Раздел В. Правила оформления 
научно-исследовательской работы
Переплетный 
материал должен иметь такие соотношения 
своих размеров, которые бы обеспечивали наиболее удобное его использование 
и хранение. Например, при размере страницы 
136*186 мм толщина переплетенного материала 
не должна превышать 50 мм, при размере 
180*270 мм - 25 мм.
Расположение 
надписей на переплете целесообразно 
подчинить принятому стандарту: одна надпись - на лицевой 
стороне, другая - на корешке от верхнего 
края рукописи к нижнему.
По способу 
графического оформления количественных 
данных принято различать табличный 
материал и рисунки. С точки зрения 
инженерной психологии более предпочтительным является представление 
количественных данных в виде таблиц. 
В случае необходимости показать общий 
характер какой-либо зависимости целесообразнее 
использовать рисунки (в виде графиков).
Недопустимо 
помещать в рукописи таблицы и 
рисунки, ранее опубликованные другими авторами, 
без ссылки на источник.
Литературный 
текст
Рубрикация
Стандартная 
машинописная страница на бумаге формата 
210*300 мм должна иметь не более 30 строк 
при 60 знаках (считая пробелы) в каждой 
строке. При таком числе знаков 
на каждой странице (примерно 1800 знаков) 
машинописный текст можно печатать через 
два интервала и оставлять поля следующей 
ширины: справа 1,5 см, слева 3 см, сверху 
и внизу по 2 см.
Нумеровать 
страницы принято в верхнем правом 
углу без точек и тире.
На титульном 
листе рукописи указываются 
следующие данные:
1) в верхней 
части - наименование того учреждения, 
сотрудником которого является 
автор, и которое рекомендовало 
работу для распространения;
2) несколько 
ниже - инициалы и фамилия автора;
3) посередине полосы - полное 
название работы;
4) в нижней части 
посередине - место и год издания.
В сборниках каждая статья 
начинается с указания инициалов 
и фамилии автора (посередине первой 
строки) и названия работы (посередине 
второй строки). И то и другое целесообразно 
печатать строчными буквами.
Перед литературным оформлением 
результатов исследования необходимо 
разработать план будущей статьи, 
диссертации, который представляет 
собой развернутый перечень в 
нужном порядке всех частей работы. 
В процессе написания ее он может 
несколько видоизменяться. В дальнейшем 
план явится основой для составления оглавления 
работы. План, а значит и последующее деление 
текста, должны предусматривать логическое 
соподчинение всех частей и иметь краткие 
и ясные заголовки (названия этих частей).
В рукописи большого объема 
(например, монографии) принято делить 
текст по следующей схеме: том, часть, раздел, 
глава, параграф. При небольшом объеме 
рукописи принятая схема сокращается 
до двухступенчатой (главы, параграфы) 
или одноступенчатой (параграфы). Все ступени 
одной и той же рубрики должны быть равноценны 
по значимости содержания и примерно равноценны 
по объему.
При обозначении ступеней 
рубрикации целесообразно придерживаться 
следующих правил:
1) порядковые номера 
частей обозначаются словами 
(Часть первая, Часть вторая и т.д.);
2) очередность разделов 
обозначается прописными буквами 
русского алфавита (Раздел А, Раздел 
Б и т. д.); если рукопись не 
делится на части, то очередность 
разделов обозначается порядковыми 
номерами, выраженными словами (Раздел 
первый и т. д.); в каждой части обозначение 
разделов самостоятельное;
3) главы нумеруются 
насквозь по всей рукописи 
римскими цифрами (Глава I, Глава 
II и т. д.);
обозначения частей, разделов 
и глав (без точки на конце) располагают 
посередине отдельной строки над соответствующим 
заголовком (который также не имеет точки);
4) параграфы нумеруются 
арабскими цифрами без знака 
§ (1...; 2... и т. д.); знак § ставится 
обычно в изданиях учебного 
типа; самостоятельная нумерация 
параграфов дается внутри каждой 
главы; сквозная нумерация применяется 
в случае, когда нет глав или когда основной 
рубрикой является параграф, порядковый 
номер параграфа отделяется точкой от 
заголовка, но после заголовка точка не 
ставится; номер с заголовком располагаются 
посередине отдельной строки над соответствующим 
текстом;
5) заголовки подпараграфов 
любой ступени не рекомендуется 
нумеровать цифрами или буквами; 
соподчиненность ступеней подпараграфа 
обозначается шрифтом и расположением 
заголовка: заголовок первой ступени 
располагается посередине отдельной 
строки (шрифт более мелкий, чем шрифт 
заголовка параграфа); заголовок второй 
ступени размещается в строку с текстом 
и выделяется графическим изображением 
(разрядкой, подчеркиванием) и точкой.
Рукописи небольшого объема 
могут иметь рубрикацию с ненумерованными 
заголовками; соподчиненность их выделяется 
величиной шрифта и расположением заголовка. 
Подчиненные заголовки не должны иметь 
повторений.
При графическом построении 
плана рукописи необходимо каждый подчиненный 
заголовок располагать с отступом 
вправо от предшествующего основного 
заголовка, к которому он относится, и 
все заголовки равной ступени начинать 
от одной вертикальной линии. Подобное 
построение плана позволяет четко видеть 
соподчиненность всего содержания материала.
                         Абзацы и перечисления
Текст должен 
делиться на абзацы, которыми выделяются 
его относительно обособленные по смыслу 
части.
1. Перечисления, 
которые состоят из отдельных 
слов или простых фраз, не имеющих 
внутри знаков препинания, пишут 
в подбор с текстом, отделяют друг от друга запятой, 
после номера ставят круглую скобку и 
начинают слово со строчной буквы.
2. Перечисления, 
которые состоят из сложных 
фраз, имеющих внутри знаки препинания, 
пишут с новой строки, делая 
абзацный отступ, отделяют одно 
от другого точкой с запятой, после номера 
(или строчной буквы русского алфавита, 
что зависит от особенностей построения 
текста) ставят круглую скобку и начинают 
слово со строчной буквы.
3. Перечисления, 
которые состоят из нескольких 
законченных фраз, пишут с новой 
строки, делая абзацный отступ, 
отделяют друг от друга точкой, после номера 
(арабская цифра) ставят точку и начинают 
слово с прописной буквы.
4. Нельзя перед 
нумерованным перечислением оканчивать 
основную фразу на предлогах 
или словах «из», «на» «от», «то», 
«как» и т. д.
Ссылки на 
авторов
1. Ссылаясь 
на исследование того или иного 
автора или чужие мысли, необходимо 
в скобках указать инициалы, фамилию 
автора, а затем после запятой 
- год издания упоминаемого источника. 
Если необходимо указать несколько 
авторов, то их перечисляют в хронологическом 
порядке издания работ и отделяются точкой 
с запятой. При необходимости сослаться 
на две публикации одного и того же автора, 
датированные одним годом, после обозначения 
года через дефис ставят строчную букву 
русского алфавита 
2. В тех 
случаях, когда ссылка требует 
упоминания фамилии автора в 
самом тексте изложения, год 
публикации дают сразу же после 
фамилии в скобках.
3. Особенности 
оформления ссылок на исследования 
зарубежных авторов:
а) если имя 
автора не упоминается в самом тексте изложения, то 
в скобках указываются фамилия в оригинале 
и после запятой - год издания, например: 
«Примерно к 16 - 18-летнему возрасту скрытый 
период двигательной реакции достигает 
минимума;
б) если необходимо 
указать имя автора по ходу изложения мысли, то его фамилия приводится 
в русской транскрипции, а затем в скобках 
дается оригинальное написание; например: 
«По данным Фалька» (Ра1Ь, 1890)...»;
в) фамилии 
иностранных авторов можно приводить 
без инициалов;
г) если зарубежные авторы 
перечисляются вместе с отечественными, 
то все они должны быть расположены в общем 
хронологическом порядке.
4. Ссылки на работы 
умерших авторов (особенно общеизвестных 
ученых) целесообразно давать по 
наиболее полным изданиям (академическим, 
полным собраниям сочинений и 
пр.). Хорошо указать и год первой публикации 
труда, что позволит при хронологическом 
перечислении поставить фамилию автора 
на положенное место.
5. В ссылках 
после обозначения года буква 
«г» не ставится.
Цитата должна 
сопровождаться ссылкой, в которой 
указываются инициалы, фамилия 
автора и полное библиографическое описание 
литературного источника. Существует 
два способа оформления ссылки. Первый 
способ (наиболее распространенный, но 
менее экономичный): после цитаты ставится 
знак сноски, а в конце страницы под чертой 
приводится полное библиографическое 
описание источника. Второй способ (менее 
распространенный, но более экономичный): 
в тексте указываются инициалы, фамилия 
автора и год издания, а в конце цитаты 
в скобках - страница подлинника; таким 
образом, зная эти данные, в «Списке литературы» 
можно найти публикацию, из которой взята 
цитата. Применение того или иного способа 
зависит от характера работы.
Сноски
1. В сноски (подстрочные 
примечания) нельзя выносить те 
части текста, от которых зависит 
понимание излагаемого материала.
2. Сноски в тексте 
помечают вверху строки арабскими 
цифрами или, если число сносок 
небольшое, «звездочками». Знаки 
сносок должны быть единообразными 
на протяжении всей рукописи.
3. Сноски могут быть 
пронумерованы в пределах каждой 
отдельной страницы или насквозь по всей 
рукописи (только при цифровой нумерации).
4. Скобки после цифр 
и звездочек ставятся тогда, 
когда в рукописи имеются условные 
буквенные обозначения и математические 
выкладки.
Сокращения
1. Допускаются следующие 
сокращения слов: «т. е.», «и т. д.», «и т. 
п.», «и др.», «и пр.».
2. Нельзя сокращать 
слова: «так как», «так называемый», 
«таким образом», «так что», «потому 
что», «может быть», «вместо», «например», 
«около», «формула», «уравнение», 
«упражнение» и т. п.
3. Условные сокращения научных 
терминов должны быть единообразными 
по всей рукописи.
4. Не общепринятые сокращения 
следует оговорить при первом употреблении 
в тексте или в отдельном перечне условных 
сокращений и обозначений.
5. Общеупотребительные сокращения 
нарицательных имен существительных обозначаются 
слитно строчными буквами. Например, высшее 
учебное заведение - вуз.
6. Сокращения названий государств, 
учреждений, машин, специфических понятий, 
состоящие из начальных букв составляющих 
слов, пишут прописными буквами без точек 
и кавычек. 
В библиографических 
описаниях приняты следующие 
сокращения: «вып.» выпуск, «журн.» 
журнал, «изд.» издание, «изд-во» 
издательство, «рец.» рецензент, рецензия, 
«сб.» - сборник, «собр. соч.» - собрание сочинений, «кн.» - 
книга, «пер.» - перевод, «перев.» - переводчик, 
«ред.» - редактор, «сост.» - составитель, 
«ст.» - статья, «стр.» или «с.» - страница, 
«т.» - том, «ч.» -часть.
В основном тексте 
перечисленные слова пишутся 
без сокращения.
Раздел С. Технологии эффективного мышления
Мышление — высшая 
ступень познания и идеального освоения 
мира в формах теорий, идей, целей человека. 
Опираясь на ощущения, восприятия, мышление 
преодолевает их ограниченность и проникает 
в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его 
законов. Способность мышления к отражению 
невидимых связей обусловлена тем, что 
оно использует в качестве своего орудия 
практические действия. Мышление связано 
с функционированием мозга, однако сама 
способность мозга к оперированию абстракциями 
возникает в ходе усвоения человеком форм 
практической жизни, норм языка, логики, 
культуры. Мышление осуществляется в многообразных 
формах духовной и практической деятельности, 
в которых обобщается и сохраняется познавательный 
опыт людей. Мышление осуществляется в 
образно-знаковой форме, основные результаты 
его активности выражаются здесь в продуктах 
художественного и религиозного творчества, 
своеобразно обобщающих познавательный 
опыт человечества. Мышление осуществляется 
также в собственной адекватной ему форме 
теоретического познания, которое с опорой 
на предшествующие формы приобретает 
неограниченные возможности умозрительного 
и модельного видения мира. Мышление изучается 
почти всеми существующими научными дисциплинами, 
являясь в то же время объектом исследования 
ряда философских дисциплин — логики, 
гносеологии, диалектики. Мышление является 
источником и основным орудием подлинно 
человеческого бытия. Освобождая человека 
от давления слепых инстинктов и от необходимости 
непосредственных реакций на давление 
внешней среды, мышление выступает и как 
путь к свободе, и как сама свобода, доступная 
всем и неотъемлемая ни при каких условиях.
Первая особенность 
мышления — его опосредованный характер. 
То, что человек не может познать прямо, 
непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: 
одни свойства через другие, неизвестное — 
через известное. Мышление всегда опирается 
на данные чувственного опыта — ощущения, 
восприятия, представления — и на ранее 
приобретённые теоретические знания. 
Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность 
мышления — его обобщённость. Обобщение 
как познание общего и существенного в 
объектах действительности возможно потому, 
что все свойства этих объектов связаны 
друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном
Операции мышления
  - Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
 
  - Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
 
  - Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
 
  - Классификация — группировка предметов по признакам.
 
  - Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.
 
  - Конкретизация — выделение частного из общего.
 
  - Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.
 
Закономерности рассмотренных операций 
мышления и есть суть основных внутренних, 
специфических закономерностей мышления. 
На их основе только и могут получить объяснение 
все внешние проявления мыслительной 
деятельности.
В дополнение к синтезу, 
метод анализа позволяет получить необходимую информацию о структуре 
объекта исследования, а также выделить 
из общей массы фактов те, которые непосредственно 
относятся к рассматриваемому вопросу.
Следует отличать цепочки 
построенные через обобщение 
от цепочек построенных по принципу вхождения (отношения Целое-Часть),которые 
свойством наследования не обладают. Пример 
такой цепочки:Воронежская область-город 
Воронеж-Правобережная часть Воронежа-Ленинский 
район г. Воронежа и т.д.Такие цепочки позволяют 
располагать цепочки обобщения по уровням 
сложности объектов и тем самым позволяют 
формировать обозримое информационное 
пространство.
Возможен синтез решений. 
В кибернетике процесс синтеза тесно связан 
с процессом предшествующего анализа. 
Синтез — инжиниринговое построение сложных 
систем из предварительно подготовленных 
блоков или модулей разных типов. Низкоуровневое, 
глубокое структурное объединение компонентов  
разных типов.