Сущность и основные характеристики политических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:26, контрольная работа

Краткое описание

Иногда политический процесс сравнивают с двуликим Янусом – римским божеством дверей, входа и выхода, всякого начала, одно лицо которого обращено в прошлое, другое – в будущее. Подобно ему, политический процесс связан с прошлым и направлен в будущее, хотя и совершается в настоящем времени. Он отражает политическую реальность, которая складывается не по желанию лидеров и предписаниям ученых, а является результатом переплетения, борьбы интересов различных политических сил, социальных групп, поведения этих групп и граждан, их представлений о том, что бы они хотели получить от правительства и государства. В политическом процессе действуют живые люди со своими надеждами, ожиданиями, предрассудками, уровнем культуры, образования.

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. политология.docx

— 47.10 Кб (Скачать файл)

1. Сущность и основные характеристики политических процессов.

Политология изучает не только политические институты, например, государство, партии, сущность политики и политической власти, но и процессы выработки и принятия политических решений, взаимодействия правительства, парламентов, партий и  других политических сил. Исследуются  причины возникновения той или  иной политической проблемы, как эта  проблема попадает в повестку дня  общества, как на нее реагируют  институты управления, какие решения  по ней принимаются. Иными словами, речь идет о политической практике, организационной и контрольной  деятельности, конкретном управлении, подборе и расстановке кадров, обсуждении и принятии решений, обмене информацией между субъектами политического  процесса и многом другом. Это и  есть политический процесс, который  формируется и направляется прежде всего силами, находящимися у власти, принимающими основные политические решения.

Иногда  политический процесс сравнивают с  двуликим Янусом – римским божеством  дверей, входа и выхода, всякого  начала, одно лицо которого обращено в  прошлое, другое – в будущее. Подобно  ему, политический процесс связан с  прошлым и направлен в будущее, хотя и совершается в настоящем  времени. Он отражает политическую реальность, которая складывается не по желанию  лидеров и предписаниям ученых, а  является результатом переплетения, борьбы интересов различных политических сил, социальных групп, поведения этих групп и граждан, их представлений  о том, что бы они хотели получить от правительства и государства. В политическом процессе действуют  живые люди со своими надеждами, ожиданиями, предрассудками, уровнем культуры, образования.

Политический  процесс стимулирует социальные перемены. В процессе своей деятельности люди влияют на политическую систему  общества, воспроизводят одни ее элементы и разрушают другие, поддерживают определенные политические силы и приводят их к власти, отказывая в доверии  другим. Тем самым формируется  курс государственной политики, отражающий требования тех или иных социальных групп.

Таким образом, политический процесс выступает  как результат взаимовлияния  групп, как действия правительства  и их влияние на состояние общества. Политический процесс – это форма  функционирования политической системы  общества, совокупность действий субъектов  политики по осуществлению своих  специфических функций в сфере  власти. Политический процесс –  это технология осуществления власти.

Содержание  политического процесса может быть самым разнообразным. Это может  быть разработка какой-либо концепции (перестройка, демократизация, приватизация, разгосударствление и т.д.), формирование общественного мнения по той или  иной проблеме, создание новых управленческих структур, проведение выборов и т.д.

По своей  структуре политический процесс  состоит из следующих элементов:

   - субъекта, носителя власти;

   - объекта, который должен быть  создан или достигнут как цель  процесса;

   - средств, методов, ресурсов, исполнителей  процесса.

Ресурсами могут служить знание, наука, технические  и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.

Организация политического процесса начинается с замысла, идеи, разработки плана, концепции, теории. Субъектам процесса необходимо выбрать цель, обосновать ее. В соответствии с целью намечаются задачи, выбираются средства, ресурсы, методы, определяются исполнители, темпы, сроки исполнения, число участников, их состав. Исполнители должны отвечать поставленным перед ними задачам и владеть соответствующими средствами, знаниями, навыками. В процессе осуществления различных политических проектов формируется политическая жизнь страны, своего рода политический быт с его обычаями, традициями, общением, связями, настроениями, ожиданиями масс, их поддержкой власти или безразличием к ней, возмущением по поводу тех или иных решений. Политический процесс предстает как зрелище, ритуал, театр со своими действующими лицами, победами и поражениями, атрибутами славы, власти, государственной символики.

Несогласованность элементов политического процесса и отношений между ними разрушает  процесс или приводит к непредвиденным результатам. Непродуманность концепции  процесса, его стратегии и тактики  привела к неудаче многие начинания, в том числе процесс перестройки  в СССР, создания СНГ, многие преобразования в Восточной Европе.

Исход политического  процесса зависит от совокупности факторов, как внутренних по отношению к  нему, так и внешних. Речь идет о  наличии ресурсов, благоприятных  или неблагоприятных внешних  условиях, об избранных средствах, методах, исполнителях. В проекте политического  процесса должны учитываться как  внутренние, так и внешние факторы, однако часто именно внутренние факторы  способны нарушить процесс, изменяя  число его активных сторонников  и участников, сроки завершения и  результаты.

В научной  литературе различают следующие  режимы существования политического  процесса: режим функционирования, развития и упадка. В условиях режима функционирования политическая система воспроизводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между гражданами и государством, элитой и массами. Властные структуры больше придерживаются традиции, чем вводят новации; используют устоявшиеся, привычные механизмы господства, преемственность в развитии политических связей. Таким было, например, правление Л.И. Брежнева.

В условиях режима развития власти пытаются вывести  политику на новый уровень, применить методы управления, отвечающие происходящим переменам как внутри общества, так и на международной арене. При этом политическое развитие сопровождается борьбой различных тенденций и идеологических течений. Так, послевоенное развитие западноевропейских государств пошло по линии усиления социальной защиты населения, смягчения противоречий капитализма, усиления государственного регулирования экономики. Своевременные ответы на вызовы времени позволяют развитым государствам приспосабливаться к новым условиям, преодолевать кризисы, избегать серьезной социальной конфронтации.

Режим упадка, распада политической целостности  характеризуется преобладанием  центробежных тенденций над интеграцией. Принимаемые властями решения не выполняются, сами власти теряют легитимность, доверие масс. Примером такого политического  процесса может служить судьба бывших социалистических стран, Советского Союза, политическое руководство которых  не нашло адекватные решения, чтобы  ответить на новые реальности времени.

Политический  процесс можно условно разделить  на 5 стадий: формирование (вызревание) политических приоритетов; выдвижение политических приоритетов на авансцену (повестку дня) политического процесса; формулирование политических проблем, требующих правительственных решений и принятия политических решений; приведение в действие механизма реализации принятых решений (политическая инструментализация); оценка результатов политических решений.

   Рассмотрим, к примеру, стадию  формирования (вызревания) политических  приоритетов. Изучению истоков  формирования политики обычно  не уделяется достаточно внимания, в то время как именно отсюда  должен начинаться политический  анализ. Именно политический анализ  помогает определить размер и  объем проблемы, направления действий  правительства для реализации  поставленных целей. Для целей  политики сущность проблемы можно  определить как условия и ситуацию, в которой проявились неудовлетворенные  потребности части общества; потребности  требуют направленных усилий  для изменения ситуации. Эти усилия  могут быть предприняты как  со стороны непосредственно заинтересованных  в проблеме лиц, так и со  стороны лиц, действующих в интересам первых. Можно сказать, политическими являются те проблемы, которые обладают широким полем охвата сфер жизни и значительным резонансом, включая последствия для людей, не включенных в зону конфликта непосредственно.

   Выдвижение проблем на авансцену  (повестку дня) политики – 2-я  фаза политического процесса. В  повседневной жизни люди, группы  либо организации сталкиваются  с проблемами, требующими вмешательства  должностных лиц, политиков, правительства.  Множество людей постоянно выдвигают  те или иные требования к  властям то по поводу роста  цен на товары и услуги, либо  по поводу монопольного положения  на рынке отдельных производителей. И лишь небольшая часть этих  требований находит отклик со  стороны властей. Именно те  требования, которые власти принимают  в расчет и предпринимают конкретные  действия по их реализации, создают  феномен "авансцены" или  "повестки дня" политики.

   Политическую повестку могут  создавать группы давления, стремящиеся  достичь политического равновесия  в раскладе политических сил  в политике. Наибольшие возможности  в создании повестки дня, конечно,  имеются у законодателя и правительства.  Отдельные проблемы привлекают  внимание общественности и политиков,  благодаря усилиям средств массовой  информации. Некоторые злободневные  публикации и репортажи способны  взорвать общественное мнение и вынудить политиков реагировать конкретными действиями.

   Формулирование политических проблем  и принятие политических решений  – 3-я фаза политического процесса. Эта фаза включает разработку  курсов действий и тактику  их применения для реализации  и решения проблем, выдвинутых  на авансцену политики. Многие  политические предложения и программы  разрабатываются как официальными  лицами, так и назначенными для  этих целей людьми из неправительственных  организаций.

   Политические решения включают  действия тех или иных официальных  лиц или организаций, связанные  с получением поддержки для  предлагаемых программ или предложений;  либо с отказом от тех или  иных политических альтернатив.  В первом случае решения приобретают  формы законодательных актов  или постановлений исполнительных  органов. Во втором случае происходит  непринятие политического решения,  также способное существенным  образом повлиять на политический  процесс. Следует отметить, что  здесь не имеются в виду  рутинные, день ото дня принимаемые  решения, имеющие место в любой  организации. Хоты частные лица  и организации также участвуют  в принятии политических решений,  формальные полномочия остаются  за официальными субъектами политики  – законодателями, исполнительной  властью, высшей администрацией, судьями.

   Приведение в действие механизма  принятых решений (политическая  интструментаризация) – является 4-й фазой политического процесса. В реальной жизни трудно провести четкую границу между принятием политического решения и его исполнением. Очевидна справедливость афоризма о том, что проведение в жизнь политики зависит от того, как она администрируется, а администрирование зависит от того, насколько продуманной является политика. В Беларуси, как и в других современных политических системах, общественная политика проводится в жизнь (инструментируется) посредством сложной системы административных служб. Эти службы выполняют наибольшую часть работы, делегированной им правительством, и таким образом влияют на граждан более эффективно, чем иные правительственные институты.

   Административные службы, часто  оперируя мандатами закона, допускают  значительную свободу действий  для себя в определении того, что они должны, и что они  не должны делать. Политические  решения часто облечены в весьма  общие положения и, перемещаясь  по административным каналам,  приобретают более конкретный  вид. В этих условиях административный  процесс становится продолжением  законодательного процесса и администраторы оказываются вовлеченными в политику.

   В процессе принятия решений  агентствами одним из центральных  моментов является иерархия. Внутри  служб те, кто находится на  высших этажах власти, имеют больше  полномочий и влияния на принятие  решения, благодаря их более  высокому статусу, несмотря на  то, что лица меньшего ранга  могут иметь большую осведомленность  в делах и профессионализм.  Административные службы конституируют  своеобразный управленческий менталитет, который объединяет профессионалов, уверенных в своих возможностях  и способностях влиять на политику.

   В своей деятельности по нормотворчеству  ведомства имеют относительно  большую свободу действий, хотя, как правило, они могут применять  власть только в пределах своей  компетенции. Нормотворческой деятельностью  занимаются не только ведомства,  относящиеся к сферам производства  и распределения. Такие министерства, как здравоохранения, образования,  также обладают значительной  властью. Многие программы их  деятельности требуют значительных  инвестиций и денежных затрат. Им приходится издавать много  распоряжений, касающихся применения  и использования этих средств.  Например, министерство образования  Беларуси ежегодно получает средства  из государственного бюджета  на финансирование научных исследований. На основании заявок высших  учебных заведений министерство  распределяет эти средства по  вузам. Вузы распределяют эти  средства по факультетам и  кафедрам. В результате образуется  целая цепочка административных  распоряжений, имеющих обязательный  для исполнения характер, так  как это связано с ответственностью  за рациональное использование  средств, имеющихся в распоряжении  министерства. Многие из приказов  и распоряжений, принятых в административных  ведомствах, представляют собой  рутинные решения, которых тысячи. Тем не менее, рутинные решения  могут вполне перекладываться  на язык нормативных распоряжений  законодательного языка, и тогда  кажущиеся рутинными и заурядными  распоряжения оказывают вполне  существенное влияние на политику.

Информация о работе Сущность и основные характеристики политических процессов