Консерватизм как система политических взглядов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 12:48, реферат

Краткое описание

Цель реферата: изучить консерватизм как систему политических взглядов, выделить основные принципы и идеи, а так же проанализировать критерии общественного развития со стороны консерватизма.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) обосновать закономерный характер появления консервативной идеологии как одной из разновидностей политической идеологии;
3) показать особенности идеологии и их влияние на политическую мысль, политику государства;
2) выявить политические идеи, концепции и ценности, ставшие основополагающими при формировании консерватизма;

Содержание

1.Введение.
2.Консерватизм как система политических взглядов.
3.Неоконсерватизм
4. Основные принципы.
5. Политические идеи.
6. Критерии общественного развития.
7. Заключение.
8. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по дисциплине политология.docx

— 41.59 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.Введение.

2.Консерватизм как система  политических взглядов.

3.Неоконсерватизм

4. Основные принципы.

5. Политические идеи.

6. Критерии общественного развития.

7. Заключение.

8. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону  политики, является политическое сознание. Основной формой существования политического  сознания является политическая идеология. Идеологическое   пространство   всегда   плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимодополняют друг  друга,  создавая  единую идеологическую систему. В современном мире произошла в определенном смысле глобализация политического идеологизирования. Участники политических отношений, руководящиеся идеологическими ценностями и целями, образуют особое коммуникативное пространство, в котором происходит непрерывный обмен подходами, оценками и суждениями, борьба по политической "повестке дня", включающей важнейшие вопросы современной политики.

Актуальность данной темы реферата определяется рядом обстоятельств. В современной России отмечается актуализация научного и общественного интереса к истории русской и западной политической мысли. Сегодня мы переосмысливаем для себя творческое наследие многих известных идеологов и политиков прошлого..

Консерватизм и неоконсерватизм  относятся к одним из наиболее часто употребляемых понятий  в современной идеологии и  политике. Движения и идейно-политические течения, для характеристики которых  эти понятия используются, занимают одно из центральных мест в политической жизни. При этом в нашей стране и за рубежом существует самый  широкий разброс мнений, различные  трактовки современного консерватизма, что определяется его многоплановостью как идейно-политического, социально-философского, политологического, общественного  и исторического феномена.

Политическая идеология консерватизма изменчива. В общественно-политических течениях существуют, с одной стороны, постоянный “субстрат”, как бы определяющий его социально-философское и политологическое содержание и дающий ему некоторую идейно-политическую направленность, а с другой стороны – “переменный” компонент, зависящий от изменяющихся политических, социально-экономических, общественно-исторических и иных условий. В этой связи весьма актуально проанализировать и выделить основные этапы генезиса и трансформации политических идей консерватизма.

Исследование идей и концепций консервативной идеологии актуально в русле современных тенденций мирового развития. В ХХ в. проявился диссонанс между “умственным” развитием общества в виде прогресса науки и техники и отставанием в сфере морали и нравственности.

Современный политический процесс  обладает ярко выраженным ненормативным  характером, что требует актуализации гуманистических ценностей. В политической науке всё чаще наблюдается обращение  к мыслителям прошлого для поиска ответов на вопросы современности. Так, в своё время Э. Бёрк отстаивал для Англии путь общественного согласия, эволюционного развития, дающего простор новым формам жизни и сохраняющего всё исторически жизнеспособное, что имелось в строгом порядке социальной ориентации. Этот путь актуален и для сегодняшней России.

 

    Цель реферата: изучить консерватизм как систему политических взглядов, выделить основные принципы и идеи, а так же проанализировать критерии общественного развития со стороны консерватизма.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

   1) обосновать закономерный характер появления консервативной идеологии как одной из разновидностей политической идеологии;

  3) показать особенности идеологии и их влияние на политическую мысль, политику государства;

  2) выявить политические идеи, концепции и ценности, ставшие основополагающими при формировании консерватизма;

  4) проанализировать и раскрыть консервативные элементы в политике, выделить консервативные идеи, тенденции и принципы в стратегии общественного развития.

 

 

 

 

Консерватизм как система политических взглядов.

 

    Консерватизм (от лат. Conservo – сохранять, беречь) - политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности. Для консерватизма характерна идеологическая приверженность к традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике - направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях - протекционизм

На начальном этапе своего становления  эта идеология отражала интересы светских и церковных феодалов, возмущенных "дерзостью" либеральной мысли  и политической практикой французских  революционеров, стремившихся изменить существующий порядок, освященной вековой  историей. Последователи этого течения  выступали против общественного  прогресса и демократии, за сохранение традиционных институтов (сильного авторитарного  государства, влиятельной церкви, частной  собственности), за иерархическое устройство общества, основанное на естественном неравенстве и традиционных привилегиях, бережное отношение к устоявшимся  традициям.

 

Понятие консерватизм в недалеком прошлом, в значительной мере благодаря марксистским трактовкам, понимались в негативном свете. Если либерализм отождествлялся с излишней терпимостью, то консерватизм считался реакционным идеологическим течением, для которого характерна приверженность ко всему устаревшему в общественной жизни. В последние годы наблюдается возрастание интереса к этим течениям. Отказываясь от наиболее догматичных постулатов, взаимно обогащаясь, заимствуя некоторые социалистические идеи, эти политические течения становятся привлекательными для широких слоев.

История консерватизма начинается со времен Великой французской революции  конца XVIII в., бросившей вызов самим основам старого порядка, всем традиционным силам, всем формам господства аристократии. Именно с этого времени берут начало две классические традиции консерватизма: первая, восходящая к французским мыслителям Ж. де Местру и Л. де Бональду; вторая - к английскому мыслителю Э. Берку. Как правило, отправным пунктом современного консерватизма считается выход в свет в 1790 г. знаменитой работы. Берка "Размышления о Французской революции" ,которая стала «Библией» консерватизма. Сам термин "консерватизм" вошел в обиход после основания Шатобрианом в 1815 г. журнала "Консерватор". На

Серьезный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские         философы, социологи и политические мыслители, такие как К. Леонтьев, Н. Данилевский, В. Соловьев. И. Ильин во второй половине XIX - начале XX в., а после прихода к власти большевиков - представители русского зарубежья. Отцы-основатели консерватизма противопоставили выдвинутым европейским Просвещением и Великой французской революцией идеям индивидуализма, прогресса, рационализма взгляд на общество как на органическую и целостную систему. Реализация этих идей, утверждали они, предполагает обесценение унаследованных от предков традиций и бессмысленное разрушение моральных и материальных ценностей общества. У консервативных мыслителей, так или иначе, присутствует идея некоего жизненного начала всего реального мира. У некоторых русских мыслителей консервативной ориентации, например у В. Соловьева, в качестве такого жизненного начала выступала София - Душа мира, Премудрость Божия. Предполагалось, что человек в силу ограниченности своего разума не вправе бездумно браться за переустройство мира, поскольку тем самым он рискует задеть заключенную в этом мире духовность, или жизненное начало.

Характеризуя  общество как амальгаму институтов, норм, моральных убеждений,        традиций, обычаев, восходящих своими корнями глубоко в историю, сам по себе факт их   взаимосвязанности и единства они рассматривали как чудо истории, поскольку этот факт невозможно объяснить рациональными доводами. Существующим институтам, по их мнению, следует отдать предпочтение перед любой теоретической схемой, какой бы совершенной она ни показалась с рациональной точки зрения. Поскольку все формы     моральной и политической приверженности зиждятся на ассоциациях и поскольку ассоциации нельзя искусственно создать за короткое время, то разрушение унаследованных институтов является крайне безответственным делом.

Как считали  основатели консерватизма, политические принципы следует приспосабливать  к обычаям, национальным традициям, установившимся общественно-политическим институтам. В их конструкциях естественным и законным считалось лишь общество, основанное на иерархической структуре, отдельные части которой обеспечивают жизнеспособность и целостность  общественного организма, подобно  тому как отдельные органы человеческого тела - жизнеспособность и целостность всего его организма.

      В структуре консерватизма выделяется два идейных пласта. Один ориентируется на поддержание устойчивости общественной структуры в ее неизменной форме, другой - на устранение противодействующих политических сил и тенденций и восстановление, воспроизводство прежних. В этом контексте консерватизм выступает и как политическая идеология оправдания существующих порядков, и как апелляция к утраченному. Различные направления и формы консерватизма обнаруживают общие характерные черты. К ним относятся: признание существования всеобщего морально-религиозного порядка и несовершенства человеческой природы; убеждение в прирожденном неравенстве людей и в ограниченных возможностях человеческого разума; убеждение в необходимости жесткой социальной и классовой иерархии и предпочтения устоявшихся общественных структур и институтов. Политическая идеология консерватизма в некотором смысле носит вторичный характер, поскольку производна от иных идеологических форм, исчерпывающих на определенном этапе выполняемые ими функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные принципы.

 

Если попытаться вычленить  ключевое положение идеологии социального  консерватизма, лежащее в основе всех других его постулатов, то суть его можно выразить следующим  образом: понимание общества как  духовной реальности, имеющей свою внутреннюю жизнь и очень хрупкую  структуру; уверенность в том, что  общество - это организм и нельзя его перестраивать, как машину.

Одним из центральных положений  консерватизма, из которого вытекают и  многие другие, является представление  о том, что человеческий разум  ограничен в своих возможностях восприятия общества в его тотальности, осознания смысла и цели социального  процесса и определения места  человека в этом процессе. Все видные представители этой традиции считали, что общественными делами, наряду с разумом, правит Провидение, под  которым, согласно религиозным представлениям, понимается божественная сила, направляющая судьбы людей и всего мира к  благу. Реальный социальный процесс  они рассматривают как результат  проб и ошибок, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, воплощенный в социальных институтах и ценностях, которые человек  не сконструировал сознательно, а потому и не вправе их радикально изменять. Поэтому один из основополагающих принципов  консервативной идеологии и практики гласит: хотя мы всегда должны стремиться к улучшению наших институтов, мы никогда не ставим перед собой  задачу переделать их целиком, и потому в наших усилиях по улучшению  их мы должны принять как данное многое из того, что мы не понимаем; мы должны постоянно действовать  внутри и в пределах как ценностей, так и институтов, которые созданы не нами.

Второй принцип, связан с выяснением сущности общества и взаимоотношений людей в этом обществе, а также с определением характера взаимоотношений между обществом и государством. С момента своего оформления как течения социальной мысли консерваторы противостоят в решении этих вопросов сторонникам концепции естественных прав и договорного происхождения гражданского общества и государства. Последние исходят из того, что государство, в сущности, есть вторичный институт, оно возникает на основе соглашения между преследующими собственные интересы, но находящимися в догражданском обществе людьми. Консерваторы же полагают, государство - это некая постоянно существующая органическая целостность, отдельные части которой появляются, видоизменяются и исчезают, но сама она остается неизменной.

Исходя из идеи ограниченности разума в определении сути и направления  развития социальных процессов, а также  из представления об органическом характере  общества и государства, консерваторы придерживаются концепции исторического  единства прошлого, настоящего и будущего, преемственности и обновления социальных связей, передающихся от предков к  потомкам. Они считают, что будущее  должно выводиться из прошлого, и потому большое значение придают формированию исторического сознания своих народов, уважительному отношению к наследию прошлого, религиозным традициям  и ценностям.

Отсюда вытекает и резко негативное отношение консерваторов к революции. На основе анализа революционных  процессов, происшедших во многих странах  Европы с XVIII по XX в., консервативная мысль утверждает, что попытки осуществить радикальный разрыв с действительностью и реализовать на практике рационально сконструированную схематическую модель общества, в рамках которой сняты все антагонистические противоречия, неизбежно ведет к прямо противоположным результатам. Консерваторы настаивают на том, что человеческий разум не всемогущ и потому будет сделано много ошибок, как в самом проекте полного переустройства общества, так и в ходе реализации этого проекта. Консерваторы предпочитают постепенные изменения в обществе, которые оставляют возможность их дальнейшей коррекции.

 Одним из центральных для идеологии и практики консерватизма положений, которое как бы концентрирует в себе все рассмотренные выше постулаты, является понятие порядка, противостоящего хаосу. В поддержании такого порядка, в том числе и в функционировании социальных и политических институтов, определяющая роль отводится государству, которое отделяется от общества и становится над ним. Лишь сильное государство, по убеждению консерваторов, способно обеспечить здоровый социальный порядок, одержать эгоизм различных социальных групп и подчинить их единой цели, общему благу.

Информация о работе Консерватизм как система политических взглядов