Средства массовой информации в политической жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 17:39, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является комплексный анализ роли средств массовой информации в политической жизни общества.
Для достижения поставленной цели в работе формулируются следующие задачи:
– рассмотреть СМИ в современной политике;
– раскрыть функции СМИ в политической сфере;
– изучить мировые средства массовой информации в международных отношениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ 4
1.1. СМИ в современной политике 4
1.2. Функции СМИ в политической сфере 10
2. МИРОВЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Вложенные файлы: 1 файл

tema21.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

контрольная, основанная на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам13;

артикуляции и интеграции. СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов;

управленческая, предполагающая прямую вовлеченность СМИ в систему организационного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и нравственных ценностей. Степень такой вовлеченности и мера воздействия зависят от политического режима и политической системы государства и других факторов;

организаторская. Если в управленческой функции формирование мнений и побуждений к действию исходит от правительства или иных административных структур и осуществляется регулярно, то организаторская функция предполагает инициативу самих СМИ в той или иной общественной акции, организуя совместные действия масс;

инновационная, проявляющаяся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности;

оперативная, заключающаяся в обслуживании СМИ политики определенных партий и ассоциаций14;

формирования общественного мнения, базирующаяся на выполнении СМИ определенных правил. Базовым правилом является обеспечение масс-медиа полного объема и широкого доступа населения к информации по актуальным вопросам внутренней и внешней политики, позволяющего в дальнейшем на основе ее личностного осмысления и обсуждения с другими людьми сформировать общее мнение. При этом эффективность деятельности СМИ по информированию населения в современных условиях определяется не только величиной охвата населения (аудитории) и количеством передаваемой (распространяемой) информации, но и характером, степенью потребления этой информации;

мобилизационная. Все рассмотренные политические функции СМИ объединены мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию) в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения15.

Таким образом, сегодня выделяется множество разнообразных функций института СМИ в политической системе. Однако качество их выполнения масс-медиа далеко не идеально. Для достижения оптимального эффекта функционирования СМИ необходимо, прежде всего, становление четко структурированного гражданского общества с высоким уровнем социальной ответственности индивидов.

 

2. МИРОВЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

 

Наиболее явно роль мировых СМИ как инструмента политического влияния прослеживается в освещении международных конфликтов. Речь идет о геополитике информации, где основным инструментом является использование «мягкой силы». Современные международные конфликты в значительной степени происходят в медийном пространстве, где осуществляется борьба за сознание, мнение общества, национальное и международное. Наряду с военной техникой важнейшей составляющей становятся коммуникационные ресурсы, поскольку конфликты подкрепляются информационными войнами.

Определение информационной войны дано в меморандуме № 30 (1993 г.) заместителей министра обороны и Комитета начальников штабов Вооруженных сил США16.

Под информационной войной понимаются «действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства в поддержке национальной военной стратегии посредством воздействия на информацию и информационные системы противника при одновременном обеспечении безопасности и защиты собственной информации и информационных систем».

Так, например, применение информационного воздействия для подкрепления военных операций в Афганистане, Югославии, Ираке, опираясь на доминирование в новостном пространстве, демонстрирует чрезвычайно важное, решающее значение данного рычага давления и легитимизации власти17.

Обладая практически монополией на доверие аудитории не только в США, но и во многих развитых странах на деле исключили возможность плюралистичности в оценках внешней политики США и легитимизировали в глазах всего мирового сообщества военные действия, а по факту – военную агрессию и экспансию американского влияния. При этом США учли свой прошлый негативный опыт недооценки роли мирового общественного мнения на исход вооруженных конфликтов.

Как отмечают И.Панарин и Л.Панарина, «война во Вьетнаме явилась отправной точкой для формирования современных теоретических взглядов на роль общественного мнения в вооруженных конфликтов. Американцы недооценили его роль и во многом именно из-за этого потерпели поражение»18.

Еще одним примером столкновения интересов не только в реальности, но и в пространстве ее восприятия, в пространстве «мира мнений» стал российско-грузинский вооруженный конфликт 2008 г. по поводу Южной Осетии. Показательным этот конфликт явился не только в том, что за его восприятие мировым сообществом велась бескомпромиссная борьба между российскими и западными массмедиа.

Результатом массированного информационного воздействия на глобальное общественное мнение явилась пусть не «решительная и окончательная» «победа» наиболее крупных, многочисленных, лучше «вооруженных» технически и лучше оплачиваемых СМИ, но большая распространенность и превалирование позиций западных экспертов и западных массмедиа.

Данный случай демонстрирует также неоднозначность и сложность соотношения национальных и корпоративных интересов.

Так, заявления официальных представителей Белого дома и сообщения американских информационных каналов, входящих в состав крупнейших медиакорпораций, часто серьезно расходились. Это было связано с тем, что в качестве субъектов – источников коммуникации в международном информационном пространстве мы выбрали не только и не столько публичные заявления официальных лиц и глав государств в центре нашего внимания трактовка событий августа 2008 г. наиболее крупными международными массмедиа. Это можно объяснить тем, что государство, даже такое как США, было больше заинтересовано в сдержанности, исходя из соображений безопасности и ответственности за последствия своих действий. В риторике же крупнейших мировых СМИ доминировали милитаристские настроения, которые допусками возможность подключения НАТО к защите Грузии и дальнейшей эскалации конфликта, вплоть до возобновления холодной войны19.

Основное влияние на содержание мировых СМИ и, соответственно, на мировое общественное мнение оказали США, ЕС и в некоторой степени Россия.

Неравноценность влияния можно объяснить исходя из теории Мэттью А. Ваума и Тима Дж. Грелинга о степени подверженности общественного мнения влиянию СМИ, которая вполне справедлива и применима к рассматриваемому нами конфликту.

Упомянутые авторы утверждают, что в оценках конфликта или войны общественное мнение сначала, в условиях недостаточной информации, в значительной степени зависит от сообщений СМИ. Применив предложенные Мэттью А.Баумом и Тимом Дж.Грелингом такие переменные, как риторика элит в отношении внешней политики, структура ее отражения в новостях и реакция на нее общественности, можно исследовать как национальные интересы представлены в мировом новостном пространстве и как посредством него влияют на реакцию мировой общественности20.

Говоря о структуре информационного поля и взаимодействии с общественным мнением, мы согласимся с авторами в том, что для принятия той или иной позиции, навязываемой конкретным новостным источником, решающую роль играет степень изначальной предрасположенности, доверия, общности его интересов и адресата сообщения. В связи с этим правомерно считать, что степень распространенности и достоверности информации в краткие сроки не влияет на мировое общественное мнение, если на уровне установок в долгосрочном временном контексте не задано позитивное отношение общественности к той стороне, чьи интересы отражены в информационном контенте. Иначе говоря, если зона геополитических интересов на Кавказе включает в себя в основном Россию и США, а Европа заведомо поддерживает Штаты, то в соперничество с ними в информационной борьбе следует включаться задолго до эскалации конфликта, освещая как историю и эволюцию проблемы, так и более широкие аспекты отношений всех так или иначе вовлеченных в него сторон.

Деятельность СМИ по формированию мирового общественного мнения является производной внешней политики, и лишь изменение отношения Запада к России способно сделать эффективным ее воздействие через СМИ на общественное мнение Запада21.

Мировые (а в большинстве своем – американские) СМИ задают осуждающий тон по поводу российской внешней политики. Они становятся цензорами в глобальном масштабе, детерминируя содержание и оценочно-смысловую структуру общественного мнения.

В контексте современной мировой политики глобальное общественное мнение формируется в основном наиболее влиятельными массмедиа, принадлежащими крупнейшим корпорациям и выражающими интересы того политического класса, к которому они принадлежат.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, информация сегодня стала движущей силой общества. Массовость и ведущая роль информации – без этого невозможная жизнь современного общества. Открытие современных средств массовой информации качественно изменило технологию влияния на массовое сознание людей. Эти каналы характеризуются тем, что построены не только на информации, но и на продуцировании развлечений, потому их влияние на население необычайно выросло. Все государства проходят путь от аграрного к индустриальному, а затем к информационному обществу. Рычагами влияния на каждом из этих этапов являются принципиально разные элементы: на первом – земля, на втором – машины, на третьем – информация. В информационном обществе наибольшее количество людей занято обработкой и порождением информации. Сегодня человечество вошло именно в информационную цивилизацию.

Важную роль играют средства массовой информации в политике. Они воспитывают политическую культуру, экономическое мышление для общественного прогресса. В свою очередь, политика способствует развитию СМИ, поскольку нуждается в них как средстве распространения соответствующих идей, концепций, взглядов. СМИ, в свою очередь, способствуют укреплению государственной власти и политических институтов. Политическая роль СМИ очень велика, потому что они важнейшее средство правительственной системы любой страны. Они – «столбы демократии», которые воспроизводят гласность и объясняют действительность, создают собственную часть политического процесса благодаря журналистским расследованиям, функции критики, контроля и структурированности передач, влияют благодаря личным контактам, поиску сенсаций и раскрытию фактов на принятие политических решений. При этом СМИ создают систему политических ценностей, формируют политическую культуру.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Воробьев Ю. Масс-медиа в коммуникативном пространстве общества // Социальная политика и социология. – 2008. – №2. – С. 231-243.
  2. Генералова А. Средства массовой информации как политический институт общества: функционирование и развитие // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2011. – №1. – С. 27-30.
  3. Зазаева Н. Политические коммуникации // Философия и общество. – 2007. – №4. – С. 175-187.
  4. Каштанов С. Влияние информационных технологий на политический процесс // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2011. – №4. – С. 173-176.
  5. Короткевич Р. Средства массовой информации – элемент политической системы общества // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. – 2002. – №3. – С. 191-196.
  6. Кравченко Н. Реализация новых функций журналистики в государственных СМИ // Вестник Адыгейского государственного университета. – Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2010. – № 3. – С. 70-75.
  7. Лисова С. Политические функции СМИ // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. – 2011. – №2. – С. 122-126.
  8. Слуцкий П. СМИ в эпоху информационной перегрузки: социальная функция ориентации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2008. – № 1-II. – С. 325-328.
  9. СМИ и политика / под ред. Л. Л. Реснянской. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 254 с.
  10. СМИ и политика в России: Социологический анализ роли СМИ в избирательных кампаниях / [Ред.-сост. И.В. Задорин]. – М.: Socio Logos, 2000. – 146 с.
  11. Трахтенберг А. Отечественные средства массовой информации как социокультурный феномен // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2002. – №3. – С. 169-198.
  12. Харламова Ю. СМИ как инструмент реализации государственной политики // Власть. 2012. – №8. – С. 41-45.

1 Трахтенберг А. Отечественные средства массовой информации как социокультурный феномен // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2002. – №3. – С. 170.

2 Слуцкий П. СМИ в эпоху информационной перегрузки: социальная функция ориентации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2008. – № 1-II. – С. 325.

3 Кравченко Н. Реализация новых функций журналистики в государственных СМИ // Вестник Адыгейского государственного университета. – Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2010. – № 3. – С. 70.

4 Цит по: Харламова Ю. СМИ как инструмент реализации государственной политики // Власть. 2012. – №8. – С. 41.

5 Харламова Ю. СМИ как инструмент реализации государственной политики // Власть. 2012. – №8. – С. 42.

6 Генералова А. Средства массовой информации как политический институт общества: функционирование и развитие // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2011. – №1. – С. 28.

7 Зазаева Н. Политические коммуникации // Философия и общество. – 2007. – №4. – С. 176.

8 Короткевич Р. Средства массовой информации – элемент политической системы общества // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. – 2002. – №3. – С. 193.

9 Лисова С. Политические функции СМИ // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. – 2011. – №2. – С. 123.

10 Цит по: СМИ и политика / под ред. Л. Л. Реснянской. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С. 33.

11 Короткевич Р. Средства массовой информации – элемент политической системы общества // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. – 2002. – №3. – С. 192.

12 Кравченко Н. Реализация новых функций журналистики в государственных СМИ // Вестник Адыгейского государственного университета. – Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2010. – № 3. – С. 72.

13 Слуцкий П. СМИ в эпоху информационной перегрузки: социальная функция ориентации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2008. – № 1-II. – С. 326.

14 Кравченко Н. Реализация новых функций журналистики в государственных СМИ // Вестник Адыгейского государственного университета. – Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2010. – № 3. – С. 72.

15 СМИ и политика в России: Социологический анализ роли СМИ в избирательных кампаниях / [Ред.-сост. И.В. Задорин]. – М.: Socio Logos, 2000. – С. 45.

16 Воробьев Ю. Масс-медиа в коммуникативном пространстве общества // Социальная политика и социология. – 2008. – №2. – С. 232.

Информация о работе Средства массовой информации в политической жизни общества