Происхождение политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:25, контрольная работа

Краткое описание

Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. до н.в. величайший ум античности

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Основные трактовки политики.………………..................................4

2. Происхождение политики…………………………………………….8

3. Причины возникновения политики………………………………....12

4. Функции политики……………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………..........18

Список литературы…………………………………………………….........19

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 41.11 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал  федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования 

«Санкт-Петербургский  государственный  университет экономики  и финансов»

в г. Пскове 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

  по дисциплине: « Политология» 

Тема: «Происхождение политики»

Вариант №13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Выполнила: студентка 2 курса заочного отделения

                             гр. 10-620

                             зачетная книжка №109003

                                                                      Ковалева Татьяна Валентиновна

                             тлф № 8-911-892-49-83

                       Проверила: доцент, к.э.н.  Ярмолич Н.А. 
 
 
 
 
 

Псков

2012г.

 

Оглавление.

Введение………………………………………………………………………3

   1. Основные трактовки политики.………………..................................4

   2. Происхождение политики…………………………………………….8

   3. Причины возникновения политики………………………………....12

   4. Функции политики……………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………..........18

Список  литературы…………………………………………………….........19

 

Введение

     Во  все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою  судьбоносное влияние на жизнь отдельных  людей и целых народов. Она  неразрывно связана с самыми глубокими  основами человеческой цивилизации. Как  отмечал еще в V в. до н.в. величайший ум античности

Аристотель, политика коренится в природе  человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в  коллективе, обществе и "обреченного" взаимодействовать с другими  людьми. Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно  должен взаимодействовать с другими  людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил "Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве - забота всего современного общества, важное условие его благополучия.

 

1. Основные трактовки политики

     Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий  философ определил ее как искусство  управления государством , под которой понимался полис . Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.

     С чем был связан генезис политики? История политической мысли дает разные ответы на этот вопрос.

     Первым  представлением о природе политики было теологическое , объясняющее ее природу, как и в целом человеческой жизни, из божественной воли.

     Вторым  распространенным подходом стало антропологическое  трактовки , обосновывающая необходимость политики человеческой природой. Так, определение человека как существа политического, высказанное Аристотелем, подчеркивало, что политическое общение соответствует природе человека и его стремлению к благам. Вне политики он либо животное, или божество, ибо животное и бог не нуждаются законов и прав. Начальными формами политического общения выступали семья и поселения, а высшей формой - государство. Политика позволила человеку обуздать собственную эгоистическую основу и воплотить общую пользу и справедливость. Близкую мнение в XV в. выскажет английский мыслитель Г. Гоббс, который трактовал природу человека как эгоистическую и жадную, что порождает в обществе "войну всех против всех". Инстинкт самосохранения и естественный разум подсказывает людям необходимость создания такого политического института, как государство. Таким образом, политика формируется благодаря выходу человека из собственного животного состояния, а сама политика превращает животное в человека. Гоббс исходил из биологической природы человека, распространяя на нее свойства живой природы.

     Признание общих для человеческого и  животного основ (общих инстинктов, моделей поведения) лежит в основе современных биологических трактовок  природы и политики. Так, согласно представлениям австрийского этолога  К. Лоренца, человеку, как и любой  животному, присутствуют агрессивность  и инстинкт борьбы за выживание, при  этом, в отличие от более опасных  животных, менее опасные существа - люди - обладают более слабым, сдерживающим агрессивность началом. Именно агрессивностью Лоренц объяснял многочисленные войны, конфликты и революции, хотя считал возможным ее ослабление и ограничение  проявлений в открытых формах посредством  контроля.

     Биологические трактовки происхождения политики очень часто имеют много общего с психологическим объяснением  политических процессов. Суть этого  подхода заключается в том, что  в природе человека заложены потребности, интересы, эмоции и влечения. Именно они порождают политические взаимодействия.

     Оригинальную  теорию перехода общества из передсоциального в социальное, в том числе и политическое состояние, разработает З. Фрейд . Он исходит из того, что политика является проявлением либидознои энергии индивидов. Да, государство и право выступают как заменители некогда существующего прародителя "отца", который был убит сыновьями, восставших против его монополии на сексуальное наслаждение. Таким образом, природа власти и политики коренится в бессознательном - в либидозному комплексе и в ощущении вины. Фрейд считал, что в отношении людей к лидерам и государства проявляется детский поезд взрослого человека к некогда существующего отца. К ним индивид будет испытывать противоположные чувства - одновременно требовать защиты (патернализма) и ненавидеть (критика и недовольство властью).

     Согласно  социальным трактовкой политика имеет общественное происхождение. В частности, широкое обоснование получил подход, рассматривающий ее формирование в ходе исторической эволюции общества как результат роста ее неоднородности и сложности организации. Первобытное общество было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики, хотя была власть, которая осуществлялась всеми взрослыми членами рода. Усложнения общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства, а вместе с тем и политики. Политика возникает как деятельность по организации совместной жизни людей в социально неоднородном обществе вместе с делением на руководителей и управляемых, богатых и бедных. Общественные изменения были производными от политической революции, которая изменила все формы хозяйства и образ жизни людей. С неолитической революцией историки связывают появление металлических орудий труда, переход от присваивающего типа хозяйства (охота и собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), к оседлому образу жизни, появлению городов. В итоге это привело к изменению во властных отношениях.

     Логику  появления политики можно показать следующим образом:

1. Рост  продуктивной деятельности человека  сделал возможным появление дополнительной  продукции, которая трансформировалась  в частную собственность.

     Частная собственность способствовала:

 - дальнейшему разделению труда и развитию экономики, в частности, росту обмена, торговли, появлению ремесел, городов, тем самым складываются различные социальные группы, усложняются формы экономических взаимоотношений;

- росту автономии личности, ее независимости от власти "целого" (рода, племени). С тех пор социальный статус обособленного человека стал определяться не родственными связями, а экономическими возможностями и богатством. Это вызвало к жизни формирование институтов, направленных на обеспечение прав и самостоятельности личности;

 усилению  имущественного расслоения, составление  различных классов и групп с противоположными интересами и конфликтными формами взаимоотношений.

2. Углубление  социальной дифференциации по  этническим и религиозным признакам.

3. Рост плотности населения и потребности расширения сферы земледелия и скотоводства привело к территориальных претензий племен друг к другу. Актуальной стала проблема сохранения территориальной целостности и независимости от внешних претензий.

Таким образом, политика формируется как  результат неравного распределения  богатства, различия статусов, разных интересов социальных групп, неотвратимости противоречий и конфликтов в обществе. Ее появление было связано с тем, что классовые, этнические и религиозные  проблемы, межплеменные конфликты, с  которыми столкнулось общество, уже  не могли быть решены с помощью  предыдущих регуляторов - традиций, обычаев, моральных норм. Для решения этих проблем стали нужными новые  регуляторы (правовые и политические) и новая организационная структура - государство. Наконец, говоря о происхождении политики, следует учитывать и природные различия людей: биологические, психологические, интеллектуальные (например, физическая сила или четко выраженное желание к доминированию - у одних, и, наоборот, желание к подчинению - в других). Это естественное неравенство людей имеет тенденцию закрепляться в неравенстве социальной, то есть в разном доступе к богатству, власти, в престиже и т.д.

Политика  непосредственно связана с такими явлениями, как власть и государство. Власть является главным инструментом политики и основным объектом политической борьбы. В первобытном обществе она  не носила политического характера.

Французский политолог М. Дюверже выделил три исторических формы власти:

1) анонимная, которая распылена между всеми членами рода (у некоторых племен даже не было старейшин, принятие решений осуществлялось всеми взрослыми членами рода);

2) индивидуализированная, связанная с выделением особого статуса вождя племен;

3) институционализирована, связанная с появлением особого института - государства.

     Первые  две формы власти носят догосударственный характер, а такие общества называют потестарно (лат. potestas - власть). Как правило, возникновение политики исследователи ассоциируют с возникновением государства, когда власть приобретает государственно-публичного характера.

     С появлением государства (первые государства  возникли пять тысяч лет назад  в Месопотамии и Египте) связывают  переход от неполитической (племенной  кровно-родственной) к политической организации общества. Государство стало новой социальной силой, призванной поддерживать целостность общества посредством рычагов административного и правового регулирования общественных отношений. Потребность в защите своих интересов породила объединение людей, создавших различные ассоциации (партии, общественные объединения).

2. Происхождение политики

     Политика  существовала не всегда. Ее появление  отражает процесс усложнения социальной жизни, обусловленного постоянным развитием  человеческих потребностей и общественного  разделения труда.

     Так, примитивные общества охотников  и собирателей не знали политики. Неразвитость материального производства обусловливала примитивность потребностей, сводившихся к возможности физического  выживания. Нерасчлененность потребностей объяснялась неспособностью отдельных индивидов к самостоятельному существованию, их зависимостью от «целого» (рода, племени). Сами эти общества еще не выделились из природы, а существовали, приспосабливаясь к ней и используя готовые таюды (пища, естественные жилища и т. д.). Взаимодействия внутри подобных образований были основаны на естественных связях (кровнородственных отношениях), регулировались религиозными нормами, обычаями, традициями.

     Постепенное выделение из природы и создание искусственной среды обитания разрушали  естественно-природный характер взаимосвязей внутри примитивных обществ. Господство «целого» над отдельным индивидом ослабевало по мере перехода от присваивающего хозяйства к производящему и постепенного разложения родоплеменной организации. Уже в садоводческих обществах (4 тыс. до н. э.), по мнению американских социологов Г. Ленски и Дж. Ленски, появляются политические структуры, отражающие процесс социальной, этнической, культурной и религиозной дифференциации. Эти общества включают от двух до четырех социальных слоев, множество кланов. Хотя доминирующее значение в организации социальной жизни сохраняли кровнородственные связи, но уже начали формироваться политические институты (лидеры, советники, аппарат принуждения).

Информация о работе Происхождение политики