Пропаганда как самостоятельную часть системы политических коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 16:07, реферат

Краткое описание

Политическая реклама и агитация - процесс информационного воздействия на массы с целью побуждения к определенному политическому поведению. В частности, речь может идти о побуждении к голосованию определенным образом. Политический пиар - процесс формирования отношения к тому или иному персонажу, политической структуре, их действиям. Политическая пропаганда занимается работой с массовым сознанием или с сознанием определенной аудитории (ЛОМов - лидеров общественного мнения) с целью популяризации идеалов, целей, желаний.

Вложенные файлы: 1 файл

Определение и классификация.docx

— 31.30 Кб (Скачать файл)

Фашистская идеология  также инвариантно является врагом российского общества и государства.

Националистическая идеология, при всех ее плюсах, на российской почве  может взращиваться крайне осторожно. Существующие же националистические идеологи, во многом, имеют довольно серьезную  склонность к радикализации и, как следствие, к крену в фашистскую идеологию.

Что касается социалистической идеологии, то Россия имеет серьезные  коммунистические традиции, но, поскольку  коммунизм является в настоящее  время ортогональной направляющей текущему развитию страны, социалистическая идеология также должна восприниматься крайне осторожно.

Очевидно, что из всего  вышеперечисленного только консервативная идеология не является природно-враждебной современной российской идеологической доктрине.

Для обеспечения существования  российского общества и российского  государства необходима постоянная пропагандистская работа и контрпропагандистская деятельность.

В настоящее время пропаганда в России не проводится системно. Контрпропагандистские мероприятия являются ситуативными и зависят от остроты угрозы. Причина этого, как мы говорили на первой лекции, в наследии советской пропагандистской машины.

Советская пропаганда базировалась на устаревшей идеологии и транслировала  свои мессиджи обществу, утратившему доверие, а также часто занималась умалчиваниями, что в обществе, постепенно открывающемся внешнему миру, вообще недопустимо. Более того, советская пропаганда, за исключением военной составляющей, не учитывала и не имела дела с психологическими особенностями общества. "Мы не знаем общества, в котором живем", - слова Андропова, повторенные затем неоднократно, демонстрируют тот критически важный провал, который не учитывала и не могла учесть пропаганда.

Пропаганда в СССР не была наукой, она была собранием догм и благих пожеланий. В результате к 1990-м годам пропаганда дискредитировала себя полностью. И тогда, когда на Западе за пропаганду принялись именно с научной точки зрения, в России от использования пропаганды практически  отказались. Как потом выяснилось, зря. 

 

Пропаганда и манипуляция

Обмен информацией между  отправителем и реципиентом может  содержать в себе

  • Информирование
  • Манипуляция
  • Убеждение

Одно из основных обвинений  в отношении пропаганды заключается  в том, что пропаганда - это способ манипуляции. Но манипуляция - это лишь одна из составляющих пропаганды. Причем, составляющая, существенно проигрывающая  по своей эффективности другим.

Манипуляция как составная  часть пропаганды подробно разобраны  специалистами. Те же Аронсон Э., Пратканис Э. Р. В книге "Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление", а также Бессонов в работе "Пропаганда и манипуляция как инструменты духовного порабощения" много внимания уделяют именно этой стороне пропаганды.

В контексте пропаганды под  манипуляцией понимается искусство  скрытно управлять поведением индивида или общества с помощью целеустремленного  воздействия на психологию, сознание и инстинкты. Общество в таком  случае оценивается как не способное  к рациональному мышление. И духовное окормление общества должна, таким образом, осуществлять элита, которая знает, куда вести и чего бояться.

Дело в том, что в  нашей ситуации элита не знает, куда идти самой и чего бояться самой. Чтобы транслировать собственные  знания, их, прежде всего, надо иметь. Наконец, подобный уровень пропаганды попросту недоступен ни организаторам, ни исполнителям пропагандистской работы в нашей  стране.

Еще раз - пропаганда как  наука у нас не была развита, а  пропагандисты, которые относились к ней как к искусству, умерли еще годах в 50-х-60-х. В результате у нас есть много ремесленников и, практически, нет мастеров. В нашей стране пропаганда через манипуляции имеет крайне малые перспективы в ближайшее время.

Это верно еще и потому, что, в отличие от полузакрытого  СССР, Россия живет в открытом обществе, которое окружают в смысле пропаганды зубры типа США и Британии. Там  как раз пропаганда построена, в  том числе, и на манипуляциях. Там  есть и специалисты по манипуляциям.

Поэтому оптимальным в  современных условиях я считаю пропаганду через информирование и через  убеждение. Подробнее об этом, а также  о манипулировании мы поговорим  позже, когда будем рассматривать  характеристики российского общества. Пока же на этом сделаем небольшой  перерыв и перейдем к типологии  пропаганды.

Кстати, от применяемого способа  пропаганды зависят и принципы пропаганды. В частности, у убеждения свои принципы, у манипуляции - свои. У информирования - также свои. Позже, разбираясь с каждым способом пропаганды в отдельности, мы рассмотрим и принципы. 

 

Типология пропаганды

По эмоциям

Позитивная - выполняет информационную, разъясняющую и убеждающую роль.

Негативная - выполняет компрометирующую роль, служит механизмам манипуляции. 

 

"Архитектурная"

Пропаганда созидания убеждает в необходимости и целесообразности строительства чего-то нового (института, общества), призывает присоединиться к строительству. Не всегда может рассматриваться как позитивная.

Пропаганда разрушения убеждает в том, что у нас есть враг, и этот враг порочен, а также злоумышляет против нас. Не является однозначно негативной.

Пропаганда разделения убеждает, что "мы не такие как они", разжигает рознь. Может рассматриваться в позитивном плане в случае военного конфликта.

Пропаганда устрашения - убеждение вероятного противника в собственной экономической мощи. Имеет влияние и на внутреннюю аудиторию.

Пропаганда отчаяния - подчеркивает безнадежное положение вероятного противника, побуждает его сдаться. Не может применяться на собственное население.

Пропаганда героизма - призывает к объединению вокруг тех или иных ценностей, демонстрирует примеры, к которым надо стремиться, делает возможным более легкое перенесение трудностей. Обычно носит позитивный характер.

Пропаганда просвещения - информирование населения о действиях руководства, партии, государства, рекламирует образ жизни. Может быть и позитивной и негативной. 

 

Цвет пропаганды

Белая пропаганда - официальная пропаганда, ссылающаяся на официальные источники, верифицируемая, открытая, не маскирующая своих целей.

Серая - часто не ссылается на источники, использует подтасовки фактов и применяет методы комментирования для обоснования и навязывания собственных мнений, часто скрывает свои цели.

Черная - всегда скрывает свои источники информации и цели. Основана на лжи.

 


Информация о работе Пропаганда как самостоятельную часть системы политических коммуникаций