Теории политического лидерства и современная политическая элита Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы: изучить теории политического лидерства и современ- ную политическую элиту Казахстана.
Область исследования – история, политика.
Объектом исследования – теории политического лидерства , теория лидерства Макиавели , современная политическая элита Казахстана.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Политическое лидерство …………………………………………………….4
Теории политического лидерства………………………………………….7
1.2 Ситуационная теория политического лидерства…………………………13
2 Современная политическая элита Казахстана ……………………………16
2.1 Этапы развития политической элиты Казахстана……………………….17
2.2 Особенности политической элиты Казахстана …………………………..19
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач Теория.docx

— 64.27 Кб (Скачать файл)

Ситуационная теория Херси и Бланшара легче для понимания, чем модель Фидлера, потому что сфокусирована только на характеристиках сотрудников и не принимает в расчет более широкий контекст. В рамках этой теории лидеру следует оценить подчиненных и выбрать соответствующий стиль. Например, когда Джек Джонсон (Jack Johnson) был назначен управляющим фабрикой, выпускающей автопогрузчики, он предпочел использовать стиль участия, полагая, что подчиняющийся ему операционный менеджер сумеет поддерживать ту же производительность, что и раньше. Однако производительность снизилась в результате участившихся ошибок. Джек был вынужден заново оценить ситуацию и избрать другой способ действий. Во-первых, он определил уровень готовности операционного менеджера как низкий, поскольку тот не решал возникающих проблем и не искал в этом помощи у Джека. Затем он подробно разобрал все ошибки с подчиненным, объяснил ему, что тот должен делать, и стал тщательно контролировать его деятельность. Хотя и не без труда, Джонсону со временем удалось перейти от стиля объяснения к стилю участия, который соответствует более высокому уровню готовности подчиненного выполнять задания.

В этом примере результаты деятельности подчиненного определяются стилем лидера. Поскольку уровень готовности операционного менеджера был низким, Джек установил над ним контроль и стимулировал достижение более высоких результатов.

Лидер может приспосабливать свой стиль применительно к отдельным подчиненным - так, как это описывает теория взаимоотношений. Если какой-либо сотрудник находится на низком уровне готовности, лидер должен вести себя с ним особым образом, объясняя, что, когда и как делать. Если же подчиненный находится на высоком уровне готовности, лидер ставит перед ним общую цель и предоставляет ему свободу самостоятельно искать пути для ее достижения. Лидеру необходимо точно определить уровень готовности сотрудника и затем применять к нему один из четырех описанных стилей. Преподаватели сталкиваются с серьезными трудностями выбора стилей, потому что ученики и студенты находятся, как правило, на различных уровнях готовности. Рассмотрим, как преодолевает эти трудности Кэрол Мак-Гроу (Carol McGraw), работающая в одной из общественных школ Детройта, штат Мичиган.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современная политическая элита Казахстана .

1) Современная политическая  элита Казахстана сформировалась  под воздействием советских и  постсоветских факторов развития. Поэтому в результате она сочетает  в себе стремление к модернизму  и сохранение в своей среде  традиционалистских убеждений.

2) Процесс становления  казахстанской политической элиты  шел при отсутствии таких классических  каналов рекрутирования элиты, как  политические партии.

В конечном итоге это привело к тому, что казахстанской правящей элите стал присущ определенный набор конкретных черт:

- закрытость и огромная  дистанцированность от населения;

- элита функционирует  в рамках строгой иерархии, где  нередко понятие профессионализма  оттесняется и заменяется понятиями  личной преданности и кровного  родства. В меньшей степени это  характерно для бизнес-элиты;

- правящая элита не  является монолитной, наоборот, она  пребывает в состоянии постоянных  противоречий, вследствие чего внутри  неё образуются разнообразные  блоки на основе совпадающих  интересов и текущей конъюнктуры;

- основная борьба в  среде элиты идет не за право  распространить свои идеалы на  государственное и общественное  развитие, а за право распространить  свое влияние на главу государства  и остальные элитные группировки, и уже посредством этого на  государственное и общественное  развитие;

- гарантом стабильности  внутри политической элиты является  лишь президент страны.

Последний пункт достаточно важен, так как речь идет об отсутствии в Казахстане эффективного механизма политической преемственности власти, который был, что является важным фактором при определении уровня политических рисков в Казахстане

Политические события последних 1,5 года были признаком начала нового этапа в развитии политической элиты Казахстана, который имеет несколько направлений дальнейшей эволюции:

- сохранение конфликтного  потенциала внутри политической  элиты, который будет вызывать  новые внутриэлитные столкновения, способные повысить уровень политического  риска в Казахстане;

- достижение прочного  межэлитного баланса, что возможно  лишь при сохранении прочных  позиций президента;

- создание нового механизма  взаимоотношений между элитой  и контрэлитой, что предполагает  существенное изменение всей  системы сложившихся отношений  внутри казахстанской политической  системе.

Из этих трех направлений наиболее вероятными являются первые два, что говорит о состоянии стабильной нестабильности внутри политической элиты.

На данный момент в политической элите Казахстана сохраняется конфликтогенный потенциал, который способен вызвать новые столкновения между различными элитными группами, что повысит уровень политического риска в Казахстане.

- конфликт между “правящей  элитой” и аутсайдерами из  числа тех представителей политической  элиты Казахстана, которые были  временно удалены от активного  участия в процессе принятия  политических и государственных  решений;

- конфликт между соратниками;

- конфликт между бюрократией  и бизнес-элитой.

К возможным причинам новых конфликтов можно отнести следующее:

Объективные причины:

- отсутствие баланса между  элитными группами;

- сокращение возможностей  для реализации своих экономических  амбиций;

- не скоординированная  кадровая политика;

- объективный процесс  взросления элиты, которая требует  больше свободы для своих действий.

Субъективные причины:

- муссирование слухов  о досрочной передаче президентской  власти. Обсуждение списка возможных  преемников;

- состояние постоянного  психологического напряжения внутри  политической элиты по поводу  слишком частых кадровых изменений;

- усталость от слишком  долгого пребывания у власти  только лишь одной группы.

2.1Этапы развития политической элиты Казахстана

Условно в своем развитии политическая элита Казахстана прошла несколько этапов:

1991–1994гг.  
Доминирование советской партийно-хозяйственной номенклатуры и групп давления. Процесс перераспределение государственной собственности. Высокий уровень коррупции на всех уровнях государственной власти.

1994–2001гг.  
Приход во власть представителей бизнес-элиты. Начало трений и конфронтации между старой номенклатурой и новой политической элитой. Президент выстраивает новую систему сохранения баланса между группами давления при параллельном усилении своей власти.

2001–2003гг.  
Первое нарушение баланса между элитными группировками, которое привело к расколу политической элиты. Причины:

1. Чрезмерный рост влияния  некоторых членов семьи президента, что вызвало недовольство у  некоторой части политической  и бизнес-элиты.

2. Диспропорции между  быстрыми темпами экономического  развития и закрытой политической  системой. Результат: ограниченные  возможности для бизнес-элиты  участвовать в легитимной борьбе  за власть.

2003–2005гг.  
Восстановление президентом баланса сил внутри политической элиты Казахстана в преддверии президентских выборов. Активизация деятельности контр-элиты в рамках оппозиционной Демократической коалиции «За справедливый Казахстан».

2006г.  
Важный период с точки зрения определения дальнейших перспектив политического развития страны после президентских выборов. Разработка общенациональной программы политических реформ в Казахстане, инициированная властью, должна показать границы возможных изменений в политической системе страны в плане ее дальнейшей либерализации.

Общая характеристика современной политической элиты Казахстана:

- закрытость и огромная  дистанцированность (экономическая, политическая, информационная и ментальная) от  населения;

- элита функционирует  в рамках строгой иерархии, где  нередко понятие профессионализма  оттесняется и заменяется понятиями  личной преданности и кровного  родства. В меньшей степени это  характерно для бизнес-элиты;

- правящая элита не  является монолитной, наоборот, она  пребывает в состоянии перманентных  противоречий, вследствие чего внутри  нее образуются разнообразные  блоки на основе совпадающих  интересов и текущей конъюнктуры;

- основная борьба в  среде элиты идет не за право  распространить свои идеалы на  государственное и общественное  развитие, а за право распространить  свое влияние на главу государства  и остальные элитные группировки, и уже посредством этого –  на государственное и общественное  развитие;

- гарантом стабильности  внутри политической элиты является  лишь президент страны.

Уровень конфликтогенного потенциала внутри политической элиты Казахстана

На данный момент в политической элите Казахстана сохраняется конфликтогенный потенциал, который способен вызвать новые столкновения между различными элитными группами, что повысит уровень политичес-когориска.  
К возможным причинам новых конфликтов можно отнести следующие:

Объективные причины:

- отсутствие прочного  баланса между элитными группами;

- сокращение возможностей  для реализации своих экономических  амбиций;

- нескоординированная кадровая  политика;

- объективный процесс  взросления элиты, которая требует  больше свободы для своих действий.

Субъективные причины:

- муссирование слухов  о досрочной передаче президентской  власти, обсуждение списка возможных  преемников;

-состояние постоянного психологического напряжения внутри политической элиты по поводу слишком частых кадровых изменений;

- усталость от слишком  долгого пребывания у власти  только лишь одной группы.

По поводу процесса смены элит, можно сказать, что на данный момент на постсоветском пространстве существуют три модели:

- Российская (преемник)

- Азербайджанская (династийная  форма передачи власти)

- Украинская (победа контр-элиты)

- Грузинская (победа контр-элиты)

- Кыргызская (победа контр-элиты)

Для Казахстана, скорее всего, будет более приемлема российская модель передачи власти, так как именно она позволит сохранить политическую стабильность в стране. Хотя, как ни печально, но вопрос о «преемнике» это «проклятие» всех политических систем, чья перспектива зависит от одного человека или узкой группы лиц. [3,C.145-147]

2.2 Особенности политической  элиты Казахстана

1) Закрытость. Рекрутирование  элиты было результатом не  политической деятельности, а следствием клиентских отношений, когда патрон, в конечном счете, определял политическую карьеру клиента, претендента на место в "партии власти". Путем назначений также пополнялись бюрократические иерархии. Выборы в советский период не служили обновлению элиты. Путь во власть вел через элитарное образование, общественную деятельность, которые приводили людей на нижние ступени номенклатурной лестницы, где и продолжался их карьерный рост.

2) Эгоистические интересы. Номенклатура, распоряжаясь государственными ресурсами, включая дефицитные товары, могла распределять их в узком круге лиц. Им предоставляли за государственный счет элитное жилье, дачи повышенной комфортности, лечение

в специальных поликлиниках, больницах, санаториях и т.д. [3].

3) Аморальность. В последний  период СССР в условиях тотального дефицита,неэффективности госпредприятий, "теневой экономики" множились случаи коррупции в партийном и государственном аппарате, росла деморализация общества.

После становления нового независимого государства в Казахстане главными акторами остались правящие элиты, в том числе президент и его "семья". Особенностью правления Н.Назарбаева является смешение власти между парламентом и президентом в 1991-1993 гг. и концентрация полноты власти в руках президента, начиная с 1994 г. до настоящего дня. Власть рассматривается как гарантия возможности распределения ресурсов и бюрократических постов. Фактически создана система, когда только президент реально формирует правящие элиты страны в политической сфере. В результате этого произошла консолидация казахстанской элиты вокруг президента страны как символа суверенного Казахстана. Президент становится заложником власти, окружения и с трудом может принимать решения.

После распада Советского Союза элита Казахстана обрела автономное существование, сумевсохранить свои позиции и выйти из создавшегося положения с наименьшими потерями. 41,6% политической элиты Казахстана работали в органах КПСС, 19% до партийной работы являлись комсомольскими функционерами. 22,2% депутатов Сената Парламента и 34,4% депутатов Мажлиса парламента имели опыт советского парламентаризма. Не имеющие партийно-номенклатурного опыта в независимом Казахстане составляют четверть элиты (25,9%) В период реформ казахстанская правящая элита помолодела вследствие привлечения вовластные структуры и назначения на высокие должности людей в возрасте от 30 до 40 лет. В бывшем СССР высокопоставленные чиновники (Д. Кунаев, Н. Назарбаев) достигали пика карьеры в возрасте 50-60 лет, планомерно проходя ступени иерархической лестницы. Средний возраст нынешней элиты -48,9 года. Самой молодой элитной группой является Правительство и его аппарат - 45,3 года. Самый возрастной - дипломатический корпус (54,3 года): высокопоставленные чины партийно- государственной иерархии назначались послами, не будучи карьерными дипломатами. Средний возраст депутатов Парламента - 49,9 года, средний возраст депутатов Сената и Мажилиса Парламента - 50,5 и 49,5 года соответственно. Оптимален для занятия высоких государственных должностей возраст в 44,7 года [1, с. 43]. Большинство членов правящих элит Казахстана имеет высшее образование. Изменилось соотношение в пользу гуманитариев: доля "техников" в нынешней элите -47,9%, гуманитариев - 52%. Перевес людей с гуманитарным образованием получился за счет прихода во властные структуры экономистов (15,8%) и юристов (18,3%) [2, с. 106-110]. Ученая степень в Казахстане – важный элемент имиджа политика, показатель его квалификации.

Информация о работе Теории политического лидерства и современная политическая элита Казахстана