Современное представление о политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:14, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы изучить и теоретически рассказать о современной политике.
Поставленная цель определила следующие задачи:
- Изучить предмет политологии;
- Выявить объекты и субъекты политики;
- Соотнести политику с нравственностью;
- Сделать выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Предмет политологии. Место политологии среди общественных наук………………………………………………………………………………..5
2. Объекты и субъекты политики………………………………………….17
3. Соотношение политики с нравственностью…………………………...20
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………….. …25

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

      Политическая  география изучает зависимость  политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами,  экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами (близостью  к океану, гористой или равниной местностью, наличием  природных  ископаемых  и так далее).

      Политология использует кибернетику, при помощи которой  она  моделирует политические   системы,   выявляет    наиболее    целесообразные    варианты государственного устройства, соотношения центральной и местной власти и  так далее.

      Политология развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования –  жизнь  общества  во всем многообразии ее конкретных проявлений. У  них  много  общих  категорий.

      Но, конечно, предмет изучения существенно  различен. 
 
 
 
 
 

2. Объекты  и субъекты политики

      Основными «действующими лицами» политики являются ее субъекты, которые выступают в качестве источника политической активности. Понятия «субъект» и «объект» (лат. subjectum — подлежащее, objectum — предмет) — важные категории гуманитарного знания.[1, с. 21] Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом — то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Субъект политики — носитель предметно-практической политической деятельности, направленной на объект политики.

     К субъектам политики относятся: индивиды (рядовые или политические лидеры); социальные группы — коллективы, этнические группы, конфессиональные общности, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; политические институты (государство, политические партии, общественно-политические движения).

     Политика  предполагает определенное желание (намерение) со стороны одного субъекта воздействовать, влиять на другой субъект (который выступает в качестве объекта) и воспринимает определенное воздействие или предлагаемые ему (им) нормы поведения. Субъекты политики являются социальными или институциональными носителями целенаправленной политической деятельности, ее проводниками и движителями. Необходимо иметь в виду, что каждый субъект политики, оказывая воздействие на социальные группы, общество, сам в то же время может выступать объектом воздействия со стороны других субъектов.

   Основными совокупными субъектами политики являются большие социальные общности — классы и слои, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; существенными — средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, этническому, половому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку (бюрократия, мафия, элита); их политические организации — государства, партии, общественно-политические движения, политические организации международного характера.

     Любая общность становится совокупным субъектом  политики, когда, самоорганизуясь и, осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью[3, c. 98].

     Политические  институты (государство, политические партии и политизированные общественные движения) представляют собой учреждения, организующие и обслуживающие процесс осуществления политической власти, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Аппарату политических институтов свойственны разделение функций, а также определенный нормативно фиксированный статус. Каждый институт как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, функционеров различных уровней и рядовых членов, взаимодействуя с общественной средой в целях удовлетворения индивидуальных и групповых социально-политических интересов.

     Первичным субъектом политики, ее «атомом», является индивид, личность, гражданин. С развитием демократических тенденций в обществе проблема личности и гражданина выходит в политике на первый план. Всякий индивид является потенциальным субъектом политики, но не каждый становится таковым реально. Чтобы им стать, человек должен приобрести политические знания и опыт, выработать свою позицию и определить свое деятельное отношение к миру политики. С другой стороны, принципиально важны юридические основы и гарантии свободной политической деятельности.

  Человек становится субъектом политики в  процессе своего развития именно как  члена соответствующего сообщества и в силу своих личных качеств. Можно выделить:

  • активное, сознательное участие людей в политике, утверждении ими своих осмысленных интересов и ценностей;
  • пассивное участие «подданнического» типа, т.е. понимание смысла политических ролей при безусловном подчинении им как чему-то изначально заданному, неоспоримому;
  • стихийное или неосознанное участие;
  • проявления политической апатии, неучастие в политике.

     По  мере становления и развития гражданского общества действует тенденция к  «сужению» традиционных границ «политического»  однако возрастают требования к качеству политики как в государственной, так и в общественной сферах[4, c.15]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Соотношение  политики с нравственностью 

      Мораль (от лат. moralis — нрав, нравственный) — одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. Мораль — это составная часть индивидуального мировоззрения, она во многом определяет для личности картину социально-политического мира.

      Поскольку политика является одной из важнейших  сфер человеческой деятельности, ее невозможно отделить от морали. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц в частности.

      Мораль  может так или иначе характеризовать  политическое действие, влиять на его  реализацию. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее.

      Общее между политикой и моралью  состоит в том, что они относятся  к наиболее ранним регуляторам общественной жизни, к сфере социального выбора, в силу чего подвижны и изменчивы; являются регуляторами поведения людей.

      Мораль  в значительной части своих норм выступает как своего рода антитеза насилию. Так, индуистско-буддийская традиция морали основывается на принципах «ненасилия». Но утверждать, что мораль осуждает насилие в принципе, т.е. по принципиальным «соображениям» не приемлет его, — значит игнорировать некие реальные ситуации. Так, мораль «освещает» ведение справедливых войн, защиту Отечества; ислам предполагает «священную войну против неверных» и др.[7, c. 67].

      Далее, хорошо известно, что уголовно-правовые нормы возникают, существуют и реализуются как формализованное единство правовых воззрений и моральных установлений общества. Весьма показателен здесь институт необходимой обороны.

      Наконец, существует и «корпоративная» мораль, есть моральные нормы, принятые в определенных национальных, региональных и иных структурах общества и оправдывающие применение насилия в конкретных экстраординарных обстоятельствах (например, дуэль как способ защиты чести и др.).

      Выделяются  следующие подходы к взаимоотношению  политики и морали:

  • морализаторский подход — означает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность) используя при этом лишь нравственно допустимые средства;
  • ценностно-нейтральный подход — игнорирование политикой нравственных ценностей. Такой подход делает ее аморальной. В некоторых работах (Н. Макиавелли и др.) описаны способы формирования твердой государственной власти по принципу «цель оправдывает средства»;
  • компромиссный подход — преобладает среди многих ученых и нравственных политиков. Он исходит из признания необходимости учета нравственных норм в политике, учитывая специфику последней.

      В современном мире центральными направлениями институали-зации нравственных требований к политике являются соблюдение прав человека, социальная направленность политики, утверждение демократических принципов жизнедеятельности, укрепление правовых основ общества.

      В силу значимости своего функционирования и его последствий, политика всегда была, есть и будет сферой моральности и ответственности. Без союза с моралью политика лишается компаса, указывающего ей цель и направление движения к ней, а также ответственности, без которых она подобно вышедшей из-под контроля людей технике и науке, грозит превратиться в средство массового поражения, в антигуманный механизм завоевания и сохранения власти, в орудие порабощения людей, а не их освобождения и защиты[10, c. 3].

      Совместима  ли политика с моралью? Вот что думают по этому поводу известные политики и политологи.

      - В. Игрунов (депутат Госдумы,  директор Института гуманитарно-политических исследований): «Я абсолютно убежден, что политика и мораль совместимы. Наоборот, политика, не основанная на морали -  вещь недопустимая. Политик обязан руководствоваться. Нормами и права, и морали»

      - Бабурин (депутат Госдумы): «Политика не только совместима с моралью и нравственными ценностями, более того, именно политика с большой буквы, разумеется, а не грязное  политиканство способна обеспечить существование в обществе хотя бы минимальных нравственных ценностей». В современных условиях возрастает роль нравственных критериев в политике, в силу того, что многократно увеличивается «цена» многих политических решений, повышается значение воздействия общественного мнения на политику и политиков.

      Влияние нравственности на политику может и должно осуществляться по ряду направлений. Это — постановка нравственных целей, выбор адекватных им и реальной ситуации методов и средств, учёт в процессе политической деятельности моральных принципов. Выполнение всех этих требований требований зависит от методов и средств используемых в процессе их достижений. Целью политики должна выступать не власть ради власт, как цель обогащения или диктата, а осуществление поставленных лидером благородных политических целей — например, торжество демократии, предотвращение национальных конфликтов обеспечение экономического роста, благосостояния и процветания населения страны.

      Демократический политик, в отличие от политикана, борется за власть не для того, чтобы злоупотребить ею, а чтобы с её помощью решать общественно важные задачи. Поэтому подлинный успех политика — это, прежде всего, успех программы его деятельности, высокая оценка общества и истории. В конечном счете нравственное решение общественного деятеля и политика, помноженное на знания и опыт, является самым верным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

      В заключении хотелось бы отметить, что  политология охватывает весь спектр политической жизни, включая ее духовную, материальную и практическую стороны, взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни.

     Предметом изучения и исследования политологии выступают такие основные слагаемые политики, как политические институты, политические процессы, политические отношения, политическая идеология и культура, политическая деятельность.

      Изучив  данную работу можно сделать следующие  выводы:

- Многие   общественные   науки   взаимодействуют с политикой.  Основанием  для этого служит, например, то, что практически все общественные  науки  изучают  в  связи  со своими специфическими  проблемами  явления  политической  жизни.  И  это  не случайно,  так  как  многие  жизненно  важные   экономические,   социальные, культурные, этические, психологические и другие проблемы нередко  становятся политическими.

- Политология развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования –  жизнь  общества  во всем многообразии ее конкретных проявлений. У  них  много  общих  категорий.

Информация о работе Современное представление о политике