Роль СМИ в жизни современного российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 12:15, реферат

Краткое описание

Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждогоиз членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет всебе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей.

Содержание

Введение
1. История развития СМИ в период с середины ХХ - начало ХХI века
2. Роль СМИ в жизни современного российского общества
2.1 СМИ и финансово-политическая деятельность
2.2 Социальная роль СМИ в российском обществе
2.3 Роль СМИ в культуре российского общества
3. СМИ и Интернет
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание политология роль сми в политической жизни россии.docx

— 40.63 Кб (Скачать файл)

Часто роль СМИ в российском многоконфессиональном  и интернациональном обществе занимаются такими противоположными и неравнозначными  задачами как - активизация национальной жизни и национальных движений и  ломка национальных перегородок, создание интернационального единства. Эти задачи выступают как две стороны  противоречивого развития межнациональной  жизни, что находит отражение  в СМИ. Одна из преоритетных целей  государственной национальной политики - это оздоровление, гармонизация национальных отношений на новой, современной  основе, которая должна выдвигается  средствами массовой информации как  дружеское сожительство народов, сохраняющих  свою самобытность и вместе с тем  открытых друг другу, приумножение единства российского общества.

Практика показывает наличие совокупности интересов населения, удовлетворяемых  путем получения информации от СМИ, которая (совокупность) при любых  различиях принимается каждым народом  России. К этим интересам относятся: повышение качества жизни народов  России, демократизация общества, поддержание на должном уровне обороноспособности страны и другие. СМИ в своих изданиях выявляют и показывают это. Главным предназначением и задачей средств массовой информации является становление центром общественного и гражданского согласия, способствующим сформированию у граждан России необходимого для современного цивилизованного общества уровня культуры. Например, для населения они отражают и знакомят с позициями различных партий и движений, но и еще регулярно проводят диалоги между ними по вопросам, волнующим современное общество. В обобщающих комментариях СМИ пытаются выделять из всех дискуссий те предложения, которые будут направлены на улучшение жизни людей, на изменение негативной ситуации в различных областях жизнедеятельности. При этом нельзя забывать о большой моральной ответственности тех, кто работает в структурах СМИ. Каждому из них целесообразно не просто высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу, но и обосновывать его.

Как роль СМИ в любом государстве  и обществе можно определить как  выражение интересов данного  общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Деятельность средств массовой информации имеет  важные общественно-политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение  к действительности и направление  социальных действий. Поэтому, можно  с уврененностью сказать, что  СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы  и тем самым участвуют в  социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки  определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.

СМИ в любом обществе становятся своеобразным посредником между  журналистом и аудиторией, т.о. выполняя важную информационную роль. В процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом: осуществляемая коммуникация представляет собой не личностное общение, как в повседневной практике, а  с помощью массовых форм связи. Между  журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический  канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Часто отсутствие достоверной информации порождает  слухи, мифы, а в кризисные моменты - страх, панику, неразбериху.

Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. Политическая культура являет собой правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым. Высокой политической культурой  является добросовестность в изложении  точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов  наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями.

Негативную, будоражащую гражданские  и национальные чувства роль сыграли  разочарование у части людей  в недавнем прошлом, методичное навязывание  СМИ определенной установки. В тот  момент СМИ представляло собой полную ущербность на фоне социально-политического, экономического и духовно-нравственного  кризиса, это привело к утрате доверия к государственной власти со стороны активной аудтории. В  этой ситуации компенсирующим механизмом выступила национальная принадлежность человека. Отсюда повышенная доверчивость при восприятии людьми различного рода национальных идей и лозунгов, легкость, с какой они становятся жертвами популистской и не всегда чистоплотной политики узкого круга этнической элиты. Поэтому работа российских СМИ должна строиться с учетом национального  самосознания.

Общепризнанно, что в современном  мире эффективная национальная политика невозможна без учета этнических аспектов демографических и миграционных процессов. Отсюда необходимость постоянного  изучения таких показателей, как  рождаемость и смертность населения, его воспроизводство; состояние  здоровья населения; миграция населения  как наиболее болезненное и тревожное  последствие межнациональных конфликтов.

В этой связи главная задача как  СМИ так и политики, социологии, культуры, экологии состоят в выработке, нового мышления, предусматривающего не только кардинальный разрыв со многими  устаревшими догмами и стереотипами или переоценку не утративших своей  актуальности положений, но и постоянный творческий процесс переосмысления сложившейся ситуации, разработку новых  теоретических подходов, настойчивый  поиск оригинальных и эффективных  путей достижения стабильности общества.

СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически  противоположным власти полюсом, а  не только инструментом пропаганды. Следовать  данному принципу далеко не просто. К нему должны привыкнуть не только журналисты, но и само общество. А  это, как показывает опыт, трудный  и болезненный процесс. Достаточно вспомнить столь частые нарекания  власть имущих на "распоясавшуюся печать", на то, что она нагнетает, искажает, сеет вражду и т.д.

Выражая и формируя общественное мнение, СМИ, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, с другой - воздействуют не только на сознание, но и на поступки, коллективные действия людей. Тоталитарный режим не считается  с общественным мнением. В демократическом  обществе управление социальными процессами не мыслимо без изучения и воздействия  именно на общественное мнение, в чём  колоссальная роль принадлежит СМИ. Обладание, умелое использование их - залог успешного осуществления  власти, демократических форм управления социальными процессами. СМИ выполняют  свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных  политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс  обновления, демократизация нашего общества чрезвычайно активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов  стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении. Печать стала аккумулятором  человеческого, политического опыта  постоянно политизирующегося общества.

Перечислим основные направления  деятельности СМИ:

1.удовлетворение информационных  интересов общества;

2.обеспечение гласности;

3.изучение и формирование общественного  мнения;

4.организация обсуждения, дискуссий  по важным проблемам жизни  общества;

5.поддержка или критика программ  и деятельности государства, партий, общественных организаций и движений, отдельных лидеров;

6.воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан.

В этих условиях в России коренным образом изменились взаимоотношения  политики и журналистики. Взамен безоговорочному  и жёсткому подчинению СМИ политике, административно-бюрократическому контролю за их деятельностью создаются новые, характерные для демократического общества условия функционирования печати, телевидения, радио, в основе которых лежат общечеловеческие ценности - честность, правдивость, уважение различных позиций, гарантия свободы  слова и совести.

В результате изменения информационной ситуации сегодня весь мир похож  на большую деревню, где всё известно. События, произошедшие в самой отдалённой точке планеты, как правило, в  тот же день становятся достоянием людей во всех цивилизованных странах. Телевидение, спутниковая связь  преодолевают расстояния и границы.

2.2 Социальная роль СМИ  в российском обществе

Роль СМИ в общественных отношениях - это явление, в котором органически  сливаются политические и правовые, нравственные и эстетические и иные ценности, создающие единую базу для  реального воплощения в жизнь  гражданских прав и обязанностей свободных индивидов, осознания  ими их органического сочетания. От воздействия СМИ на российское общество во многом зависит нравственное отношение наших граждан к  власти, правосознанию, социокультурным  ориентирам, эстетическим взглядам.

Таким образом, существует целый ряд  институциональных проблем, которые  мешают восприятию СМИ в качестве агентов социально-общественных процессов. Первостепенной задачей участия  средств массовой информации в социальных процессах - это освещение СМИ наиболее актуальных и злободневных проблем. СМИ как социальный институт наравне с другими конструктами общества играют свою специфическую роль в деле оздоровления и развития российского общества. Но в определённых культурно-историческоих условиях СМИ могут в той или иной степени утратить свои ролевые функции, что может привести к возникновению дисфункционального или афункционального эффекта.

2.3 Роль СМИ в культуре  российского общества

Один из важных вопросов о роли СМИ в возрождении национальной культуры России, в ее дальнейшем гуманистическом, нравственном наполнении становится сегодня  первостепенным, его правильное решение  может создать условия для  достижения согласия в обществе, позволит сплачивать население и его различные  слои на началах согласия и сотрудничества, реально решать многие злободневные политические, в том числе и  геополитические, социальные и экономические  проблемы. Обогащение культуры, усиление ее стабилизирующей роли становится ключевым звеном дальнейшего развития России, и роль СМИ в этой области  оказывается важнейшей..

В настоящее время остро встала проблема деятельности СМИ по формированию культурных ценностей в обществе. К сожалению, пока в России недостаточно специализирующихся на вопросах культуры СМИ. Культурная журналистика переживает кризис. Резко сократилось число  профессиональных обозревателей культуры и музыки, падает качество работы печатных и электронных СМИ в этом секторе. Это привело к потере интереса широкой публики к вопросам культуры, замене культурных и музыкальных  новостей светскими, и в конечном итоге - к трансформации политики СМИ в области культуры.

В данной ситуации невозможно не прийти к выводу о необходимости повышения  роли СМИ как фактора становления  культуры и образования в обществе. СМИ - это коммуникативный мост, без  которого решение проблем культуры никогда не превратится в национальный проект. Именно СМИ призваны формировать  адекватное отношение общества, в  первую очередь - молодежи, к различным  аспектам культуры. Их роль особенно важна  сейчас, когда коммуникативная функция  журналистики существенно расширилась, в том числе за счет Интернета. Реализации мероприятий в сфере  культуры приведет к существенному  улучшению духовной атмосферы в  российском обществе и решению наиболее острых проблем культурной журналистики, к созданию условий для полноценной  профессиональной деятельности специалистов в области культуры.

Таким образом, для журналистов, освещающих культурно-массовые события, можно  выделить следующие задачи:

· Широкое и свободное от ангажированности освещение вопросов культуры, поиск  новых имен и инициирование новых  проектов в области культуры.

· Организация эффективного сотрудничества печатных и электронных СМИ в  области культуры с целью повышения  тиражей и рейтингов, привлечения  новой аудитории - в том числе  молодежной.

· Подготовка и повышение квалификации журналистских кадров - специалистов в области культуры, организация  сотрудничества СМИ и профильных учебных заведений, практикумов  для студентов, специализирующихся на культурной тематике.

Кризисное положение сложилось  в области рекламы, в которой  идет бесконечная речь об одних и  тех же иностранных пищевых продуктов  и защиты от кариеса - как будто  зрители только и делают, что едят, жуют и, затем, чистят зубы.

На данный момент в кризисное  состояние постепенно переходит  и такая сфера влияния СМИ  на культуру как использование только русского языка, что вызывает сильнейшую тревогу многих представителей национальной интеллигенции и народов различных  национальностей. Сегодня также  усилиливается языковая экспансия  англоицизмов в телепередачах, в  прессе. Привычные и понятные русские  слова заменяются вычурными и  придуманными иностранными выражениями. Примеров тому множество: ток-шоу, брейн-ринг, эксклюзивное интервью, хит-парады, шоумены  и т.п.

Следует вспомнить, что в свое время  во Франции, когда возникла аналогичная  ситуация, был принят строгий закон  о защите французского языка от иностранных  выражений, была введена строгая  юридическая ответственность за нарушение этого закона. Закон  Франции от 31.12.75 г. об использовании  французского языка запрещает употребление иностранных выражений и терминов в устной и письменной рекламе, а  также в информационных материалах, появляющихся в печати, на радио  и телевидении, если существуют эквивалентные  выражения или термины во французском  языке.

Информация о работе Роль СМИ в жизни современного российского общества