Российская политическя наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:49, реферат

Краткое описание

Российская политология, возникнув во второй половине XIX — начале XX в. в русле общих закономерностей развития мировой политической мысли, в то же время имела значительное национальное своеобразие, выразив в своей эволюции и содержании особенности исторического пути страны. Просуществовав исторически короткое время, ранняя российская политология оставила обширное наследие. Сформировалась устойчивая привычка видеть достойную внимания политологию только на Западе.

Содержание

1. История развития российской политической науки
2. Проблемы современной политической науки
3. Перспективы развития российской политической науки

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 33.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. История развития российской  политической науки

2. Проблемы современной  политической науки

3. Перспективы развития  российской политической науки

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Российская политология, возникнув во второй половине XIX —  начале XX в. в русле общих закономерностей  развития мировой политической мысли, в то же время имела значительное национальное своеобразие, выразив  в своей эволюции и содержании особенности исторического пути страны. Просуществовав исторически  короткое время, ранняя российская политология  оставила обширное наследие. Сформировалась устойчивая привычка видеть достойную  внимания политологию только на Западе. Представление о том, что ранняя российская политология имела серьезные  достижения, а в ряде случаев и  инициировала научный поиск в  мировой политологической мысли, в  профессиональном и массовом сознании длительное время отсутствовало.

С момента своей официальной  легализации в 80-е годы ХХ в. российская политическая наука прошла через несколько этапов, для каждого из которых были характерны собственные приоритеты, в свою очередь во многом обусловленные процессами, развертывающимися в российской политике. На первом этапе главный вектор развития отечественной политологии определялся заимствованием (часто некритичным) огромного массива теорий, от которых российское обществознание было изолировано по идеологическим причинам. В этот период в ней господствовали методологические и мировоззренческие установки транзитологических теорий, постулировавших неизбежность перехода к «идеальным типам» демократии и капитализма, существующим в развитых странах.

Разочарование в эффективности  прямого переноса западных институтов на отечественную почву закономерно  обернулось на втором этапе выдвижением  на передний план цивилизационных и  националистических концепций, подчеркивавших социокультурную специфику России и настаивавших на изучении ее с  помощью «аутентичных» методов.

Наконец, третий этап связан с теориями глобализации, попытками  преодолеть чрезмерную зависимость  от внешних интеллектуальных и политических стереотипов и поиском новой универсальности России в постбиполярном мире как органичного продолжения ее «особости».

Цель моего сообщения  – рассмотреть особенности становления и современные проблемы политической науки России.

1. История развития российской политической науки

Политология в современной  России - составная часть мировой  политической науки, опирается на тысячелетнюю российскую традицию политической и  правовой мысли, использует политологический опыт международного сообщества. Политическая наука в России прошла сложный  и длительный путь становления. Если в Западной Европе и США политическая наука выделилась в качестве самостоятельной  университетской и академической  дисциплины в конце XIX - нач. XX вв., то в России процесс ее официального оформления произошел позднее. Университетская  и академическая институализация  российской политической науки относится  к рубежу 90-х гг. XX в.

Становление политической науки  в России ХIХ века характеризовалось определенными особенностями и понятными сложностями. Официальный политический курс и характер государственного устройства страны должны были восприниматься населением как единственно возможные, к тому же освященные традицией и церковью. В XIX-начале XX вв., вплоть до создания многопартийной Государственной Думы в 1906 г., теоретические аспекты политики в вузах могли рассматриваться только в рамках правовых дисциплин на юридических факультетах ведущих российских университетов, например, в таких курсах, как история политических и правовых учений, философия права, общая теории права. Иначе говоря, их мог обсуждать только узкий круг будущих специалистов, в форме некоего "приложения" к праву и обычно с официальной точки зрения.

В истории российской государственности  соотношение трех основных начал  государства (населения, территории и  власти) складывалось в пользу самодержавно-монархической  власти и имперской территории и  в ущерб интересам населения. Устойчивость этого соотношения  в России все более расходилась  с развивающейся тенденцией в  Западной Европе, где права, свободы  и интересы населения, сословий и  индивидов при переходе к раннебуржуазным  отношениям все в большей мере получали официальное признание  и законодательное закрепление, становились существенным ограничителем как власти верховного правителя, так и государственной власти в целом (в ее соотношении с обществом и подданными). Именно в этом русле в западноевропейских странах шло становление капитализма, утверждение принципов прав и свобод человека и гражданина, формирование начал гражданского общества и правового государства.

В Советской России и в  СССР с сер. 20-х до конца 80-х гг. ХХ в. изучение политики происходило  преимущественно в русле официальной  парадигмы - "марксистко-ленинского учения". В вузах изучались  следующие общественно-политические дисциплины: философия, политическая экономия, история КПСС и СССР, научный социализм. В ведущих институтах Академии наук осуществлялся широкий круг исследований политики; в том числе с использованием зарубежного политологического  опыта и методик. В конце 80-х  гг. в результате демократизации политической системы общества, в России были созданы необходимые условия  для институализации, собственно, политологии, на плюралистической основе (Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти). Известный российский политолог, один из организаторов этой науки, профессор Я.А. Пляйс справедливо отмечал, что "4 ноября 1988 г. можно по праву считать официальным днем рождения современной российской политической науки. Именно в этот день увидело свет Постановление Государственного комитета по науке и технике за № 386 "О номенклатуре специальностей научных работников", которым впервые утверждалась номенклатура специальностей научных работников по политологии. Постановление стало не только актом официального признания политической науки в нашей стране, но и актом ее институционализации".

Политология в Российской Федерации развивается как официально признанная научная дисциплина, на основе использования достижений мировых  и отечественных политологических исследований, принципов плюрализма и учета российской исторической, цивилизационной и культурной традиции. Политологические отделения есть во всех крупных центральных и региональных российских университетах. Основы политологии, как одной из гуманитарных дисциплин, изучаются в российских вузах  по всем направлениям и специальностям, наряду с социологией, философией, правом, экономикой, культурологией, историей, педагогикой и психологией, языками, блоком информатики и естественнонаучных дисциплин.

Профессиональное политологическое образование можно получить, обучаясь по направлению "политология": бакалавр политологии (период учебы длится 4 года), а затем магистр политических наук (еще 2 года) или, учась по специальности "политология" - специалист-политолог (5 лет). Магистры и специалисты получают право продолжить образование в  аспирантуре по политическим наукам.

С 1990 г. в ведущих университетах  России и научно-исследовательских  институтах РАН функционируют аспирантуры  и специализированные советы, в которых  защищаются кандидатские и докторские диссертации по политическим наукам. (Только в г. Москве ныне функционирует  более 30 специализированных политологических научных советов). За истекший период времени было защищено более трех тысяч кандидатских и 700 докторских диссертаций по политическим наукам, что привело к формированию массового  высококвалифицированного контингента  российских политологов. Ученые степени (кандидата и доктора) и звания (доцента, профессора) политических наук стали нормой. "Внутри" политических наук существует профессиональная специализация. Кандидатские и докторские диссертации по политическим наукам защищаются по следующим трем направлениям (специализациям), указанным в реестре Высшей аттестационной комиссии РФ.

За прошедшие два десятилетия  ее институализации, российская политическая наука получила признание как  важное и актуальное направление  научной мысли, она оказывает  возрастающее влияние на общество. Быстрое развитие российской политологии  объясняется рядом факторов. Прежде всего, - это существование необходимых  формально-юридических и организационно-научных  предпосылок для ее развития. Далее  следует отметить традиционное существование  в России достаточно продвинутых, таких  важных политологических научных направлений  как история политических и правовых учений, политическая философия, теория государства и права и др. Они  составляют надежную теоретико-методологическую основу российской политической науки. Наконец, большое значение для ее развития имеют постоянные "запросы" государства, гражданского общества и  бизнеса на политологический анализ сложных политических процессов  в России и в мире.

2. Проблемы современной  политической науки

Политическая наука в  России все-таки существует и довольно быстро развивается, несмотря на тот  «низкий старт», с которого приходилось  начинать. При этом и сообществу политологов в целом, и его  отдельным представителям зачастую приходится просто вести борьбу за выживание, и речь идет не только о  деньгах, а скорее - о политическом и культурном контексте, в которых  существует политическая наука в  современной России. Вынуждена существовать.

Политология - это наука. Это - не просто высказывания на политические темы, не политические «технологии», не телепропаганда, а именно совокупность научных дисциплин, изучающих политику. В нынешней России политологии и  специалистов по ней мало, просто очень  мало. Естественно, что многие не согласятся, ведь комментарии разнообразных  людей, которые называют и даже считают  себя «политологами» мы слышим со всех сторон. Но это как раз и настораживает. Ведь если каждый считает себя человеком, разбирающимся в определенной области, значит, сама эта сфера находится  в глубоком кризисе, в ней не достает специалистов, и она отдана на растерзание профанам.

Нынешней власти выгоден  «голод» как на объективную политическую информацию, так и на массовое политическое просвещение. Последнее, к слову  сказать, доказывает, что вовсе не демократизация была истинной целью  тех, кто организовал нам перестройку и последующие «реформы». Если бы речь действительно шла об успехе демократической консолидации, то нужно было организовать систему политического просвещения, сопоставимую по мощи с советским идейно-пропагандистским комплексом, плоды работы которого чувствуются до сих пор и даже в образе мышления новых поколений, родившихся на излете СССР. Однако о ресоциализации населения в духе демократии и правового государства очень быстро забыли с соответствующими последствиями для нашей политической культуры.

Проблема и в том, что  грамотных ученых и исследователей в постсоветской России очень мало. Если в США их десятки тысяч, то в РФ, всего несколько сотен - вряд ли больше. При отсутствии достаточных внешних стимулов, число этих энтузиастов растет очень медленно.

Очень важен процесс усвоения достижений зарубежной политической науки. Но и здесь все не так просто. Часто можно услышать, что наше общество де такое уникальное, что  западная мудрость не про нас. Но почему? Если и есть проблема с научными заимствованиями, так она в том, что мало заимствуем и плохо применяем. В последние полтора десятилетия  дополнительные деньги на научные исследования российским обществоведам и гуманитариям, на издание научной литературы выделялись из западных научных фондов. Нашим - не надо!

Но даже в случае, если мы имеем дело с хорошими специалистами, которые читали и поняли западные источники и при их изложении  по-русски у них получается грамотная  компиляция, - всё равно без применения этих знаний на практике они не являются сильными учеными. Здесь можно сказать, что нельзя научиться плавать, не заходя в воду. Российская политология  не возникнет не из дикости доморощенного «философствования», ни из старательных переводов с английского. Проблема не в переводах, как таковых, а в том, что желать с этими «переводами».

В принципе, самостоятельная  российская политология может вырасти  из грамотного анализа российской политики. Общей проблемой для российской политической науки является то, что  она может развиваться лишь как  ответ на вызовы общества. Нашего общества. Применительно к стране в целом  и к российским регионам это значит, что успешное развитие политологии  может происходить лишь в связи  с политическими исследованиями. Мы исходим из императива неразрывности  исследовательской практики и преподавания. Иначе получится в лучшем случае старательная трансляция чужого знания. Но здесь опять приходится возвращаться к «реальной политике».

«Когда же придет настоящий  день?» - для российской политики и  российской политологии. Развитая, институционализированная, востребованная обществом социальная и политическая наука возможна только в демократическом государстве. В иных условиях она случайна, необязательна. В предыдущее десятилетие в Российской Федерации, казалось, произошло «рождение  политики» (как конкурентной демократической  практики с непредсказуемым итогом). Да, на практике российский федерализм, политические партии, выборы разного  уровня, функционирование этих выборных органов и т.д. выглядели неприглядно, но это - было. И всю эту политику можно было описывать, изучать и критиковать, - конечно. Некоторые из отечественных обществоведов стали учиться анализировать эти процессы; политическая практика подталкивала их к изучению политической теории.

Но большинство «коллег» предпочло иной выбор. Прежде всего, это был теневой сектор экономики - политтехнологи с многомиллионными оборотами. Конечно, можно и нужно  говорить о «политическом рынке» (идея Й. Шумпетера). Но у нас это  был рынок с теневыми нерыночными  способами достижения победы, где  никто не предотвращал монопольный  сговор, где расцветали коррупция  и силовое предпринимательство, где закон не ставился ни во что, а правовые нормы использовались очень избирательно. Такого «политического рынка» страна не выдержала, и население  сейчас молчаливо одобряет меры по его демонтажу.

3. Перспективы  развития российской политической  науки

Информация о работе Российская политическя наука