Происхождение политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:25, контрольная работа

Краткое описание

Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. до н.в. величайший ум античности

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Основные трактовки политики.………………..................................4

2. Происхождение политики…………………………………………….8

3. Причины возникновения политики………………………………....12

4. Функции политики……………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………..........18

Список литературы…………………………………………………….........19

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 41.11 Кб (Скачать файл)

     Политика  становится самостоятельной сферой в аграрных обществах, где дальнейшее совершенствование орудий производства (в частности, создание металлического плуга) и использование животных в качестве тягловой силы позволили  производить продуктов больше, чем  было необходимо для непосредственного  потребления. Прибавочный продукт  заметно расширил возможности человека по развитию экономики. Его производительное использование способствовало развитию обмена, торговли, ремесел, городов. Выделение  частной собственности стало  принципиально важным моментом в  развитии социальной жизни - оно привело  к обособлению отдельного человека, который превращался в автономную личность, независимую от власти «целого» (рода, племени). Самостоятельный индивид с его интересами и потребностями стал основой формирования гражданского общества, пришедшего на смену «естественному обществу».

     Поведение автономной личности уже не определяется жестко родственными связями, религиозными нормами, обычаями, поскольку социальные взаимосвязи вышли за пределы  общины, рода. Социальный статус обособленного  человека определяется его экономическими возможностями, богатством, престижем. Однако обособление личности с необходимостью требует формирования и развития общественных институтов, направленных на обеспечение ее прав, свобод и  самостоятельности.

     Дифференцированная  структура интересов и потребностей (прежде всего по признакам собственности, престижа профессии, классовым различиям) разрушила некогда монолитное единство первобытных обществ и потребовала  иных средств регуляции социальных взаимоотношений. Если прежде возникавшие  противоречия разрешались на основе кровнородственных связей, обычаев, нравов, традиций, религиозных норм, то в дифференцированном обществе эти  механизмы регуляции оказываются  недостаточными для преодоления  конфликта интересов. А между  тем потребность в защите и  обеспечении прав и свобод самостоятельного индивида, в упорядоченном взаимодействии его с другими индивидами значительно  возрастает. Следовательно, там и  тогда, где и когда нет естественного  согласия, но существует потребность  в согласованном поведении, возникает  политика.

     Потребность в согласовании различающихся групп  интересов, обеспечении целостности  общества и эффективности его  функционирования привела к формированию институтов публичной власти: государства  с бюрократическим аппаратом, армией и т. д. В отличие от других социальных институтов.(например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Следовательно, появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечить общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, • снижение налогов и т. д.) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и социального положения других слоев населения. Взаимодействия групп, общностей оказываются политическими тогда, когда становится очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства государства.

     Эффективность и осязаемость политики как социального  института, в отличие от других регуляторов  общественных отношений (морали, религии, традиций и т. д.), обусловлена наличием такого ее элемента, как власть.

     Первоначально власть не была политической по своему характеру - она исходила от рода, который  формировал органы общественной власти на своих собраниях. Власть старейшин, военачальников, жрецов была основана на их авторитете (выбирались самые сильные, умные, ловкие) и на выполнении определенных функций (например, религиозных). Тогда власть имела общественный характер, поскольку регулировала в основном совпадающие интересы и потребности рода. Обособление отдельного индивида на основе частной собственности и становление его как автономной личности обусловили несовместимость его интересов с интересами других, таких же обособленных индивидов, породили противоречивость и антагонистичность их интересов. На смену неполитической форме существования общества пришла политическая организация жизнедеятельности человека.

     Политическая  власть имеет более осязаемые  источники согласования различающихся  интересов и потребностей, материализованные  в системе специальных институтов: государстве, бюрократии, армии, идеологии  и т. д. Однако власть не представляется вещью, обладая которой можно делать все, что угодно.

     Политическая  власть - это отношения, причем волевые, формирующиеся сознательно между  субъектом (тем, кто влияет) и объектом (тем, на кого влияют). Властные взаимоотношения групп и общностей происходят на основе политически осознанных интересов и потребностей, т. е. таких притязаний, реализация которых требует использования государственной власти. Это обусловлено тем, что в противном случае удовлетворение потребностей одних групп и общностей существенно изменяет социальные возможности других. Следовательно, политическую власть можно рассматривать как способность государства, других социальных институтов (партий, групп давления, средств массовой информации и т. д.), выражающих общие интересы, решительно воздействовать на поведение индивида, групп, общества с помощью имеющихся средств.

       3. Причины возникновения политики

     В практической жизни человека никакие  исторически устойчивые формы и  способы его существования не возникают в результате произвольного  желания отдельных лиц или  групп. Все они являются своеобразными  ответами на вызовы времени, изменение  обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло  и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения  людских интересов и решения  назревших проблем.

     Вся социальная жизнь представляет собой  процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно  конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция поддерживалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение  важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие нормы, и способы общежития. Вследствие же усложнения и интенсификации социальных взаимосвязей, нарастания демографической, территориальной, религиозной и иных форм дифференциации населения эти механизмы оказались неспособными регулировать совместную жизнь людей и обеспечивать удовлетворение многих групповых потребностей.

     Кроме того, со временем среди групповых  потребностей выявился блок непримиримых интересов, реализация которых грозила  резким нарастанием социальной напряженности  и дезинтеграцией человеческого  сообщества. Так сформировалась мощная общественная потребность в новых, более эффективных способах регулирования  во многом изменившихся человеческих взаимоотношений.

     Эта потребность реализовывалась по мере становления государства как  специфического общественного института, оказавшегося способным создать  общеобязательные формы социального  поведения для всех слоев населения. Принудительная сила публичной власти – нового механизма обеспечения  групповых интересов – выводила общество на качественно иной уровень  регулирования социальных связей и  отношений, где каждый их участник неизменно  ощущал доминирующее влияние этой силы.

     Возникновение новой системы регуляции социальных контактов групп высветило полную несостоятельность человеческих нравов, религиозных обычаев и традиций в качестве механизмов упорядочения социальных конфликтов. Только государственная  власть явилась той силой, которая  могла не только обеспечить реализацию разнообразных групповых интересов, но и сохранить целостность, обеспечить порядок и стабильность социальной жизни. Таким образом, деятельность государства имела целью примирение противоборствующих сторон и обеспечение условий для выживания всего общества в целом. Одновременно возможность осуществлять контроль за государством, а также использовать силу его структур для обеспечения своих интересов стала выступать в качестве наиболее притягательной цели деятельности для разных социальных групп.

Политика  и возникла в связи с необходимостью реализации таких интересов групп, которые затрагивали их общественное положение и не поддавались удовлетворению без вмешательства институтов публичной  власти, предполагая использование  методов принуждения. Таким образом, политика стала регулировать не все  групповые интересы, а лишь те из них, которые затрагивали их властно  значимые потребности и предполагали вовлечение в конфликт «третьей»  силы в лице государства. Из-за стихийного характера такой конкуренции  К. Мангейм называл политику «самостийной»  величиной, т.е. явлением, не способным  возникнуть в результате искусственной  реконструкции.

     Понятно, что интересы, заставляющие человека переступать грань политической жизни, в основном имеют не индивидуальный, а над-персональный, групповой характер. Они приобретают определенное значение для человека как представителя  конкретного класса, нации, той или  иной части населения. Поэтому импульсы политической жизни исходят оттуда, где различные общности, стремясь к реализации собственных целей, влияют на положение (цели, статусы, интересы) других слоев, вовлекая государство  как посредника в урегулирование этих споров.

     Учитывая  сказанное, политику можно было бы определить как совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного  взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной  власти в целях реализации своих  общественно значимых интересов. В  этом смысле политика понимается как  результат столкновения разнонаправленных  действий групп, соперничающих и  друг с другом, и с правительством, которое тоже являет собой особую группу и потому защищает не только общесоциальные, но и собственные интересы.

     Как глобальный механизм регулирования  социальных отношений политика есть способ рационализации межгрупповых конфликтов и институциализации межгруппового диалога, придания процессу конкуренции за власть в основном цивилизованных и мирных форм. При этом структура и строение политического взаимодействия не дают возможности какой-то одной стороне, достигая своей цели, игнорировать наличие и противодействие конкурентов. В противном случае политика вырождается в монополизацию власти, превращающую политическую «игру» за власть в форму административного диктата.

     С момента своего зарождения государство  служит тем центром силы, который  способен принудительными методами организовать должное распределение  ресурсов, статусов, ценностей. Вот  почему даже там, где между собой  конкурируют партии или иные участники  политики, борьба внутренне нацелена на овладение той или иной частью полномочий этого института. Правда, в сфере международной политики не существует какого-то единого государства, но и там политические отношения складываются по поводу оспаривания прав того центра и источника силы, который де-факто временно обладает такими реальными возможностями и полномочиями (например, ООН, олицетворяющая действенность системы международного права, или НАТО, обладающее силовыми ресурсами, позволяющими ему в то или иное время выступать от лица международного сообщества).

     По  своему характеру политическое регулирование  означает использование государством принудительных способов урегулирования, как бы «поверх» находящихся в  распоряжении сторон ресурсов. Например, не зависимо от экономической обоснованности использования материальных ресурсов государство может перераспределить их в пользу наиболее нуждающихся  членов общества или в силу политической целесообразности поддерживать убыточные  предприятия, строить и разрушать  рыночные связи и т.д. С этой точки  зрения политика представляет собой  способ упрощения конфликтов, когда  все их многообразное содержание подводится под общий знаменатель  государственной воли. Вместе с тем  она возникает тогда, когда деятельность государства становится объектом заинтересованности различных групп, общим для активной части населения делом.

       4. Функции политики

     Формируясь  в процессе регулирования межгрупповых противоречий, поддержания целостности  социума и сохранения общественной стабильности, политика в своем развитии получила статус важнейшего социального  механизма, без которого ни одно сложноорганизованное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки. В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ею следующих функций:

- выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества;

- рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;

- распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;

- управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития;

- интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;

социализации  личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, преодоления разрушающих последствий подсознательных реакций на политические процессы, препятствующих рациональному отношению к жизни. Конституируя личность как самостоятельное, активное существо, политика способна осуществлять и человекотворческие задачи;

- обеспечения коммуникации. Политика создает особые формы общения между конфликтующими по поводу власти группами населения, формируя или используя для этого специфические институты (СМИ), способы поддержания контактов между властью и населением (политическую рекламу), стратегии информирования населения и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию, политический паблик рилейшнз – особые техники связи с общественностью);

Информация о работе Происхождение политики