Место России в мировой экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть место России в мировой экономической системе.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности становления Всемирной торговой организации в процессе развития международных отношений.
2. Изучить особенности вступления России в ВТО.
3. Проанализировать результаты вступления в ВТО для России.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 314.01 Кб (Скачать файл)

 


 


 

Введение

В начале XXI века внешнеэкономические связи России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.

Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития. Чтобы вникнуть в суть экономических отношений между разными странами необходимо: понять, как складывалась международная торговля; рассмотреть отношения России с Всемирной торговой организацией; оценить место и роль России в мировой торговле; понять как работает Россия на международном рынке труда; изучить государственное регулирование внешнеэкономических связей; и просто понять значение внешнеэкономических связей и причину развития.

Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки.

Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития.

Цель работы: рассмотреть место России в мировой экономической системе.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности  становления Всемирной торговой  организации в процессе развития  международных отношений.

2. Изучить особенности  вступления России в ВТО.

3. Проанализировать  результаты вступления в ВТО  для России.

Объект исследования – мировая экономическая система.

Предмет исследования - место России в мировой экономической системе.

Глава 1. Становление Всемирной торговой организации в процессе развития международных отношений

1.1. История развития  мировой системы хозяйства

В развитии мирового хозяйства можно выделить несколько этапов. Процесс складывания и функционирования мирового хозяйства заключается в развитии производительных сил, международном разделении труда и специализации производства. Главным критерием для выделения первого этапа послужил промышленный переворот. Раньше других стран этот процесс начался в 60-х гг. XVIII в. в Англии с момента внедрения в производство механической прялки, изобретенной рабочим Дж. Харгривсом. С 70-х гг. XVIII в. хлопчатобумажная пряжа начала изготовляться только фабричным способом. С конца 90-х гг. XVIII в. в текстильной промышленности стал использоваться паровой двигатель Дж. Уатта. В первой четверти XIX в. появились пароходы и паровой железнодорожный транспорт. Первый экономический кризис 1825 г. знаменовал собой завершение промышленного переворота в Англии, и этот год можно считать началом первого этапа становления мирового хозяйства, который продолжался до 1910 г. За это время промышленные перевороты произошли во Франции, США, Германии, Японии, России и других странах.

Второй этап становления мирового хозяйства охватил 1910—1930 гг. Вследствие подготовки и хода Первой мировой войны, милитаризации экономики произошло резкое ускорение промышленного развития. Появились новые отрасли производства, такие как нефтехимическая, алюминиевая, энергетическая и др. Одновременно в развитии мирового хозяйства появились и негативные тенденции, обозначенные выходом из мирохозяйственных связей России, экономическим кризисом мирового хозяйства 1929—1933 гг.1

Третий этап связан с Второй мировой войной и восстановлением экономики (1940 — 1950 гг.). Из мирового хозяйства оказались исключенными страны социалистической системы, началось противостояние и противоборство двух противоположных социально-экономических систем, развитие мирового хозяйства стало на путь милитаризации. Произошло крушение колониальной системы. Возникли экономические противоречия внутри мирового хозяйства между тремя крупными центрами промышленного производства: США — Западная Европа — Япония. Между ними обострилась борьба за рынки сбыта.

Четвертый этап (1960 — начало 1990-х гг. ) ознаменовался назреванием кризиса мировой системы социализма и ее крушением. В этот период резко усилилась интеграция экономик в пределах мирового хозяйства, активно начали действовать транснациональные корпорации, усилились темпы экономического развития США, Японии, стран ЕС.

Пятый этап начался с середины 1990-х гг. и продолжается до сих пор. Его особенностью явилось то, что постсоциалистические страны активно включились в систему мирохозяйственных связей, в экономике этих государств активно идет процесс перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночной. Быстро развивается индустрия технологий, в особенности информационных. Вместе с тем обостряются проблемы глобализации, загрязнения окружающей среды, в мире процветает теневая экономика, наркобизнес, в открытую борьбу с мировым сообществом вступил международный терроризм, потребовавшие объединения усилий всех стран и народов2.

1.2. Развитие  таможенных структур в развитых  странах

Международное право, политику и экономику трудно представить вне связи с явлениями объединения наций. В условиях, когда на общемировом уровне говорится о взаимозависимости экономик и глобализации хозяйственных связей, а на региональном – об общих исторических корнях, длительном совместном хозяйствовании, нельзя обойти вниманием вопросы о международно-правовых средствах и способах сближения, интеграции, под которой обычно понимают экономическое и политическое объединение государств. Этот процесс охватил все континенты, бывшие республики СССР также не оказались в стороне от них.

Сам термин «интеграция» был введен в общественный и научный оборот сравнительно недавно, однако объединительные, интеграционные тенденции возникли в мире не сегодня. На протяжении всей истории государственного развития страны находили общие экономические, политические и военные интересы, однако это не означало их объединения.

Объединение материальных и финансовых ресурсов для решения общих задач, создание надгосударственных органов управления и передача им части полномочий, – все это характерно для политического развития второй половины ХХ века.

Взаимоотношения народов, населявших бывший СССР, претерпели коренные изменения: столкнулись два противоречивых явления. С одной стороны, отчетливо обозначилось стремление обособиться, самостоятельно проводить внутреннюю и внешнюю политику, которое проявилось в распаде СССР. С другой – понимание необходимости налаживать новые связи, основанные на нормах международного права, рыночных экономических отношениях и учете взаимных интересов.

Таможенный союз является одной из наиболее распространенных форм международной интеграции, которыми являются, в частности, зоны свободной торговли, «общие рынки», экономические и политические союзы. Участие государств в том или ином интеграционном образовании предполагает различную степень сближения. Если участники зоны свободной торговли ограничиваются частичной или неполной отменой количественных ограничений и тарифных барьеров во взаимной торговле, то страны-члены полного политического и экономического союза постоянно ведут поиск решений по важнейшим вопросам с помощью разветвленной системы межгосударственных органов. Развивается интеграция в соответствии с общими закономерностями: путем постепенного перехода от одной ступени к другой, более высокой3.

1.3. Первые наднациональные  объединения

Таможенные союзы возникли в Западной Европе в начале и середине XVIII века не на пустом месте. До этого имели место негосударственные образования.

Так, в средневековой Европе были нередки случаи, когда феодалы заключали друг с другом союзы, чтобы облегчить взимание сборов с въезжающих на их территории торговцев. Такие объединения были направлены исключительно на ужесточение существовавших тогда режимов.

Истоки понятия «таможенный союз» можно найти в соглашении о Таможенном союзе 1867 г., Французско-Монакском соглашении 1865 г., Бельгийско-Люксембургском соглашении 1921 г., Таможенно-экономическом союзе Бенилюкса 1958 г. (в его основе Таможенная конвенция 5 сентября 1944 г.). Конечно, нельзя не упомянуть о самом успешном европейском Экономическом союзе, в основе которого «Римский трактат» 1957 года, учреждающий в главе 1 раздела 1 Таможенный союз. Кроме него в современном мире существует Центрально-американский общий рынок, функционирует таможенный и экономический союз Центральной Африки и другие.

В Западной Европе были созданы следующие международные организации: в 1951 году Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), 1957 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Евратом (Европейское сообщество по атомной энергии), 1960 – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Экономическая интеграция через указанные международные организации привела европейские государства к политическому объединению их в Евросоюз, являющийся наднациональным объединением. Понятие «наднациональный» отражает право международных организаций принимать в определенных областях, ранее относившихся к сфере суверенности отдельных стран-участниц, имеющие обязательную для них силу решения. Данное понятие берет свое начало в Договоре о ЕЭС.

Опыт работы этих межгосударственных образований был позаимствован при подготовке положений договора о создании Экономического союза, соглашений о Таможенном союзе в СНГ. Были учтены правила ГАТТ, в статье XXIV которого даются характеристики зоны свободной торговли и таможенного союза и оговаривается право государств, участвующих в этих экономических группировках не распространять льготы, которые они предоставляют друг другу, на третьи государства в режиме наибольшего благоприятствования4.

История Всемирной таможенной организации начинается с 1947 года, когда 13 европейских правительств, представленные в Комитете Европейского Экономического Сотрудничества, договорились о создании Группы изучения. Данная группа рассматривала возможность создания одного или более межъевропейских таможенных объединений, основанных на принципах Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Основные вехи истории всемирной таможенной организации приведены в приложении 1.

Основным направлением деятельности ВТО является создание единой унифицированной номенклатуры для классификации товаров в таможенных тарифах, которая позволяет не только сопоставлять уровень таможенного обложения и размеры взаимных уступок, но также единообразно толковать ограничения и льготы в отношении отдельных товаров, обращающихся в мировой торговле5.

1.4. ГАТТ-ВТО. Современное  состояние

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

- взаимное предоставление  режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

- взаимное предоставление  национального режима (НР) товарам  и услугам иностранного происхождения;

- регулирование  торговли преимущественно тарифными  методами;

- отказ от использования  количественных и иных ограничений;

- транспарентность  торговой политики;

- разрешение торговых  споров путем консультаций и  переговоров и др.

Важнейшими функциями ВТО являются:

- контроль за  выполнением соглашений и договоренностей  пакета документов Уругвайского  раунда;

- проведение многосторонних  торговых переговоров между заинтересованными  странами-членами;

- разрешение торговых  споров;

- мониторинг национальной  торговой политики стран-членов;

- техническое содействие  развивающимся государствам в  рамках компетенции ВТО;

- сотрудничество  с международными специализированными  организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

- получение более  благоприятных условий доступа  на мировые рынки товаров и  услуг на основе предсказуемости  и стабильности развития торговых  отношений со странами-членами  ВТО, включая транспарентность их  внешнеэкономической политики;

- устранение дискриминации  в торговле путем доступа к  механизму ВТО по разрешению  споров, обеспечивающему защиту  национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

- возможность реализации  своих текущих и стратегических  торгово-экономических интересов  путем эффективного участия в  МТП при выработке новых правил  международной торговли6.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Глава 2. Вступление России в ВТО

2.1. Подготовка  России к вступлению

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО.

Информация о работе Место России в мировой экономической системе