Сравнительный анализ российской, германской и американской избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы выявить недостатки и достоинства избирательной системы каждой из стран и найти в них сходства и различия.
Задачи:
рассмотреть избирательные системы России, Германии и США;
методом сравнительного анализа выявить сходства и различия данных избирательных систем;
на основе проведенного анализа определить перспективы развития избирательной системы России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Избирательные системы: методология проблемы……………………………...4
1.1 Избирательная система России: история становления………………………..7
1.2 Особенности избирательной системы Германии……………………………..14
1.3 Характеристика избирательной системы США………………………………15

2. Сравнительный анализ российской, германской и американской
избирательных систем………………………………………………………….17
2.1 Сходства и различия избирательных систем России, Германии и США…...17
2.2 Перспективы развития российской избирательной системы………………..18
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1.  Избирательные системы: методология проблемы……………………………...4

1.1 Избирательная система России: история становления………………………..7

1.2 Особенности избирательной системы  Германии……………………………..14

1.3 Характеристика избирательной системы США………………………………15

 

2. Сравнительный анализ российской, германской и американской 

     избирательных систем………………………………………………………….17

2.1 Сходства и различия избирательных систем России, Германии и США…...17

2.2 Перспективы развития российской избирательной системы………………..18

Заключение………………………………………………………………………….22

Список литературы…………………………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Избирательная система – важный фактор в политической жизни любой страны. Различные типы избирательных систем способны повлечь за собой широкие последствия – от раскола партии до распада страны. Таких случаев в истории немало. Например, в 1970 году в Чили установилась кровавая диктатура именно из-за недостатков избирательной системы.

Изучение избирательных систем отличается от многих других аспектов политической науки тем, что оно допускает количественное моделирование, так как данные (голоса, места) поступают в виде чисел. Поэтому данная тема представляет большой теоретический интерес.

В данной работе анализируются избирательные системы трех государств. Во-первых, это США, страна, где уже много лет процветает институт демократии и, чья Конституция не менялась на протяжении нескольких столетий. Во-вторых, это Германия, страна, которая со времени Второй Мировой Войны сделала необычайный рывок в своем экономическом и политическом развитии. И, наконец, это Россия, вставшая на путь демократического развития сравнительно недавно.

Цель данной работы выявить недостатки и достоинства избирательной системы каждой из стран и найти в них сходства и различия.

Задачи:

  • рассмотреть избирательные системы России, Германии и США;
  • методом сравнительного анализа выявить сходства и различия данных избирательных систем;
  • на основе проведенного анализа определить перспективы развития избирательной системы России.

Предметом данной работы являются избирательные системы  США, Германии и России. Объект работы – политическая система в целом.

 

  1. Избирательные системы: методология проблемы

 

Чтобы говорить о сравнении избирательных систем России, Германии и 
США, нужно сначала иметь четкое представление о том, что такое избирательная система.

Избирательная система – порядок организации и проведения выборов в правительственные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций1.

Избирательная система – составная часть политической системы, но и она сама подобно любой системе подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве наиболее общих выделяются избирательное право – теоретико-юридический компонент и избирательная процедура (или избирательный процесс) – компонент практически-организационный2.

Термин «избирательная система» часто рассматривается в более узком смысле, а именно в качестве системы подсчета голосов. В таком случае можно говорить о пропорциональной и мажоритарной системе. Перейдем к краткому описанию этих систем.

Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам и распределение мандатов  между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. При этом определяется так называемый «избирательный метр» - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания единого депутата.

Пропорциональная система – наиболее распространенная избирательная система в мире. Она имеет две разновидности:

  • пропорциональная избирательная система на общегосударственном

уровне, когда избиратели голосуют за политические партии в масштабе

всей страны, и избирательные округа не выделяются;

  • пропорциональная избирательная система, основывающаяся на

многомандатных округах, когда депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах.

Мажоритарная система  характеризуется тем, что победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. 
Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (50% плюс один голос и более). Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто первый «придет к финишу». Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один или два тура.

Пропорциональная и мажоритарная системы имеют свои достоинства и недостатки. К числу достоинств мажоритарной системы следует отнести то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

В качестве основных недостатков мажоритарной системы следует рассмотреть следующие:

  • значительная часть избирателей страны остается не представленной в органах власти;
  • партия, получившая на выборах меньшее количество голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;
  • две партии, набравшие равное или близкое к равному число голосов,

проводят в органы власти неравное число кандидатов.

К достоинствам пропорциональной системы следует отнести то, что в сформировавшихся при ее посредстве органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Эта

система способствует развитию многопартийности и политического плюрализма.

Основными недостатками пропорциональной избирательной системы можно считать следующее:

  • возникают сложности в формировании правительства по причинам отсутствия доминирующей партии, создания многопартийных коалиций, включающих разные цели и задачи. Следствием этого недостатка является нестабильность сформированного правительства;
  • непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слабая, так как голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии;
  • независимость депутатов от своих партий.

Трудно сказать, какая избирательная система более демократична, то есть точнее отражает мнение избирателей. На первый взгляд, кажется, что пропорциональная система улавливает весь спектр мнений, зато мажоритарная система заставляет избирателей более основательно подумать перед выбором3.

Избирательные системы в своем развитии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса началось формирование смешанной избирательной системы, т.е. системы, которая должна была включить в себя все положительные черты как пропорциональной, так и мажоритарной систем. В рамках смешанной системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу. Другая часть распределяется пропорционально. Опыт свидетельствует о том, что данный вариант наиболее демократичен и

эффективен для достижения политической стабильности4.

 

 

1.1 Избирательная система России: история становления

В настоящее время в России применяется пропорциональная избирательная система. Впервые она была применена в 1917 году на выборах Всероссийского Учредительного собрания.

Возрождение в России института подлинных выборов началось в 1988 г., а выборы народных депутатов в 1989 г. были свободными и альтернативными. Одна треть депутатов избиралась от общественных организаций. Отдаленно это напоминало пропорциональную избирательную систему, так как имело место представительство общественных организаций, но, в то же время, число мандатов для каждой общественной организации жестко закреплялось в законе, после чего, руководящие органы этих организаций выбирали своих депутатов. Тогда как в пропорциональной избирательной системе избиратели сами определяют сколько мандатов получает та или иная партия после того, как она самостоятельно выдвинет свои списки.

В 90-х годах были предприняты попытки восстановления в России пропорциональной системы. В 93 г. выборы прошли по смешанной системе: половина состава Думы избиралась по мажоритарной системе относительного большинства, половина – по пропорциональной.

Затем были попытки увеличить долю депутатов, избранных по мажоритарной системе или полностью отказаться от пропорциональной. На региональных выборах до 2003 г. пропорциональная избирательная система применялась лишь в небольшом числе субъектов Федерации.

Перелом наступил после 2000 г., когда правящая элита решила усилить роль партий в политической жизни страны при помощи принудительных мер. Обязательным стало избрание не мене половины депутатов региональных ассамблей по пропорциональной системе, а затем переход на полностью

пропорциональную систему на выборах депутатов Госдумы.

В 1991 г.было подготовлено 2 модельных закона об избирательной системе в России.

Первый предусматривал проведение выборов по пропорциональной системе по многомандатным округам, образуемым с учетом административно – территориального деления.

Второй закон предусматривал компромиссный вариант – «смешанную

несвязанную» систему: одна половина депутатов нижней палаты парламента избирается в одномандатных округах по мажоритарной системе абсолютного большинства, другая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе.

В 1993 г.был представлен еще один проект «смешанной – несвязанной» системы, который отличался от предыдущего тем, что в одномандатных округах предлагалось использовать мажоритарную систему не абсолютного, а относительного большинства, а также предусматривал заградительный 5% барьер. Соотношение числа депутатов, избираемых по мажоритарной и пропорциональной системе, было равным: 225:225.

В последующих законах предпринимались попытки изменить это соотношение в пользу депутатов, избираемых по мажоритарной системе, а также критике подвергалась сама пропорциональная составляющая смешанной избирательной системы. Но большинство фракций Госдумы отстаивали и отстояли смешанную систему с равным соотношением числа депутатов5.

На текущий момент в России действуют, по крайней мере, четыре избирательные системы, т.е. четыре способа организации прямых выборов: мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (так мы избираем Президента РФ); мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах половины депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам

между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах) и полностью пропорциональная система, применяющаяся для выборов

Государственной Думы по закону 2005 г.

  Выборы Президента РФ осуществляются по мажоритарной системе. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются

приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 человек, имеющих пассивное избирательное право. Кандидат, выдвинутый

в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок - в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не менее двух

 миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект  Российской Федерации должно  приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч. Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента Российской

Информация о работе Сравнительный анализ российской, германской и американской избирательных систем