Развитие политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 15:11, контрольная работа

Краткое описание

В своей контрольной работе мы рассмотрим три вопроса касающиеся развития политической мысли:
- Политическая мысль Древнего мира и Античности;
- Политическая мысль Средневековья (V-XI вв). Возрождение и Реформация (XIII-XVII вв.).
- Гражданская концепция: политическая мысль раннего этапа Нового времени / Макиавелли. Боден. Гоббс. Локк. Монтескье

Содержание

Введение 2
1. Политическая мысль Древнего мира и Античности 3
2. Политическая мысль Средневековья (V-XI вв). Возрождение и Реформация (XIII-XVII вв.). 7
3. Гражданская концепция: политическая мысль раннего этапа Нового времени / Макиавелли. Боден. Гоббс. Локк. Монтескье 12
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие политической мысли.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

     Формы правления различаются Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную  власть. Главными среди них он считает  моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к Богу и уважение к человеку. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.

     Другой  средневековой мыслитель-богослов Фома Аквинский (1225-1274 гг.) полагал, что государственная власть происходит от Бога и потому должна быть подчинена духовной. Это положение было связано со стремлением средневековых теологов обосновать верховенство духовной (церковной) власти над светской. Несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование, считал Фома Аквинский, зависит от людей. Следовательно, сущность власти божественна, но формы ее реализации определяются самими людьми. Возмущение народа против власти монарха признавалось смертным грехом, поскольку было равносильно выступлению против Бога. Однако сама светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.

     Христианство пыталось удержать политику в подчиненном положении как светский придаток религии, навязывало теоретическое понимание государства и власти как элементов божественной деятельности и подконтрольности.

     В социально-экономической жизни Западной Европы, начиная с XIV века в Италии и с XV века в других странах, происходит целый ряд изменений, знаменующих начало той исторической эпохи, которая получила название Возрождения. Одной из главных черт эпохи Возрождения является отказ от преимущественной ориентации всей идеологической системы на сверхъестественное, духовно-религиозные ценности и поворот в сторону земных естественных потребностей и интересов человека.

     В политической мысли эпохи Возрождения  на место религиозного, теократического  объяснения политики, государства и права приходят светские концепции, в которых выдвигались и отстаивались требования независимого от церкви государства, единой и централизованной государственной власти.

     Наиболее  ярким представителем политической мысли эпохи Возрождения был Н.Макиавелли (1469 -1527 гг.), которого считают основателем политической науки. Этот факт является признанием его заслуг в развитии политической мысли. В работах «Государь», «Размышления о первой декаде Тита Ливия», Н. Макиавелли излагает основные положения нового, рационалистического подхода к проблемам политической науки6. В соответствии с ними политика рассматривалась как самостоятельная сфера деятельности, свободная от религии, относительно автономная от других областей жизни общества. Власть во всех ее проявлениях является сердцевиной политики, и, следовательно, составляет главный предмет политической науки, утверждал Н. Макиавелли.

     Научные принципы политического искусства  Н.Макиавелли выводил на основе исследования реальных качеств человеческой природы, расстановки и движения борющихся в обществе сил, интересов и страстей. Задачу политической науки Н.Макиавелли видит в том, чтобы объяснять действительное положение вещей, отправляться от фактического материала, на основе исторического опыта, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Не действительность подгонять под канонизированные схемы,а, наоборот, на основе познания реальной действительности выводить работающие политические принципы и в соответствии с ними творить политическую историю. В этом заключается глубоко прогрессивный характер методологии Н.Макиавелли.

     Государство в теории Н.Макиавелли означает политическое состояние общества: отношения властвующих  и подвластных, наличие соответствующим  образом устроенной, организованной политической власти, наличие юстиции, учреждений, законов. Он рассматривает государство не как застывшую, неподвижную структуру, а в движении, как изменчивое состояние, зависящее от соотношения борющихся сил.

     При анализе политических форм Н.Макиавелли обращается к самым различным факторам, влияющим на их становление и изменение: экономическим, военным, территориальным, географическим, демографическим, этническим. Особое внимание он уделяет психологическим аспектам политики. Н.Макиавелли уловил взаимосвязь нравственного и психологического состояния общества с политическими формами и с этой точки зрения явился одним из пионеров политической психологии.

     В работе «Государь»7 Н.Макиавелли яркими красками рисует образ властителя, который попирает моральные каноны и по трупам своих родных, близких, друзей и подданных идет к вершинам славы и могущества государства. Таким образом, о правилах политического искусства Н.Макиавелли рассуждает не с точки зрения справедливости, морали и т.п., а с позиций политической цели, при достижении которой моральные критерии являются чем-то второстепенным и подчиненным и без колебаний должны быть отброшены для успеха дела. Цель оправдывает средства.

     С тех пор политические действия, пренебрегающие нормами морали, стали называться «макиавеллизмом». Исторический опыт показывает, что использование безнравственных аморальных средств для достижения политических целей, в конечном счете, приводило к обесцениванию самой цели. Пример проявления макивеаллизма - применение в СССР во времена сталинизма антигуманных, а порой и бесчеловечных средств во имя достижения прекрасных по существу и содержанию идеалов.

     Противопоставив политику общепризнанным нормам морали, Н.Макиавелли стал спорной фигурой  в истории политической науки. Но он же, применив принцип рационализма к анализу политики, по праву считается родоначальником современной политологии, и его исследования политики имеют непреходящее значение.

3. Гражданская концепция: политическая мысль раннего этапа Нового времени / Макиавелли. Боден. Гоббс. Локк. Монтескье
 

     В Х V I - Х VI I вв. политическая мысль освобождается  от религиозной концепции и постепенно приобретает светский характер. Гражданская  концепция политической мысли выдвигает  новые, весьма радикальные идеи и теоретические разработки:

     Государство не божий промысел, а дело рук  человека. Политическое состояние общества характеризуется определенными  отношениями между людьми (Макиавелли).

     Государство возникает в результате общественного  договора. Заключив договор, люди добровольно ограничили свою свободу в обмен на закон и порядок (Гоббс, Локк).

     Впервые были разграничены такие понятия  как личность, общество и государство  и личность была поставлена выше, чем  общество и государство. Таким образом, возник основополагающий принцип либерализма (Локк).

     Политическая  власть в обществе должна быть разделена  на три основные вида: законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы различные власти могли  сдерживать друг друга (Монтескье).

       Гражданская концепция политической мысли подготовила солидную правовую базу для дальнейшего развития общества. Но либерализм в экономике приводит к тому, что значительная часть граждан не может воспользоваться <гарантированными» правами и свободами и оказывается за гранью нищеты. Стремясь найти выход из затруднительного положения, многие мыслители вырабатывают новую социальную концепцию политической мысли. Суть ее заключается в следующем:

     - Введение антимонопольных законов и увеличение налогов на сверхприбыль.

     - Перераспределение доходов через государственные органы в пользу малоимущих.

     - Эффективная социальная политика, обеспечивающая каждому гражданину достойную жизнь.

     - Эффективный контроль за деятельностью властных структур.

     Свидетельством  стремительного развития политической науки является и учение другого выдающегося политического мыслителя Возрождения - Жана Бодена (1530-1596), а в более позднее время теория другого защитника монархической власти - Томаса Гоббса (1588-1679).

     Будучи  юристом по образованию, а во многом и по складу ума, Боден развивал свои политические идеи в теснейшей связи с анализом природы и содержания закона, примыкая к теоретикам естественного права. Боден отвергает идею, согласно которой универсальные принципы могут применяться непосредственно, составляя конкретную систему права. История учит тому, что нельзя забывать о различиях в ситуациях: различается не только образ жизни людей, но и окружающие их обстоятельства. В этом аспекте своей теории Боден является предшественником не только Монтескье и Берка, но и исторической школы права XIX в. Боден предвосхитил также многие идеи Монтескье о влиянии климата на государственное устройство у различных народов. Свои политические идеи он развил в работе «Шесть книг о государстве» (1577). Отвергая аристотелевскую концепцию возникновения государства путем перерастания семьи в селение и, наконец, в полис, Боден утверждает, что, при всем сходстве с семьей, государство, формируя обширное сообщество, основано не на инстинкте, а на силе. Оба объединения сходны в обладании авторитетом. В семье - это власть отца семейства, первоначально возникающая из почитания старших. В государстве авторитет называется суверенитетом, который является продуктом силы.8

     Жан Боден сформулировал понятие  суверенитета как существенного  признака государства. Суверенитет государства он понимал как единственную, неделимую, свободную от ограничений и законов власть над гражданами и подданными. По Бодену, основными признаками суверенитета являются:

     1) самостоятельность власти, которая  внешне оказывается в независимости от других государств, а внутренне - в независимости от подчинения кому-нибудь внутри государства;

     2) постоянство и непрерывность власти, которая во Франции, например, оказывалась в официальном сообщении о смерти одного короля и вступлении на престол другого (король умер, пусть живет король);

     3) несвязанность законами, поскольку они являются распоряжениями той же суверенной власти (власть может быть связана правом как проявлением общей справедливости);

     4) неотчужденность и неделимость  власти.

     Суверенная власть, по мнению Ж. Бодена, имеет право издавать законы, объявлять войну и мир, назначать чиновников, совершать высший суд, миловать, чеканить монету и устанавливать меру и вес, собирать налоги.9

     Гоббс в политическом трактате «Левиафан» (1651) выступил как защитник чистого принципа абсолютности единоличной власти, отождествляющей себя с государством. Свои идеи он обосновывал, прибегая к математическим понятиям, и в некотором смысле стал предшественником точных методов исследования в общественных науках.

     Потребность в государстве Гоббс выводит  из свойств человеческой природы, эгоизм и безрассудство которой ввергают людей в состояние беспрерывной борьбы и анархии. Еще одним свойством  человека является постоянное стремление к удовлетворению собственных (преимущественно физиологических) желаний. Из этого стремления вырастает жажда власти, которую Гоббс определяет как способность индивида обеспечить себе максимально возможную сумму благ. В таком «природном состоянии» мир полон людей, соперничающих в борьбе за счастье, поэтому шансы каждого удовлетворить свои прихоти невелики. Но поскольку стремления к выживанию и к постоянному наслаждению - самые сильные в человеке, борьба становится непрерывной. Это – «война всех против всех». Выход из нее только один - в создании Левиафана, или единственной власти, всегда превышающей власть индивидов. Такая власть возможна только в организованном сообществе, равнозначном миру. Но мира можно достичь только путем отказа от прав. Если люди хотят безопасности, они должны отказаться от возможности направлять свои склонности куда им вздумается, не обращая внимания на других. Реализация принципов государственности на практике возможна только путем общественного договора, который должен быть всеобщим и взаимным. Власть как бы соединяется в единую массу и передается одному человеку или корпорации правителей, которые используют ее для общественного блага.

     Развивая  учение о монархическом суверенитете, Гоббс сделал выбор в пользу принципа силы под влиянием опыта первой английской революции, потрясшей до основания политическую систему в этой стране и завершившейся реставрацией старой династии после недолголетнего диктаторского правления Кромвеля.10

     Концепции природных прав и общественного  соглашения были разработаны английскими  мыслителями Джоном Локком, а также французским мыслителем Жан-Жаком Руссо. Сущность концепций природных прав человека заключалась в признании того, что люди от природы наделены правом на жизнь, свободу, собственность и безопасность и никто не должен зариться на природные права как неотъемлемые от самой сущности человека. Этими правами люди были наделены в природном (то есть к государственному) состоянии. Это состояние философы понимали по-разному: Дж. Локк, хоть и подчеркивал мирный характер людей в природном состоянии, однако не исключал возможности возникновения угрозы существованию природных прав людей, а Ж. - Ж. Руссо трактовал природное состояние как самый счастливый период человечества.

Информация о работе Развитие политической мысли