Россия в системе мирового сообщества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:54, реферат

Краткое описание

Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.

Содержание

1. Россия в мировом сообществе 3
2. Национальные интересы России 4
3. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации 7
4. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации 12
5. Военная политика государства 15
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

политология (1).docx

— 38.84 Кб (Скачать файл)

      Единое  правовое пространство страны размывается  вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации  над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами  субъектов Российской Федерации, недостаточной  отлаженности государственного управления на различных уровнях.

      Угроза  криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает  особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной  деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной  государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного  потенциала общества являются основными  факторами, способствующими росту  преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

      Последствия этих просчетов проявляются в  ослаблении правового контроля за ситуацией  в стране, в сращивании отдельных  элементов исполнительной и законодательной  власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими  сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью  и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

      Масштабы  терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося  конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной  системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая  обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов  обеспечения правопорядка квалифицированных  кадров увеличивают степень воздействия  этой угрозы на личность, общество и  государство.

      Угрозу  национальной безопасности России в  социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу  малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

      Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и  социальной защиты населения, рост потребления  алкоголя и наркотических веществ.

      Последствиями глубокого социального кризиса  являются резкое сокращение рождаемости  и средней продолжительности  жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной  ячейки общества-семьи, снижение духовного, нравственного и творческого  потенциала населения.

      Углубление  кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.

      Основные  угрозы в международной сфере  обусловлены следующими факторами:

      стремление  отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной  безопасности, прежде всего ООН и  ОБСЕ;

      опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

      укрепление  военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

      возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных  баз и крупных воинских контингентов;

      распространение оружия массового уничтожения и  средств его доставки;

      ослабление  интеграционных процессов в Содружестве  Независимых Государств;

      возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной  границы Российской Федерации и  внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств;

      притязания  на территорию Российской Федерации.

      Угрозы  национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере  проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния  в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем  Востоке, в Закавказье, Центральной  Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

      Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана  открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

      Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к  доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с  внешнего и внутреннего информационного  рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей  создание средств опасного воздействия  на информационные сферы других стран  мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

      Возрастают  уровень и масштабы угроз в  военной сфере.

      Возведенный в ранг стратегической доктрины переход  НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока  и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

      Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих  держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной  техники нового поколения создают  предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного  изменения форм и способов ведения  военных действий.

      Активизируется  деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных  служб и используемых ими организаций.

      Усилению  негативных тенденций в военной  сфере способствуют затянувшийся процесс  реформирования военной организации  и оборонного промышленного комплекса  Российской Федерации, недостаточное  финансирование национальной обороны  и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это  проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и  органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации  в целом.

      Угрозы  национальной безопасности и интересам  Российской Федерации в пограничной  сфере обусловлены:

      экономической, демографической и культурно-религиозной  экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

      активизацией  деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

      Угроза  ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных  ресурсов находится в прямой зависимости  от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

      В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность  правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф  техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

4. Обеспечение национальной  безопасности Российской  Федерации

 

      Основными задачами в области обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации являются:

      своевременное прогнозирование и выявление  внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

      реализация  оперативных и долгосрочных мер  по предупреждению и нейтрализации  внутренних и внешних угроз;

      обеспечение суверенитета и территориальной  целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

      подъем  экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

      преодоление научно-технической и технологической  зависимости Российской Федерации  от внешних источников;

      обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных  прав и свобод;

      совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных  межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

      обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

      обеспечение равноправного и взаимовыгодного  сотрудничества России прежде всего  с ведущими государствами мира;

      подъем  и поддержание на достаточно высоком  уровне военного потенциала государства;

      укрепление  режима нераспространения оружия массового  уничтожения и средств его  доставки;

      принятие  эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и  подрывной деятельности иностранных  государств, направленной против Российской Федерации.

 

5. Военная  политика государства

военная безопасность международный интеграция

      Военная политика проводится на основании положений, разработанных в военной доктрине государства.

      Военная доктрина Российской Федерации представляет собой совокупность официальных  взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические  основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

      Военная доктрина является документом переходного  периода - периода становления демократической  государственности, многоукладной  экономики, преобразования военной  организации государства, динамичной трансформации системы международных  отношений.

      В Военной доктрине развиваются Основные положения военной доктрины Российской Федерации 1993 года и конкретизируются применительно к военной сфере  установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Положения  Военной доктрины опираются на комплексную  оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз  ее развития, на научно обоснованное определение  текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной  безопасности Российской Федерации, а  также на системный анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.

      Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать  военную безопасность Российской Федерации  и ее союзников.

      Правовую  основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные  правовые акты Российской Федерации, а  также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения  военной безопасности.

      Положения Военной доктрины могут уточняться и дополняться с учетом изменений  военно-политической обстановки, характера  и содержания военных угроз, условий  строительства, развития и применения военной организации государства, а также конкретизироваться в  ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в директивах по планированию применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в иных документах по вопросам обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Реализация Военной  доктрины достигается за счет централизации  государственного и военного управления, осуществления комплекса политических, дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных  и других мер, направленных на обеспечение  военной безопасности Российской Федерации  и ее союзников.

Информация о работе Россия в системе мирового сообщества