Роль ООН в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 23:11, реферат

Краткое описание

Для написания реферата мною была выбрана тема– «Роль Организации Объединенных Наций в современном мире». На мой взгляд, эта тема заслуживает внимания, так как ООН одна из немногих организаций, которая решает такие проблемы мирового масштаба, как: борьба с бедностью, освобождение от страха, обеспечение стабильного будущего, улучшение экологической ситуации и т.д. После своего создания больше чем полстолетия назад в условиях катастрофических последствий всемирной войны ООН воплощала наибольшую надежду человечества на справедливое и мирное глобальное сотрудничество.

Содержание

Введение 3
Глава 1. ООН как международная организация: сущность и функционирование 4
Глава 2. Основные направления деятельности ООН в современном мире 13
Глава 3. ООН как гарант международного мира и безопасности. 16
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

роль оон в современном мире 1,2.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

Программы лечения и реабилитации жертв пыток и их семей осуществляются через Добровольный фонд Организации Объединенных Наций для жертв пыток, который получает взносы от правительств, организаций и отдельных лиц.

В-четвертых, первым юридическим документом Генеральной Ассамблеи, посвященным исключительно правам женщин, была Конвенция о политических правах женщин, принятая в 1952 году. В ней говорится, что женщины должны иметь право участвовать в выборах наравне с мужчинами, без всякой дискриминации, и что они должны иметь право занимать должности на общественно-государственной службе и выполнять все общественно-государственные функции, установленные национальным законодательством, на равных с мужчинами условиях.

Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин, принятая Генеральной Ассамблеей в 1967 году, содержала принципы и нормы, касающиеся прав женщин во всех сферах жизни семьи и общества. Они были расширены и включены в имеющую обязательную юридическую силу Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая была принята Ассамблеей в 1979 году. Конвенция вступила в силу 3 сентября 1981 года. Ее цель — положить конец дискриминации, которая приводит к отрицанию или ограничению равноправия женщин и мужчин «в политической, экономической, социальной, культурной и гражданской областях». Государства-участники обязуются представлять периодические доклады о мерах, принятых ими для выполнения ее положений. Доклады должны рассматриваться Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин в составе 23 членов, избираемых государствами-участниками. Комитет ежегодно представляет доклад Генеральной Ассамблее.

Также кроме этих прав существуют также другие вопросы, на которые обратила внимание ООН в ходе своей деятельности, к ним относятся:

право на самоопределение;

экономические, социальные и культурные права;

право на развитие;

ликвидация всех форм религиозной нетерпимости;

права человека и научно-технический  прогресс;

права ребенка;

защита женщин и детей  в период вооруженных конфликтов;

защита трудящихся-мигрантов;

защита коренного населения;

права иностранцев.

Помимо этого, существуют другие вопросы, связанные с правами человека, которые продолжают вызывать озабоченность Организации Объединенных Наций, это: защита меньшинств; вопрос об отказе от военной службы по соображениям совести; права человека при отправлении правосудия и вопрос об отмене смертной казни; право и обязанность отдельных лиц и групп поощрять и защищать права человека; и меры, которые должны быть приняты против тоталитарных идеологий и практики, основанных на расовой нетерпимости, ненависти и терроре [5, с. 154-167].

Следует отметить, что одно из направлений в деятельности ООН, а именно по защите прав человека направлено на то, чтобы – донести информацию о правах человека до населения каждой страны мира; обратить внимание на доступный каждому человеку международный механизм поощрения и защиты его прав и свобод; и распространение информации об усилиях ООН, направленных на реализацию прав человека.

Но, помимо защиты прав человека ООН выступает как гарант международного мира и безопасности, это второе из направлений ее деятельности, которое не менее важное в наше время.

Глава 3. ООН КАК ГАРАНТ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ.

 

Главная цель организации - поддержание международного мира и безопасности – может быть достигнута, прежде всего, при помощи мирных средств. Только в крайних случаях эта цель достигается с помощью вооруженной силы.

Устав ООН предусматривает и такое положение, при котором поддержание мира в том или ином районе путем использования мирных средств окажется затруднительным. В таких случаях Совет Безопасности уполномочивается решить, какие меры, «не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решения». Такие меры в соответствии со ст. 41 Устава могут включать перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных и других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений.

Если же развитие международных споров приводит к возникновению таких ситуаций, когда нет иного пути для предотвращения нарушения мира или акта агрессии, тогда становится правомерным использование Советом Безопасности таких действий «воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания мира и безопасности» (ст. 42).

Государства—члены ООН для обеспечения быстрых и эффективных действий по пресечению и предотвращению актов агрессии и нарушений мира возложили на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и согласились с тем, что «при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности. Совет Безопасности действует от их имени»  (п. 1, ст. 24). Члены ООН в соответствии со ст. 25 Устава соглашаются «подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их».

В деятельности ООН по поддержанию международного мира и безопасности важное значение приобретает вопрос о распределении полномочий между двумя главными органами организации — Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей [1, с. 54-59].

Таким образом, можно сделать вывод, что среди всех провозглашенных принципов и целей несомненных приоритет Уставом ООН отводится задаче предотвращения мировой войны и поддержания международного мира и безопасности. Совершенно очевидно, что задача поддержания международного мира и безопасности продолжает и в настоящее время иметь первостепенное значение для всего мирового общества, и поэтому по-прежнему оправдывает то центральное место, которое отводится ей Уставом ООН. Данная задача нисколько не утратила своей остроты и актуальности, поскольку по вине империалистических держав, и прежде всего США, не устранена угроза возникновения ядерной войны, и международная обстановка продолжает оставаться напряженной.

Кроме того, что ООН  защищает права человека и выступает  как гарант в поддержке международного мира и безопасности, она также занимается таким направлением деятельности, которое направлено на улучшение экологической ситуации в мире, что немало важно в наше время и чему тоже стоить уделять не меньшее внимание.

 

    

     Деятельность ООН по улучшению экологической ситуации в мире.

Одной из первых возникла организация, которая получила название «Программа ООН по окружающей среды (ЮНЕП)». Помимо основной функции - координация деятельности в сфере охраны природы, эта организация играет роль международного центра, отвечающего за решение глобальных экологических проблем, практической природоохранных задач и определяет приоритеты по финанансированию конкретных экологических проектов.

Под непосредственным руководством ЮНЕП в последние два десятилетия разработаны такие глобальные исследовательские и оперативные программы, как Всемирная стратегия охраны природы, Всемирный климатическая программа, Всемирная политика относительно почвы, План действий по борьбе с опустыниванием, Международная программа по безопасности химических соединений и др. Кроме того, ЮНЕП организовала глобальную систему наблюдения за состоянием окружающей среды, международной справочную систему для источников информации об окружающей среде, составила международный реестр потенциально токсичных химических веществ.

Благодаря усилиям ЮНЕП подписано большое количество международных 
договоров и конвенций, в том числе Конвенцию ООН по морскому праву, Конвенция о биологическом разнообразии, Конвенция по контролю за трансграничным переносом опасных отходов и их использованием, Конвенцию о международной торговле видами флоры и фауны, находящихся под угрозой исчезновения, девять конвенций об охране морей (в том числе и Черного моря), Монреальский протокол к Венской конвенции о веществах, разрушающих озоновый слой. Также заключено более 10 конвенций по совместному решению проблем охраны окружающей среды на Европейском континенте.

Кроме ЮНЕП, в системе ООН функционирует еще много специализированных учреждений, координирующих и организуют международное сотрудничество в природоохранной сфере. К ним относятся ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Международная морская организация (ММО), Международное агентство по ядерной энергетике (МАГАТЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) вместе со Всемирной сетью мониторинга загрязнения воздуха.

Наконец, в систему ООН входит немало организаций и учреждений, которые в той или иной степени причастны к решению экологических проблем. Это, в частности, Центр ООН из населенных пунктов (ГАБИТАТ), региональные экономические комиссии ООН в Европе, Африке, Латинской Америке и т.д., Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др. Указанные структуры способствуют защите планетарной окружающей среды и реализации экологонаправленных мероприятий.

Современная структура организационного механизма международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды такова:

• центральные учреждения ООН, прежде ЮНЕП;

• специализированные учреждения ООН (ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, ММО, МАГАТЭ, ВМО);

• межгосударственные региональные программы сотрудничества (Европейский Союз, Всемирная торговая организация, Содружество Независимых Стран, Европейская экономическая комиссия и др.);

• межгосударственные субрегиональные программы сотрудничества (например Программа защиты Черного моря, Дуная.

• межгосударственные многосторонние соглашения (в частности Соглашение о сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей среды государств СНГ);

• двусторонние межправительственные соглашения;

• международные неправительственные организации (Международный союз охраны природы и природных ресурсов; Всемирный фонд диких животных; Международный совет научных союзов и многие другие).

Украина является участницей почти 250 международных государственных отраслевых программ в сфере охраны окружающей среды, 47 двусторонних международных соглашений, 25 соглашений многостороннего сотрудничества, в определенной степени способствуют реализации решений саммитов «Рио-92» и «Рио+10». В государстве действует более 40 двусторонних международных соглашений. Украина является стороной значительного количества природоохранных конвенций, имеющих планетарный характер. На стадии проработки находятся еще более 20 международных конвенций, соглашений и протоколов, которые в ближайшее время будут ратифицированы.

Уникальное геополитическое расположение нашего государства предопределяет то, что любые ее международные отношения прямо или косвенно связаны с экологическими факторами. С другой стороны, потому, что исторически и географически Украина интегрирована в европейское окружающую среду, от уровня и качества наработки и внедрения политико-экономических и организационных механизмов европейской экологической интеграции зависит и уровень решения ее собственных экологических проблем, которые, по сути, являются транснациональными и глобальными.

Представительство ООН в Украине помогает правительству разрабатывать 
соответствующие законодательные акты и нормы природопользования, предоставляя 
информацию о природоохранных глобальные и региональные соглашения и т.п. 
Через Комиссию по выполнению решений Конференции по окружающей среде и развитию ООН активно поддерживает действия украинского правительства 
по реализации Программы спасения Черного моря, в которой принимают 
участие шесть стран, и Программы защиты бассейна Дуная, по которой 
сотрудничают 11 государств.

Расширение и укрепление механизмов экономического сотрудничества всех государств в сфере экологии, распространения положительного опыта природопользования и охраны природы является гарантом международной экологической безопасности, ориентации мирового сообщества на поиск эффективных путей решения неотложных глобальных и региональных экологических проблем. В связи с этим, наше государство должно обеспечивать собственные экологические интересы во внешнеэкономической деятельности, создавать эффективные инструменты достижения межгосударственного паритета в решении вопросов трансграничного переноса вредных веществ, промышленных выбросов и сбросов, стимулировать привлечение иностранных инвестиций на экологические цели, а также тщательно выполнять свои международные обязательства по проблемам окружающей среды.

Таким образом, можно сделать вывод, что обзор мировой экологической ситуации свидетельствует, что усложнение противоречий природопользования, возрастание их пространственных масштабов, с одной стороны, и усиление интернационализации хозяйственных связей, экологической взаимозависимости стран– с другой, привели к появлению и обострению глобальных экологических противоречий. Одностороннее решение экологических проблем социально-экономического развития какой-либо страной уже не в силах существенно повлиять на повышение уровня экологической безопасности хозяйствования на планете. Именно благодаря совместным целенаправленным действиям мирового содружества можно устранить угрозу глобального экологического кризиса. 

Следует отметить, что  все основные направления ООН, в  наше время являются очень актуальными  и должны стоять на повестки дня  каждой  страны мира. Так как, только совместными усилиями всех стран-членов ООН можно добиться поддержки и сохранения прав человека, международного мира и безопасности, а также стабильной экологии на нашей планете. Иначе, если не уделять этому внимания, все это может привести к очень негативным последствиям и даже, возможно, к исчезновению нашей планеты.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, можно  сделать вывод, что создание ООН  стало возможным в результате объединения усилий государств в  борьбе с фашизмом в период Второй мировой войны. Изучив структуру  ООН, следует отметить, что Генеральная  Ассамблея — занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа. Совет Безопасности, — несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Экономический и Социальный Совет — осуществляет функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества.

Информация о работе Роль ООН в современном мире