Правовое положение национальных меньшинств в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 19:52, реферат

Краткое описание

Цели исследования:
Узнать, что такое национальное меньшинство .
Выделить, какими нормативными правовыми актами регулируются их отношения.
Выяснить, как зарождалась многонациональность в Республике Беларусь.
Определить особенности современного развития в отношении национального меньшинства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Сущность национальных меньшинств в Республике Беларусь....................................................................................................4
ГЛАВА 2. Политика Республики Беларусь в отношении национальных меньшинств (1991–1994 гг.)………………………………………….6
ГЛАВА 3. Современное развитие Республики Беларусь в отношении национальных меньшинств…………………………………………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

рефератик.docx

— 42.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Реферат

 

Правовое положение национальных меньшинств в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Сущность национальных меньшинств в Республике Беларусь....................................................................................................4

ГЛАВА 2. Политика Республики Беларусь в отношении национальных меньшинств (1991–1994 гг.)………………………………………….6

ГЛАВА 3. Современное развитие Республики Беларусь в отношении национальных меньшинств…………………………………………...9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………16 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблему защиты прав национальных меньшинств человечество пытается решить не одно столетие. Это не значит, разумеется, что до означенного периода права национальных меньшинств никоим образом не ущемлялись. Речь идет о том, что первые международные договоры, призванные гарантировать хоть какие-то права малым этническим и религиозным группам, датируются серединой XVI века. Отношение к национальным меньшинствам, обеспечение возможностей для развития их языка и культуры являются признаком зрелости, цивилизованности общества. Каждая страна пытается урегулировать данные отношения, чтобы не возникало межнациональных конфликтов. Республика Беларусь не исключение. Объектом работы стала защита прав национальных меньшинств, а предметом – реализация положений о национальных меньшинств на практике.

Цели исследования:

  1. Узнать, что такое национальное меньшинство .
  2. Выделить, какими нормативными правовыми актами регулируются их отношения.
  3. Выяснить, как зарождалась многонациональность в Республике Беларусь.
  4. Определить особенности современного развития в отношении национального меньшинства.

 

ГЛАВА 1

 

Белорусский ученый И. Левяш полагает, что в современных условиях белорусского государства понятие «национальное меньшинство» не вполне отражает сложившуюся национальную обстановку, и что наиболее адекватное и научно обоснованное понятие - «национальная общность».

В то же время С. А. Цюга, опираясь на данные переписи населения Беларуси, отождествляет понятия «национальная общность» и «национальное меньшинство», утверждая, что «национальные общности составляют в Республике Беларусь меньше 20 % от общего числа населения. Это позволяет говорить о том, что они представляют собой национальные меньшинства». Определение лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, содержащееся в ст. 1 Закона «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», не содержит критерия давности проживания. Следовательно, права представителей русского, польского, украинского, еврейского, татарского, цыганского и иных этносов, проживающих на территории Беларуси на протяжении последних нескольких столетий, не отличаются от прав представителей мигрантов последнего времени. В этом заключается одно из главных отличий белорусского подхода к регулированию вопросов национальных меньшинств от общеевропейского, где защищаются, как правило, права лишь коренных, традиционных национальных меньшинств.

Таким образом, следует признать, что в нашей стране понятие  национального меньшинства приближается по содержанию к понятию национальной общности. В Конституции термин «национальные  общности» носит наиболее широкий  характер и распространяется на все  возможные разновидности национальных групп, в том числе на национальные, этнические меньшинства, на трудящихся-мигрантов, беженцев и др. Национальное меньшинство  являет собой частный случай национальной общности. К национальной общности можно отнести и белорусов, составляющих большинство, и меньшинством не являющихся. Более того, термин «национальная  общность» применяется в контексте  установления запрета дискриминации  по признаку национальности, и не может  заменить собой термин «национальное  меньшинство», имеющего более узкое  значение. Правовое положение отдельных  категорий национальных общностей  должно развиваться и уточняться в законах (о национальных меньшинствах, о беженцах, о мигрантах, о правовом положении иностранных граждан  и лиц без гражданства и  др.) и иных нормативных правовых актах.

Из этого следует, что  в законодательстве Республики Беларусь обосновано употребление понятий «национальная  общность» и «национальное меньшинство». Смешение данных понятий или замена одного другим недопустимы. Национальное меньшинство представляет собой частный случай национальной общности и является базовым понятием для развития специального законодательства о национальных меньшинствах. [7]

 

ГЛАВА 2

 

После распада СССР во вновь  образовавшихся государствах СНГ начали происходить коренные изменения  в политической, экономической, социальной и культурной сферах общественной жизни. В условиях переходного общества во многих странах обострились межэтнические  отношения, усилились процессы консолидации этнических групп, повысился уровень  этнического и национального  самосознания. Следствием этого стало  резкое возрастание интереса к родному  языку, традициям, культуре, особенно к  этнической культуре как носителю этнической самобытности. Данные явления были в определённой степени характерны и для Республики Беларусь. Перед  государственными структурами республики встала проблема формирования новой  этнополитики и этнокультурной политики в отношении национальных меньшинств как её составляющей. Прежде всего, необходимо было создать правовую базу, которая обеспечила бы благоприятные условия для свободного развития всех этнокультур национальных меньшинств Беларуси. Поэтому в начале 90-х годов был принят ряд законодательных актов, призванных регулировать этнокультурное развитие национальных меньшинств Беларуси. Среди них следует назвать законы: «О языках в Республике Беларусь», «О культуре в Республике Беларусь», «Об образовании в Республике Беларусь», «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», Конституцию Республики Беларусь, принятую 15 марта 1994 года.

Данными законодательными актами гарантировалось право лицам, принадлежащим  к любой этнической группе, свободно развивать свою культуру, создавать  национальную школу и культурные объединения (Закон «О культуре в  Республике Беларусь»), право изучать  и пользоваться родным языком, право  на печать и распространение информации на родном языке (Закон «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь»). Обязательства белорусского государства  по сохранению этнических культур национальных меньшинств наиболее чётко были прописаны  в Законе «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» и Конституции  Республики Беларусь. Согласно статье 7 Закона «О национальных меньшинствах» Республика Беларусь (т.е. белорусское государство) в соответствии с законодательством содействует созданию материальных условий для развития образования и культур национальных меньшинств путём выделения из государственного бюджета необходимых для этого средств. В соответствии со статьёй 14 Конституции Республики Беларусь государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Статьёй 15 предусматривалось, что государство ответственно за сохранение историко-культурного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь. Таким образом, за 1991–1994 годы в республике была создана нормативно-правовая база, создающая достаточно комфортные условия для развития культур национальных меньшинств и удовлетворения их этнокультурных запросов.

Специальных государственных  органов в системе высшей исполнительной власти, занимавшихся проблемами национальных меньшинств, в республике в данный период не существовало, не было и механизмов сотрудничества властных структур и  объединений национальных меньшинств. Развитием этнокультурного образования  национальных меньшинств занималось Министерство образования Республики Беларусь. Поддержку  и финансирование культурных инициатив  национальных меньшинств осуществляло Министерство культуры Республики Беларусь (с 14 марта 1994 года – Министерство культуры и печати Республики Беларусь).

Обретение страной независимости, происходившие в обществе в связи  с этим изменения, активизировали процессы консолидации национальных меньшинств. Ряд объединений национальных меньшинств были созданы ещё в конце 80-х  годов, но особенно активно они стали  создаваться с 1991 года. Основными  целями и задачами, на решение которых  была направлена деятельность общественных объединений национальных меньшинств, были удовлетворение этнокультурных запросов и потребностей представителей своих  этносов, проживающих в Беларуси. В начале 90-х годов активно развивалось этнокультурное образование национальных меньшинств. Русский язык согласно Закону «О языках в Республике Беларусь» являлся обязательным для изучения во всех общеобразовательных школах республики. С каждым годом возрастало количество детей, изучающих язык второго по численности национального меньшинства Беларуси – поляков. Государственные структуры и этнокультурные общества также вели работу по распространению в обществе информации об истории и культуре национальных меньшинств Беларуси.

Таким образом, в 1991–1994 годах  основное внимание государственных  органов Республики Беларусь было направлено на развитие этнокультурного образования  национальных меньшинств. Наиболее активно (не считая русского) развивалось польское этнокультурное образование, также  началось обучение детей на литовском  языке и иврите, появились первые воскресные школы общественных объединений  национальных меньшинств. Белорусское  государство старалось финансово  поддерживать издание газет и  журналов национальных меньшинств, помогать в организации культурных мероприятий, но в условиях экономического кризиса  такая поддержка не была системной. Большим достижением данного  периода было создание нормативно-правовой базы этнокультурной политики, которая  в дальнейшем дополнялась и совершенствовалась. [8]

 

ГЛАВА 3

 

Республика Беларусь - унитарное  многонациональное государство. Татары, евреи, поляки, русские, литовцы, цыгане на протяжении многих веков проживают  на территории Беларуси.

Сравнительный анализ национального  состава Республики Беларусь согласно переписям населения 1989, 1999, 2009 гг.

 

Перепись 1989 г.

Перепись 1999 г.

Перепись 2009 г.

Белорусы

78%

81,2%

83,7%

Русские

13%

11,4%

8,3%

Поляки

4%

3,9%

3,1%

Украинцы

3%

2,4%

1,7%

Евреи

1%

0,3%

0,1%


 

Также на территории Беларуси проживают татары (0,13 %), цыгане (0,11 %). 11 национальных меньшинств (азербайджанцы, армяне, грузины, казахи, латыши, литовцы, молдаване, мордва, немцы, узбеки, чуваши) насчитывают от 1 до 10 тыс. человек. Остальные 105 национальных меньшинств составляют менее 1 тыс. человек, но большинство из них крайне немногочисленны — до нескольких десятков человек. Представители большинства национальных меньшинств проживают в основном в городских поселениях и занимают высокие статусные позиции в социальной структуре, экономике, политике и культуре белорусского общества. Это обусловлено прежде всего тем обстоятельством, что данные национальные группы активно пополнялись в период существования СССР за счет высокообразованных мигрантов из других союзных республик.

Характеризуя ситуацию, связанную  с положением национальных меньшинств в Беларуси, необходимо отметить ее стабильность и уникальность, что  выражается в отсутствии каких-либо столкновений и конфликтов на этнической, расовой, лингвистической и конфессиональной основе. Такое положение объясняется  проводимой государством национальной политикой, менталитетом граждан страны, историческими традициями мирного  межэтнического взаимодействия, давними  и прочными связями между этническими  группами, проживающими на территории Беларуси. Сохранение стабильных национальных отношений рассматривается государственными органами Беларуси как одно из важнейших  достижений последнего десятилетия.

Важнейшим фактором, предотвращающим  проявления дискриминации по национальному  и расовому признакам, является преобладание в Республике Беларусь политических сил, противодействующих проявлениям  национализма и ксенофобии. Агрессивным  националистическим движениям экстремистской направленности в Республике Беларусь, в отличие от некоторых других республик бывшего СССР, не удалось  приобрести какого-либо влияния на сограждан и в настоящее время  они находятся на крайней периферии  политической жизни. Вместе с тем  в Республике Беларусь имели место  отдельные случаи проявления ксенофобии и нетерпимости, которые не остались без должного реагирования соответствующих  государственных органов Республики Беларусь. Данные многочисленных научных  исследований, проведенных на протяжении последнего десятилетия, постоянного  социологического мониторинга, осуществляемого  органами государственного управления Республики Беларусь, свидетельствуют, что подавляющее большинство белорусских граждан не учитывает в своей повседневной жизнедеятельности национальных факторов, значительная их часть вообще не интересуется такими вопросами, не придает им никакого значения. Для абсолютного большинства белорусов и представителей национальных меньшинств национальная принадлежность не имеет значения при выборе друзей и знакомых, супруга, на работе и в иных случаях повседневного взаимодействия с другими людьми. Свыше 2/3 сограждан имеет родственников другой национальности. Та же картина открывается при выяснении политических ориентаций - подавляющая часть сограждан не интересуется национальной принадлежностью представителей органов власти, кандидатов в депутаты, и для них она не имеет значения.

Белорусское общество сохранило  интернациональный характер, отвечающий тенденциям развития любого современного общества, и политика Белорусского государства направлена на сохранение и укрепление данной ситуации, как гарантирующей социальную стабильность. Органы власти Республики Беларусь стремятся к сохранению межнационального доверия, поддерживают цивилизованные формы диалога в данной сфере общественной жизни.

Информация о работе Правовое положение национальных меньшинств в Республике Беларусь