Происхождение и сущность политических партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:42, доклад

Краткое описание

Политические партии и партийные системы представляют собой продукт длительного исторического развития. Термин "партия" происходит от латинского partis, что означает часть чего-то целого, сторону какого-либо явления или процесса. Это понятие уже в древнем мире использовалось для обозначения групп политических союзников, стремящихся к общей цели. Однако политические фракции, союзы, имевшие место при рабовладельческом и феодальном строе, лишь условно могут быть названы партиями, это были аморфные, временные образования, которые не могли играть сколько-нибудь значительной роли в общественно-политической жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 62.12 Кб (Скачать файл)

2. Партийные системы:  понятие и типы.

Понятие «партийная система» характеризует  особенности участия партий в  политической жизни государства, их роль в процессе принятия политических решений. В каждом государ-стве партийная система складывается в результате воздействия множества факторов, таких как культурная и религиозная среда, исторические традиции, экономическая и социальная ситуация в стране, политический режим и избирательная система.

В политологии существует две основные классификации по-литических систем, по количественному (число партий, входя-щих в систему) и по качественному критерию (масштаб влияния партии в системе). Более распространенной и известной являет-ся классификация по количественному критерию.

2.1. Классификация политических систем по количественному критерию.

В зависимости от количества реально  функционирую-щих в государстве политических партий, характера их взаимоот-ношений между собой и взаимодействия с государством различа-ются однопартийные системы, партийные системы с одной доминирующей партией, двухпартийные политические системы и многопартийные системы.

Однопартийная система, как правило, формируется в условиях тоталитарных и жестких авторитарных режимов. Для систем это-го типа характерно существование только одной легальной партии, то есть однопартийная система в данном случае оказыва-ется официально закрепленной. Единственная партия контро-лирует все властные органы, выполняет функции реализации власти и фактически сливается с государством. По этой причине данную разновидность однопартийной системы можно также называть жесткой однопартийной системой или однопартийным государством.

Партийные системы с одной доминирующей партией возникают в том случае, если одна партия безоговорочно занимает доминиру-ющее положение в государстве и на протяжении длительного пе-риода времени одерживает победу на свободных демократических выборах в условиях реального существования иных политических партий, конкуренции с ними и наличия легальной оппозиции.

Двухпартийная система отличается тем, что вне зависимости от того, каково количество реально функционирующих  в госу-дарстве политических партий, две из них постоянно сменяют друг друга у власти. Хрестоматийным примером двухпартийной политической системы могут считаться Соединенные Штаты Америки, где доминируют республиканская и демократическая политические партии.

На практике складываются отдельные  разновидности двух-партийной системы. Например, различают «жесткую» и «мягкую двухпартийность, различающиеся дисциплиной голосова-ния парламентариев. Так, при «жесткой» двухпартийной системе депутаты внутри каждой из партийных фракций по важным по-литическим вопросам голосуют одинаково под угрозой жестких санкций со стороны своей партии, вплоть до исключения из ее рядов. «Мягкая» двухпартийность не предписывает парламента-риям дисциплины голосования; каждый из них может выразить собственную позицию по поводу того или иного законопроекта, а не следовать линии партии.

В зависимости от представительства  партий в представи-тельном органе различают «совершенную» и «несовершенную» двухпартийность. «Совершенная» двухпартийная система пред-полагает, что подавляющее большинство мест в парламенте распределилось в результате выборов между двумя ведущими политическими партиями, причем одна из них получила абсо-лютное большинство мест и может принимать политические ре-шения, не вступая в союз с иными политическими силами. «Несовершенная» двухпартийность имеет место в том случае, если победу на выборах одерживают две доминирующие партии, но ни одна из них не набирает необходимого для получения абсо-лютного парламентского большинства числа мандатов. В этом случае каждая из двух ведущих партий вынуждена искать союза с какой-либо третьей партией, чтобы обеспечить себе преимущество. Подобная партийная система получила название системы «двух с половиной партий»

Многопартийная система возникает  тогда, когда сразу несколько  партий обеспечивают себе на выборах  места в представительских органах, причём ни одна из них не получает большинства. Правительство в этом случае может  опираться только на союз, образованный партиями, близкими по своим позициям. Положительные стороны многопартийной системы заключаются в её гибкости и способности выражать всё многообразие социальных интересов.

Все рассмотренные выше партийные  системы можно объеди-нить в две основные группы: конкурентные и неконкурентные системы. Первые из них предполагают наличие свободной конкуренции между партиями, а вторые , напротив, исключают её. К неконкурентным системам относятся однопартийные системы, а к конкурентным - все прочие.

2.2 Классификация политических  систем по качественному кри-терию.

Действующие на политической арене  партии различают-ся по масштабу своего влияния на общество и государство, кото-рое складывается из таких критериев, как число членов партии, количество лиц, поддерживающих партию на выборах (электо-рат) и число полученных партией мест в представительном орга-не. В зависимости от количества полученных депутатских манда-тов, партии различаются по степени их влияния на приятие по-литических решений. Выделяют четыре типа партий.

Мажоритарная партия, то есть партия, которая получила абсолютное большинство  мест в парламенте и может самостоя-тельно проводить политический курс.

Партия с мажоритарным признанием -- при двухпартий-ной системе партия, занявшая второе место по числу получен-ных мандатов.

3.Доминирующая партия, то есть  получившая больше мест, чем другие, но не имеющая абсолютного  большинства.

4. Миноритарная партия -- получившая  места в парламенте но представленная минимальным числом своих членов.

Классификация политических систем осуществляется на ос-нове того, какой тип партий преобладает в политической жизни. С этих позиций, можно выделить три основных типа политиче-ской системы.

Мажоритарная система предполагает стабильное господство одной и той  же политической партии, в течение  длительного пе-риода времени побеждающей на выборах своих противников. Примерами могут служить либерально-демократическая партия Японии, Индийский Национальный Конгресс, Мексиканская Конституционно-революционная партия.

Доминантная система возникает  в том случае, когда в стране имеется лидирующая партия, которая  для поддержки своего по-литического курса все же вынуждена искать союзников. Это, на-пример, христианские демократы в Германии, партия «Един-ство» в России, которая после выборов в Государственную Думу, состоявшихся в 2003 г., имеет шансы стать мажоритарной.

Миноритарная партийная система  имеет место тогда, когда ме-ста в парламенте принадлежат целому ряду партий, ни одна из которых явно не доминирует.

3 Становление и развитие многопартийной  системы в Республике Беларусь.

В середине 90-х годов в бывшем СССР начался переход от идейно-политического  монополизма к политическому  плюрализму и демократии. На III Съезде народных депутатов (март, 1990) была отменена статья 6 Конституции СССР. Как известно, она закрепляла монополию на власть в обществе одной политической партии - КПСС. Верховный совет СССР принял Закон "Об общественных объединениях" (1991), в котором был определён  порядок создания и деятельности различных политических партий и  объединений. С этого времени  начался бурный процесс формирования политический партий и объединений  во всех суверенных государствах, возникших  после распада СССР, в том числе  и в РБ.

В настоящее время процесс создания и деятельности политических партий в Беларуси регулируется Конституцией, Законом "О политических партиях" (1994), Законом "Об общественных объединениях (1994) и другими законодательными актами. Законодательством республики определена численность членов, необходимая  для регистрации политических партий и общественных движений. Согласно Закону, принятому в 1994 г., для партий она составляет 500 человек, для общественных объединений - 10 членов.

В январе 1999 г. был издан Декрет президента Республики Беларусь №2 "О  некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений", в соответствии с которым для  создания политических партий уже необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства  областей Республики Беларусь и Минска; Для республиканского профессионального  союза - не менее 500 от большинства областей Республики Беларусь и Минска; Для  территориального профессионального  союза - не менее 500 учредителей от большинства  административно-территориальных единиц соответствующей территории; Профессионального  союза на предприятии, в учреждении, организации и иных местах работы (учёбы) - не менее 10% работающих (обучающихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, организации, но не менее  чем 10 человек. Одновременно Министерству юстиции было поручено провести с 1 февраля по 1 июля 1999 г. перерегистрацию  политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений. В ноябре и декабре 1999 г. Палатой  представителей в Закон " О политических партиях" были внесены соответствующие  изменения и дополнения, регулирующие деятельность партий в Республике Беларусь. Из всего вышесказанного видно, что  для формирования развитой партийной  системы в обществе, помимо правового  пространства, необходимы соответствующие  социально-экономические, политические и духовные условия.

Динамика политических партий в  Республике Беларусь имеет своеобразный характер. В 1991 г. в республике действовало 15 политических партий, в 1995 - 34, в 1998 - уже 46 партий, более за тысячу общественных объединений и фондов. Среди последних - 180 по чернобыльской тематике. После проведённой перерегистрации на основании Декрета президента №2 численность партий в Беларуси сократилась. В 1999 г. в республике насчитывалось 18 политических партий.

Процесс становления многопартийной системы в Беларуси фактически начался  в середине 90-х годов, когда стали  организационно оформляться первые общественно-политические движения. Основополагающим критерием оценки социального статуса  политической партии является, как  известно, содержательность её партийной  доктрины и результативность деятельности. Партийная доктрина должна состоять из следующих типичных разделов.

Первый - это положения, которые раскрывают название партии и объясняют, почему партия приняла такое название.

Второй раздел партийной доктрины - содержит анализ сути, состояние общественного строя, национального - государственного устройства, безопасности и обороноспособности страны.

Третий раздел партийной доктрины является основным и включает в себя определение партией задач и тактического плана в соответствии с присущими ей идейно-политическими ценностями, идеалами и ориентирами, достижений, к которым она намерена привести общество путём совершенствования его конституционного строя, государственного устройства и управления, а так же системы мер в экономической, социальной, гуманитарной и других сферах. Материалы этого раздела партийной доктрины дают возможность понять, насколько обоснованны и реальны партийные планы, проекты, намерения.

Четвёртый раздел партийной доктрины включает декларируемую совокупность средств, форм и методов, с помощью которых партия планирует достичь намеченных планов, обеспечить решение поставленных задач.

Результативность деятельности политической партии характеризуют: рост численности  членов и сторонников партии; расширение географии её деятельности; рост популярности партийных лидеров и рейтинга партии; участие партийных представителей в органах власти; увеличение количества поданных за партию и её представителей голосов на выборах.

Анализ партийных доктрин политических партий Республики Беларусь позволяет  представить типологии партий, в  основу которых могут быть положены различные признаки. Белорусские  партии отличаются между собой отношением к общественно-политическому устройству общества, собственности, положению  личности в обществе, объёму и содержанию её прав и свобод. На основе идеологических признаков они могут быть классифицированы на либеральные, консервативные, коммунистические, социал-демократические и др. На основе ценностных идейно-политических приоритетов политические партии Беларуси можно разделить на левые, правые, центристские, ультраправые и ультралевые.

Среди либерально-консервативного  типа политических партий наиболее организованной и последовательной политической силой  является Партия белорусского народного  фронта. В программе БНФ записано, что главная цель партии - это  свобода, права человека и независимость  Беларуси. Фронт стремится отражать интересы не отдельных социальных групп, а общества в целом.

30-31 октября 1999 года был структурно  и организованно оформлен раскол  единого до сих пор возрожденческого  национально-демократического движения  на две партии - Партию БНФ и  Консервативно-христианскую партию  БНФ.В числе важнейших принципов и ценностных ориентиров социал-демократов - общечеловеческие ценности, приоритетность прав и свобод человека, цивилизованные, ненасильственные методы деятельности, диалог со всеми демократическими силами. Основная цель Белорусской социал-демократической громады (БСДГ) создание гуманного демократического общества на основе многоукладной экономики, национальное и духовное возрождение.

Объединённая гражданская партия (ОГП) возникла в результате слияния  Объединённой демократической партии и Гражданской партии. Она выступает  за суверенное белорусское демократическое  государство, за равноправные партнёрские  отношения в мировом сообществе, за сохранение нейтралитета и неучастие  в военных конфликтах, за формирование демократического гражданского общества с многопартийной пропорционально-мажоритарной избирательной системой и др.

Партия коммунистов белорусская  по-прежнему свою цель видит в том, чтобы защитить интересы трудящихся, Советскую власть и построить  социализм - общество, свободное от эксплуатации и национального угнетения, основывающееся на принципах социальной справедливости. В центр социальной политики коммунисты ставят человека труда и его духовное развитие.

Следует заметить, что при всём многообразии спектра политических сил Беларуси, полярности идейно-политических позиций отдельных из них в  программах всех политических партий можно выделить некоторые общие  положения. В их числе: построение демократического, социального, правового государства  и создание гражданского общества; национальное возрождение, развитие национальной культуры; реформирование экономики  на основе рыночных отношений, развитие различных форм собственности; обеспечение  прав и свобод человека.

По данным социологического опроса, проведённого Независимым институтом социально-экономических и политических исследований в сентябре 1999 года по вопросу доверия граждан к  различным государственным и  общественным институтам, политическим партиям доверяют 6,8% среди всех опрошенных, не доверяют - 35%; среди молодёжи соответственно - 7,6 и 40,7%.

Информация о работе Происхождение и сущность политических партий