Роль региональных элит и лоббистских структур в политике современных государств (На примере Российской Федерации)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:37, реферат

Краткое описание

В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно — в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

Содержание

Введение___________________________________________________________3
Глава 1. Теория элит и лоббизма.
§1.Теория элиты_________________________________________________5
§2.Лоббизм_____________________________________________________ 7
§3.Группы интересов____________________________________________15
Глава 2. Региональные элиты и лоббистские структуры в Российской Федерации.
§1.Региональные элиты в России__________________________________17
§2.Лоббизм и лоббистские структуры в России______________________20
Заключение________________________________________________________26
Список использованной литературы___________________________________28

Вложенные файлы: 1 файл

Роль региональных элит и лоббистских структур в политике современных государств (На примере Российской Федерации).doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Филиал Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова в г. Душанбе

Гуманитарный  факультет

 

Роль региональных элит и лоббистских структур в политике современных государств. (На примере  Российской Федерации)

Реферат

студента 2 курса

Якубова М.М.

 

 

 

 

Душанбе 2011г.

План:

Введение___________________________________________________________3

Глава 1. Теория элит и лоббизма.

§1.Теория элиты_________________________________________________5

§2.Лоббизм_____________________________________________________ 7

§3.Группы интересов____________________________________________15

Глава 2. Региональные элиты и лоббистские структуры в Российской Федерации.

§1.Региональные элиты в России__________________________________17

§2.Лоббизм и лоббистские структуры в России______________________20

Заключение________________________________________________________26

Список использованной литературы___________________________________28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном  демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно — в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

Специфический институт политической системы, механизм влияния частных и общественных организаций на процесс принятия решений органами государственной  власти по вопросам внутренней и внешней политики.

В более широком  понимании лоббизм — деятельность заинтересованных лиц, способствующая принятию органами власти тех или  иных решений, с использованием неформальных коммуникаций в органах власти.

К концу ХХ века лоббизм становиться все более и более решающим фактором в политике современных государств. Тем более степень легализации лоббизма неуклонно возрастает.  В США после объявления открытости лоббистской деятельности в декабре 1995 г. (Lobbying Disclosure Act), лоббизм был практически легализован. В России также существует лоббизм, но о его легализации речи пока нет1. Лоббизм в России связывают со взятничеством, и с чем-то негативным. Это очень прискорбно, потому что степень признания и легализации лоббизма говорит о степени демократизации общества. Примером может служить функционирование лоббизма в странах Европы. В данном регионе лоббизм имеет свои характерные черты, является измерителем степени демократизации и в то же время не несет в себе негативных последствий.

Лоббизм как  полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения; расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов.

В связи с  тем, что власть объективно не в состоянии  удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает  проблема очередности, приоритета осуществления  тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теория элит и лоббизма.

§1.Теория элиты

Теории элиты (от франц. elite - лучшее, избранное, отборное) - социально-философские теории, обосновывающие тезис, что необходимыми составными частями любой общественной структуры являются высшие, привилегированные слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры, - элита  и остальная масса  людей2.

Предшественниками современных теорий элит были Платон,  Т. Карлейль, Ф. Ницше. Как определенная система  взглядов теории элиты были сформулированы в начале XX в. В. Парето, Г. Моской, Р. Михельсом, которые исходили из того, что политическая власть  - основа социальных отношений и поэтому главное орудие элиты - государство. Элита стремится упрочить свое положение, сохранить привилегии, оградить свои ряды от непривилегированных слоев общества. Определение  элиты неоднозначно. Ею именуются группы людей:

1)Получившие наивысший индекс  в области их деятельности (В. Парето);

2)Наиболее активные в политическом отношении, ориентированные на власть; организованное меньшинство общества (Г. Моска);

3)Пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством  (Г. Д. Лассуэлл);

4)Обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой, наивысшим чувством  ответственности (X. Ортега-и-Гассет);

5)Обладающие позициями власти (А. Этциони), формальной властью в организациях  и институтах, определяющих социальную жизнь (Т. Дай);

6)"Боговдохновленные" личности, почувствовавшие в себе способность к лидерству (Л. Фройнд);

7)Творческое меньшинство общества в противоположность нетворческому большинству (А. Тойнби);

8)Сравнительно небольшие группы лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества;

9)Наиболее квалифицированные специалисты,  менеджеры  и высшие служащие  в системе бюрократического управления.

До второй мировой  войны теории элиты получили наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции, после войны - в США. Основные варианты теории элиты: 1."Макиавеллиевский" (Дж. Бернхейм); 2."Ценностный" (X. Ортега-и-Гассет); 3.Структурно-функциональный (С. Келлер). Общие черты теории элиты - отрицание  исторического прогресса (история рассматривается как совокупность  социальных циклов, характеризуемых господством элит определенных типов); критика идеи народного суверенитета  как утопического мифа романтиков; утверждение, что неравенство - основа социальной жизни. Исходный постулат теории элит - абсолютизация  политических отношений. Политическая власть рассматривается в качестве основы социальных отношений, из которых наиболее значимы отношения господства и подчинения.

Первоначально теории элит были, открыто, враждебны даже буржуазной демократии. В конце 30- 40-х гг. Й. Шумпетер и К. Маннгейм реконструируют теорию элит, стремясь совместить их принципы  с признанием буржуазных демократических институтов. Маннгейм утверждал, что отличительная черта демократии - конкуренция  относительно открытых элит за позиции власти и "демократический оптимум" отношений элит и масс. С резкой критикой узкого слоя "властвующей элиты" в США в 50-х гг. выступил Р. Ч. Миллс. С позиций плюрализма Миллса критиковали Д. Рисмен, Д. Белл. В 70-80-х гг. в социологии полемизируют теории элитного плюрализма и "неоэлитаризма" (Т. Дай, X. Зиглер).

§2.Лоббизм

Слово “лобби” имеет английское происхождение. В "Оксфордском словаре" отмечается, что оно зафиксировано впервые в письменном языке в 1553 г. и обозначало тогда проходные коридоры в основном в монастырях. От них отходили двери к отдельным комнатам, галереям, тихим уголкам, которые и становились местом встреч заинтересованных лиц из "внешнего" монастырю мира и его обитателей, обладавших в то время немалой властью, в том числе и политической.

Позже эта характеристика распространилась на аналогичные коридоры и холлы в театрах, а уже в XVII веке и в парламентах. С 1640 г. слово “лобби” применяется для указания на помещения вокруг залов заседаний, где происходили встречи законодателей с гражданами.

Слова "лобби", "лоббизм", "лоббирование" упоминал уже Дж. Медисон, один из авторов проекта Конституции США и президент страны. В 1808 г. оно было зафиксировано в дебатах конгресса. К 1859 г. слово "лобби" достаточно четко соотносилось с указанием на тех, кто часто составлял группы интересов в конгрессе или высказывал определенное предпочтение им при подготовке и в ходе голосования. Чуть позже это слово применялось для обозначения подобных групп и в законодательных собраниях штатов3. В 1862 г. в Америке возникло и слово "лоббист", употребление которого сразу же было связано с указанием на взяточничество. В 1873 г. оно появилось и в Англии. Однако в описании особенностей английского политического процесса оно находило место с большим трудом и его употребление устоялось лишь в XX веке.

Наиболее полная и сбалансированная характеристика "лобби" дана в "Британской энциклопедии"4. Им характеризуется "любая попытка индивида или группы частных интересов оказывать влияние на решения властей; в своем первоначальном значении оно указывает на действия, корректирующие результаты голосования законодателей; в то же время лобби группируется вне законодательных палат. Лоббирование в той или иной форме неизбежно в любой политической системе". Согласно энциклопедии в нее входят:

1. Группы представителей  от избирателей, которые могут  оказывать давление на комитеты в законодательных собраниях;

2. Общественные служащие, которых можно "задержать за пуговицу" для доверительного разговора в кулуарах или специальных помещениях законодательных собраний, в отелях или частных домах;

3. Система рассылки  писем или осуществления телефонных звонков по организованному сценарию;

4. Система выдвижения  и вознаграждения кандидатов  от организаций и групп на важные посты;

5. Массированные  кампании по информированию общественности (паблик рилейшинз);

6. Участие в  работе разных комиссий. Что касается организационной структуры лоббизма, то в США, например, она носит еще более сложный характер и опирается в политическом плане на первую поправку к Конституции, обосновывающую право подавать петиции. Однако, заключает "Британская энциклопедия", правил непрямого лоббирования, особенно манипулирования общественным мнением отследить невозможно, и оно не поддается контролю общественности.

Что касается организационной  структуры лоббизма, то в США, например, она носит еще более сложный характер и опирается в политическом плане на первую поправку к Конституции, обосновывающую право подавать петиции. Однако, заключает "Британская энциклопедия", правил непрямого лоббирования, особенно манипулирования общественным мнением отследить невозможно, и оно не поддается контролю общественности.

Французский исследователь Франк Фарнел определяет теорию и практику лоббизма как продуктивное вмешательство в хозяйственные и социальные процессы с использованием политических методов и средств. Он подчеркивает, что профессия лоббиста пока не получила общественного признания в основных европейских странах и соответствующей легитимации - в отличие от Соединенных Штатов Америки. Но это вовсе не означает даже более умелого по сравнению с американцами использования стратегии и техники лоббизма и подготовки людей, ими пользующихся. В политологическом же отношении лоббизм способствует укреплению основ терпимости в обществе. "Если можно уяснить процесс лоббирования как барометр осуществления демократии, то осуществляющие его лица должны чувствовать себя связанными с определенными представлениями о социальных ценностях, которые основываются на уважении к человеку и к институтам"5.

Как же проявляется  данная деятельность в отдельных странах? Своеобразным масштабом может служить здесь уже упоминаемый закон об открытости лоббизма, который обсуждался на слушаниях подкомитета по административному законодательству и отношениях в правительстве юридического комитета палаты представителей США 31 марта 1993 г. и принят окончательно в декабре 1995 г. Он призван урегулировать лоббистскую деятельность на юридических началах, ликвидировать лазейки в практике лоббизма. Закон требует, чтобы лоббисты указывали своих клиентов, определяли специфику деятельности и рассказывали, сколько платят им и сколько платят они. В то же время он ориентирован на то, чтобы наличествующее право было понятно индивидам, на защиту интересов которых оно направлено. Закон об открытости лоббизма считался Президентом основополагающим для широкомасштабной политической реформы в целом. Отсюда и его значимость для политического климата страны в начале уже XXI века.

Вступление  в действие закона привело к тому, что число зафиксированных государственными органами лоббистов к весне 1996 г. увеличилось в два раза и достигло почти 40000 человек. В то же время закон позволяет четче отслеживать методы фальсифицирования в лоббировании, когда в конгресс посылаются письма от несуществующих адресатов (такие действия подвергаются штрафу в 50 тыс. долларов), регламентировать лоббирование в пользу иностранных государств, ставить ряд ограничений лоббистской активности бывших конгрессменов (особенно попавшихся на злоупотреблениях)6.

Лоббизм в Канаде особенно интересен в сочетаемости с проблемой регионального сепаратизма страны, манифестируемой Квебеком. Достаточно длительное время американские образцы не находили применения в Канаде, но с середины 60-х годов именно по ним начала строиться система "политических консультантов на содержании", отмечает канадский политолог Дж. Саватский7. При этом ведущие лоббисты страны, создав такой рынок услуг, не связывают себя с какой-либо партийной принадлежностью - это "непрофессионально". Но при этом они часто решают судьбы многих партийных кандидатов, даже на самом высоком уровне. Бизнесмены обращаются к  ним не реже, чем к юристам и другим специалистам. Организаторы политической жизни считают их советы ключевыми.

В каждой из стран  лоббизм характеризуется "национальным" обликом. Во Франции в 1884 г. был принят закон о свободе союзов, который способствовал защите "цеховых интересов" лоббистов. Фактически последние представляли перед политиками своих патронов - "королей" сахара, табака, стали и т.п. В настоящее время во Франции более 1500 таких групп, имеющих в основном профессиональный профиль. Но "обручение денег и власти" в стране происходило и происходит в основном в темноте, аппарат управления дистанцируется от лоббистов, по крайней мере не легализует с ними связей, как это имеет место в США.

Информация о работе Роль региональных элит и лоббистских структур в политике современных государств (На примере Российской Федерации)