Социальное назначение политической элиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:16, контрольная работа

Краткое описание

"Элита" в переводе с французского означает лучшее, отборное, избранное.
Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Содержание

1. Каково социальное назначение политической элиты? Выполняет ли полити¬ческая, элита современной России свои социальные функции?
2. Каковы принципы демократической организации выборов? Являются ли по¬литические выборы в современной России демократическими? Аргументи¬руйте свой ответ.
3. Каково социальное назначение политической идеологии? В чем отрицательные и положительные стороны процесса деидеологизации общественной жизни в современной России?
4. Докажите единство внутренней и внешней политики государства. Как влияет внешнеполитическая доктрина РФ на внутреннюю политику государства?
5. Как используются результаты прикладного политологического исследования в избирательных кампаниях? Приведите примеры из политической жизни со¬временной России.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)
  1. Свобода выборов, предполагающая, прежде всего отсутствие политического, административного. Социально- экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов. Примеры политического давления- расправы с противниками с активистами или сторонниками партий- конкурентов; административного- угроза снятия с руководящей должности руководителей и других должностных лиц, не сумевших организовать победу правящей партии, запугивание увольнением работников, отказывающихся ставить подпись в поддержку выдвижения угодного кандидата и т.п..; социально- экономического- подкуп, угрозы или реальные санкции, в том числе по отношению к целым категориям населения с помощью повышения оплаты труда, выплаты задержанных зарплат, пенсий, пособий и т.п., обещание льгот и привилегий для отдельных регионов и т.п., психологического- запугивание избирателей угрозой гражданской войны, массовыми репрессиями и т.п. в случае прихода к власти на выборах партии- оппонента; информационного- систематическая односторонняя и искаженная подача информации. Кроме того, свобода выборов предполагает свободу, конечно в рамках закона с некоторыми этическими и иными ограничениями предвыборной агитации;

  1. Наличие выбора, альтернативных кандидатов. Сам термин выборы предполагает отбор из различных предложений. В случае, если есть лишь один кандидат (или партия), речь может идти о его (ее) одобрении или неодобрении избирателями, но не о выборах в полном смысле этого слова. Конечно, на практике, особенно в странах с еще не сложивщейся многопартийностью, иногда создается ситуация, когда из-за высокого авторитета, мощной организационной и материальной поддержки национального политического лидера оппозиционные силы, не имея сколько-нибудь реальных шансов на успех, не решаются выставлять своих кандидатов. В таком случае демократический потенциал выборов существенно ограничивается. В условиях же политического плюрализма наличие альтернативных кандидатов- важный показатель демократизма выборов.
  2. Состязательность, конкурентность выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы, недостатках электоральных платформ конкурентов. Известно, что истина рождается в споре. И в этом смысле «политическая истина»- наиболее приемлемые для большинства граждан программы, партии и кандидаты -обычно определяются в электоральном споре за властные позиции в государстве. В западных демократиях чрезмерную остроту политической конкуренции призван сдерживать принцип лояльности, обязывающий терпимо без нарушения этических норм относительно к политическим конкурентам, не допускать оскорблений в их адрес, фальсификаций и т.п.;
  3. Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью и корректировать политический курс правительства.

  1. Равенство возможностей политических партий и  кандидатов. Оно предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. Обеспечить такое равенство возможно за счет установления максимального для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничения размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставления им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении и радио и др. В некоторых странах рассматривающий выборы как государственно-политическое дело, существует государственное финансирование избирательных кампаний.

Литература:

Даль  Р. Демократия и ее критики / Пер. с  англ. под ред. Ильина М. В. — М.: РОССПЭН, 2003.

Шапиро  И. Переосмысливая теорию демократии в  свете современной политики // Полис. 2001. № 3-5. 

3. Каково социальное  назначение политической  идеологии? В чем  отрицательные  и  положительные  стороны процесса деидеологизации  общественной жизни в современной России? 

     По  самому общему определению, идеология - это система ценностей, взглядов и идей, в которых отражается отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку, а также те цели, к которым следует стремиться политикам и обществу в целом.

        Следует признать, что ни одно современное общество не может существовать без идеологии, так как именно она формирует у каждого из его членов политическое мировоззрение, дает им определенные ориентиры в окружающей их политической жизни, делает их участие в политике осмысленным. При этом, однако, не следует воспринимать идеологию как нечто сугубо официозное и навязываемое обществу “сверху”, а скорее как систему ценностей и идей, которая принимается большинством общества и выражается политиками в форме идеологических учений и доктрин.

        Одновременно в рамках политической науки у представителей разных школ и направлений политической мысли существуют различные подходы к пониманию природы, роли и места идеологии в жизни общества.

        Среди таких подходов в первую очередь выделяются:

1) Системный  подход (представителем которого выступает американский социолог Т.Парсонс), с точки зрения которого идеология рассматривается как важный функциональный элемент политической системы общества, а именно, как система ценностей, определяющая основные направления развития данного общества и поддерживающая существующий общественный порядок;

2) Марксистский  подход рассматривает природу  и функции идеологии двояко. Буржуазную  идеологию, существующую в рамках  капиталистической системы, он  характеризует как форму ложного  (иллюзорного), ошибочного сознания, которую сознательно насаждает буржуазия для сохранения своего господства и манипулирования сознанием пролетариата.

       Собственно же марксистскую идеологию (“идеологию нового типа”) Маркс и его последователи обычно трактуют как учение или доктрину, объективно выражающую интересы передового общественного класса - пролетариата.       

3) Культурологический  подход, представленный венгерско-немецким  социологом К.Манхеймом, рассматривает  идеологию наряду с утопией  как форму ложного, иллюзорного сознания, насаждаемого с целью введения в заблуждение людей и создания возможностей для манипулирования ими. При этом если идеология - это ложь, призванная оправдать в глазах людей существующий порядок вещей, то утопия - эта ложный идеал будущего, ложные обещания, призванные увлечь людей на путь разрушения старого и строительства нового мира.

4) Критический  подход (к числу приверженцев  которого относятся французский  социолог Р.Арон и английский  социолог Э.Шилз) рассматривает идеологию  как своего рода “политическую религию”, т.е. мало связанную с реальностью веру людей, которая возникает в периоды глубоких социальных кризисов и мобилизует их совместные усилия по выходу из кризисной ситуации.

      Тесно связанное с данным подходом учение о “конце идеологии» («деидеологизации») (американские социологи Д.Белл, С.Липсет и др.) исходит из того, что в современном высокоиндустриальном и постиндустриальном потребительском обществе, где достигнуты высокий уровень благосостояния и политической стабильности, нет серьезных кризисов и мобилизация общества для решения общезначимых задач не нужна, потребность в существовании объединяющей идеологии отпадает. Таким образом, приверженцы этого учения настаивают на том, что современное общество - это деидеологизированное (т.е. освобожденное от идеологии) общество. Однако данная концепция не учитывает как наличия в мире большого числа “неевропейских” обществ, приверженных традиционным ценностям и идеологии (например, мусульманские страны), а также опасность для общества состояния, в котором отсутствует разделяемая большинством людей система ценностей.

        В рамках любой идеологии, любого идеологического учения выделяются следующие структурные компоненты или уровни:

1) Теоретико-концептуальный, который образуют основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного общественного класса, нации или государства, либо группы приверженцев определенного направления политического развития (например, реформаторы, консерваторы или революционеры);

2) Программно - политический, на котором социально - философские принципы или идеалы преобразуются политической элитой в конкретные программы, лозунги и требования, способствуя принятию политическим руководством определенных политических решений и осуществлению связанных с ними действий;

3) Актуализированный,  которые составляют осознанные  гражданами конкретные политические  цели, а также их реализация  с помощью конкретных методов  и действий.

      Одновременно идеология как важнейший ключевой элемент политической системы и политической жизни общества выполняет в нем целый ряд значимых функций. При этом связь идеологии с политикой носит двойственный характер: идеология направляет политическую деятельность и политическое развитие общества, но при этом политическая практика и политическая реальность проверяют реалистичность и силу того или иного политического учения. В результате образуется своего рода “замкнутый круг” или цикл: конкретная общественная ситуация порождает определенную отвечающую потребностям времени идеологию - та, в свою очередь, овладевает массами, становится материальной силой и изменяет политическую жизнь - в итоге же сложившаяся новая политическая ситуация приводит к переоценке первоначального содержания идеологического учения, его возможностей и достоверности.

      К числу общих функций идеологии политическая наука обычно относит:

1) Ориентационную - идеология включает в себя  основные представления об обществе  и политической системе, о политике  и власти, помогает человеку ориентироваться  в политической жизни и осуществлять осознанные политические поступки;

2) Мобилизационную  - предлагая обществу определенную  модель (идею, программу) более совершенного  состояния (строя, режима), идеология  тем самым мобилизует членов  общества на их воплощение  в жизнь;

3) Интегративную - она стремится сформулировать общенациональные и общегосударственные ценности и цели, предлагает их обществу, объединяя на их основе людей;

4) Амортизационную  (т.е. смягчающую) - объясняя и оправдывая  в глазах людей существующую  политическую систему и политическую реальность, идеология тем самым способствует снятию социального напряжения, смягчению и разрешению кризисных ситуаций, когда у государственной власти нет материальных либо организационных возможностей общества и граждан;

5) Функцию  выражения и защиты интересов определенной социальной группы или класса - например, марксистская идеология претендует на отстаивание интересов пролетариата, либеральная - слоя предпринимателей и собственников, и т.д.

Литература:

Матвеева  С. Консервативный либерализм в современной России

Мурадян А. А. Двуликий Янус. Введение в политологию. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.– С. 172–205.

Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 1995.– С. 223–237. 

4. Докажите единство  внутренней и внешней политики государства. Как влияет внешнеполитическая доктрина РФ на внутреннюю политику государства? 

      Проводимая правительством политика в условиях демократического государства является опосредованным отражением воли, а следовательно интересов или осознанных потребностей большинства населения, сложившихся в определенных социально-экономических условиях. Таким образом, весь спектр государственной деятельности можно назвать политической деятельностью, которая, однако, может иметь воздействие на целый ряд областей жизни общества, самых разнообразных по своим формам и содержанию. Можно назвать политику государства областях экономики, обороны, межгосударственных отношений, здравоохранения, спорта, экологии и многого другого, поражающего своим многообразием и пестротой. Классификация же политики на внутреннюю и внешнюю является одним из наиболее общих принципов.

      Существует смысловая разница между понятиями "политика" и "политическая деятельность". В общих словах эту разницу можно было бы охарактеризовать, как соотношение между желаемым и действительным. В то время как политика заключает в себе программу действий правительства по защите национальных интересов, то политическая деятельность - это уже непосредственно практическая деятельность по воплощению программы, политики.

      Своим многообразием политика правительства стремится защитить национальные интересы страны, как бы действуя сразу во многих плоскостях, все же обеспечивая намеченную направленность многомерного вектора. Таким образом уместно полагать, что и ее направления, в качестве которых мы выделяем внутреннюю и внешнюю политику, также будут преследовать те же цели, а не тащить, подобно персонажам известной басни, воз в разные стороны. Несомненно, в силу специфики сферы реализации эти направления имеют свои объективные различия, носящие характер содержательный, но отнюдь не сущностной. Сущностью является цель политики вообще, а не отдельно взятого направления.

Информация о работе Социальное назначение политической элиты