из общества изымаются миллионы идеологически заданных не-людей, а города сжигаются в бомбёжке.

 

3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ТОТАЛИТАРИЗМА

Многообразие форм и  способов реализации тотального контроля над обществом и его гражданами обусловливает большой разброс  в раскрытии сути рассматриваемого явления. И все же наиболее существенные черты тоталитаризма таковы.

Во-первых, абсолютное (тотальное) господство над обществом и человеком  рассматриваемой системы обеспечивается, как правило, сочетанием политического  господства с идеологическим порабощением, обосновывающих право подобных режимов на существование, стремящихся цель режима его организацию сделать единственно возможными для всех. Особенно важно то, что в силу этого в тоталитарных системах всегда господствуют не государственные, а партийные структуры (партия-государство). Соответственно вся власть сосредоточивается в руках политического лидера харизматического типа, вождя, присоединяющего к своим политическим атрибутам властвования еще суеверное поклонение граждан, что достигается путем сознательного насаждения культа вождя.

Во-вторых, идеократия в условиях тоталитаризма  органически связана с монопольным  использованием власть имущими средств  массовой информации, что позволяет  не только господствовать над мыслями  граждан, но и обращаться через пропаганду к чувствам граждан, насаждая угодные власти мифы и мифологию, культы, воспитывая население в духе обожествления своих вождей, окружая их ореолом всемогущества и непогрешимости. Широко используемый в этих целях популизм призван внушить гражданам не только то, что поставленная перед обществом цель наилучшим образом отвечает интересам каждого человека, но и то, что стоящие у власти лидеры - наилучшие выразители устремлений и чаяний народа.

В-третьих, тотальное подчинение общества и граждан власть имущим закономерно связано с проникновением идейно-политического контроля во все сферы жизнедеятельности человека и общества, что неизбежно ведет к стиранию грани между политическим и социальным, к отрицанию водораздела между государственной властью и обществом, к уничтожению всякой автономии индивида и его жизни, что приводит к поглощению гражданского общества государством. В самом деле, о какой частной жизни индивида, составляющей основу или фундамент гражданского общества, может идти речь, если все аспекты человеческой жизнедеятельности (хозяйственной, общественной, семейной и личностной) оказываются подконтрольными общественно-политическим институтам, государственно-партийным структурам?

В-четвертых, одно из центральных мест в тоталитарных системах отводится системе насилия, механизму репрессий, призванных обеспечивать и поддерживать контроль власть имущих над всем обществом и его гражданами. Террор - неотъемлемое средство его внутренней политики, а страх граждан перед произволом, необоснованными репрессиями - один из важнейших гарантов стабильности тоталитарных систем.

Разумеется, в зависимости от конкретной разновидности тоталитаризма, а  также ступеней его развития в  той или иной стране в связи  с конкретными условиями жизни  названные черты или свойства тоталитаризма реализуются с разной полнотой: одни больше, другие меньше; на одних этапах больше внимания уделяется одним из них, на других - другим. Всегда имеются и различия в степени контроля тоталитарным режимом тех или иных сфер общественной жизни. А если еще учесть неспособность тоталитарных режимов к саморазвитию, их слабую адаптацию к изменениям общественных реалий, то станет ясно, что раньше или позже, но неизбежно возникают предпосылки и возможности для разрушения или извержения тоталитаризма.

 

4. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ТОТАЛИТАРНОГО ОБЩЕСТВА

Дж. Оруэлл по этому поводу писал: «тоталитаризм посягнул на свободу  личности так, как никогда прежде не могли и вообразить. Важно отдавать себе отчёт в том, что его контроль над мыслью преследует цели не только запретительные, но и конструктивные. Не просто возбраняется выражать - даже допускать - определённые, но диктуется, что именно надлежит думать. Личность изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуть её в искусственной среде, лишив возможности сопоставлений. Тоталитарное государство обязательно старается контролировать мысли и чувства, по меньшей мере, столь же действенно, сколь контролирует их поступки».

Людям свойственно - и это почти  закон человеческой природы - быстрее и легче сходятся на негативной почве, на ненависти к врагам, зависти к тем, кому лучше живется, чем на конструктивной задаче. Враг (и внутренний и внешний) является неотъемлемой частью арсенала тоталитарного лидера. В тоталитарном государстве террор и страх используются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительных и воображаемых врагов, но и как нормальный повседневно используемый инструмент управления массами. С этой целью постоянно культивируется и воспроизводится атмосфера гражданской войны. Также тоталитаризм должен постоянно демонстрировать гражданам свои успехи, доказывать реалистичность провозглашаемых планов или находить убедительные для населения доказательства, почему данные авансы не реализованы.

Стремление тоталитаризма к  переделке человеческой природы - одна из основных отличительных особенностей его от всех других форм традиционного деспотизма, абсолютизма и авторитаризма. С этой точки зрения тоталитаризм является феноменом исключительно двадцатого века. Он ставит задачу полной переделки и трансформации человека в соответствии с идеологическими установками, конструирования нового типа личности с особым психическим складом, особыми ментальностью, мыслительными и поведенческими характеристиками, путём стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе, сведения всех индивидов к какому-то среднестатистическому знаменателю, подавлению личностного начала в человеке. Таким образом, конечная цель создания «нового человека» - формирование индивида, полностью лишённого всякой автономии. Таким человеком не нужно даже управлять, он будет самоуправляться, руководствуясь теми догмами, которые на данный момент выдвигаются правящей верхушкой.

Информация о работе Истоки тоталитаризма