Пути предупреждения и методы разрешения политических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:05, реферат

Краткое описание

Определяемый в общей форме конфликт означает столкновение, борьбу двух или более сил, преследующих несовместимые интересы. Он является движущей силой политического процесса. Политика конфликтна по своей сути, природе, поскольку в одном из своих важнейших проявлений она выступает как деятельность по мирному и насильственному разрешению конфликтов с помощью государственной власти.

Содержание

Введение 3
1. Политические конфликты 4
1. 1. Источники и формы политических конфликтов 4
1.2. Структура политического конфликта 7
1.3. Функции политических конфликтов 8
2. Регулирование политических конфликтов 10
2.1. Предупреждение политических конфликтов 11
2.2. Методы разрешения конфликтов 12
2.3. Особенности политического конфликта в России 13
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_политология.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Психологические факторы - сложившиеся типы характера, темпераменты. Преобладание в обществе либо конфронтальных типов характера, либо консенсусных.

Для конфликтов в трансформирующихся обществах, к которым сегодня относится Россия, характерны значительная острота и скорость протекания, наличие существенных противоречий между регионами и центром, особая роль национальноэтнического и религиозного факторов, приоритеты национального и «местного» самосознания, недостаточный уровень демократической и политической культуры, опыта разрешения конфликтов. В связи с этим политические конфликты в трансформирующихся обществах имеют тенденцию к преобладающему проявлению именно негативных функций и требуют поиска правильных методов разрешения.

 

2. Регулирование политических конфликтов

 

В политической практике существуют различные пути урегулирования социальных конфликтов, т.е. снижение их остроты, прекращение  открытых враждебных действий сторон. Однако набор используемых для этого  методов весьма не велик. Все их можно  свести к следующим четырем:

Отрицание, замалчивание имеющихся конфликтов.

Применение  репрессивных мер по отношению к  одной или всем конфликтующим  сторонам.

Осуществление реформ, призванных частично устранить  предпосылки, приведшие к открытому  столкновению.

Попытки коренного разрешения конфликтов путем устранения их непосредственных причин.

Выбор того или  иного метода в практической политике определяется многими факторами.

Первые два  метода весьма часто употребляются, особенно на ранних стадиях развития конфликтов. Однако в долгосрочной перспективе они едва ли приводят к положительным результатам. Замалчивание конфликта на первых порах сможет притормозить его развитие. Физическое принуждение также может на некоторое время сдержать действия сторон. Но при этом сохраняется угроза возобновления конфликта с еще большей силой, так как его глубинные корни оказываются незатронутыми. Раньше или позже для урегулирования конфликтов приходится прибегать к использованию третьего или четвертого метода.

Наиболее предпочтительным методом является достижение компромисса между конфликтующими сторонами.

В недемократических, тоталитарных политических системах, как правило, правящей группой ставятся цели полной ликвидации конфликтов во имя всеобщей гармонии и единства. Однако такие цели всегда оказываются недостижимыми. Весь опыт существования тоталитарных систем показывает, что они неизбежно поражаются социальными конфликтами, причем в формах наиболее болезненных и разрушительных. Имеющиеся противоречия здесь не разрешаются, не регулируются, не смягчаются, и загоняются внутрь социального организма, чтобы в конце концов прорваться наружу в насильственных, неинституциональных формах политического действия.

 

2.1. Предупреждение политических конфликтов

Существуют  методы,  с помощью которых  удается ослабить напряженность между политической элитой и политическими группами, чьи интересы спровоцировали  конфликт.

Метод социального  маневрирования позволяет перераспределить часть общественных благ в интересах  конфронтирующих групп.

Метод политического  маневрирования применяет действия, направленные на объединение интересов различных политических групп и преобразования их в комплекс мер, способствующих сохранению власти правящей элитой.

К формам реализации метода политического маневрирования относятся:

1) анализ возможного политического компромисса конфликтующих сторон, замена  средств для достижения цели, смена политического лидера;

2) политическое  манипулирование как теневой  способ управления общественным  мнением с использованием методов  психологического влияния; 3) интеграция конфронтирующих групп. (Эти группы обычно объединяют факторы общественного возмущения. Для правящей элиты важно интегрировать конфликтующие группы в свою структуру, включить представителей других групп в состав своего руководства;

4) ослабление «системной оппозиции». Поскольку  «системная оппозиция» видит свою задачу в разрешение действующей политической системы, для правящей верхушки важно нейтрализовать действия оппозиции. В этих целях могут использоваться: демонстрация недостижимости целей оппозиции; подготовка негативного общественного мнения по отношению к оппозиции среди слоев, где она имела популярность; демонстрация корыстных целей лидеров оппозиции; нейтрализация влияния лидеров оппозиции; создание групп, изнутри подрывающих авторитет оппозиции; включение представителей оппозиции в состав органов действующей власти, достижения консенсуса в разработке текущих задач.

Метод силового давления применяют в обществе, где  политическая активность невелика, преобладают  консервативные взгляды, а противодействие насильственными методам слабое. Используются специфические формы силового  давления -  от насильственного установления диктатуры  до косвенных способов воздействия. С помощью диктатуры правящие круги пытаются насильственным путем уничтожить негативное восприятие существующей системы и сохранить ориентацию на возврат к жесткой иерархии политической власти.

 

2.2. Методы разрешения конфликтов

 

Центральная проблема конфликтов – их разрешение (управление конфликтом, контроль над конфликтом, регулирование конфликта).

Под регулированием конфликта понимается разработка, и  применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и  масштаба конфликта, его деэскалацию.

Политической  практикой и теорией выработаны некоторые всеобщие формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов. В их числе – компромисс и консенсус.

Компромисс  определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы  вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью называются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки о политические коалиции.

Консенсус –  это соглашение значительного большинства  людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального  порядка, выраженное в действиях.

Консенсус –  универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.

 

Существуют  четыре способа разрешения конфликтов:

1. соглашение  в результате совпадения мнений  всех сторон;

2. соглашение  в соответствии с законодательной  или моральной волей внешней  силы;

3. соглашение, навязанное  одной из сторон конфликта;

4. застарелый  конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.

Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров  стороны обмениваются мнениями, что  снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более  точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры – ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.

 

2.3. Особенности политического конфликта в России

 

Содержание  политических конфликтов в отдельной  стране зависит от структурных и функциональных характеристик политической власти, потребностей политического развития общества, состояния идеологии, традиций и опыта политической борьбы. Сравнительный анализ политических конфликтов в различных странах вскрывает более глубокие факторы конфликтности, уходящие корнями в особенности национальной культуры.

Особенности русской  политической истории и национальной культуры сформировали ряд содержательных черт конфликтности, восприятия и поведения  в конфликтной ситуации, присущих не только русским людям, но и представителям тех народов, которые тесно связывали с Россией свою историческую судьбу. Во-первых, это долготерпение, стремление как можно дольше не вступать в открытое столкновение. Россиянин может бесконечно долго терпеть нужду, лишения, притеснения, даже прямое насилие, хорошо осознавая их пагубное воздействие, но не считая необходимым до поры до времени вступить с ними в открытое противоборство. Даже тогда, когда притеснения становились невыносимыми, у россиянина оставалась возможность собрать свои пожитки и пуститься в бега, надеясь в необжитых районах страны найти спасение от невзгод и насилия. Лишь загнанный окончательно в угол, он начинал ожесточенно сопротивляться, обнаруживая в себе силы, способные все смести на своем пути.

Во-вторых, это крайние формы поведения в конфликте, исходящие из расчета, во что бы то ни стало одержать верх, добиться победы над противником. Вяло текущий конфликт, позволяющий сторонам длительное время сохранять независимость, свободу выражения и отстаивания своих позиций – большая редкость. Гораздо чаще ситуация выглядит как долготерпение одной из сторон, нежелание вступать в конфликт, переходящее затем в бунт, взрыв, ярко выраженное сопротивление давлению противоположной стороны.

В-третьих, ментальное неприятие конфликта, подсознательное отношение к нему как к тяжелейшему бремени. Атмосфера конфликта непривычна и нежелательна для русской души. В отличие от Европы и других стран, русский характер еще живет грезами братского единства, доверчивости, всеобщей любви, которые и по сей день питают идеи соборности, особой роли и предназначения России к окончательному объединению всех народов во имя всеобщего мира и согласия на Земле.

Одним из факторов политической конфликтности в российском обществе является господствующий политический режим. Речь идет о методах деятельности государственных органов, степени политической свободы в обществе, правовом положении личности.

Современный этап политического развития российского  общества можно условно определить как период перехода от тоталитаризма к демократии. Однако в действительности происходящие политические процессы отражают сложное переплетение частных интересов, взаимодействие различных политических сил, преследующих далеко не однозначные цели. В условиях развала прежней государственности, составлявшей основу единства многонационального сообщества, страну захлестнула новая волна неуправляемых конфликтов стихийного свойства. Их неконтролируемое развитие накладывает свой отпечаток на все стороны жизни, осложняет перспективы становления новой государственности и еще более усугубляет остроту экономических и социальных проблем.

Политические  конфликты в современной России по своему объективному содержанию являются отражением основного противоречия, которое возникло в отношениях политической элиты и большей части общества. Политически господствующие группировки всячески стремятся обеспечить себе экономические условия рыночных отношений, порождая тотальную коррупцию и правовой беспредел, демонстрируя поразительное пренебрежение к основным функциям государственной власти.

Неспособность центральной власти обеспечить практическое решение самых насущных задач  приводит к центробежным тенденциям и столкновениям на этнической основе. Субъекты Федерации стремятся к  поиску новых форм взаимодействия с центром, порождая новые противоречия и конфликты.

Главная причина  политических конфликтов в современной  России связана со стратегией и тактикой перераспределения государственной  собственности и власти, что определяет их остроту и ведет к социально-экономической и политической нестабильности и напряженности во всех сферах общества.

Политические  конфликты в сегодняшней России имеют такие особенности: во-первых, это конфликты в сфере самой  власти за обладание реальными рычагами власти; во-вторых, исключительно велика роль власти в конфликтах, возникающих в неполитических сферах, но которые так или иначе, прямо или косвенно затрагивают основы существования данной власти; в-третьих, государство практически всегда выступает в качестве посредника, арбитра.

В современных  условиях конфликты в России –  единственный реальный способ выявления  объективных противоречий, возникающих  в процессе реформирования. Сложная  политическая и социально-психологическая  ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов. По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.

 

Заключение

Проблема политического  конфликта – наверное, одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. В современном мире остро стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами, в общем, и о способах их регулирования в частности.

Информация о работе Пути предупреждения и методы разрешения политических конфликтов