Консерватизм и либерализм как политические доктрины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:00, контрольная работа

Краткое описание

Основные черты русского консерватизма обусловливаются фундаментальными характеристиками религиозного сознания русского народа. Поэтому русский консерватизм не может не отличаться радикальным образом от консерватизма англосаксонского с его приверженностью индивидуализму и установкой на защиту частной собственности от посягательств на нее со стороны государства. Столь же велико его отличие и от современной европейской версии консерватизма, так называемой идеологии "новых правых", с ее отчетливым тяготением к дохристианской языческой традиции.

Содержание

Введение………………………………………………………………........ . стр. 2
1.Консерватизм как политическая идеология……………………….......…стр. 4
2.Либерализм как политическое течение……………….….....……..……..стр. 9
3. Неолиберализм…………………………………………………………...стр. 24
Заключение………………………………………………………………….стр. 28
Список литературы…………………………………………………………стр. 29

Вложенные файлы: 1 файл

Политология кр.docx

— 72.88 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………........ . стр. 2

1.Консерватизм как политическая  идеология……………………….......…стр. 4

2.Либерализм как политическое  течение……………….….....……..……..стр. 9

3. Неолиберализм…………………………………………………………...стр. 24

Заключение………………………………………………………………….стр. 28

Список литературы…………………………………………………………стр. 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Политические знания и  культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве — забота всего современного общества, важное условие его благополучия. Как отмечает руководитель Академии политического образования ФРГ Т. Майер, «там, где политическое образование отличается постоянством, непрерывностью и охватывает все социальные слои, оно не всегда обращает на себя большое общественное внимание. Ненужным же оно не будет никогда».

Овладение гражданами основами политической науки и демократической культуры — одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в России и других постсоциалистических государствах. Известно, что любые социальные перемены начинаются, прежде всего с сознания людей.

Особенно необходимы политические знания и навыки молодому поколению, отличающемуся большим радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода утопическим идеологиям и демагогическим призывам.

В данной работе мы рассмотрим такую тему: Консерватизм и либерализм как политические доктрины.

Консерватизм есть идеология, нацеленная на сознательное удержание  идентичности, сохранение живой непрерывности  эволюционного развития.

Основные черты русского консерватизма обусловливаются  фундаментальными характеристиками религиозного сознания русского народа. Поэтому  русский консерватизм не может не отличаться радикальным образом  от консерватизма англосаксонского с его приверженностью индивидуализму и установкой на защиту частной собственности  от посягательств на нее со стороны  государства. Столь же велико его  отличие и от современной европейской  версии консерватизма, так называемой идеологии "новых правых", с  ее отчетливым тяготением к дохристианской языческой традиции.

Так же в условиях современной России происходит либерализация общественной жизни. Идёт процесс становления новой российской государственности, напряжённый поиск наиболее приемлемых и эффективных путей развития. В связи с этим отечественными исследователями-обществоведами переосмысливаются применительно к условиям нашей страны основные нормы и ценности либерализма, которые имеют на Западе богатые традиции. При этом о судьбе и перспективах либерализма в России высказывается достаточно широкий диапазон мнений.

''Термин ''либерализм'' происходит  от латинского ''liberalis'' - свободный, имеющий отношение к свободе.

Либерализм как сложное  структурное явление предстаёт  сегодня и как историко-философское  течение, доктрина, и как политическая идеология, обосновывающая программные  установки объединившихся под его  знаменем социальных слоёв, и как  более или менее массовое организованное движение (либеральные политические партии, движения, группировки и  т.п.).

Главные постулаты либерализма, выражающие философско- мировоззренческую основу учения, сложились в антифеодальной борьбе, ставившей задачи освобождения от сословных и цеховых ограничений, произвола власти, авторитета церкви. Либерализм органически связан с развитием капитализма в Европе в XVII-ХVIII веках и на ранних этапах представлял собой средство борьбы, ''третьего сословия'' против абсолютизма. Поэтому содержание либерализма первоначально определялось интересами и стремлениями купцов, владельцев крупных и мелких мануфактур, которые стали стремиться к власти после антифеодальных революций. Социально-экономические аспекты становления капитализма и либерализма были обстоятельно проанализированы К. Марксом.

В современной России идёт сложный процесс утверждения  норм и ценностей либерализма.

Либерализм в научной литературе исследуется достаточно широко и многосторонне.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Консерватизм как политическая идеология

 

Базовыми ценностями консервативной политической доктрины являются порядок, стабильность и традиционализм. Эти  ценности проистекают из социально-политической парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом  естественной эволюции, а не договора  и объединения граждан, как принято  считать в либерализме. Общество развивается благодаря наличию  в нем так называемой естественной жизненной силы, существование которой  рационально объяснить невозможно. Коль скоро логика прогресса задана свыше, то нет необходимости вмешиваться  в ход исторического развития. Принимая принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства, консерваторы трактуют их как результат  развития некого естественного жизненного начала. Политическим идеалом консерватизма  является сильное государство, четкая политическая стратификация: власть принадлежит  элите, а свобода есть подчинение власти и лояльность к ней. Консерватизм возник не как идеология новых  классов, а как реакция на новые  условия уходящих с исторической сцены классов.

Однако классический консерватизм тоже смог трансформироваться в такие  уникальные формы неоконсерватизма, как рейганизм (США), тэтчеризм (Англия), которые очень далеко ушли от первоначальной идеи. Во-первых, консерватизм заметно эволюционировал в сторону приоритета прав и свобод отдельной личности при существенном ограничений экономических и социальных функций государства за счет приватизации государственной собственности и сокращения социальных программ. Во-вторых, консерватизм стал идеологией широких слоев «среднего класса» западного общества. Историческая заслуга неоконсерватизма заключается в том, что он сформулировал и предложил эффективные способы решения актуальных проблем, вызванных экономическим спадом 70-х годов ХХ века. К числу этих способов относятся: а) структурная перестройка экономики, отвечавшая потребностям нового этапа технологической революции, б) создание новой системы стимулов взамен традиционной, ориентированной на рост уровня жизни. Новые мотивации, значимые для работника, были связаны с ростом качества жизни, создания новых форм самореализации личности. Неоконсерватизм органично соединил старые ценности доиндустриальной эпохи – семья, религия, мораль – с ценностями постиндустриальной эры – творческий труд, уникальность каждой личности, ускоренное развитие культуры, образования, активное привличение работников к управлению производством.

Сущность консерватизма  и его генезис

Консерватизм возник в  конце XVIII века как реакция на французское  Просвещение и Великую французскую  революцию. Консервативная идеология  была ответом на вызов либерализма  и радикализма. Поскольку консерватизм возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу  человека, свободу, равенство и братство, то его не считают самостоятельной, "чистой" идеологией. Консерватизм трактуется как эпифеномен либерализма, т.е. явление, сопутствующее либерализму, придаток либерализма. Подобное рождение консерватизма не помешало ему превратить в достаточно стройную систему взглядов, которая претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к современному миру.

Интеллектуальная консервативная традиция была разработана англичанином Э. Берком (1729-1797 гг.), французами Ж. де Местром (1754-1821 гг.).Л. де Бональдом (1754-1840 гг.). Они стали основоположниками традиционного консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического характера французской революции XVIII века, буржуазной демократии и индивидуальной свободы. "Отцы-основатели" политической идеологии консерватизма выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм лишал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.

Оптимистическому взгляду  либералов на природу человека, разум  и воля которого в состоянии преобразовать  общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном  несовершенстве человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок. Подлинной "природе" человека, считали консерваторы, вообще чуждо понятие "свобода". Смысл имеют только конкретно-исторические свободы, добытые предками, проверенные традициями и принимаемые как исторической наследие.

Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться всеми  способами общественного и государственного воздействия и обуздывать "греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной  от морали.

Другим важнейшим принципом  консерватизма является традиционализм. Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового  общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми  прежними поколениями духовные традиции и ценности. Э. Берк считал, что в любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только перед своими современниками, но и предками, и потомками. Конструктивному рационализму либералов Э. Берк демонстративно противопоставлял апологию "предрассудков". Именно в "обычных предрассудках", в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.

Традиционализм консервативной идеологии теснейшим образом  связан с политическим реализмом. Консерватизму  чужд доктринерский подход. Политическая практика, как считают консерваторы, не должна опираться на голые теоретические  схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей, из плоти и крови, образ  жизни которых, устоявшиеся привычки нельзя внезапно изменить без больших  несчастий. Консерватизм возвращал  политической мысли чувство историчности, отстаивал в бурное революционное  время непрерывность исторического  развития и сохранение полезных частей "старого общественного здания", вместо изобретения абстрактных  конструкций на "чистом листе" революционной истории.

Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее равенства  людей перед богом. Равенство  существует в области морали и  добродетели, возможно даже политическое равенство. Но все формы консервативной идеологии не приемлют социального  равенства, являются антиэгалитарными. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно, неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего "природе". Эгалитаризм же разрушает социальную иерархию, на которой базируется социальная стабильность. В то же время антиэгалитаризм не означает, что консерваторы выступают за жесткую пирамидальную структуру социума. Социальная мобильность по вертикали и по горизонтали важна для общественного развития. Еще в конце XVIII века Э. Берк сформулировал принцип меритократии, в соответствии с которым власть должна находиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп. Приняв со временем политическую демократию, консерваторы стали сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных. Достойное - достойным - таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности.

Неоконсерватизм и его практическое воплощение в  политике (голлизм, тетчеризм, рейгономика и др.)

Объективной основой появления  неоконсерватизма явился структурный  кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся  для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального реформизма, оказались недостаточными. Требовались более радикальные  средства. Рухнула вера в то, что  научно-технический прогресс в силу своего рационального механизма  разрешит социальные проблемы. Оказалось, что для стабилизации общества необходимо прочное моральное подкрепление и дополнительные средства легитимации. Неоконсерватизм был ответом  на "вызов" кризисного состояния  научно-технической цивилизации  и ослабление ее духовно-нравственных устоев. Он оказался более результативным, чем другие идеологии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения экономических и социальных проблем.

В мировоззренческом плане  неоконсерватизм выступает за приоритетность принципа свободы над принципом  равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. Социальный порядок реализуется прежде всего через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем. Защищая идею свободы и прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом. Права человека только в сочетании с осознанием обязанностей и развитым чувством долга облагораживают личность.

В экономической области  неоконсерватизм выступает за ограничение  вмешательства государства в  рыночную экономику. Государство обязано  содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых  льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке. Будучи противниками патронажного регулирования экономики, неоконсерваторы делают ставку на личностный фактор: личная инициатива, личная заинтересованность, личные возможности и личная ответственность - вот важнейшие и незыблемые ценности эффективно функционирующей экономики.

Социальная политика неоконсерваторов тесно связана с экономической. Три основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины: принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала; принцип справедливости, т.е. "справедливое распределение доходов и собственности", "справедливая заработная плата", "справедливая налоговая политика" и другие; принцип субсидиарности - помощь для содействия самопомощи и частной инициативе. В соответствии с этими принципами личности и небольшие сообщества должна сами решать свои социально-экономические проблемы, а государству передоверять только те вопросы, которые невозможно решить подобным образом. Суть социально-экономической политики неоконсерваторов заключается в создании условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного "социального попечительства".

Информация о работе Консерватизм и либерализм как политические доктрины