Роль ООН в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 23:11, реферат

Краткое описание

Для написания реферата мною была выбрана тема– «Роль Организации Объединенных Наций в современном мире». На мой взгляд, эта тема заслуживает внимания, так как ООН одна из немногих организаций, которая решает такие проблемы мирового масштаба, как: борьба с бедностью, освобождение от страха, обеспечение стабильного будущего, улучшение экологической ситуации и т.д. После своего создания больше чем полстолетия назад в условиях катастрофических последствий всемирной войны ООН воплощала наибольшую надежду человечества на справедливое и мирное глобальное сотрудничество.

Содержание

Введение 3
Глава 1. ООН как международная организация: сущность и функционирование 4
Глава 2. Основные направления деятельности ООН в современном мире 13
Глава 3. ООН как гарант международного мира и безопасности. 16
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

роль оон в современном мире 1,2.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

Обеспечить полную и производительную занятость и достойную работу для всех, в том числе для  женщин и молодежи;

Сократить вдвое за период 1990-2015 годов долю населения, страдающего  от голода.

    2) обеспечение всеобщего начального образования. Традиционно высокое качество образования в странах СНГ находится под угрозой в связи с сокращением объемов государственного финансирования и неэффективным использованием имеющихся ресурсов. Содержание многих сельских школ экономически неоправданно и они не в состоянии обеспечить достойное качество обучения. Новые информационные технологии, такие, как Интернет, могли бы стать решением проблемы для школ, расположенных в сельской местности и отдаленных районах, но Интернет недоступен большинству сельских учащихся и их семьям.

Для обеспечения всеобщего начального образования ООН ставит перед собой главную задачу:

Чтобы  к 2015 году у детей во всем мире — как у мальчиков, так и у девочек — была возможность получать в полном объеме начальное школьное образование. 

     3) поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин.

Этого ООН может достичь, выполнив следующую задачу:

Ликвидировать, к 2015 году, неравенство между полами на всех уровнях образования.

     4) сокращение детской смертности. Результаты исследований показывают, что недостаточное питание детей также может стать серьезной проблемой во всем мире. Многочисленные данные свидетельствуют о нехватке в питании микроэлементов, таких, как, например, йода. Недорогим и эффективным способом решения этой проблемы могла бы стать йодизация всей пищевой соли.

     5) улучшение охраны материнства.

Для достижения сокращения детской смертности ООН необходимо выполнить следующее:

Сократить на три четверти за период 1990–2015 годов коэффициент  материнской смертности;

Обеспечить к 2015 году всеобщий доступ к услугам в сфере  охраны репродуктивного здоровья.

     6) борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями. Основная причина ухудшения здоровья людей - кризис системы здравоохранения, которая по-прежнему строится, главным образом, на стационарных формах лечения, а не на амбулаторных и профилактических методах и пропаганде здорового образа жизни. Состояние здоровья населения связано и с плохим качеством окружающей среды. Также, не решен вопрос обеспечения населения многих стран мира безопасной питьевой водой.

Основными задачами в  борьбе с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими  заболеваниями являются:

Остановить к 2015 году распространение ВИЧ/СПИДа и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости;

Предоставление к 2010 году возможности пройти лечение от СПИДа  всем, кто в этом нуждается;

Остановить к 2015 году распространение малярии и других основных болезней и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости.

     7) обеспечение экологической устойчивости. Советская система, проводившая курс на ускоренное промышленное развитие страны, оставила после себя «наследство» в виде отходов атомной промышленности и загрязненной окружающей среды, оздоровление которой требует огромных усилий и средств. Прогнозы объемов выбросов и сбросов основных загрязняющих веществ показывают, что загрязненность воздуха в городах по-прежнему останется серьезной проблемой, в то время как загрязнение водного бассейна и качество питьевой воды превратятся в отдаленном будущем в серьезную проблему.

Для обеспечения экологической  устойчивости необходимо:

Снижение масштабов сокращения биологического разнообразия путем  значительного уменьшения темпов его  утраты к 2010 году;

К 2015 году сократить вдвое долю населения, не имеющего постоянного доступа к чистой питьевой воде и основным санитарно-техническим средствам;

К 2020 году обеспечить существенное улучшение  жизни как минимум 100 миллионов обитателей трущоб.

     8) формирование глобального партнёрства в целях развития.

Для формирования глобального партнёрства в целях развития необходимо выполнить следующее:

Удовлетворять особые потребности  наименее развитых стран, не имеющих  выхода к морю, и малых островных  развивающихся государств;

Продолжать создание открытой, регулируемой, предсказуемой и недискриминационной торговой и финансовой системы;

В комплексе решать проблемы задолженности  развивающихся стран;

В сотрудничестве с фармацевтическими компаниями обеспечить доступ-ность недорогих лекарств в развивающихся странах;

В сотрудничестве с частным сектором, принимать меры к тому, чтобы все могли пользоваться преимуществами новых технологий, особенно информационно-телекоммуникационных.

Восемь целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, которые предусматривают достижение различных показателей — от сокращения к 2015 году вдвое масштабов крайней нищеты до прекращения тенденции к распространению ВИЧ/СПИДа к этому же сроку — составляют план действий, согласованный всеми странами мира и всеми ведущими мировыми учреждениями в области развития. Они позволят мобилизовать беспрецедентные усилия по удовлетворению потребностей беднейших слоев населения в мире [2].

Помимо того, что ООН решает разнообразные  проблемы во всем мире она в своей деятельности сталкивается с рядом проблем и трудностей, к примеру, у Совета Безопасности часто возникают трудности со своевременным принятием решений.

Даже после полного провала  попыток вовремя отреагировать  на события, связанные с геноцидом  в Руанде, до сих пор не выработано общее соглашение о гуманитарном вмешательстве. Так, помимо усилий со стороны генерального секретаря, не предпринято никаких практических шагов, чтобы прекратить варварские этнические чистки по отношению к более чем миллиону жителей суданской провинции Дарфур.

Еще труднее Совету Безопасности было принять решение о незамедлительных действиях в ответ на угрозу терроризма, сопряженную с возможностью распространения оружия массового уничтожения. Раньше Совет Безопасности сосредотачивал свои усилия преимущественно на том, чтобы скорее реагировать на события, нежели предупреждать их возникновение. В нормальной ситуации это, бесспорно, намного лучше, чем сидеть сложа руки, но при угрозе терроризма и распространения ядерного оружия просто отреагировать на катастрофу явно недостаточно. Подобные угрозы будут исходить от группировок, находящихся за рамками традиционного международного сообщества, – их не остановит ни дипломатическое, ни экономическое, ни военное давление. Зачастую шанс на успех имеют только моментально предпринятые действия. Поэтому возможно, что залогом эффективности Совета Безопасности в будущем станет радикальный пересмотр его отношения к чрезвычайным мерам по превентивному вмешательству. Это один из самых сложных вопросов, с которыми сталкивался Совету Безопасности за всю его историю.

Другая, не менее важная проблема – отсутствие у Организации Объединенных Наций физической способности к действию. ООН не имеет в своем распоряжении надежных постоянных сил быстрого реагирования. Сегодня на комплектование и введение в действие миротворческого контингента уходит не менее трех месяцев. Правительства стран-членов пока отвергают все проекты создания небольшого постоянного контингента быстрого реагирования, поэтому в ситуациях, когда требуется незамедлительное вмешательство, мировому сообществу приходится обращаться за помощью по другим адресам. Это один из главнейших недостатков ООН и, кстати, один из сильнейших аргументов в пользу односторонних превентивных действий, хотя, опыт показывает, что этот подход тоже малоэффективен. Все чаще в адрес НАТО, различных «коалиций заинтересованных», региональных организаций, а иногда и отдельных стран (например, Австралии в случае с Восточным Тимором) раздаются призывы взять на себя миротворческие функции, прежде чем ООН сможет сформировать соответствующий контингент. В тяжелейших ситуациях, таких, как кризис в Руанде, ООН не удавалось найти ни одной страны, пожелавшей выступить от ее имени. Сегодня, спустя шестьдесят лет после основания, ООН, чьей первейшей задачей является поддержание мира и безопасности на планете, до сих пор не имеет собственного контингента для оперативного вмешательства. В свете новых угроз безопасности, которые, несомненно, потребуют быстрого реагирования, Совету Безопасности ООН необходимо обратиться к этой проблеме [8].

     Таким образом, можно сделать вывод, что события XXI века продемонстрировали достоинства и недостатки ООН. Они свидетельствуют также о том, что мировое сообщество столкнулось с новыми формами угрозы, которые потребуют новых форм действия, реагирования и сотрудничества. ООН – международная организация, в первую очередь, отвечающая за мир и безопасность на планете, центр, который координирует внешнюю политику государств и от которого напрямую зависит решение многих важных проблем, и она сталкивается в этом смысле с особым вызовом. Если ООН сможет продемонстрировать явную готовность к адаптации и обновлению собственной миссии, то она сможет внушить чувство уверенности и снискать поддержку правительств и народов всех стран мира. А это является залогом будущего успеха ООН.

Следует более подробно остановиться на основных направлениях деятельности ООН в современном мире, к которым можно отнести такие как: защита прав человека, сохранение мира и безопасности и улучшение экологии в мире и т.п.

 

Глава 2. Основные направления деятельности ООН в современном мире.

    

     Как сказано в преамбуле Устава ООН, народы Объединенных Наций заявляют о своей решимости «социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе». Таким образом, статья 1 Устава провозглашает, что одной из целей Организации Объединенных Наций является осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и рели». Для достижения целей по  защите прав человека, ООН было предпринято ряд действий.

Во-первых, одним из первых важных достижений Организации Объединенных Наций стало принятие Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека.

В статьях 3—21 Декларации излагаются гражданские и политические права человека, которыми должны обладать все люди, включая:

право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;

свободу от рабства и подневольного состояния;

свободу от пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказания;

право на признание правосубъектности; право на равную защиту закона; право на эффективное восстановление в правах: свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания; право на то, чтобы дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом; право считаться невиновным до тех пор, пока виновность не будет установлена;

свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;

свободу передвижения; право убежища; право на гражданство:

право вступать в брак и основывать семью: право владеть имуществом;

• свободу мысли, совести и религии; свободу убеждений

и свободу выражения их;

• право на свободу собраний и ассоциаций;

• право принимать участие в управлении своей страной и право равного доступа к государственной службе.

В статьях 22—27 Декларации излагаются экономические, социальные и культурные права человека, в том числе:

право на социальное обеспечение;

право на труд;

право на отдых и досуг;

• право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека;

право на образование;

право на участие в культурной жизни общества.

В заключительных статьях признается, что каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором эти права и свободы могут быть полностью осуществлены, и подчеркиваются права человека и его обязанности перед обществом.

Во-вторых, в 1963 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В которой заявляется, что дискриминация в отношении людей по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения представляет собой посягательство на достоинство человеческой личности, отрицание принципов, изложенных в Уставе, нарушение прав, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, и препятствие к поддержанию дружественных и мирных отношений между государствами.

Два года спустя Ассамблея приняла Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Конвенция вступила в силу 4 января 1969 года. К 30 июня 1989 года участниками Конвенции были 128 государств. Расовая дискриминация определена в Конвенции как «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни». Государства — участники Конвенции обязуются проводить политику ликвидации расовой дискриминации и способствовать взаимопониманию между расами.

В-третьих, конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, была принята Ассамблеей в 1984 году и вступила в силу 26 июня 1987 года. К 30 июня 1989 года 42 государства стали участниками Конвенции, которая обязывает государства объявить пытку преступлением, преследовать в судебном порядке и наказывать лиц, виновных в ее совершении. Пытку не могут оправдывать пи приказы вышестоящих начальников, ни исключительные обстоятельства. Конвенция предусматривает суд над лицами, подвергавшими кого-либо пыткам, в судах государств-участников, независимо от того, где имела место пытка. Она также разрешает при наличии надлежащих условий расследование независимым комитетом, который может также получать жалобы от отдельных лиц на государства, признавшие полномочия Комитета делать это.

Информация о работе Роль ООН в современном мире