Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:58, реферат
Сам термин "политический консультант" настолько расплывчат, что каждый высказывающийся на эту тему автор предлагает собственную дефиницию. При этом все определения содержат следующие ключевые понятия:
• профессионализм, противопоставляемый дилетантству и
ремесленничеству;
• технологии, владение которыми добавляет к качествам
Основы политического консультирования
Политическое консультирование:
истоки, сущность, функции.
1.2. Технологии политического консультирования
К специальным технологиям политического консультирования можно отнести совокупность приёмов и действий, повышающих эффективность действий политических субъектов (партий, лидеров и заинтересованных групп) в конкурентной среде. При этом наиболее распространённым типом политического консультирования, приносящим львиную долю дохода, является консультирование электоральное.
Именно в период избирательных кампаний политики чаще всего обращаются за помощью к профессионалам. Профессионалы предлагают политикам совокупность электоральных технологий. Исследователи современного американского политического консультирования выделяют целый ряд разнообразных технологий. По оценкам специалистов из Института менеджмента политических кампаний (Campaign Management Institute), функционирующего при Американском университете в Вашингтоне, к числу наиболее эффективных технологий относятся:
• стратегическийменеджмент (management or strategic advice);
• рекламавСМИ (media or campaign advertising);
• социологические исследования (polling);
• организация прямых рассылок (direct mail);
• изучение конкурентов (opposition research);
• обеспечение финансирования кампании (campaign finance or fundraising);
• полевые работы (field operations)
Современная российская ситуация, конечно же, во многих отношениях радикально отличается от североамериканской. Отсюда и необходимость в иных типологиях технологических аспектов политического консультирования.
Так, например,
финансирование кампании относится
к сфере скрытых от постороннего
глаза сфер, относящихся к исключительной
компетенции клиента (которым может
являться как сам кандидат, так
и его спонсор, например, корпорация).
Впрочем, и в США десятидолларовые
пожертвования рядовых
Представление о наиболее
распространённых в отечественной
практике политконсалтинговых
• отдел креатива, в котором разрабатываются агитационные материалы, а также материалы для СМИ;
• аналитический отдел, собирающий и обрабатывающий информацию о ходе кампании;
• социологический отдел, поставляющий руководству и кандидату свежие рейтинги;
• юридический отдел, отвечающий за подготовку официальной документации и отношения с избирательной комиссией;
• отдел «полевых работ», обеспечивающий распространение агитационной продукции и массовые мероприятия, включая, к примеру, кампанию «от двери к двери»;
• общественная приёмная, отвечающая за контакты с особенно инициативными гражданами.
Специализация
и опыт решения стандартных проблем
рождают десятки тысяч
В аналитических целях полезно выделить основные макротехнологии, используемые в мировом политическом консалтинге. К их числу мы можем причислить политический маркетинг, психологическое сопровождениеполитика, политическую рекламу, медиа-манипулирование (спиндокторинг) и совокупность полевых техник, нацеленных на непосредственную коммуникацию с избирателем от имени клиента. Отдельно можно выделить стратегический менеджмент в политическом консультировании, в задачу которого входит осуществление общего руководства консалтинговым процессом (general political consulting).
Неизвестно, как скоро появятся аналогичные российские технологии политического маркетинга, предлагающие отечественным политикам вырабатывать особые подходы к специфическим категориям российских граждан. В России наиболее привычным элементом политического маркетинга являются социологические исследования. Они, без сомнения, необходимы, но нельзя забывать о том, что полезна не всякая информация, а только та, на основании которой можно корректировать стратегию кампании.
Психологические
методики в России вошли в «технологическое
ядро» политического
В России технология спин-докторинга пока не особенно востребована именно в кампаниях местного уровня. Пространство для спин-докторинга возникнет тогда, когда станут исключением откровенно проплаченные материалы, выдаваемые за редакционный комментарий, а редакционная политика будет в меньшей степени зависеть от давления государственной власти и корпоративных спонсоров.
Эта работа состоит из тысяч необходимых мелочей, которым невозможно обучиться в одночасье. В составе полевых технологий можно выделить достаточно крупные блоки, как, например, кадровый менеджмент или полевой мониторинг. Поэтому неэффективный полевой менеджмент может перечеркнуть реализацию самой блестящей стратегии.
Данная профессиональная деятельность называется консалтингом по двум причинам. Во-первых, действующей фигурой избирательной кампании по-прежнему является кандидат, а консультант находится «за кулисами» мира политики. Во-вторых, сотрудничество кандидата и консультанта строится, как правило, на временной основе.
Новые коммуникационные
технологии превратили огромный непостижимый
мир в «информационную деревню»