Технология разрешения политических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение переговорных техник разрешения политических конфликтов. Для достижения данной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
рассмотреть односторонние и совместные пути решения политических конфликтов;
рассмотреть решения политических конфликтов с участием третьей стороны;
выделить особенности переговоров;
проанализировать функции переговоров;

Содержание

Введение
Глава 1. Подходы к разрешению политического конфликта
1.1 Одностороннее решение политических конфликтов
1.2 Совместное решение политических конфликтов
1.3 Решение политических конфликтов с участием третьей стороны
Глава 2. Переговорные техники, как способ разрешения политических конфликтов
2.1 Особенности переговоров
2.2 Функции переговоров
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

В дальнейшем многие исследователи  и практики стали говорить о различных  видах практической деятельности третьей  стороны, особо отмечая в ней  те или иные нюансы. Если же пренебречь оттенками, то можно выделить следующие основные практические подходы в деятельности третьей стороны:

• деятельность, направленная на предотвращение конфликтов, прежде всего вооруженных;

• деятельность по установлению мира;

• миротворческая деятельность;

• деятельность по закреплению  мира («миростроительство»)

В основе первого подхода, направленного на предотвращение открытой фазы развития конфликта, лежат принципы превентивности. Основная задача в  рамках данного подхода заключается  в том, чтобы не допустить насильственного  развития конфликтных отношений. Это реализуется путем установления доверия между сторонами, сбора и анализа фактического материала, обмена точками зрения о событиях, вызывающих обеспокоенность. Большое значение здесь имеют образовательные и другие программы, направленные на формирование установок по использованию мирных средств при разрешении конфликтов. В теоретическом отношении этот подход может быть ориентирован как на исследования по предупреждению конфликтов, так и на теоретические работы по их разрешению.

Деятельность по установлению мира обычно разворачивается в том случае, если конфликт уже достиг вооруженной стадии. В концептуальном отношении данный подход основан на исследованиях по улаживанию конфликтов. Главным средством действий по установлению мира является оказание давления на стороны с тем, чтобы заставить участников вооруженного конфликта прекратить насильственные действия и перейти к поиску решения проблемы мирным путем.

В рамках рассматриваемого подхода наиболее часто используются такие средства, как санкции в отношении противоборствующих сторон или инициатора конфликта, а также введение миротворческих сил, создание буферных зон, зон, свободных от полетов.

Средства, используемые в деятельности по установлению мира в целом, не предназначаются для  поиска мирного решения проблемы, а ориентируются на достижение перемирия, снижение остроты конфликта. Они предусматривают лишь разведение противоборствующих сторон и ограничение контактов между ними. Если проводить аналогии с медициной, то действия по поддержанию мира нацелены скорее на снятие симптомов болезни, но не на ее лечение. В ряде случаев деятельность третьей стороны ограничивается действиями по установлению мира.

Миротворческая деятельность здесь деятельность направлена не только на то, чтобы снизить уровень противостояния сторон, но и найти решение проблемы мирным путем. С этой целью прибегают к различным вариантам посредничества и переговоров между противоборствующими сторонами.

Деятельность посредников  может начинаться еще в разгаре  вооруженной борьбы одновременно с действиями по установлению мира. Затем применяются переговорные процедуры. Таким образом, данный подход в принципе охватывает все три фазы урегулирования конфликта, но основное значение он приобретает на коммуникационной (установление контактов между участниками конфликта) и на переговорной (оказание помощи в проведении переговоров) фазах.

Результатом миротворческой деятельности не всегда является разрешение противоречий (зачастую им оказывается  лишь снижения уровня противостояния), поэтому она нередко требует гарантий.

Деятельность по закреплению  мира («миростроительство») ориентирована на теоретическое направление разрешения конфликтов. Ее цель — добиться окончательного разрешения противоречий мирным путем, для чего необходимо, как считают представители данного подхода, «наведение мостов» между людьми. Основная роль в его реализации принадлежит организации межгосударственного сотрудничества (создание и развитие совместных проектов экономического, социального, культурного развития), а также неофициальным, общественным организациям, исследователям, работающим в рамках направления по разрешению конфликтов и занимающимся практикой организации неофициальных контактов.

Деятельность по закреплению  мира реализуется и после подписания договоренностей, т.е. она охватывает также постконфликтную стадию. Кроме контактов и реализации совместных проектов здесь большое значение имеет просветительская работа, направленная на формирование установок ненасильственного разрешения конфликта, с использованием средств массовой информации.

Таким образом, в большинстве  конфликтов, особенно наиболее серьезных  и продолжительных, редко прибегают  к использованию лишь какого-то одного подхода. Воздействуя на разные структуры  и механизмы, разные подходы позволяют  комплексно и гибко влиять на конфликт с целью его мирного разрешения.

 

Глава II. Переговорные техники, как способ разрешения политических конфликтов

 

Переговоры имеют столь  же древнюю историю, как войны  и посредничество. Этот инструмент использовался для урегулирования конфликтов еще задолго до появления правовых процедур. Однако то, как ведутся переговоры — их технология, долгое время оставалось без внимания. Только во второй половине XX столетия переговоры стали объектом широкого научного анализа, что обусловлено, прежде всего, той ролью, которую приобрели переговоры в современном мире5.

 

2.1 Особенности переговоров

 

Несмотря на различие переговоров, ведущихся в условиях сотрудничества и конфликта, между  ними есть общие моменты, которые  отличают любые переговоры от других видов взаимодействия и, по сути, делают переговоры именно переговорами.

Одной из важнейших особенностей переговоров является то, что интересы сторон частично совпадают, а частично расходятся. При полном расхождении интересов наблюдаются конкуренция, состязание, противоборство, конфронтация и, наконец, войны. Как отмечал Т. Шеллинг, даже в войнах у сторон имеется общность интересов6. Тем не менее, при явном совпадении интересов или явном расхождении их мы имеем дело с другими видами взаимодействия сторон — сотрудничеством или конфликтом, которые и строятся по-другому.

Совпадение и расхождение  интересов делает переговоры противоречивыми, поскольку привносит в них одновременно элементы кооперации и конфронтации. Этот факт подчеркивается многими исследователями. Так, Р. Фишер и У. Юри отмечают, что переговоры направлены на достижение договоренности в условиях, когда ваши интересы и интересы противоположной стороны частично совпадают, а частично расходятся7.

Сложное переплетение интересов  и невозможность реализовать  их в одиночку, путем односторонних  действий делает участников переговоров  взаимозависимыми. Это составляет вторую отличительную особенность переговоров. Чем больше стороны зависят друг от друга, тем в большей мере они ограничены в своих односторонних шагах и, следовательно, тем более вынуждены искать решение совместно, путем переговоров. Важно отметить, что стороны должны понимать свою взаимозависимость, в противном случае будут доминировать попытки разрешить конфликт путем односторонних действий. Тогда, когда односторонние действия сторон начинают превалировать, особенно те, которые направлены на разработку альтернатив переговорному решению, переговоры прекращаются. При этом внешне они могут некоторое время «продолжаться», т.е. стороны будут делать вид, что ведут переговоры: проводят встречи, обсуждают вопросы, стоящие в повестке дня, но фактически ничего на них не решают. Рано или поздно такие «переговоры» будут прерваны. Опасаясь, как бы противоположная сторона не пошла по этому пути, участники переговоров порой даже специально усиливают взаимозависимость за счет предварительных договоренностей, рамочных соглашений и т.п., чтобы иметь возможность через них влиять затем на поведение партнера.

Переговоры — процесс  неоднородный и состоит из нескольких стадий, которые отличаются по своим задачам, причем каждая стадия обладает своими особенностями. В то же время это единый процесс в том смысле, что ни одна стадия не может рассматриваться самостоятельно, вне зависимости от других.

Многие исследователи  указывают на стадийность переговорного  процесса. Обобщая приводимые различными исследователями стадии ведения переговоров, представляется целесообразным выделить следующие:

  • подготовка к переговорам (предпереговорная стадия);
  • процесс их ведения и достижение договоренностей в случае, если переговоры закончились их подписанием (стадия взаимодействия);
  • анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей (имплементация).

Выделение именно этих стадий обусловлено, прежде всего, различиями в характере деятельности на каждой из них, стоящими задачами и типом  взаимодействия участников переговоров, т.е. действуют они в значительной степени внутри своей делегации или внутри своей стороны (первая и последняя стадия) либо совместно с партнером (стадия взаимодействия).

Следующая важная характеристика переговоров, без которой они  не могут состояться, — наличие общения сторон. Оно является неотъемлемой частью переговорного процесса. Переговоры обязательно предполагают обсуждение проблемы. Американские авторы Р. Фишер и У. Юрии, определив общение как один из элементов переговоров, отмечают, что без общения не бывает переговоров8.

В условиях конфликта  общение на переговорах в значительной степени осложняется негативными  стереотипами сторон в отношении  друг друга, а также другими феноменами восприятия и отсутствием каналов  коммуникации. Однако существует и  обратное влияние. При правильной организации переговорного процесса общение способствует формированию более адекватного восприятия участниками и предмета, вызвавшего конфликт, и друг друга.

Общение открывает широкие  возможности для участников переговоров. Оно позволяет им не только лучше понять суть проблемы, стоящей в повестке дня, но и выйти за ее рамки — обсудить более широкий круг вопросов. Однако такое возможно, если общение на переговорах будет построено на основе диалога, восприимчивости к проблемам и нуждам друг друга. Когда удается построить такое общение, переговоры становятся одним из наиболее конструктивных элементов политического развития.

От переговоров следует  отличать подачу сигналов участниками  о возможных действиях и намерениях. Характер таких знаков может быть различным. Так, один из участников конфликта может снизить уровень конфронтационной риторики в официальных выступлениях или в средствах массовой информации. Такой поворот дела можно понять как сигнал, означающий приглашение к переговорам, но он еще не является переговорами. При этом безразлично, существуют у участников прямые или косвенные каналы коммуникации или нет. Порой участники выбирают сигналы, а не переговоры, как путь наименьшего риска и наименьших обязательств: впоследствии легче сослаться на то, что сигналы были неправильно поняты.

Важно иметь в виду, что от других видов общения переговоры отличает наличие проблемы, которую  необходимо решить совместными усилиями. Если этого нет, то общение сводится к дискуссиям, консультациям, обсуждениям. Здесь мы подходим к последней важнейшей характеристике переговоров. Она заключается в том, что переговорами по праву можно назвать лишь те из них, которые направлены на совместное решение проблемы.

Таким образом, другим существенным моментом является то, что переговоры ориентированы на решение проблемы. Но это только отчасти, поскольку, вступая в переговоры, участники конфликта еще не принимают на себя никаких обязательств относительно их успешного завершения. Начало переговоров не означает, что стороны захотят и в конце концов смогут найти взаимоприемлемое решение.

 

2.2 Функции переговоров

 

Главная функция переговоров  – это совместное решение проблем. Реализация данной функции зависит  от степени заинтересованности участников в поиске взаимоприемлемого решения9. Можно выделить три вида переговоров в зависимости от заинтересованности сторон:

  • переговоры, в которых участники (или один из участников) мало заинтересованы в их положительном исходе или безразличны к нему.
  • переговоры, в которых стороны хотя и проявляют интерес к достижению результатов, но достаточно умеренный, к тому же имеющий отношение скорее к общей перспективе.
  • переговоры, в которых участники реально заинтересованы в совместном решении проблемы.

Реализация функции  «совместного решения проблемы» путем переговоров не обязательно означает ее окончательное разрешение. Здесь возможны различные варианты.

Информационно-коммуникативная  функция присутствует практически на всех переговорах. Исключение могут составлять переговоры, которые предпринимаются для «отвода глаз», но и в них коммуникационный аспект, хотя и в минимальной степени, все же присутствует.

Смысл информационно-коммуникационной функции состоит в том, чтобы  выяснить точку зрения противоположной  стороны, дать информацию о своих  интересах, опасениях, подходах к решению проблемы и т.п. прежде, чем стороны приступят к выработке договоренностей. Уяснение сторонами подходов к решению проблемы позволяет более точно определить конечное решение и полнее реализовать основную функцию переговоров — совместного поиска решения проблемы.

С помощью информационно-коммуникативной  функции возможна и подача ложной информации, введение противоположной  стороны в заблуждение. В этом случае решение проблемы путем переговоров  будет заблокировано.

Близкой к информационной является коммуникативная функция, связанная с налаживанием и поддержанием связей и отношений участников конфликта. Ее основные задачи — установление постоянных каналов коммуникации, обмен точками зрения и обсуждение подходов к решению проблемы. Обе функции — информационная и коммуникативная, как правило, реализуются одновременно и слитно не только на переговорах, но и в других сферах общения, что позволяет не проводить различий между ними, а выделять единую информационно-коммуникативную функцию переговоров.

Информация о работе Технология разрешения политических конфликтов