Технология разрешения политических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение переговорных техник разрешения политических конфликтов. Для достижения данной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
рассмотреть односторонние и совместные пути решения политических конфликтов;
рассмотреть решения политических конфликтов с участием третьей стороны;
выделить особенности переговоров;
проанализировать функции переговоров;

Содержание

Введение
Глава 1. Подходы к разрешению политического конфликта
1.1 Одностороннее решение политических конфликтов
1.2 Совместное решение политических конфликтов
1.3 Решение политических конфликтов с участием третьей стороны
Глава 2. Переговорные техники, как способ разрешения политических конфликтов
2.1 Особенности переговоров
2.2 Функции переговоров
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Следующая важная функция  переговоров — регуляционная. С ее помощью осуществляются регуляция, контроль и координация действий участников. Эта функция близка к информационно-коммуникативной, хотя и имеет свои особенности. Во-первых, она часто реализуется в тех случаях, когда уже имеются договоренности и переговоры ведутся по поводу выполнения достигнутых ранее решений. Во-вторых, регуляционная функция используется для контроля. Если установлено перемирие и мирные переговоры только начались, то смысл контроля сводится к тому, чтобы, например, обсудить спорные случаи нарушений соглашений о перемирии. А если участники конфликта уже достигли договоренностей о мире, то последующие переговоры могут использоваться для выяснения вопросов о соблюдении этих договоренностей.

Регуляционная функция  предусматривает также детализацию  более общих решений с целью  их конкретного воплощения. Переговоры, на которых реализуется эта функция, выполняют роль своеобразной «настройки»  отношений сторон. Если переговоры многосторонние, то на них происходит «коллективное управление взаимозависимостью» — регуляция отношений участников. Регуляционная функция используется для того, чтобы не допустить выхода ситуации из-под контроля участников конфликта, особенно в наиболее острые моменты развития отношений.

Переговоры могут использовать тем или иным участником для решения  собственных внутриполитических и  внешнеполитических задач. Эта функция  переговоров весьма распространена и проявляется по-разному, но обычно именно такого рода переговоры образуют первый вид по классификации Дж. Дина — стороны мало заинтересованы в совместном решении проблемы. Участие в переговорах может быть просто выгодно кому-либо из участников с точки зрения предвыборной борьбы, как, например, демонстрация стремления к миру. В иных случаях в переговоры вступают для того, чтобы повлиять на позиции третьих сторон, например, побудить их к снятию санкций. Наконец, сторона может рассматривать само участие в переговорах как полезное с точки зрения повышения ее международного авторитета, предоставления определенного политического статуса и т.п.

Бывает, что переговоры требуются для того, чтобы служить  своего рода «маскировкой» («отводом глаз»), когда на самом деле договоренности вовсе не нужны, поскольку решаются совсем иные задачи. «Маскировочные» переговоры ведутся лишь ради создания видимости. В этом случае их функциональное предназначение оказывается далеким от основного — совместного решения проблем, и переговоры перестают быть переговорами по своей сути.

В наиболее явной форме «маскировочная» функция переговоров обычно используется для начала вооруженного наступления. Смысл таких переговоров состоит в том, чтобы провести их и даже, может быть, заключить соглашения с целью выиграть время, «усыпить» внимание противника, а при начале вооруженных действий — оказаться в более выгодном положении.

Пропагандистская функция переговоров заключается в активном воздействии на общественное мнение с целью разъяснения широким кругам своей позиции, оправдания собственных действий, предъявления претензий противоположной стороне, обвинения противника в противоправных действиях, привлечения на свою сторону новых союзников и т.п. В этом смысле она может рассматриваться в качестве производной или сопутствующей такой функции, как решение собственных внутриполитических или внешнеполитических проблем.

В настоящее время  при широком привлечении средств  массовой информации к проблемам  урегулирования конфликтов практически  любые переговоры обладают — в  большей или меньшей степени  — пропагандистской функцией. Однако особенно интенсивно пропагандистская функция используется на крупных международных конференциях, проходящих в условиях конфликтных отношений при широком привлечении прессы.

Говоря о пропагандистской функции и об открытости переговоров, не следует сбрасывать со счетов и положительные моменты, благодаря которым стороны оказываются под контролем общественного мнения.

Любые переговоры многофункциональны и предполагают одновременную реализацию сразу нескольких функций, обычно образующих иерархию, в которой одна функция  является более важной для того или  иного участника переговоров, другая — менее важно. Это иерархическое образование может претерпевать изменения в ходе переговорного процесса. В условиях конфликтных отношений стороны особо склонны к тому, чтобы интенсивнее использовать иные, отличные от основной переговорные функции.

Из выше сказанного можно  оценить функции переговоров с точки зрения их конструктивности или деструктивности, следует иметь в виду весь политический контекст и то, насколько целесообразно совместное решение. Только те переговоры в условиях конфликта или сотрудничества, на которых главенствующее положение в иерархии занимает функция совместного с партером решения проблемы, действительно являются переговорами.

 

Заключение

 

Таким образом, резюмируя  выше изложенное, можно сделать следующие  выводы:

В ситуации конфликта  существуют три пути поведения: попытаться разрешить конфликт с помощью односторонних действий (шагов), либо благодаря совместным действиям с партнером, либо участие третьей стороны.

При односторонних шагах участники не согласовывают свои действия, а принимают решения и ведут себя независимо друг от друга. Односторонние шаги подразумевают такие варианты поведения (подходы):

• реализация выигрыша одной  из сторон (попытка одержать победу);

• капитулирование перед  противником;

• игнорирование конфликтной  ситуации;

• обращение в правовые инстанции.

Существует и второй путь разрешения конфликтов — путь совместного с противоположной  стороной решения проблемы. Участники  исходят из того, что противоречия, возникшие между ними, должны быть обсуждены и в результате этого  обсуждения должно быть найдено решение проблемы.

 Когда речь идет  о вмешательстве в конфликт  кого-то иного, кроме самих  его участников, то используют  общее понятие «третья сторона». Третья сторона вмешивается в  конфликт именно с целью его  мирного урегулирования, а не  для оказания помощи одному из участников. Можно выделить основные практические подходы в деятельности третьей стороны:

• деятельность, направленная на предотвращение конфликтов, прежде

 всего вооруженных;

• деятельность по установлению мира;

• миротворческая деятельность;

• деятельность по закреплению  мира («миростроительство»)

 В большинстве конфликтов, особенно наиболее серьезных  и продолжительных, редко прибегают  к использованию лишь какого-то  одного подхода. Воздействуя на  разные структуры и механизмы,  разные подходы позволяют комплексно и гибко влиять на конфликт с целью его мирного разрешения.

За свою историю человечество накопило немалый опыт ненасильственного  политического разрешения конфликтов. Переговоры имеют столь же древнюю  историю, как войны и посредничество. Этот инструмент использовался для урегулирования конфликтов еще задолго до появления правовых процедур.

Несмотря на различие переговоров, между ними есть общие  моменты, которые отличают любые  переговоры от других видов взаимодействия и, делают переговоры именно переговорами:

  • совпадение и расхождение интересов участников;
  • взаимозависимость участников друг от друга;
  • стадийность переговорного процесса:
    1. подготовка к переговорам (предпереговорная стадия);
    2. процесс их ведения и достижение договоренностей в случае, если переговоры закончились их подписанием (стадия взаимодействия);
    3. анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей (имплементация).
  • ориентированность на решение проблемы.

Функции переговоров:

  • Совместное решение проблем;
  • Информационно-коммуникативная;
  • Регуляционная;
  • Решение собственных внутренних и внешних задач;
  • Пропагандистская функция.

Каждый конфликт своеобразен  и неповторим, поэтому невозможно дать один единственный рецепт по урегулированию всех конфликтов вообще. Теоретические знания позволяют глубоко анализировать конкретный конфликт, ставить более точный диагноз ситуации, лучше ориентироваться в средствах воздействия на конфликт, заранее просчитывать возможные позитивные и негативные последствия применения того или иного подхода или метода. Однако практическая работа по урегулирование конфликтов, как любая практическая деятельность, кроме знаний требует определенных навыков и умений, которые обычно приходят с опытом. Не все конфликты и не всегда легко поддаются урегулированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Арцибасов, И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М.: Международные отношения, 1989. – 169 с.
  2. Кременюк, В.А. На пути урегулирования конфликтов//США: экономика, политика, идеология. 1990. № 12. С. 47 - 52.
  3. Лебедева, М.М. Вам предстоят переговоры. М.: Экономика, 1993. – 145 с.
  4. Лебедева, М.М. Трудный путь урегулирования конфликтов//Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 1996. № 2. – 102 с.
  5. Лебедева, М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 271 с.
  6. Левин Д. Б. Принципы мирного разрешения международных споров М.: Наука, 1977. – 239 с.
  7. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия / Под общей ред. А. Янак. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. – 830 с.
  8. Международные конфликты современности / Под ред. В. И. Гантмана. М.: Наука, 1983.- 289 с.
  9. Нергеш Я. Поле битвы — стол переговоров/Пер, с венгер. М.: Международные отношения, 1989. – 243 с.
  10. О процессе международных переговоров (опыт зарубежных исследований)/0тв. редакторы Р.Г. Богданов, В.А. Кременюк. М.: ИСКАН, 1989. – 189 с.
  11. Рубин, Дж., Колб, Д. Психологические подходы к процессам международных переговоров/Психологический журнал. 1990. № 2.
  12. Фишер, Р., Юрии, У. Путь к согласию. Или переговоры без поражения. М.: Наука, 1990. – 106с.
  13. Юрии, У. Преодолевая "нет". Или переговоры с "трудными" людьми. М.: Наука, 1993. – 68 с.

1  Мудрость тысячелетий. Энциклопедия / Под общей ред. А. Янак. М,: ОЛМА- ПРЕСС, 2006. С.143.

2  О процессе международных переговоров (опыт зарубежных исследований)/0тв. редакторы Р.Г. Богданов, В.А. Кременюк. М.: ИСКАН, 1989.С. 78.

3  Юридическая конфликтология / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Институт государства и права РАН, 1995. С. 98.

4  Арцибасов, И.Н. Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М.: Международные отношения, 1989. С. 97.

5  Лебедева, М.М. Вам предстоят переговоры. М.: Экономика, 1993. С. 34.

6  * Левин, Д. Б. Принципы мирного разрешения международных споров М.: Наука, 1977. С. 45.

7 Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. Или переговоры без поражения. М.: Наука, 1990 .С. 24.

8  Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. Или переговоры без поражения. М.: Наука, 1990. С. 57.

9  Лебедева, М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 1999. С. 79.


Информация о работе Технология разрешения политических конфликтов