Проблемы формирования политической культуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:37, контрольная работа

Краткое описание

Политическая культура это ценностно-нормативная система, широкий комплекс установок, символов, идей, поведенческих стереотипов, которые формируют мотивацию политического и общественного поведения людей и обеспечивают целостность общественного сознания в политической сфере. Политическая культура дает отдельному человеку руководящие принципы политического и общественного поведения, а обществу - систематизированную структуру ценностей и рациональных доводов, норм и идеалов, обеспечивая целостность и интегрированность общественного сознания в этой сфере. Базой для формирования политической культуры является общенациональная культура и ее доминирующие компоненты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Политическая культура
1.1. Политическая психология 5
2.1. Политическое сознание 9
ГЛАВА 2. Русский политический генотип 10
ГЛава 3. Политическая культура советского периода 13
глава 4. После распада СССР 15
глава 5. противоречивость российской политической культуры 18
ГЛАВА 6. Проблемы формирования политической культуры в России
6.1. Авторитарный характер власти 19
6.2. Стиль взаимодействия отношений между обществом и государством 21
6.3. Обращенность в будущее 23
6.4. Гетерогенность общества, вызванная существованием различных субкультур 24
6.5. Острая конфиликтность с политическим противниками, как особенность
политической культуры Росии 25
6.6. Наднациональная идея «гуманного» империализма 26
заключение 28
список использованноЙ литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Полит.docx

— 70.48 Кб (Скачать файл)

6.4. Гетерогенность общества, вызванная существованием различных субкультур

Политико-культурная «палитра» общества характеризуется  в России крайней гетерогенностью, существованием субкультур с совершенно различными, если не диаметрально противоположными ценностными ориентациями, отношения между которыми складываются конфронтационно, а подчас и антагонистично. Если посмотреть на политическую историю России трех последних столетий нетрудно заметить постоянный конфликт субкультур — западнической и почвеннической, радикальной и патриархально-консервативнойной, анархической и этатистской, а в современных условиях — «демократической» и «коммунопатриотической». При этом для последних примерно полутора веков характерно существование активной, агрессивной и достаточно многочисленной контрэлиты, мобилизующей и аккумулирующей потенциал социального и политического протеста, стремящейся свергнуть элиту и занять ее место. (Если рассматривать с этой точки зрения сталинские «чистки», то можно трактовать их как закономерный финал политико-культурного расщепления молодой коммунистической элиты (еще недавно бывшей контрэлитой) на часть, усвоившую новые нормы политического поведения, подобающие правящему слою, и часть, сохранившую свой контрэлитный характер, что в новых, более жестких по сравнению с царскими временами условиях воспринималось как тяга к недопустимому отклоняющемуся поведению. В этом весьма симптоматично, что наибольшей ненавистью сталинского режима пользовались троцкисты, исповедовавшие доктрину «перманентной революции».)


В общем, для политической культуры России характерно перманентное отсутствие базового консенсуса, национального согласия, болезненный  разлад между различными социальными  группами. Различия субкультур подчас настолько разительны, пропасть между  ними настолько велика, что у некоторых наблюдателей может создаться впечатление, будто в России сосуществуют две нации, не объединенные почти ничем, кроме общности языка и территории.

 И  как показала практика всех  более или менее свободных  выборов парламент в России  формируется из людей, не объединенных  буквально ничем — ни какой-либо  центральной идеей, ни общим мировосприятием. В результате представительные органы изначально находятся в параличе, и лишь сильная авторитарная власть оказывается способной вывести страну из тупика.

6.5. Острая конфликтность  с политическим противниками, как  особенность политической культуры  России

Поскольку та или иная политическая модель будущего обычно строится на определенном видении  прошлого, а прошлое России настолько  противоречиво и многогранно, что  никак не допускает однозначных  трактовок, острота политических и  мировоззренческих разногласий  часто бывает близка к критической отметке. С другой стороны, при смене режимов, когда к власти приходят люди с иным пониманием задач страны и иным видением ее будущего, история нещадно переписывается, из-за чего иностранные журналисты остроумно окрестили Россию страной с непредсказуемым прошлым. Для русских характерно стремление (подчас сопряженное с мазохистским самобичеванием) к постоянному сокрушению кумиров и воздвижению новых, экстремизм, нетерпение, желание «до основанья» разрушить «старый мир». Соответственно на стиль политической жизни и характер взаимоотношений между государством и индивидом накладывает отпечаток такая ярко выраженная особенность политической культуры России,  как острая конфликтность (можно даже сказать, конфронтационность), «баррикадное сознание» (свойственное в других странах скорее ситуации гражданской войны, нежели мирного развития), неумение и нежелание искать точки соприкосновения с политическими противниками, латентное неприятие плюрализма,  стремление многих политических субъектов к гегемонии и мировоззренческой унификации. Прежде всего это проявляется в отношениях между правящими кругами и оппозицией, в стремлении ошельмовать, а при возможности и вывести из игры, раздавить политических оппонентов,  за которыми не признается право высказывать и пропагандировать свои взгляды. Ограниченность «политического пространства» и стремление правящих сил занять его целиком приводят к невозможности существования в России конструктивной оппозиции, к тому, что оппозиционность проявляется либо в форме робкого, верноподданнического стремления к «устранению отдельных недостатков» системы, либо в форме жесткой антисистемности.

    1. Наднациональная идея «гуманного» империализма

Для России характерна специфическая державная (наднациональная) идея «гуманного» империализма, претерпевающая в зависимости от смены режимов различные метаморфозы. Соответственно преобладает государственная, а не национальная самоидентификация гражданина, национальный фактор маргинален, государство и большинство населения национально и религиозно толерантны. (В качестве доказательства этого тезиса можно указать на поразительную легкость, с которой русские вступают в межнациональные и даже межрасовые браки). В таких условиях: сознание парадоксальным образом сочетается с интернационализмом, а патриотизм, как правило, носит государственнический, а не националистический характер. Достаточно бесспорно, что уже Киевское государство строилось на полиэтнической основе — в него вполне равноправно входили не только славянские, но также балтийские, угро-финские и некоторые тюркские племена, что заведомо исключало какую-либо этнократию. Россия всегда (в том числе в советское время) была уникальной, единственной в своем роде империей, в которой «колонии» пользовались привилегиями и льготами за счет «метрополии». При этом само слово «русский» до революции означало «православный подданный Российской империи», т. е. было не столько этнической, сколько политической и идеологической категорией. С течением времени дореволюционная «русскость» легко перешла в послереволюционную «советскость», а впоследствии — в «российскость». После распада СССР этнические русские легко растворились в «россиянах» и не испытывают от этого особых неудобств (трудно представить себе, чтобы нечто аналогичное произошло, например, с титульными нациями прибалтийских республик). Однако оборотной стороной этого является недостаточная способность русских осознавать, формулировать и защищать собственно национальные и этнические интересы.

 

Заключение

 

Перестроечный и реформистский периоды жизни  России конца 80-х и начала 90-х годов  привели к формированию некоторых  предпосылок и элементов политических отношений типа конституционализма. Однако еще нет достаточного материала для утверждения, что конституционализм — это наша политическая судьба, а гражданское общество — естественная социальная аура нашего бытия.

Если  на Западе идеи конституционализма развивались и реализовывались в результате корректировки устоявшихся христианских максим и национальных- традиций, поиска основ мира в обществе, то в России идея конституционализма возникла как попытка выйти из тупика, застоя, как обоснование условий ускорения развития, приобщения России к прогрессивным просветительским идеям.

Современный вариант приобщения к конституционализму является, с одной стороны, итогом и способом критики советского социализма, а с другой — решением проблемы выхода из режима администрирования, остаточной формы тоталитаризма, перехода от всеобщей огосударствленности к отношениям, основанным на разных формах собственности.

Имеющийся англо-американский и евроконтинентальный опыт говорит о том, что нет единой универсальной модели отношений общества и государства. Более того, можно подвергнуть сомнению общецивилизационность конституционализма, коль скоро он еще не стал частью всех национальных культур. Другое дело, допустить, что в европейских по происхождению ценностях есть общецивили-зационное начало. Это упрощает подход к нашим российским проблемам. Западные варианты в таком случае не эталоны, но поучительные примеры.

 

Список литературы

 

  1. Фонотов А.Г.  «Россия: инновации и развитие», М., 2010
  2. Фонотов А. Г. «Россия: От мобилизационного общества к инновационности», М., 1993
  3. Ануфриев Е.М., Лесная П.А. Российский менталитет как социально-политический феномен // Социально-политический журнал. 2007. №3-7.
  4. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2007.
  5. Политология. Учебник для вузов, под ред М.А.Василика. – М., 2004.
  6. «Политическая культура: теория и национальные модели», сборник статей, М.: 2006.

 

1 Фонотов А. Г. «Россия: от мобилизационного общества к инновационности», М,1993

 

 

 


Информация о работе Проблемы формирования политической культуры в России