Субъекты избирательного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

Субъекты избирательного права - это потенциальные участники избирательных правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями, они обладают избирательной правосубъектностью (дееспособностью, деликтоспособностью) и могут благодаря этому участвовать в конкретном избирательном правоотношении.

Содержание

1. Субъекты избирательного права………………………………………….2
2. Субъекты избирательного процесса………………………………………5
Список литературы…………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательное право контрольная.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Любая система избирательных комиссий готовит основу для реализации прав иной группы субъектов избирательного процесса.

3.  Третья группа субъектов избирательного процесса состоит из субъектов, имеющих право избирать (выдвигать кандидатов на выборные должности, участвовать в предвыборной агитации, голосовать) и/или быть избранными. Это самая массовая группа. Основная цель деятельности субъектов данной группы - это реализация избирательных прав, таких как право выдвигать кандидатов на выборные должности, участвовать в предвыборной агитации, материально стимулировать избирательную кампанию кандидата, голосовать, быть избранным. Она может достигаться как индивидуально, например, самовыдвижением, так и посредством ассоциированных форм, например, включение лица в федеральный список кандидатов избирательного объединения.

СМИ. «Средства массовой информации как субъекты избирательного процесса, информационно обеспечивающие проведение выборов» они либо освещают ход проведения выборов, либо используются как средство предвыборной агитации. СМИ призваны доводить до населения информацию о ходе выборов на всех этапах избирательной кампании. В большинстве случаев данные субъекты осуществляют информирование избирателей о реальных событиях, естественно, прибавляя к этому свою позицию или позицию финансовой группировки, стоящей за СМИ.

Для всех групп СМИ существуют общие обязанности. Они обязаны указывать во всех материалах, оплаченных из средств избирательных фондов, на эти фонды, как источники оплаты публикаций. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, СМИ указывают «выходные данные» опросов.

По отношению к СМИ федеральный законодатель установил определенные запреты. Им не разрешается опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами в течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования. В информационных блоках не допускается отдавать предпочтение, какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению (блоку). Законодатель вводит также ограничения на осуществление зарегистрированными кандидатами, являющимися журналистами, своей профессиональной деятельности. На время участия в выборах они освобождаются от выполнения служебных обязанностей. При этом творческим работникам и руководителям СМИ, если они являются кандидатами, либо доверенными лицами кандидатов, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через СМИ.

5. В пятую группу входят субъекты, осуществляющие деятельность, направленную на предотвращение, пресечение нарушений как указанных выше ограничений для сотрудников СМИ, так и всех иных правил организации и проведения выборов.

Контроль может осуществляться государственными и иными органами от имени государства и по его поручению (государственный контроль), а также иными субъектами избирательного процесса от своего имени (общественный контроль)

К субъектам, осуществляющим государственный контроль, относятся избирательные комиссии, представительные органы, суды, органы прокуратуры, правоохранительные органы (органы милиции, органы Федеральной службы безопасности), иные государственные органы, осуществляющие правовую охрану при проведении выборов (органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, налоговые органы).

К субъектам, осуществляющим общественный контроль, относятся кандидаты, доверенные лица, избиратели, избирательные и иные общественные объединения, избирательные блоки, осуществляющие контроль, в том числе посредством своих уполномоченных представителей, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели, в том чисел иностранные (международные).

Избирательные комиссии осуществляют контроль на всех стадиях избирательного процесса и за всеми действиями его субъектов, например, за порядком финансирования избирательной кампании, за порядком и правилами проведения предвыборной агитации. Центризбирком, а также окружные избирательные комиссии могут отменить регистрацию кандидатов (списков кандидатов) в определенных законами случаях, связанных с нарушениями избирательного законодательства. Избирательные комиссии осуществляют контроль, как в отношении других субъектов избирательного процесса, так и внутри самой системы избирательных комиссий. Действия (бездействие) избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящие избирательные комиссии. В случае признания недействительными итогов голосования или результатов выборов вследствие нарушений комиссиями избирательных прав граждан, комиссии могут быть расформированы судом по заявлениям Центризбиркома, а окружные, территориальные и участковые комиссии - также по заявлениям избирательных комиссий. субъектов Федерации. В работе отмечается, что законодательно определенную невозможность расформирования Центризбиркома вряд ли можно оправдать особым статусом комиссии и высоким профессионализмом ее членов.

Реализуемый принцип разделения властей предопределяет наличие специальных органов - судов, занимающихся рассмотрением споров, связанных с выборами. Новое направление деятельности судов - назначение выборов в случаях, когда выборы не были назначены компетентными органами или когда они назначены на срок, не соответствующий установленному сроку. Решение суда о назначении выборов подлежит немедленному исполнению. Как и положено суду, он не может самостоятельно принять к рассмотрению дело о назначении выборов. Подобная инициатива должна исходить от иных субъектов избирательного процесса. Исключительно велика в этом процессе роль прокуратуры. Прокуратура - это единственный постоянно функционирующий субъект, на которого возложена обязанность влиять на проведение выборов в установленные для этого сроки.

Суд обладает большими полномочиями. Решением суда могут быть признаны недействительными собранные подписи в поддержку (в целях регистрации) выдвинутых кандидатур и (или) отменена регистрация кандидата (списка кандидатов), если будут грубо или неоднократно нарушены условия сбора подписей. Суд может отменить регистрацию кандидата (списка кандидатов), если будут нарушены правила выдвижения и регистрации кандидатов, использовано должностное или служебное положение в целях избрания, продолжается исполнение профессиональных обязанностей при проведении выборов в органы местного самоуправления кандидатом, находящимся на государственной или муниципальной службе, работающим в СМИ, установлены факты подкупа избирателей, а также по иным основаниям. В суд может поступить также представление о пресечении  противоправной агитационной деятельности и привлечении СМИ к ответственности, если они нарушают правила проведения агитации.

В соответствии с Федеральным законом от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2013г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» вышестоящая избирательная комиссия, в том числе по решению суда, принимает решение о контрольном подсчете голосов избирателей соответствующего избирательного участка. Требуется, однако, уточнить, какое решение в данной ситуации должен принять суд: о признании наличия ошибки, несоответствия в протоколе или о проведении контрольного подсчета голосов либо одновременно по всем позициям.

Суд также может признать избрание кандидата (списка кандидатов) недействительным при обнаружении после опубликования результатов выборов нарушений, связанных с финансированием выборов. На основании решения суда избирательные комиссии признают итоги голосования, результаты выборов недействительными.

В группу «правоохранительных органов», осуществляющих государственный контроль над проведением выборов, входят органы полиции, органы Федеральной службы безопасности. Однако применение понятия «правоохранительные органы» только к этим органам не совсем корректно, поскольку охраной прав, в том числе при подготовке и проведении выборов, занимаются и избирательные комиссии, и иные органы. Но такое наименование им дает законодатель, отделяя от иных органов, осуществляющих охрану прав при проведении выборов.

На правоохранительные органы возлагается обязанность по проведению проверок, а также по пресечению нарушений федеральных и региональных законов, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов. Указанные действия правоохранительные органы совершают на основании представлений избирательных комиссий. На правоохранительные органы возложена также обязанность по пресечению противоправной агитационной деятельности, по предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, по установлению изготовителей указанных материалов и источников их оплаты, а также по незамедлительному информированию соответствующей избирательной комиссии о выявленных фактах и о принятых мерах. Соответствующая избирательная комиссия в случае обнаружения нарушения установленных законодательством правил проведения агитации вправе обратиться в правоохранительные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности.

Контроль над избирательным процессом осуществляют и налоговые органы. Их возможности по контролю над финансированием выборов пока сведены лишь к проверке соблюдения налогового законодательства для избежания злоупотреблений со средствами избирательных фондов.

Иные органы публичной власти, к которым в большей степени относятся представительные органы государственной власти, также порой выступают в качестве контролеров. Они могут обратиться в суд с заявлением о назначении выборов, а также о расформировании окружной, территориальной, участковой комиссии.

Круг тех, кто в настоящий момент осуществляет общественный контроль в избирательном процессе, по законодательству, широк. В него кроме кандидатов, доверенных лиц, избирателей, избирательных и иных общественных объединений входят избирательные блоки, осуществляющие контроль, в том числе посредством своих уполномоченных представителей, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели, в том числе иностранные (международные). Все перечисленные субъекты, кроме наблюдателей, наделены полномочиями по контролю не только за проведением, но и за подготовкой выборов.

Избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения (блоки) и их доверенные лица, иные общественные объединения вправе обратиться в суд с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан. Однако контрольные полномочия таких групп не являются для них основными. Иное характерно для наблюдателей и иностранных (международных) наблюдателей.

6) Шестая группа состоит из субъектов избирательного процесса, материально обеспечивающих проведение выборов.

Так, органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией осуществляют регистрацию (учет) избирателей, образуют избирательные округа и избирательные участки, финансируют проведение выборов, формируют избирательные комиссий, оказывают содействие комиссиям в реализации их полномочий, в частности предоставляя необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, предоставляя специалистов для осуществления контроля за финансированием избирательного процесса, оказывая помощь в проведении выборов в «нестандартных» условиях. Они также оказывают содействие в агитации (но не ведут ее), предоставляя помещения, оказывая помощь в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивая безопасность при проведении массовых мероприятий и так далее.

Все меры, принимаемые в настоящий момент органами государственной власти и местного самоуправления по материальному обеспечению организации и проведения выборов, являются либо требующими дополнительных бюджетных средств, либо предполагающими отвлечение «публичных» материальных ресурсов (помещения), либо осуществляемыми за счет коммерческих организаций (согласование стоимости перевозок и так далее). При существовании системы независимых избирательных комиссий, на которую также расходуются средства бюджетов, выборы становятся мероприятием очень дорогим и сложным с точки зрения контроля за материальными потоками. Большей прозрачности можно было бы добиться, либо отказавшись от системы избирательных комиссий и передав функции комиссий органам власти, либо полностью финансируя деятельность избирательных комиссий, при отказе от безвозмездной помощи последним со стороны органов публичной власти. В последнем случае органы публичной власти уже не играли бы роли субъектов, материально обеспечивающих проведение выборов.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных  Законами РФ о поправках к  Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ от 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ", 05.07.2004, N 27, ст. 2710.

3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253.

4. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 02.04.2014) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"// Российская газета", N 108, 24.05.2005.

5. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 02.04.2014) "О выборах Президента Российской Федерации" // Парламентская газета", N 8-9, 16.01.2012,  http://www.pravo.gov.ru - 02.04.2014).

6. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (ред. от 11 июля 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 2. Ст. 172; 2011. N 29. Ст. 4291.

7. Берлявский Л.Г., Тарабан Н.А. Наблюдатели как субъекты избирательного процесса // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. 2010. N 4. С. 5.

8. Избирательное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Под ред. В.О. Лучина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2010.

9. Избирательное право: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция". М., 2012.

10. Конституционное право Российской  Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" (квалификация "бакалавр") / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. 391 с.

11. Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М., 2010.

12. Князев С.Д. Современное российское избирательное право: понятие, принципы, источники: Монография. Владивосток, 1999.

13. Матейкович М.С. Избирательное право и избирательный процесс: Учеб. пособие. М., 2010.

14. Носов С.И."Конституционное право Российской Федерации: Учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" (квалификация "бакалавр")" (отв. ред. С.И. Носов) ("Статут", 2014) //СПС КонсультантПлюс, версия проф.

Информация о работе Субъекты избирательного права