Роль региональных элит и лоббистских структур в политике современных государств (На примере Российской Федерации)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:37, реферат

Краткое описание

В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно — в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

Содержание

Введение___________________________________________________________3
Глава 1. Теория элит и лоббизма.
§1.Теория элиты_________________________________________________5
§2.Лоббизм_____________________________________________________ 7
§3.Группы интересов____________________________________________15
Глава 2. Региональные элиты и лоббистские структуры в Российской Федерации.
§1.Региональные элиты в России__________________________________17
§2.Лоббизм и лоббистские структуры в России______________________20
Заключение________________________________________________________26
Список использованной литературы___________________________________28

Вложенные файлы: 1 файл

Роль региональных элит и лоббистских структур в политике современных государств (На примере Российской Федерации).doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Новый шаг к  признанию статуса лоббистов  в стране был сделан в 1981 г., когда после 23-летнего правления голлистов пришлось вновь выстраивать отношения государства и промышленности. В традициях французского парламентаризма заключается то, что депутаты обязательно выражают чьи-то интересы, и столь же обязательно при этом заявляют, что стоят на защите интересов лишь народа. Лоббистов они называют скорее экспертами, а технику лоббирования предпочитают выбирать и осуществлять самостоятельно. 69% французских чиновников считают, что лоббисты могут выступать как посредники, но 49% признают, что они не могут определять характер политического решения ни на каком уровне. Лоббист должен "изготовить продукт", причем с риском, что он может и не понадобиться заказчику. Процесс легализации лоббистских функций во Франции таким образом запаздывает. Лоббизму приписывают маргинальную роль в принятии решений, но он ее уже давно перерос.

Более весомые  позиции занимают лоббисты в Великобритании, несмотря на то, что многие правовые установления строятся здесь на прецедентах. В Лондоне функционирует около 40 относительно небольших лоббистских фирм, важная цель которых - влиять на законодателей и журналистов. Пять из этих фирм имеют представительство в Брюсселе, а еще 5 - в США. Депутат парламента в Британии должен ежегодно отчитываться о своих доходах официально, это заставляет его предпочесть юридически регламентированные контакты с лоббистами. Министры и чиновники лишены всяких привилегий. Опросы, проведенные в Англии, выясняли содержание разговоров лоббистов с депутатами. Около половины (48%) таких разговоров касались проблем развития промышленности (36% у депутатов-консерваторов и 63% у депутатов-лейбористов)8.

Лоббизм в Японии отличается своими особенностями. Его  представители широко опираются на местные власти. Так, концерн Тойота создал для себя свободную торговую зону в штате Кентукки и продает автомобили с наименьшими для себя затратами. В то же время японское лобби находит подходы и к высшим властям. В конце 1989 г. бывший президент США Рейган прочитал в стране восходящего солнца доклад, гонорар за который составил 2 млн. долларов. Это рассматривалось наблюдателями как скрытая оплата прежних услуг. В США укрепляют свои позиции японские банки, создаются целые "мыслительные центры", контролируется инвестиционный процесс - и все это при ключевой роли лоббистов9.

При всех этнопсихологических, историко-культурных и т.п. различиях, характерных для лоббистов в указанных и других странах, в их деятельности есть много общих черт. Бернар Ле Грель в книге "Профессия лоббиста" выдвинул пять золотых правил лоббирования: "20% - права, 20% - политики, 20% - экономики, 20% - дипломатии и 20% - коммуникации". Лишь тщательная дозировка этих знаний и видов деятельности гарантирует лоббисту успех, причем ингредиенты могут меняться в соответствии с динамикой ситуации10.

Особенно сильно меняется роль последнего компонента - коммуникационного – с ходом объединительных процессов в Европе. Фактически такая коммуникация строится на приоритетах достоверности и прогностичности, а также этической приемлемости и политической сбалансированности. В последнее время растет и роль экологических составляющих, ибо экономическая эффективность уже не считается безусловным приоритетом перед пригодной для жизни окружающей средой (которая сама во многих отношениях является экономической ценностью). Увеличивается роль лоббистов в обеспечении инноваций. Они ставят новые задачи не только перед предпринимателями, но в последнее время и перед политиками. Особенно это касается внедрения наукоемких технологий. Для достижения успеха лоббист должен обладать знаниями не только в области конкуренции маркетинга, коммуникаций, но в первую очередь политических наук, права, финансов, экономики, социологии и психологии.

Лоббизм может  проявляться в разных сферах и  иметь соответственно различные  виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти решается вопрос, можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование. Так как именно эти власти принимают стратегические и долгосрочные решения, поэтому они являются основной мишенью для лоббистов.

По мнению специалистов чаще всего лоббирование в Российской Федерации осуществляется в органах исполнительной власти. Это связано с тем, что кардинальные вопросы в нашей стране законодательной властью пока еще решаются редко. Фактически это происходит через президентские указы и постановления Правительства, которые играют доминирующую роль в системе правового регулирования и имеют прямое действие.

В зависимости  от того в чью пользу решается вопрос, лоббирование может подразделяться на следующие разновидности:

  • лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.)
  • ведомственное лоббирование — лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов. Так, в Государственной Думе РФ существуют так называемые ведомственные депутаты, которые лоббировали и лоббируют в пользу, например, энергетического, агропромышленного или военно-промышленного комплексов и т.д.;
  • региональное лоббирование — воздействие на власть со стороны представителей республик, краев, областей, районов и прочих мест, выбивающих определенные льготы и преимущества для регионов.
  • иностранное лоббирование — влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определенных решений.

Предмет лоббизма – это то, ради чего осуществляется лоббистское давление, проводится лоббистская  кампания и пр. Согласно самой распространенной классификации существуют следующие предметы лоббирования:

  • ресурс - в этом случае субъекты лоббирования пытаются получить финансовые ресурсы, распределение которых осуществляется государственными органами;
  • проблема – в этом случае субъекты лоббирования пытаются с помощью вовлечения государственных органов или отдельных политиков решить конкретные проблемы;
  • позиция – в этом случае субъекты лоббирования предпринимают определенные действия для того, чтобы получить определенный статус, позицию (например, позицию монопольного игрока на определенном сегменте рынка)

 

§3.Группы интересов

Группа интересов - это добровольное  объединение граждан, формировавшаяся с целью выражения и отстаивания своих практически значимых интересов во взаимоотношениях с государством и другими политическими институтами. Наличие различных групп интересов первый шаг к формированию партий. Основанием для осуществления могут быть такие потребности: экономические, социальные, культурные, этнические, религиозные, идеологические.

Функции групп интересов:

1) Артикулирование - преобразование эмоций, чувств, ожиданий граждан в определении политики.

2) Агрегирование  - согласование частных потребностей, установление между ними определенной  иерархии и выработка на этой основе общегрупповых целей. Средства реализации этих 2-ух функций: забастовки, лоббирование.

3) Информирование - донесение до органов власти сведений о той или иной проблеме в общественной жизни.

4) Формирование  политических элит, властных структур  общества и базы для создания политических партий.

Характерные особенности групп интересов:

1) Не ставят  целью завоевание политической  власти в государстве, а отстаивают  интересы своих членов, оказывая влияние на властные структуры.

2) Не ставят  целью расширение социальной базы, а организуются для защиты частных интересов.

Типы групп  интересов:

1) По характеру  происхождения и степени организованности: а) атомические - стихийно возникает и также распадается; б) институциональные - формальные объединения с четко выраженной структурой, функциями и профессиональным кадровым аппаратом.

2) По структуре: а) ассоциативные - высокий уровень специализации и организованности, официальный характер создания и добровольность объединения, наличие устава; б) неассоциативные - после достижение цели распадаются, оказывают слабое влияние на власть.

3) По сферам  жизнедеятельности: экономические  (союзы промышленников, потребителей),  политические (движения за мир), культурные (союз музыкантов, художников), сфера досуга и отдыха, социальные (инвалиды, афганцы).

 

 

Глава 2. Региональные элиты и лоббистские структуры в Российской Федерации.

§1.Региональные элиты в России

Понятие “региональные элиты” имеет много значений и является многогранным, так что нуждается в конкретном определении. Целесообразно использовать принятый в политической науке альтиметрический, или функциональный, подход. Вот такое определение дает нам Р.Ф.Туровский: ”Под региональными элитами следует понимать совокупность лиц, занимающих статусные позиции в структурах власти или непосредственно влияющих на эти структуры и процесс принятия политических решений”11. Альтиметрический подход избавляет нас от необходимости следовать меритократическим и аристократическим установкам, в соответствии с которыми элитой считаются находящиеся у власти или при власти обладатели особых позитивных личных качеств.

В России в самом  узком смысле принято говорить о  региональной властной элите, главными представителями которой являются высшие должностные лица субъектов  федерации. Довольно часто в работах  политологов именно губернаторский корпус и его политическое позиционирование ассоциируются с региональными элитами в целом. Это по-своему оправданно, поскольку губернаторы, несомненно, являются не просто первыми лицами в своих регионах, но и референтными фигурами для значительной, если не основной части региональной элиты. Именно высшие должностные лица субъектов федерации обычно рассматриваются в качестве региональных лидеров.

Понятие "региональная элита" рассматривается с несколькими  степенями его расширения.

  • Под региональной властной элитой понимается совокупность лиц, занимающих основные должности в органах государственной власти и местного самоуправления в регионе и, таким образом, непосредственно, по должности влияющих на процесс принятия властных (политических) решений. Сюда же относятся парламентарии, представляющие данный регион на общенациональном уровне.
  • Региональная политическая элита — понятие несколько более широкое. В него включаются фигуры, не обладающие властными должностями, но непосредственно влияющие на ход политического процесса. Во-первых, это лидеры и ключевые представители политических партий и общественных движений, участвующих в политической жизни региона. Во-вторых, ведущие представители деловой элиты, воздействующие на процесс принятия решений. В-третьих, непосредственным политическим влиянием могут обладать национальные и религиозные лидеры.
  • Региональная элита в целом может включать в себя фигуры, не занимающиеся непосредственно политической деятельностью, однако косвенно оказывающие влияние на политический процесс. Это могут быть лидеры общественного мнения, например, представители интеллектуальной элиты, просто уважаемые люди, которые влияют на общественные настроения и таким образом воздействуют на процесс принятия политических решений, осуществляемый властным истеблишментом.

На протяжении последних лет, начиная с позднеперестроечного периода, властная элита в российских регионах находится в процессе перманентной трансформации, вызванной изменениями институционального дизайна и идеологии, отношений между центром и регионами, системы регионального лидерства и др.

При структурном  анализе региональной элиты можно  использовать несколько подходов.

• Социогенетический подход позволяет анализировать региональные элиты с точки зрения их социально-профессионального происхождения. На этом основании, например, принято рассматривать структуру губернаторского корпуса, отталкиваясь от карьерно-профессиональных и образовательных критериев.

  • Географический подход определяет структуру региональной элиты по ее территориальному происхождению. Например, изучается соотношение местных и "пришлых" фигур (в отношении последних нередко используется слово "варяги"). Определяются устойчивые группы элиты, происходящие с одной территории внутри региона (такие территории называют еще "кузницами кадров").
  • Этнический подход определяет этническую структуру региональной элиты и ее соответствие этнической структуре населения. Вопрос распределения власти и ключевых политических позиций между представителями этнических и субэтнических групп является особенно актуальным в национальных автономиях.

Большого внимания заслуживает изучение места и  роли региональной элиты в российской политической системе. На протяжении всей истории региональные элиты ведут  борьбу за статус и влияние на федеральном  уровне, и потому особой темой является их субъектность в общегосударственной политике. Выделяются различные аспекты политического влияния региональной элиты на федеральном уровне, например:

  • лоббизм в федеральных органах власти;
  • влияние на законотворческий процесс через Совет Федерации;

• влияние на электоральный процесс через поддержку тех или иных партий. 
Уровень влияния региональных элит на общегосударственный политический процесс в России неустойчив и зависит от текущей модели отношений "центр — регионы".

§2.Лоббизм и  лоббистские структуры в России

Довольно низкий статус институтов регионального влияния  на федеральном уровне (особенно после реформы Совета Федерации 2000—2002 гг.) сделал актуальным вопрос о создании в России дополнительных каналов защиты региональных интересов. В реальной политике эти каналы имеют даже большее значение, чем специализированные институты. Это легко объясняется снижением регионального представительства в Совете Федерации и сугубо совещательными функциями Госсовета и Совета законодателей.

Информация о работе Роль региональных элит и лоббистских структур в политике современных государств (На примере Российской Федерации)