Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:18, реферат

Краткое описание

Первые представления о государстве как организа­ции, деятельность которой основана на верховенстве закона, на­чали формироваться на ранних этапах развития человеческой ци­вилизации. С идеей правового государства связывались поиски бо­лее совершенных и справедливых форм общественной жизни в рассуждениях мыслителей — философов, историков, юристов и писателей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Мысли­тели античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Плибий, Цицерон) считали, что разумное, справедливое и гармонич­ное развитие общества возможно лишь в такой политической форме общежития людей, при которой закон общеобязателен для всех граждан и для самого государства.

Содержание

1. Понятие и признаки правового государства...........................................................
2. Проблемы и пути формирования правового государства в России......................
3. Становление и развитие гражданского общества...................................................
4. Гражданское общество и государство......................................................................
5. Гражданское общество и право................................................................................
6. Этапы развития государства и права в гражданском обществе............................
7. Заключение.................................................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

политология2.docx

— 36.55 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление                        

1.     Понятие и признаки правового государства...........................................................

2.     Проблемы и пути формирования правового государства в России......................

3.     Становление и развитие гражданского общества...................................................

4.     Гражданское общество и государство......................................................................

5.     Гражданское общество и право................................................................................

6.     Этапы развития государства и права в гражданском обществе............................

7.     Заключение.................................................................................................................

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Понятие и признаки правового государства.               

Первые представления о государстве как организа­ции, деятельность которой

основана на верховенстве закона, на­чали формироваться на ранних этапах

развития человеческой ци­вилизации. С идеей правового государства связывались

поиски бо­лее совершенных и справедливых форм общественной жизни в

рассуждениях мыслителей — философов, историков, юристов и писателей Древней

Греции, Рима, Китая и других стран. Мысли­тели античности (Сократ, Демокрит,

Платон, Аристотель, Плибий, Цицерон) считали, что разумное, справедливое и

гармонич­ное развитие общества возможно лишь в такой политической форме

общежития людей, при которой закон общеобязателен для всех граждан и для

самого государства. Древнегреческий философ Платон подчеркивал, «где закон —

владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства

и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Его ученик —

Аристотель — вторил учителю: «Там, где отсутствует власть зако­на, нет места

и (какой-либо) форме государственного строя. За­кон должен властвовать над

всеми». Цицерон говорил о государ­стве как о правовом общении и «общем

правопорядке». Государ­ственно-правовые идеи и институты Древней Греции и

Рима ока­зали заметное влияние на становление и развитие более поздних

прогрессивных гуманистических взглядов и заложивших основы учений о правовом

государстве.

В период разложения феодализма и ранних буржуазных ре­волюций идею правовой

государственности разрабатывали про­грессивные мыслители того времени Н.

Макиавелли, Ж-Боден, Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье,

Д-Дидро, П. Гольдбах, Т. Джефферсон, М. Вольтер, Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Т.

Пейн и другие видные философы и мыслители.

И. Кант обосновал и детально разработал философскую ос­нову теории правого

государства, центральное место в которой занимает человек, личность. По

Гегелю, государство — это наи­более совершенная организация общественной

жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство

реали­зованной свободы. Но Гегель возводил государство в абсолют, стоящий над

личностью и обществом. В этом утверждении К. Маркс видел главный порок

гегелевской концепции государст­ва. Маркс исходил из открытой им классовой

теории обществен­ного развития, согласно которой юридический закон есть

продукт и отражение материальных производственных отношений классо­вого

общества. Идею правового государства Маркс выразил сле­дующими

примечательными словами: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство

из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу

подчиненный».

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Р. Иеринга, Г.

Еллинека, Л Дюги, Ориу, Р. Паунда, Ч. Спен­сера и других сходилась во мнении,

что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же

подзаконен, как и гражданин.

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-

правовой мысли. Они излагались в трудах Д.Н. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г.

Чернышевского, Н.М. Муравь­ева, А.М. Радищева и в работах видных правоведов и

философов дооктябрьского периода: Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, С.А.

Муромцева, Г.Ф. Шершеневича, Н.А. Бердяева и др.

Во многих современных научных исследованиях ос­новными чертами и признаками

правового государства считаются:

     Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Этот

принцип означает высокий авторитет закона в обществе, всеобщее уважение к нему.

Авторитет закона выражается в стро­гом соответствии ему всех подчиненных (т.е.

подзаконных) пра­вовых актов в том, что решения государственных органов и

долж­ностных лиц (например, о приеме в вуз, увольнении, предостав­лении жилья и

т.д.) вносятся на основании закона с соблюдением всех его требований.

Все граждане, должностные лица, органы государства и ор­ганизации должны

неуклонно исполнять и соблюдать законы го­сударства. Основной Закон

государства — Конституция, в кото­рой сформулированы принципы государственной и общественной жизни, прочный режим правовой законности, стабильность

пра­вового порядка в обществе.

     Связанность государства правом. Законы издаются государ­ством, но

государство не вправе считать их своей «собствен­ностью». Ведь в основе закона

лежит воля народов России, их мудрость. Вот почему, разрабатывая законы,

государство выносит законопроекты на всенародное голосование или обсуждение.

Принятый закон обязателен для государства, его органов и долж­ностных лиц так

же, как и для каждого человека.

     Реальное обеспечение прав и свобод граждан, необходимых для

функционирования правового гражданского общества. Свобо­да человека в обществе

выступает как его право. Право становит­ся всеобщим масштабом и равной мерой

свободы. Реальное про­явление права свободы воплощается в формуле «Все, что не

за­прещено индивиду законом, ему дозволено».

     Взаимная ответственность государства и личности в рам­ках действующего

законодательства. Государство берет на себя обязательство обеспечивать

справедливость и равенство в отно­шениях с каждым гражданином. Подчиняясь

праву, государст­венные органы не могут нарушать его предписания и несут

ответ­ственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. На таких же

правовых началах строится ответственность личности перед государством.

Соблюдение правовых требований — юриди­ческая обязанность всех — государства,

личности, организаций. В правовом государстве нет и не может быть такого органа

или должностного лица, которое было бы изолировано от ответствен­ности, к

которому нельзя было бы предъявить иск. Перед консти­туцией и законом все

равны.

     Разделение властей является основным принципом органи­зации и

деятельности правового государства. Разграничение еди­ной государственной

власти на три относительно самостоятель­ные и независимые отрасли предотвращают

возможные злоупот­ребления властью и возникновение тоталитарного управления

го­сударством, не допускает сосредоточения власти в одних руках или группы лиц.

Деление власти на законодательную, исполни­тельную и судебную

поддерживается особой системой «сдержек и противовесов», направленной на

обеспечение не только взаимо­действия, но и взаимоограничения полномочий в

установленных законом пределах.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается чрезвычайно

гипертрофированная бюрократизация исполнитель­ной власти и ее аппарата,

стремящегося узурпировать законода­тельные полномочия под завесой

демократической риторики о разделении властей.

В заключение можно дать следующее определение правового госу­дарства.

     Правовое государство — это такое демократическое государство, в котором

обеспечивается господство права, верховенство закона, ра­венство всех перед

законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы

человека, а в основу организации власти положен принцип разделения

(обособления) властей.

     Проблемы и пути формирования правового государства в России.

Россия вступила на путь формирования правового государства в 1906—1907 гг.,

что было связано с начавшимся в эти годы процессом ее перехода к

конституционному строю.

В 1917 г. процессы, происходящие в государственной жизни стра­ны, получили

новое направление, новое содержание: возникло Совет­ское государство. Его

первая Конституция 1918 г. закрепляла дикта­туру пролетариата и беднейшего

крестьянства. Как известно, диктату­ра представляет собой власть, которая не

связана законами. В этих ус­ловиях, конечно, вопрос о правовом государстве, о

господстве права, верховенстве закона был неуместен. Более того, утверждался

право­вой нигилизм, который сочетался с нигилизмом государственным, с

недооценкой роли и значения государственно-правовых начал, инсти­тутов, норм,

процедур и гарантий в общественной и политической жизни.

В теории и практике советского государственного строительства от­вергался

принцип разделения властей. Он трактовался как буржуаз­ный и неприемлемый для

управления Советским государством.

Лишь в конце 80-х годов стало возможным сколько-нибудь серьез­но вести речь о

необходимости создания правового государства.

     1. В качестве одного из направлений решения этой задачи можно выделить

дальнейшее реформирование всей системы государствен­ной власти. В основе этих

преобразований — принцип разделения властей, закрепленный впервые у нас в

статье 13 Декларации о госу­дарственном суверенитете Российской Федерации от 12

июня 1990 г.

Новая Конституция Российской Федерации (ст. 10:

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе

разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы

законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.»)

закрепляет это разделение. В соответствии со статьей 11 Конституции

Российской Федерации государственную власть в РФ осуществляют: Президент

Российской Федерации (согласно ст. 80 Конституции РФ он — глава государства:

1.          «Президент Российской Федерации является главой государства.

2.          Президент Российской Федерации является гарантом Конституции

Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном

Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране

суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной

целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие

органов государственной власти.

3.          Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией

Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления

внутренней и внешней политики государства.

4.         Президент Российской Федерации как глава государства представляет

Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.»);

Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Сове­та Федерации и

Государственной Думы (это парламент РФ — предста­вительный и законодательный

орган Российской Федерации); Прави­тельство Российской Федерации и суды

Российской Федерации.

Конечно, еще много предстоит сделать для выработки процедур, формирования

определенных традиций и правил взаимодействия этих структур государственной

Информация о работе Правовое государство