Субъекты избирательного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

Субъекты избирательного права - это потенциальные участники избирательных правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями, они обладают избирательной правосубъектностью (дееспособностью, деликтоспособностью) и могут благодаря этому участвовать в конкретном избирательном правоотношении.

Содержание

1. Субъекты избирательного права………………………………………….2
2. Субъекты избирательного процесса………………………………………5
Список литературы…………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательное право контрольная.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

    1. Субъекты избирательного права………………………………………….2
    2. Субъекты избирательного процесса………………………………………5

Список литературы…………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Субъекты избирательного права

Субъекты избирательного права - это потенциальные участники избирательных правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями, они обладают избирательной правосубъектностью (дееспособностью, деликтоспособностью) и могут благодаря этому участвовать в конкретном избирательном правоотношении. Круг таких субъектов многообразен, они подразделяются на две большие группы:

-индивидуальные (избиратели, кандидаты, представители и доверенные лица кандидатов и избирательных объединений, наблюдатели, члены избирательных комиссий, должностные лица и т.д.);

- коллективные (избирательные объединения, избирательные комиссии, государственные и муниципальные органы, СМИ и т.д.).1

Также в Российской Федерации разработана классификация по юридическому значению участия субъектов права в избирательном процессе, которая подчеркивает реальный вес того или иного субъекта избирательного права. Речь идет о делении указанных субъектов права на основные и вспомогательные.

К основным субъектам права, без участия которых не могут состоятся выборы в органы публичной власти, относятся:

1) граждане Российской Федерации, обладающие активным и пассивным  избирательным правом;

2) политические партии и другие  общественные объединения (при проведении  выборов по пропорциональной  или смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе);

3) избирательные комиссии - организаторы  выборов;

4) группы избирателей, образованные  в установленном законом порядке  в поддержку самовыдвижения кандидата (в случаях, когда образование  такой группы избирателей предусмотрено законом о выборах в конкретный орган);

5) кандидаты, зарегистрированные кандидаты  в депутаты и на выборные  должности;

6) уполномоченные представители  политических партий, иных избирательных  объединений (при проведении выборов  по пропорциональной или смешанной избирательной системе);

7) организации, выпускающие СМИ (телерадиокомпании, редакции периодических печатных  изданий);

8) органы государственной власти  и иные государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица;

9) командиры воинских частей, капитаны  судов, начальники полярных станций, руководители дипломатических представительств  и консульских учреждений Российской  Федерации.

К вспомогательным (факультативным) субъектам избирательного права отнесены: сборщики подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты, списков кандидатов; доверенные лица политических партий (избирательных объединений), отдельных кандидатов, выдвинутых по мажоритарным избирательным округам; члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса; наблюдатели; суды общей юрисдикции; органы прокуратуры, следствия и дознания 2.

К общим чертам, присущим всем субъектам избирательного права, отнесены:

- неразрывная связь праводееспособности  указанных субъектов с реализацией конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления;

- ограниченность их избирательной  правосубъектности временными рамками  избирательного процесса по формированию  выборных органов публичной власти;

- свободный, самостоятельный и  публичный характер их деятельности (за исключением случаев, когда  совершение тех или иных избирательных  действий прямо вменено в обязанность  соответствующего субъекта избирательного  права);

- возможность обжалования решений и действий любых других субъектов избирательного процесса и гарантированность рассмотрения избирательного спора в административном и судебном порядке в рамках установленных процессуальных правил.

Специфические черты отдельных видов субъектов избирательного права обусловлены назначением и характером выполняемых ими функций. Таковыми являются: независимость в рамках своей компетенции от органов исполнительной власти, политических партий и иных организаций при осуществлении своих функций и полномочий, обязательность принятых актов для всех участников избирательного процесса (избирательные комиссии); обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан, других участников избирательного процесса (избирательные комиссии, суды общей юрисдикции, иные субъекты права с правоохранительными полномочиями); целевой, сравнительно узкий характер избирательной праводееспособности большинства субъектов избирательного права (наблюдатели, доверенные лица, уполномоченные представители кандидата, избирательного объединения по финансовым вопросам, командиры воинских частей, руководители дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации и др.); возникновение праводееспособности у ряда субъектов избирательного права (кандидатов в депутаты, на выборные должности, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений и кандидатов по финансовым вопросам) лишь после прохождения установленных законом регистрационных процедур 3.

 

Для Российской Федерации особую значимость имеет такой вид субъектов избирательного права, как наблюдатели, поскольку гласность и прозрачность избирательного процесса является важной гарантией его законности, а также легитимности избираемой власти. 4.

Впервые на уровне международно-правовых актов важность осуществления наблюдения за ходом избирательного процесса представлена в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (в настоящее время - ОБСЕ) 1990 г. Согласно п. 8 указанного Документа "государства-участники считают, что присутствие наблюдателей, как иностранных, так и национальных, может повысить авторитетность избирательного процесса для государств, в которых проводятся выборы".

В настоящее время принцип национального и международного наблюдения за процедурой выборов вошел в число международных избирательных стандартов. Основная роль наблюдателя - как национального, так и международного - заключается во внешнем контроле деятельности избирательного органа (избирательной комиссии) с точки зрения соответствия ее национальному избирательному законодательству, а также международным стандартам избирательных прав5 .

 

2. Субъекты избирательного  процесса.

 

Избирательный процесс выступает самостоятельной юридической формой определенного комплекса государственно-правовых отношений, замыкающихся на обслуживании подготовки и проведения выборов. В федеральном законодательстве не содержится определение избирательного процесса, однако во многих региональных законодательных актах ранее встречались характеристики данного термина. Так, в утратившем силу Избирательном кодексе Тюменской области (в ред. от 1 апреля 2002 г. N 12) (п. 12 ст. 2) устанавливалось, что избирательный процесс - это регламентированная законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом последовательная деятельность граждан, избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, избирательных объединений, избирательных блоков по подготовке и проведению выборов.

С учетом вышесказанного определять избирательный процесс целесообразнее как строго регламентированный действующим законодательством, последовательно осуществляемый комплекс избирательных действий и процедур, выделенных во времени и направленных на обеспечение целостности и законности подготовки и проведения выборов в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также выборных должностных лиц.

Понятие "избирательный процесс" ассоциируется с понятием "избирательная кампания", но не тождественно ему, поскольку избирательный процесс охватывает ряд обязательных элементов, стадий, избирательных действий и процедур, предопределяемых временными рамками (начала и окончания) в виде последовательности перехода от одной стадии к другой, направленных на итоги выборов. Избирательный процесс как формализованное явление включает установленную законом совокупность стадий организации и проведения выборов, обеспечивающих целостность и легитимность итогов голосования и результатов выборов.

Избирательная кампания представляет собой особый вид политического управления в ходе избирательного процесса и заканчивается со сдачей итогового финансового отчета избирательной комиссии, организующей выборы.

 

Таким образом, можно сказать, что субъекты избирательного процесса это индивидуальные и коллективные (ассоциированные) участники выборов, совершающие действия, направленные на формирование органов публичной власти с результатами, не вызывающими недоверия, поскольку они были получены в соответствии с нормативными правовыми актами.

Субъектов избирательного процесса много. Выявлению правового статуса субъектов избирательного процесса может служить деление их на виды, осуществляемое по различным основаниям. В частности, такими основаниями могут быть: основное содержание деятельности на различных этапах избирательного процесса; количество стадий избирательного процесса, в рамках которых субъекты могут реализовать (реализуют) права и/или должны выполнять (выполняют) обязанности; структура субъектов; их цели; доминирование в правовом статусе прав или обязанностей; возможность быть участником всех избирательных процессов в узком смысле; акты, в которых закрепляются основы правового положения субъектов и другие основания.

Применение перечисленных оснований позволило классифицировать субъектов на различные виды. При этом отмечается, что классификация по основному содержанию деятельности на различных этапах избирательного процесса позволяет более детально рассмотреть и выявить основные свойства субъектов избирательного процесса. 6

В результате классификации по этому основанию определено шесть групп субъектов избирательного процесса:

1. В первую входят органы, определяющие дату выборов. Их цель и обязанность - своим решением определить дату выборов в соответствии с действующим законодательством. Достижение цели и исполнение обязанности призвано обеспечить реализацию принципа периодических и обязательных выборов, а соответственно и формирование органов власти с результатами, не вызывающими недоверия. Примечательно, что законодатель выделяет в качестве субъектов, входящих в первую группу, органы, а не коллективы граждан или отдельных граждан. Тем самым, подчеркивается публично-правовой характер выборов.

В работе отмечается, что органы, входящие в первую группу, выстраиваются в определенные цепочки. Сбой в одном из звеньев (неназначение выборов) должен повлечь за собой активизацию другого звена. Чаще всего первыми из этой группы субъектов в избирательном процессе обязаны принять участие представительные органы власти. Частично такой подход сохранился с советских времен, когда выборы назначались исключительно представительными органами - Советами. Иногда это дань принципу разделения государственной власти - например, представительный орган назначает выборы высшего должностного лица субъекта РФ. Есть случай, являющийся результатом регулирования вопросов избирательного процесса Конституцией Российской Федерации (назначение выборов Президента РФ Советом Федерации - одной из палат федерального парламента).

 К субъектам, определяющим дату  проведения выборов, можно отнести  Президента РФ, высших должностных лиц субъектов Федерации, глав муниципальных образований.

Также распространена ситуация, когда дата выборов должна определяться избирательными комиссиями. Придание ряду избирательных комиссий статуса постоянно действующих органов позволяет проводить выборы в установленный законодательством срок. Если же комиссии не исполняют своей обязанности, то выборы по заявлению некоторых субъектов избирательного процесса назначаются судом.

2. Во вторую группу входят избирательные комиссии. В наибольшей степени проведение выборов после определения их даты зависит от этих органов. В Российской Федерации взят курс на проведение выборов специальными органами, на которые возложены полномочия по подготовке выборов и осуществлению проведения выборов. Их деятельность направлена на то, чтобы выборы состоялись, и в намеченные сроки. Федеральный законодатель в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» определяет систему комиссий, которые могут организовать и провести выборы. В нее входят: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные, окружные, участковые комиссии. На основании анализа нормативных правовых актов и практики их применения делается вывод, что система комиссий характеризуется сильной централизацией: нижестоящие комиссии подчиняются вышестоящим, последние имеют право контроля за деятельность первых, в том числе путем рассмотрения жалоб на их действия.

Также делается вывод, что комиссия может считаться вышестоящей для другой комиссии лишь при проведении одного вида выборов. Если на определенной территории одновременно проводятся выборы разных видов, без совмещения полномочий избирательных комиссий, то термин «вышестоящая - нижестоящая» по отношению к комиссиям, осуществляющим организацию и проведение разных видов выборов, за исключением Центризбиркома и избирательных комиссий субъектов Федерации, вряд ли применим.

Перечни комиссий, осуществляющих проведение выборов разного вида, различны. Они устанавливаются федеральными законами, регулирующими конкретные виды выборов, а также нормативными актами субъектов Российской Федерации. Система избирательных комиссий зависит от специфики выборной должности. Сопоставление положений различных нормативных актов избирательного законодательства показывает наличие аналогичных полномочий у избирательных комиссий одного уровня при проведении выборов разного вида.

Информация о работе Субъекты избирательного права