Современное понимание демократии. Теоретические модели и концепции демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 16:58, реферат

Краткое описание

Развитие процесса демократизации в XIX и особенно в XX в., повышение влияния демократии на все стороны жизни общества привели к тому, что в наше время содержание термина "демократия" значительно усложнилось. В современной науке существуют различные трактовки демократии, что обусловлено отсутствием единства подходов и критериев к ее анализу. Наиболее распространенными являются нормативный и эмпирический подходы.
На основе нормативного подхода сформировалась идеальная модель демократии, которая базируется на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство, права человека, народный суверенитет

Вложенные файлы: 1 файл

maxdiplomru-341 (2).doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

Концепция элитарной демократии базируется на идее ограниченного участия народных масс в управлении государством. Один из основоположников элитарной теории демократии И. Шумпетер доказывал, что народные массы весьма равнодушны к любым процессам, которые непосредственно не связаны с их повседневной жизнью. В большинстве своем масса пассивна и некомпетентна в вопросах политики, а потому легко поддается манипуляциям профессиональных политиков. Рядовой гражданин, как считает Шумпетер, будучи дилетантом в политике, вряд ли может рационально формулировать общую волю, направленную на достижение всеобщего блага. На самом деле общая воля – это результат деятельности опытных профессионалов-политиков, которые в ней заинтересованы. Поэтому народ следует убедить в том, что отстаивание своих интересов и принятие политических решений следует полностью передоверить высокопрофессиональному меньшинству – элите, которая в состоянии рационально использовать демократические механизмы, сохраняя при этом свободу и возможности принятия решений.

Согласно концепции  элитарной демократии элиты должны бороться между собой за право  осуществлять власть в обществе, а  участие народа ограничивается правом отдать предпочтение составу правящей элиты, а также правом периодического контроля за властными элитами с помощью механизма выборов. Таким образом, демократия, с точки зрения элитарной концепции, призвана выполнять чисто техническую роль. Ее назначение сводится к методу отбора наиболее одаренной и компетентной властвующей элиты, способной взять на себя ответственность по управлению государством.

Демократия  участия (партиципаторная концепция) выступает в качестве альтернативы по отношению к элитарной теории демократии. Под участием (партиципацией) в западной политологии понимаются все виды участия граждан в политической жизни с целью оказания воздействия на принятие политических решений. Партиципаторная концепция демократии, в отличие от элитарной, исходит из того, что человек – существо рациональное, понимающее, что представляет собой общественное благо, а потому способное сознательно принимать разумные решения. Сторонники демократии участия считают, что иррациональность и пассивность людей в политической сфере – это результат их недостаточного образования и отсутствия равных возможностей для участия в политике. Поэтому обществу надлежит создать все условия для активной политической социализации каждого индивида. А для этого в первую очередь необходимо обеспечить максимально доступное участие граждан в политическом процессе.

С позиции партиципаторной демократии не только политические элиты, но и все граждане должны участвовать в разработке политических решений. Поэтому нужна полная и всесторонняя информированность общества, которое тогда сможет влиять на процесс понятия решений и осуществлять эффективный контроль за действиями правящей элиты. Чем больше граждан непосредственно участвуют в политическом процессе, тем выше интеллектуальный потенциал для принятия политических решений, а следовательно, меньше вероятность ошибочных решений. Главной целью демократии участия является всесторонняя демократизация общества. Демократический способ организации и управления должен быть везде: в семье, в воспитательных и учебных учреждениях, на производстве, по месту жительства, в партиях и других общественных структурах, государстве и т.д. Таким образом, сторонники концепции демократии участия выступают за расширение роли прямой, непосредственной демократии в политической жизни общества, не отрицая при этом необходимость сохранения институтов представительной демократии.

Анализ рассмотренных  выше теоретических моделей и  концепций демократии показывает различие подходов к определению и характеристике демократии, неоднозначность понимания  ее сущности. Анализируемые теории характеризуют ту или иную модель демократии в идеале, т.е. носят нормативный характер. Вместе с тем рассмотренные концепции демократии отражают и реальный опыт существования и развития многообразных форм демократических политических систем, опираясь тем самым на эмпирический подход.

Институты демократии.

 

Современная политическая демократия в реальной действительности представляет собой функционирующую  систему политических, правовых и  общественных институтов, через которые  реализуются принципы, нормы и  другие ценностные ориентации демократической культуры. В современных демократических политических системах существуют три основные формы народовластия: прямая или непосредственная, плебисцитарная и представительная (репрезентативная).

Институтами непосредственной демократии в современном государстве могут быть только компактные и небольшие по численности территориальные или корпоративные объединения граждан, реально обеспечивающие их прямое участие в политико-управленческом процессе. Причем прямая форма демократии будет эффективной в том случае, когда принимаемые решения достаточно просты, а их разработка и обсуждение не требуют специальной квалификации. Прямая форма демократии получила наибольшее распространение на уровне местного самоуправления. Например, в США к институтам прямой демократии относятся мелкие муниципальные самоуправляющиеся сообщества, сохранившиеся здесь как "реликтовые" формы непосредственного самоуправления народа. Сюда же можно отнести так называемые "специальные округа": школьные, пожарные, жилищного строительства и др., выполняющие одну или несколько строго определенных функций, в рамках которых они полностью автономны и непосредственно не подчиняются органам государственной власти.

Другой формой непосредственного  участия граждан в принятии политических решений являются институты плебисцитарной демократии: референдумы, опросы общественного мнения (плебисциты). В литературе проведение референдумов и опросов часто относят к институтам прямого народовластия, поскольку они непосредственно выражают волю народа. Однако все же существует различие между прямой и плебисцитарной формой демократии. Прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властеуправления (разработка, обсуждение и принятие политических решений, контроль за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной вариант уже готового решения, которое обычно подготавливается правительством, президентом или инициативной группой. Поэтому институты плебисцитарной демократии могут использоваться (и нередко используются) в целях манипулирования волей граждан, достигаемого с помощью двусмысленных формулировок, вопросов, выносимых на голосование.

Третьей и основной формой народовластия  в современном государстве является представительная форма демократии, которая реализуется через институт парламентаризма. Парламент правит от имени народа, воплощая тем самым принцип народного суверенитета. Народ как носитель верховной власти через выборы осуществляет контроль за деятельностью своих представителей, выражая им свое доверие или недоверие. Парламент является представительным и в то же время законодательным органом власти. Он осуществляет властные функции и полномочия в соответствии с Конституцией, ограничивающей представительное правление рамками Основного Закона. Парламент принимает решения, руководствуясь принципом большинства, при уважении мнения меньшинства. Поэтому оппозиция представляет собой неотъемлемый компонент института парламентаризма.

Другим важнейшим принципом, на котором базируется реальное функционирование института парламентаризма при  его взаимодействии с другими  институтам государственной власти, является принцип разделения властей. Теория разделения властей, основоположниками которой были Д. Локк и Ш. Монтескье, сформировалась в контексте либеральной концепции демократии. Теория разделения властей в реальной политической практике воплотилась в одном из основных конституционных принципов.

Суть принципа разделения властей сводится к следующему. Во-первых, в конституционной системе правления  единая государственная власть разделена  на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые должны быть распределены между разными органами. Во-вторых, каждая ветвь власти предназначена для осуществления строго определенных функции и полномочий. Одна ветвь власти не может вторгаться в сферу влияния другой, подменяя тем самым ее деятельность. В-третьих, несмотря на определенную автономию, все три ветви власти взаимодействую друг с другом, образуя тем самым единую систему государственной власти, В-четвертых, все три ветви власти взаимно контролируют, сдерживают и уравновешивают друг друга, что достигается через специально предусмотренный конституционный механизм "сдержек и противовесов". Принцип разделения властей призван обеспечивать более эффективное функционирование всех органов и институтов государственной власти, не допускать злоупотребление властью, предотвращая возможность ее концентрации в руках какого-либо одного органа или института. Кроме того, этот принцип создает необходимые условия для соревновательности, соперничества основных политических сил страны.

Заканчивая анализ институтов и режимов демократии, можно сделать  вывод о том, что политическая демократия представляет собой общее устройство управления государством и обществом, базирующееся на уважении прав и свобод личности. Принципы, универсальные нормы и процедуры, их реализующие, образуют каркас, общую форму демократического политического устройства, конкретное содержание которого определяется особенностями строения и функционирования той или иной модели демократической политической системы общества.

Следует иметь в виду, что демократия – целостное общественное явление. В обществе не может быть подлинной демократии, если она существует для одной части общества и не существует для другой, допускается в одних сферах общественной жизни, но отсутствует в других. Демократия покоится на широкой самодеятельности народа. Однако для того, чтобы демократия была действительно подлинной, народ должен выработать свои, присущие данному обществу, формы организации.

Партии в политической системе.

 

Составной частью, элементом  политической системы общества являются и политические партии.

Термин "партия" происходит от латинского слова "pars" – часть. Политические партии представляют собой часть общества, но наиболее активную и организованную. Политическая партия – это организация единомышленников, представляющая интересы социальных групп, классов, реализующая эти интересы через завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении.

Первые политические партии появились в XVI в., после буржуазной революции в Голландии, и были связаны с борьбой за власть. Затем  – в середине XVII в., в Англии, в период английской буржуазной революции. Эти партии уже имели программные документы. В период французской революции конца XVIII в. партийная борьба (монархисты, жирондисты, якобинцы и др.) положила начало новому политическому явлению – формированию центра, левого и правого крыла. В конце XVIII начале XIX вв. появляются первые политические партии (федералисты и республиканцы) в США, а к 30-м годам XIX в. там формируется двухпартийная система, составившая впоследствии основу буржуазной демократии в этой стране. Итак, появление политических партий в Европе и Америке было связано с развитием буржуазных отношений, формированием классов буржуазного общества, со становлением буржуазной демократии, с усложнением задач управления экономикой и т.д. В конституциях государств статьи о партиях появились лишь в XX в.

Партии отражают общегрупповые  интересы и цели разных слоев населения (социальных и национальных, религиозных  и т.д.) Через партии люди выдвигают  свои групповые требования к государству  и одновременно получают от него обращение за поддержкой в решении тех или иных политических проблем. Партия выступает как бы посредником между государством и обществом. Главным отличием политических партий от общественных организаций является их четкая нацеленность на политическую деятельность.

Политическим партиям  присуща организационная структура, которая отражается в уставе партии, членстве, внутрипартийных отношениях, политическом лидерстве, в наличии  программных документов, где закрепляются идейно-политические и организационные основы партии, определенная идеология. Каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа. В этом существенную роль для политического веса и влияния партий играют находящиеся вне ее партийный электорат (те, кто голосует за нее на выборах) и меценаты (те, кто оказывает ей финансовую поддержку). Однако политическая партия не всегда получает поддержку социальной группы, на представительство интересов которой она претендует. Интересы данной группы могут представлять и другие партии, особенно сегодня, в связи с углублением демократических процессов в обществе. Современные политические партии, как правило, пытаются быть выразителями интересов большинства общества, а не меньшинства – одной только социальной группы. Они стремятся сочетать социально-групповые интересы в политике с общенациональными, с общечеловеческими.

Из главной цели политических партий – борьбы за власть – вытекают и функции партий:  
1) создание программы, формирование идеологии партии;  
2) формирование общественного мнения для идеологической поддержки партии;  
3) борьба за участие в осуществлении от самого верхнего уровня (скажем, федерального) до местного самоуправления; определение форм, средств, методов этой борьбы;  
4) взаимодействие партии с государственными и общественными организациями и движениями;  
5) подготовка и проведение избирательных кампаний в высшие и местные органы власти, выдвижение в них своих кадров, организация контроля за их деятельностью.

Партии очень многообразны и различны, поэтому их принято  классифицировать.

Существует много критериев  классификации политических партий:  
1) по социальному признаку; 2) по организационной структуре и характеру членства; 3) по месту в системе власти; 4) по идейным установкам, способам и формам действия и т.д.

Выделим лишь некоторые группы партий.

Консервативные  партии стремятся к сохранению традиций, норм. Они доказали свою основательность, они – против непродуманных социальных преобразований, ратуют за нравственные устои и обычаи. Либеральные и социал-демократические партии относятся к реформистским партиям, которые учитывают изменения, происходящие в обществе, стремятся к постепенному позитивному изменению общественного строя путем реформ. Коммунистические партии в ряде стран бывшего социального лагеря (КНДР, Куба) стоят и сегодня на революционных позициях. Есть еще экстремистские партии, цель которых насильственное ниспровержение существующих порядков (фашистские, ультралевые). Харизматическо-вождистские партии объединяют своих членов не столько во имя идеи, сколько вокруг очень популярной личности вождя (КНДР – Ким Ир Сен, Китай – Мао-Цзе-Дун, СССР – Сталин и др.)

Политологами выделяются партии демократической и тоталитарной направленности по таким признакам как отношение партии к политической жизни общества, характер внутрипартийных отношений и т.д. Демократическими являются партии, конкурирующие с другими партиями, стремящиеся учитывать взгляды большинства общества, опирающиеся на правовые нормы, широкий плюрализм и т.д. Тоталитарные партии еще называются монополистическими, т.к., находясь у власти, они стремятся подчинить своим интересам все слои общества, законы подчинить партийным целям. Во внутренней жизни для них характерна жесткая дисциплина, централизм, отсутствие фракций и др.

Политология классифицирует партии на четыре типа: 1) парламентские (борьба за власть опирается на законные методы, стремление объединить различные группы общества с общей целью); 2) радикально-оппозиционные (выступают за насильственное изменение существующих порядков разными методами, под крайними лозунгами); 3) авангардные (партии авторитарных режимов, удерживающие в своих руках всю политику, допускающие "послушную" оппозицию); 4) монопольно-государственные (партии тоталитарных режимов, выступают за контроль над всеми сторонами жизни общества и личности, не допускают инакомыслия, партийный аппарат подменяет собой государство и т.д.)

Информация о работе Современное понимание демократии. Теоретические модели и концепции демократии