Статус депутата и его полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:02, реферат

Краткое описание

Данная проблема статуса депутата и его полномочий является важной темой в процессе формирования государственной власти. Актуальность вопроса правового статуса будущих избранников народа состоит в том, что для развития демократии необходима сильная и независимая ветвь законодательной власти, члены которой должны обладать реальными гарантиями своей деятельности, что в первую очередь определяется их правовым статусом. Слово «статус» латинского происхождения и в переводе означает «положение, состояние». В юридической науке понятие «статус» исследуется главным образом в отдельных своих проявлениях, связанных прежде всего с различными его носителями. Например, конституционный статус личности, правовой статус гражданина, конституционный статус Президента, статус общественного объединения, статус судьи и т.д.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..3
1. Понятие статуса депутата …………………………………………………………….. 4
2. Полномочия депутата ………………………………………………………………... 10
Заключение ………………………………………………………………………………. 12
Список использованной литературы …………………………………………………… 13

Вложенные файлы: 1 файл

1реферат._статус_депутата_и_его_полномочия.docx

— 38.57 Кб (Скачать файл)

На срок полномочий депутата Государственной Думы, а также на время работы в г.Москве депутатам Совета Федерации предоставляется жилое помещение в виде служебной квартиры или двухместного номера в гостинице. Занимаемая депутатом и членами его семьи жилая площадь по постоянному месту жительства бронируется на время его отсутствия в связи с осуществлением депутатских полномочий.

Важнейшей организационной гарантией депутатской деятельности является право депутата иметь помощников. Депутат Совета Федерации вправе иметь до пяти помощников: по работе в данной палате и по работе в своем избирательном округе. Депутат Государственной Думы вправе также иметь до 5 помощников: по работе в данной палате, по работе в своем избирательном округе или регионе. Помощники депутатов принимаются на работу на постоянной основе распоряжением руководителя аппарата соответствующей палаты на срок, не превышающий срок полномочий депутата.

К числу основных обязанностей помощника депутата относится:

  1. проведение предварительного приема избирателей и других лиц, ведение записи на прием к депутату;
  2. получение по поручению депутата в государственных органах и общественных объединениях информационных и справочных материалов, необходимых для осуществления депутатской деятельности;
  3. выезд по поручению депутата в служебные командировки в пределах Российской Федерации.

 

Для оплаты труда помощников каждому депутату выделяется общий  месячный фонд в размере двойного ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы. В пределах указанного фонда депутат самостоятельно определяет должностные оклады своих помощников, порядок и размеры их премирования.

Закрепленные в законодательстве правовые, социальные и организационные гарантии способствуют повышению эффективности депутатской деятельности.

 

Депутаты местных органов  также имеют право:

  1. избирать и быть избранным в органы Совета;
  2. участвовать с правом совещательного голоса в работе любого образованного Советом органа;
  3. предлагать вопросы для рассмотрения Советом и его органами;
  4. вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
  5. вносить проекты решений и поправки к ним;
  6. выдвигать кандидатуры, в том числе и свою собственную, в состав образуемых Советом органов;
  7. вносить предложения о заслушивании на сессии Совета отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного Совету;
  8. вносить предложения об освобождении от обязанностей должностных лиц, о других кадровых перестановках в подчиненных или подконтрольных Совету органах; предлагать к рассмотрению Советом вопросы о проведении проверок исполнения законов Республики Беларусь, решений соответствующего Совета подотчетными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории Совета;
  9. обращаться с запросами, участвовать в обсуждениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседании, давать оценку полученным ответам;
  10. выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования давать справки;
  11. знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах заседаний Совета и его органов до опубликования, а также получать тексты выступлений, не подлежащих опубликованию;
  12. оглашать на сессиях Совета обращения граждан, имеющие общественное значение.

 

 

 

Полномочия депутата

         Как правило, под полномочием понимают право (и одновременно обязанность) соответствующего субъекта действовать в определённой ситуации способом, предусмотренным законом или иным правовым актом. В этом смысле не являются и исключением и полномочия депутата, которые представляют собой прежде всего совокупность его прав и обязанностей. Полномочия – это не только наличие прав как охраняемая законом возможность поступать каким-либо образом, как свобода усмотрения в их использовании. Властные полномочия депутата – это и обязанность осуществлять эти права. Всякая публичная сфера предполагает соединение прав и обязанностей в формулу «полномочия» как правообязанность, которую нельзя не реализовать в публичных интересах.

Полномочие любого должностного лица, и депутата в том числе , предполагает его надлежащее использование, соответствующее принципу законности. Поэтому по уголовному законодательству Российской Федерации использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, является преступление против государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Полномочия депутата начинаются с дня его избрания. Срок полномочий депутата прекращается со дня начала работы регионального парламента нового созыва.

Говоря об объёме полномочий депутата, мы неизменно сталкиваемся с необходимостью их классификации  для более полного исследования и раскрытия всех аспектов каждого полномочия в отдельности. Однако в литературе не существует единого подхода к классификации полномочий депутата.

Так, И.В. Гранкин говорит  о трёх группах полномочий, в которые  входят, соответственно, следующие  права депутатов:

1)права, реализация которых  обусловлена деятельностью депутата  непосредственно в парламенте;

2)права депутатов участвовать  в деятельности правительств  и других органов государственной  власти и местного самоуправления;

3)права депутатов осуществлять  контроль за исполнением законов  и других решений парламента.

В.Е. Чиркин подразделяет полномочия депутатов по возможности их реализации на две группы: индивидуальные и  коллективные.

А.И. Лукьянов утверждал, что  полномочия депутата лежат в областях:

1)участия в выявлении,  выражении и формировании воли  избирателей;

2)участия в принятии  решения парламентом;

3)участия в выполнении  решения парламентом.

По мнению И.В. Васильева, полномочия региональных депутатов, как и в советские годы, подразделяются на две группы:

1)деятельность депутата  на сессии парламента;

2)деятельность депутата  в органах парламента и в  избирательном округе.

Однако любая из указанных  классификаций не учитывает того, что депутат является членом коллективного  органа – парламента и что через  полномочия депутата, как составную  часть его компетенции, реализуются  основные функции парламента.

Таким образом, с учётом данной классификации основных функций  регионального парламента правильнее разделить полномочия депутатов  на четыре группы в зависимости от того, на реализацию каких функций  они направлены:

1)полномочия депутата  по осуществлению представительной  функции;

2)полномочия депутата  по осуществлению законодательной  функции;

3)полномочия депутата  по осуществлению контрольной  функции;

4)полномочия депутата  по осуществлению организационной  (кадровой) функции.

В настоящее время нет  однозначного подхода к вопросу, является ли депутат должностным  лицом и может ли он обладать полномочиями, не связанными с реализацией функций  парламента. Однако этот вопрос поднимался на самом высоком уровне. Так, Президент  Российской Федерации в своём  открытом письме, посвящённом принятию первой редакции Федерального закона о статусе депутатов Федерального Собрания в 1994г., указывал, что депутат  в данном законе рассматривался как  самостоятельное должностное лицо, а не как законодатель. Данный подход, по мнению президента, был неправильным, и, соответственно, все полномочия, не связанные с законодательным  процессом, из закона необходимо было исключить. Указанное мнение представляется отчасти верным. Действительно, принцип  разделения властей не позволяет  депутату принимать активное участие  в деятельности органов, относящихся  к другим ветвям власти, как это  было в советский период, когда  исполнительные комитеты являлись органами Советов народных депутатов и  формировались из депутатов. С другой стороны, у парламента кроме законодательной, очевидно, есть ещё и другие функции, а реализация этих функций требует от депутатов деятельности, не связанной с законодательным процессом. В любом случае есть основания утверждать, что депутат может рассматриваться как самостоятельное должностное лицо, однако его деятельность в этом качестве всё-таки должна быть направлена на реализацию основных функций парламента, и прежде всего функции представления воли и защиты интересов избирателей, а данные полномочия должны входить в одну из вышеуказанных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что полномочия депутата представляют собой права и обязанности депутата по реализации основных функций парламента, т.е. являются важным элементом не только его компетенции, но и деятельности парламента в целом.

В заключение нужно также отметить, что в дальнейшем совершенствовании  нуждается и та часть правового  статуса депутата, которая связана  с реализацией его конституционного права законодательной инициативы. В этой части считаю необходимым  не только дополнить статью 25 Конституционного закона о Парламенте и статусе  его депутатов положением о самостоятельной  разработке депутатом законопроектов, но создать соответствующие условия  для осуществления такой деятельности.

Немаловажное значение в депутатской  деятельности играют вопросы депутатской  этики, полагаю, что они должны иметь  свое развитие не только в регламентах  Парламента и его палат, но и в  самостоятельном законе.

Повышение внимания к этому вопросу  связано с тем, что авторитет  Парламента во многом зависит не только от компетенции и профессиональных навыков депутатского корпуса, но и  от морально-этических и других человеческих качеств каждого депутата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Зиновьев А.В. Конституционное право России. - М.:Изд-во Юридический центр Пресс, 2010.
  2. Конституция РФ ст.97, ст.98.
  3. Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации».
  4. Малкин Д.В. Полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2008.
  5. Гранкин И. В. Законодательные органы: перспективы развития. М.: Издательство гуманит. литературы. 2007.
  6. Васильев В.И., Павлушкин А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. 2001г. с.248-249.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Статус депутата и его полномочия